Публикация в газете "Приволжская новь" "Телефон - друг? Телефон - враг?"
материал

Соловьева Надежда Александровна

Беседа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_s_roditelyami.doc106.17 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы с родителями

Телефон - друг? Телефон - враг?

Жизнь современного человека трудно представить себе без мобильного телефона. Сегодня он появляется у ребёнка уже в детском саду. И если одни воспринимают телефон  прежде всего как средство общения, то другие попадают от него в настоящую зависимость.

В конце октября в ОГКОУ «Приволжская школа –интернат» состоялось родительское собрание, на котором педагог-психолог Соловьева Н.А.  затронула  волнующий всех собравшихся вопрос  телефонной зависимости у детей и подростков. Обсуждению  данной проблемы посвящена наша сегодняшняя беседа с Надеждой Александровной.

Какой же он - современнный подросток? И почему подвержен телефонной  зависимости?

Начнем с того, что мобильный телефон с недавних времен стал незаменимым атрибутом повседневной жизни, которым пользуются как взрослые, так и дети. В науке даже возник термин номофобия, которым называется зависимость от мобильного телефона.

Многочисленные исследования психологов показали, что на сегодняшний день чаще всего наблюдается телефонная зависимость у подростков.            Современных подростков, тех, кто родился  после 2000 года, часто называют  «поколением Z», «интернет поколением» или «поколением, родившимся со смартфоном в руке».  У поколения Z много особенностей, основными из которых являются повышенная лабильность в получении и добывании информации и разница в восприятии информации. Эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитают короткие тексты, видеоролики и картинки.

Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них – анахронизм. Они не мыслят себя без Интернета.

Онлайн среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в сети легче общаться и делиться информацией, проще  искать информацию и удобнее покупать вещи. Для поколения Z онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное. Благодаря устройству подростки общаются в социальных сетях, участвуют в группах, играют в  игры, ведут блоги, готовятся к урокам и не только.

Современные дети не бывают одни. Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то  онлайн.         Одиночество зачастую страшит подростков, к тому же  они очень зависимы от оценки окружающих. Однако поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтует открыто (в том числе и в семье), больше времени проводит дома. Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо. При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше.  Напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект.

Чем опасна зависимость от телефона  или иного гаджета для детей и подростков?

Основные опасности можно разделить на две группы: опасность для физического и психического  здоровья и опасность социально-психологическая.

Опасность для психического здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм.  Меняется работа мозга и сам мозг. При постоянном взаимодействии с телефоном происходит рассосредоточенность внимания, снижается объём памяти. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?

 Кроме этого на физическом плане возможны частые головные боли, ухудшение зрения, перепады давления, боли в спине, развивается неправильная осанка. Вспомните как,  увлёкшись телефоном,  сидит ваш ребёнок? Часто подростки пропускают приём пищи, пока родители сами не заставят поесть.  Либо обедают, но телефон при этом обязательно лежит рядом на столе и онлайн общение продолжается. становятся раздражительными.

Постоянное использование телефонов снижает качество и общую продолжительность сна. Подростки спят со своими телефонами практически все без исключения. Они допоздна «сидят» в смартфоне, боясь пропустить что-то «важное». Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно: перед сном, сразу после пробуждения и даже ночью. Недосып приводит к нарушению концентрации внимания, ухудшению памяти, снижению успеваемости в школе.

Помимо всего сказанного, предпочтение мобильной связи живому общению со сверстниками приводит к изменению физической активности. Снижение живого общения приводит часто к росту депрессивных состояний.         Возникают проблемы с учёбой - подросток попросту не хочет делать уроки или делает их наспех. Нередко дети, играющие  в жестокие игры на гаджетах, начинают вести себя агрессивно по отношению к сверстникам и взрослым.

Опасность социально-психологическая заключается  в том, что в сети родители не могут защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не могут проконтролировать получаемую им информацию и не знают точно, с кем именно общается подросток.  В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу (буллинг - травля).         Не все могут адекватно противостоять агрессивному воздействию и защищать себя в сети. Зачастую подростки беззащитны перед оценкой окружающих, которая выливается на их страницы и комментарии к их фото, видео, постам, блогам, заметкам. Подросток может подвергаться воздействию жестокой и агрессивной рекламы в Интернете, рассылкам разного рода, просмотру видео, фото или получению иной информации нежелательного содержания. Необдуманно размещённая личная фотография, необдуманный комментарий, прямая видеотрансляция в соцсетях легко могут привести в шантажу автора. Доверчивые дети и подростки могут вступать в разные группы, известные среди взрослых как «группы смерти». В этих группах дети играют в некие «игры», в которых «куратор» даёт им разные задания, а они их выполняют и отчитываются. Для подростка это игры, которые зачастую могут привести к суициду.

