"Учить читать...Еще рано... или... Уже поздно?"
консультация

Картавцева Елена Борисовна

Проблема чтения у детей возникает перед родителями в старшем дошкольном возрасте. Но, как не пропустить то самое время и привить детям интерес к чтению?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umet_chitat.doc748.5 КБ

Предварительный просмотр:

Не учите ребенка читать, и он полюбит книги!

Уметь читать не значит быть развитым

УЧИТЬ ЧИТАТЬ...ЕЩЕ РАНО или УЖЕ ПОЗДНО?

        В каком возрасте обучение складывать звуки в слоги,  слоги в слова, а слова в предложения будет своевременным для ребенка?

В 2 -3 года у малыша идет полным ходом накопление словарного запаса. Значит в это время нужно развивать речь крохи. До 3 лет ребенок осваивает предметный мир, познает все, что есть вокруг. С 3 до 7 лет – главная задача чада – играть. До 5 лет важно много читать ребенку вслух, чтобы он слушал и познавал.

Самое подходящее время для обучения чтению – когда, как говорят психологи, сформирована знаково-символическая функция, когда созрели нужные структуры головного мозга. Как правило – это возраст 6-7 лет.

Хотя дети, особенно девочки, частенько сами начинают интересоваться чтением и раньше. Все зависит от ребенка, от его готовности.

Специалисты выделяют признаки, свидетельствующие о том, что ребенок готов научиться читать - большинство детей обладает всеми этими навыками к пяти годам:

  • умение говорить развернутыми предложениями, способность пересказать любимые сказки и рассказы, богатый словарный запас, знание наизусть нескольких стихов и песен;
  • активный интерес к книге, желание самостоятельно рассматривать книги, желание, чтобы взрослые читали книги, имитация чтения любимых книг вслух, попытки делать собственные книги из альбома или тетради, интерес к буквам, к их названиям, просьбы научить читать, попытки найти знакомые буквы на вывесках или в книгах, попытки их соединить, посчитать;
  • отсутствие логопедических проблем, умение четко различать на слух звуки в похожих словах, например «жили» или «шили», умение правильно и разборчиво произвести все буквы, способность разделить звуки в слове, подобрать слово, начинающееся на ту же букву, что и заданное или окончивающееся на ту же букву, выделить общий звук в нескольких словах;
  • бережное отношение к книгам, уважение к ним, желание иметь свои книги, наличие сформированного «ритуала» совместного чтения;
  • умение различать «лево» и «право», ориентироваться в пространстве.

Важно правильно учить

        Часто учителя жалуются, что родители учат малышей читать по-своему, а потом детки приходят в первый класс и сталкиваются с другой методикой обучения чтению – педагогической. И тогда первоклашкам приходится переучиваться.

        Самое лучшее и полезное, что могут сделать родители, – побольше читать детям вслух и может быть научить различать отдельные буквы, рассказать, что такое гласные и согласные. Или купите специальные книжки с учительскими методиками по обучению чтению.

        Немногие современные детки любят читать. То ли из-за раннего развития, то ли из-за того, что доступны комиксы, компьютер, мультфильмы…

 Есть несколько способов сделать так, чтобы малыш полюбил читать.

1. Читайте сами. Ребенок будет видеть книги в руках у мамы и папы и сделает вывод, что это что-то интересное.

2. Пусть в доме будет много разных книг – художественная литература, энциклопедии…

3. Хорошо, если у ребенка есть своя полка со своими книгами. Но если нет, то детские книги должны лежать так, чтобы малыш мог без труда достать их сам.

4. Читайте вслух. Увлеченно и артистично!

Когда ребенок уже умеет читать сам:

5. Начните читать ему вслух, но на самом интересном месте "вспомните", что молоко на кухне убегает, и предложите ребенку дочитать самому.

6. Подбирайте книги, чтобы они были интересными, нескучными и несложными. Чтобы, только начав читать, ребенок не отложил книжку в сторону.

7. Если вы ходили в кино или смотрели по телевизору интересный фильм, купите книжку, по которой снят фильм, и предложите чаду прочитать.

8. Если ребенок любит аудиокниги, то купите ему первую часть произведения на диске, а продолжение – на бумаге.

9. Техника чтения формируется только практикой. Если ребенку не хочется читать, он ленится, договоритесь – 5 страниц он читает сам, а потом вы читаете ему вслух.

10. Не ставьте в пример других детей: «Какая Катя молодец, так здорово читает, не то, что ты!» Не ругайте ребенка: «Ты ничего не читаешь! Тебе ничего не интересно!» Вместо этого делайте акцент на успешности: «Ты прочитал 3 страницы – вот это молодец! Как здорово и быстро ты уже читаешь – умница!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся читать с Гарри Потером

Цель данной работы - предложить один из эффективных путей по развитию и активизации  коммуникативных умений уч-ся. В Приложении к данной работе я предлагаю  материал для работы по одно...

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Учимся читать на английском языке

О приёмах обучению чтению на английском языке...

Презентация "Учимся читать по- немецки!"

Для разнообразия и облегчения работы над техникой чтения  можно использовать рифмовки, которые помогают детям быстро и легко усвоить основные правила чтения. В результате скучная работа по механи...

Что читать детям раннего возраста

Раскрыта воспитательная функция художественной лит-ры, рекомендации что читать детям раннего возраста...

Урок 36-37_Учимся читать

Урок 36-37_Учимся читать к УМК Биболетова...

Урок 38-39_Учимся читать

Урок 38-39_Учимся читать...