Как же определить зависимость от телефонов и смартфонов, иных гаджетов?

Зависимость от телефона – это непреодолимое желание человека пользоваться устройством практически все время. Если верить статистике, то каждый седьмой человек в стране, имеющей развитую цивилизацию, зависим от мобильных телефонов. Для многих людей катастрофа - забыть мобильник дома. Большой стресс вызывает разряженный телефон или отсутствие связи.
        У каждого из нас есть знакомый, который, даже общаясь с другим человеком, не выпускает из рук телефон.  Возможно, вы и сами замечали, что, забывая свой телефон дома, вы готовы пойти на все, лишь бы вернуться домой и забрать его. Если вышеуказанные признаки присущи вам, можно сделать вывод, что зависимость от телефона и вас уже поразила. Что же тогда говорить о детях? Однако, не будем путать зависимость с жизненной потребностью использования сотовой связи например, для оплаты услуг, покупки билетов, товаров, записи в электронной ригистратуре или на сайте «Гос.услуг» и т.д., где телефон реально приходит на помощь к человеку, освобождая его от многочасовых, а иногда и многодневных  простаиваниях в очереди за той или иной услугой.

Среди основных признаков наличия телефонной зависимости у подростка  выделяют тягу к новой информации, которая проявляется в том, что ребенок постоянно берет в руки телефон, чтобы проверить, не позвонил ли ему кто-либо, не пришло ли новое сообщение в соцсетях или смска, нет ли новых обновлений, комментарий, видео и т.д.  Подросток желает, как можно скорее, ответить своему собеседнику, написать комментарий, разместить фотографии, начать прямую трансляцию.

 В настоящее время, зависимый от телефона человек старается следовать мировым тенденциям и менять старую модель телефона, смартфона на новый, усовершенствованный аналог. И подростки не исключение! Желание постоянного обновления источника зависимости связано с тем, что подростки  хотят выделиться из толпы и лишний раз продемонстрировать свой социальный статус.

 Очередным проявлением зависимости от гаджетов является наличие галлюцинаций. У подростков часто возникает ощущение, что звонит их телефон, даже если он выключен.

 Наличие всех этих признаков может говорить о том, что ваш подросток или вы сами являетесь зависимым от мобильного телефона, смартфона или иного гаджета.

Приведу несколько примеров из своей практики. По результатам анкетирования обучающихся 5-9 классов  более 60% детей испытывают страх, нервничают и переживают, когда у телефона садится аккумулятор, и они не имеют возможности использовать все функции, предоставляемые телефоном. А количество этих функций в современных гаджетах, смартфонах и даже простых сотовых телефонах впечатляет!

Почти 50% детей  для ликвидации вероятности полной разрядки телефона всегда носят с собой зарядку. И практически все опрошенные сказали, что они берут с собой телефон во время обеда, сна и даже в туалет и ванную комнату.

 И еще несколько вопросов анкеты и ответы на них:

Вы можете отключить телефон во время урока (не оставлять на беззвучном режиме)?  Да  –28%, нет –72%. Причина - страх пропустить «важную» информацию!

Вы хотите, чтобы у вашего телефона был самый модный дизайн и украшения?    Да –32%, нет –  18%, не имеет значения –50%.

Вы можете вспомнить на память хотя бы один телефонный номер, не полагаясь на список контактов в телефонной книге? Не помню –68%, только важные (родители, телефон мамы) – 32%.

Вы часто проверяете телефон на наличие пропущенных звонков или сообщений в соцсетях?  Да 91%, нет – 9%.

Большинство родителей -63%, как считают дети, негативно относятся к увлеченности их телефонами, планшетами (ругают, запрещают, не кладут деньги на телефон). 20% родителей не видят ничего плохого в этом, а 17% обучающихся считают, что родители не одобряют их занятия с телефоном.  

Психологи сравнивают телефонную зависимость с алкоголизмом, так как люди, страдающие ею, так же, как и алкоголики при отсутствии спиртного, начинают паниковать и искать выход из ситуации, чтобы как можно скорее привести телефон в рабочее состояние. У них в подобных ситуациях могут наблюдаться чрезмерная нервозность и возбужденность, злость при разрядке телефона, страх за то, что батарея может сесть в любой момент.

В чем причины возникновения телефонной зависимости в подростковом возрасте?

Существует множество причин, по которым может возникнуть зависимость от подобных устройств. Одной из таких причин является страх ребенка остаться наедине без привычного общения. Смартфон, телефон является источником общения. С его помощью подростки обмениваются новостями в соцсетях посредствам фото и видио сообщений. В телефонную зависимость особенно часто попадают дети и подростки, имеющие трудности с реальным общением, когда у них не получается завести друзей или нет взаимопонимания с родителями. Причём, до поры до времени родители не воспринимают эту проблему всерьёз, потому что они имеют дитя, которое  не спрашивает, чем ему заняться, не шляется по улице, не мешает жить. Одним словом - «удобный» ребёнок! Между тем сын или дочь постепенно уходит в вымышленную реальность.

Еще одной причиной возникновения зависимости является стремление быть нужным. Многие подростки ведут свои каналы на ютубе, организуют свои группы, подписки в социальных сетях и стараются заработать максимум лайков и одобрительных комментариев.

Нужно ли родителям запрещать детям и подросткам использование  телефона или иного гаджета?

Большинство родителей обеспокоены постоянным взаимодействием ребенка и телефона.  Первое действие, которое зачастую предпринимают родители для минимизации зависимости от телефонов, планшетов – это запрет на использование. Родители лишают ребенка телефона, при этом сами продолжают их активное использование и не предлагают детям никакой альтернативы.

 Можно ли  наказать подростка, отобрав у него телефон или планшет? Путь в корне неверный! Будьте уверены, что подросток обязательно найдёт способ использования телефона. Это может быть просмотр своих страниц в соцсетях совместно с друзьями в школе, игры на телефоне или планшете друзей, а в конечном итоге, возможно  разблокировка телефонов родителей и их использование. Родители часто не понимают, что многие из подростков научились пользоваться смартфонами и планшетами раньше, чем научились ходить и говорить, и для них  это – такая же часть мира, как для их родителей, например, телевидение, радио или книги. Для ребёнка большая часть общения с внешним миром происходит именно через телефон, и забрав его у ребёнка, вы по факту, лишаете ребенка общения, изолируете его от общества.         Задача родителей зависимого от телефона ребёнка — вовремя обнаружить проблему. При этом недопустимо решать её кардинально — отбирать телефон у сына или дочери. В результате подросток только обозлится, будет видеть во взрослых врагов, чувствовать себя ущемлённым среди друзей и одноклассников.

Что же должны предпринять родители для снижения зависимости от телефона у детей?

Конечно же, телефон не несёт в себе исключительно вред. Ведь с его помощью ребёнок в любой момент может связаться с родителями, пользоваться полезными приложениями, играть в обучающие и развивающие игры, делать фото и видео сюжеты, отправлять поздравление с праздником или с днем рождения родным и друзьям, готовиться к урокам.  В этом плане ключевую роль играют взрослые, которые ненавязчиво держат всё под контролем. Задача родителей, не запретить, а объяснить правила безопасного использования телефона, смартфона, планшета и любого гаджета.          Расскажите своим детям о правилах безопасности в Интернете, научите их безопасному взаимодействию, общению в социальных сетях и  на форумах.

Постарайтесь убедить подростка задуматься о последствиях, которые могут возникнуть при частом использовании  устройства, об опасности для физического и психического  здоровья и о социально-психологической опасности.

Необходим обязательный  родительский контроль за участием ваших детей, особенно подростков, в социальных группах. И если это группы сомнительного характера, типа «групп смерти», обязательно объясните ребенку, что всегда нужно задавать себе вопрос: «Зачем мне это делать? Почему я должен это делать? Кто этот человек, который меня просит это сделать?».  И  много-много других вопросов. Главное – научить сына или дочь анализировать поступающую информацию и задавать вопросы, возможно неудобные для лиц, провоцирующих вступление в подобные группы, но это поможет обезопасить детей.

 Помните, уважаемые родители, что живое общение никогда не заменить аналогом, поэтому чаще разговаривайте с детьми.

Так можно ли избежать зависимости?

Ответ, на мой взгляд, очевиден – избежать телефонов, планшетов , гаджетов невозможно! А вот минимизировать возникновение зависимости от них и их воздействие – можно. Используйте телефоны в качестве помощников! Для начала поймите, что телефон и любой другой гаджет в жизни  ребёнка, такое же естественное  явление, как телевидение или радио в мире родителей.  В начале беседы я говорила, что подростки «родились со смартфонами в руках».         Исходя из этого, приходит понимание, что взаимодействовать с подростками нужно по-другому. И учить их тоже нужно по-другому. Множество проблем современной педагогики растёт из непонимания особенностей современного взаимодействия подростка и мира.  Подростки болезненно отреагируют на запрет использования телефона, но на аргументированное ограничение времени использования могут пойти весьма спокойно.

Что же родители могут предложить детям и подросткам взамен?

Самое главное — это личный пример родителей. Они сами должны быть разносторонне развитыми людьми, иметь какое-то хобби, увлечение, а не быть аналогично погружёнными в виртуальный мир. Если мама каждые пять минут выходит в социальные сети, то глупо ругать своего сына или дочь за такое же поведение. Конечно, телефон — нужная для ребёнка вещь, особенно в школьном возрасте. Но родители должны следить, чтобы виртуальный мир не заменил собой мир реальный. Чтобы вытащить подростка из уже возникшей телефонной зависимости, родителям нужно проявить усилия. Возможно, для этого придётся поступиться собственными привычками и изменить свой образ жизни.

 Можно порекомендовать родителям придумать интересные занятия, семейные традиции: например, ежедневное совместно чаепитие, когда все собираются за столом без телефонов и планшетов и рассказывают о проведённом дне.

Можно один раз в неделю,например в выходной, когда все дома,  устроить «день тишины». Все отключают телефоны и проводят время в совместных занятиях. Это может быть прогулка, поход на природу, совместная работа на даче или любое мероприятие на ваше усмотрение.         Необходимо разнообразить жизнь детей, добавить туда реальных впечатлений. Например, если ребенок не ходит в спортивную секцию или какой-то кружок, записать его туда. Виртуальный мир уже не будет казаться таким заманчивым — на него попросту не останется времени.

Постарайтесь ограничить время использования телефона, когда речь идет об играх и  интернете. В дошкольном возрасте это максимально один час, в школьном — два часа. Причём, это время включает в себя и время, проведённое за компьютером, ноутбуком или планшетом.

Обязательно проверяйте просматриваемый вашими детьми контент, ненавязчиво предлагайте полезные развивающие игры, тесты, головоломки. В интернете вы найдёте множество игр, способных увлечь детей и подростков не только обычными онлайн играми, но и играми для ума.

Чётко оговаривайте условия пользования телефоном. Например, немного «посидеть» в телефоне разрешается, когда ребёнок сделает уроки, поможет пропылесосить или позанимается дома на турнике.

И кроме всего, сейчас в продаже имеется множество разнообразных конструкторов: от наборов робототехники и моделирования дронов до деревянных конструкторов, моделирующих механизмы. Наборы для постройки домов, печей, замков из кирпичей и брёвнышек помогут не только отвлечь ребенка от телефона, но  и помогут развивать мелкую моторику и воображение. Не забудьте о настольных играх и наборах для творчества. Все дети любят творить и делать что-то своими руками, а особенно, если это потом радует их родителей.

Наша беседа носит название «Телефон - друг? Телефон - враг?». Какой же ответ правильный?

Подводя итог можно сказать: телефоны – не враги, телефоны – не друзья. Они – часть мира ваших детей. Примите их и обратите себе на пользу. Станьте другом и собеседником своему ребёнку и вы увидите, что общение с телефоном станет меньше. Если вы хотите оторвать ребёнка от телефона, то вам нужно самому стать своеобразным оффлайн другом, собеседником, с которым ребенок будет общаться. Подростки поколения Z по-другому воспринимают информацию. Научитесь говорить с ними на одном языке, и проблемы с зависимостью от телефонов и иных гаджетов существенно снизятся или исчезнут совсем.

И помните: «Телефон для человека, а не человек для телефона!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация для родителей. Знакомьтесь вместе с нами. Новая семейная арт-игра.

Публикация для родителей. Знакомьтесь - новая семейная арт-игра....

Публикация (статья): Повторение как вид деятельности по преобразованию и применению новых знаний в учебных ситуациях в рамках учебного предмета (согласно требованиям ФГОСов)

ФГОСы требуют усилить практическую направленность обучения, умение применять полученные знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. В данной статье приводятся некоторые конкрет...

публикации в СМИ "Как встретишь Новый год, так его и проведешь"

Как встретишь новый год , так его и проведешь......

Урок социально-бытовой ориентировки в 8 классе по теме «Телефон. Правила пользования телефоном и телефонным справочником. Культура разговора по телефону»

Данный урок  способствует формированию формирование у обучающихся необходимого запаса знаний, умений и навыков при пользовании телефоном и телефонным справочником,  знакомит их с прави...

Отчёт по организации и проведению выставки по теме: "Огонь - друг, огонь - враг1"

В ГКОУ СО "СШ№1", реализующей АООП, Романовской школе была проведена выставка рисунков по теме: "Огонь - друг, огонь - враг!"Посредством рисования у обучающихся формировались знани...

Телефон. Пользование городским и сотовым телефоном, телефонным справочником

Конспект урока по СБО 8 класс "Телефон. Пользование городским и состовым телефоном, телефонным справочником"...

Публикация статьи с сборнике "Новые стандарты. Новые идеи" (Чебоксары:ЭМЦ, 2013)

Предлагается сценарий открытого мероприятия. Изветсно, что Л.Н. Толстой был великим русским писателем и замечательным педагогом. Но мало кто знаком с опытом его работы в области преподавания математик...