План совместной работы родителей и педагогов с неуспевающим и учащимися по математике.
материал

Васильева Елена Папиевна

План совместной работы родителей и педагогов с неуспевающими учащимися  по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План совместной работы  родителей и педагога с неуспевающими учащимися

                                                           Пояснительная записка.

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

Для организации процесса обучения по математике с такими особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

                  Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению

Основными признаками неуспеваемости  учащихся можно считать:

  • Недостаточное семейное воспитание.
  • Неблагополучная семья
  • Пробелы в фактических знаниях.
  • Проблема улицы
  • Прогулы
  • Плохая наследственность
  • Общая неспособность к интеллектуальному труду.
  • Нарушение нервной системы
  • Физическая ослабленность
  • Снижение зрения.
  • Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость.
  • Родители вынуждены кроме основной работы подрабатывать на другой –ребёнок предоставлен сам себе.

  • организованность  и другие свойства, необходимые для успешного учения.

Трудности школьника, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины

  • Слабое состояние здоровья.
  • Несформированность приемов учебной деятельности. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся  заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки.
  • Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).  Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
  • Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания

                             Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • не сформированы элементарные организационные навыки;
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.
  • нет опоры на родителей как союзников учителя-предметника.
  • Частые пропуски  без уважительной причины, что приводит к отсутствию в системы  в знаниях.

                             

Цель – формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

- ликвидация пробелов у учащихся по  математике;

 - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка

Задачи:

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  2. Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
  3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  7. Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты :

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

- Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и консультаций.

- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты :

  1. Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
  2. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
  3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
  4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

Использовать наглядный материал.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

 Какой же выход из создавшейся ситуации

Как помочь ученику, учителям и родителям выйти из сложивщейся ситуации?

  • Систематизировать теоретические знания по теме.
  •  Провести  психолого-педагогическую диагностику      слабоуспевающих учащихся.
  •  Выявить основные причины и меры профилактики    неуспеваемости школьников.

 Определить пути, формы и способы решения проблемы   неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности

Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

                            Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

- обстоятельства жизни ребёнка в семье;

- взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми.

Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

  • - пробелы в воспитании ( нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника на об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

Работу с неуспевающими обучающимися желательно проводить в несколько этапов.

Первый этап – диагностический.

Цель – выявить причины стойкой неуспеваемости, определить тип неуспевающего ученика, проанализировать ошибки в работах учащихся.

В первую очередь необходимо определить, с какими же истоками неуспеваемости мы имеем дело. Для этого может быть использована психолого - педагогическая типология общего отставания в учении:

1 тип . Низкая интенсивность учебной деятельности. ( Ученик просто не работает).

2 тип . Низкая эффективность учебной деятельности. (Ученик затрачивает значительные усилия на выполнение учебных занятий, но не справляется с ними).

3 тип . Сочетание признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. (От переживания неудач к равнодушию).

Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление индивидуальных образовательных программ, индивидуальная работа с обучающимися.

Формируемые

отношения

1этап

2этап

3 этап

К содержанию

учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю

(коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др

             

                  Оказание помощи неуспевающему ученику

Этапы урока

Виды помощи учащемуся

Контроль подготовленности

учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала.

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Самостоятельная работа учащихся на уроке.

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания.            Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.  Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.                                                      Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.                                     Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

                            Профилактика неуспеваемости.

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку ,особенно слабоуспевающих учеников

                               

                               Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически.

           План работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимся.

мероприятие

сроки

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

сентябрь

Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком

сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий

В течении года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником .

В течении года

Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

  • Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;
  • Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;
  • Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;
  • Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;
  • Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

  • Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;
  • Донести информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;
  • Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителейв присутствии их родителей);

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики

  • Рекомендовать учащемуся занятия с репетитором;
  • При необходимости, способствовать организации помощи психолога;
  • Проводить индивидуальные консультации;
  • Организовать с учащимся работу над его ошибками;
  • Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;
  • Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся

Цель: Создание условий для развития личностного потенциала

учащихся в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума.

  • Задачи:
  • - создать коллектив единомышленников, сделать учащихся, учителей, родителей соучастниками образовательного и  воспитательного процесса

 -организовать разнообразную увлекательную, социально-значимую совместную деятельность учащихся и родителей

- организовать всеобуч для родителей

Ожидаемые результаты:

  •  установление диалога и взаимовыгодного сотрудничества между школой

и родителями

  • формирование у учащихся любви, долга к родителям, близким
  • решение проблемы занятости учащихся в свободное от уроков время.

Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа

Организация  индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.

Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.

Оказание информационной помощи семье.

Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса.

 Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины) Доводить до сведения  случаи нарушения норм и правил поведения в целях современной их профилактики

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность,  творческие задания  детей вместе с родителями дома, решение кроссвордов,  разгадывание математических ребусов, составление математической сказки, игры,

  тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на

родительских собраниях, участие родителей на внеклассных мероприятиях по предмету.

Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.
Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ученика на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
Родители имеют право посещать уроки, на которых учащийся показывает низкий результат.
Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.
В случае уклонения родителей от своих обязанностей на них и ребенка оформляются материалы для комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания.

При правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков,  реальная помощь и  тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместной работы учителя русского языка и библиотекаря

В плане представлены мероприятия по совместной работе учителя русского языка и литературы с библиотекарем....

План совместной работы по профилактике правонарушений среди учащихся по МБОУ «ООШ с. Сапеево» Азнакаевского района и ПДН Азнакаевского ОВД на 2012-2013 учебный год

План совместной работы по профилактике правонарушений среди учащихсяпо МБОУ «ООШ с. Сапеево» Азнакаевского района иПДН Азнакаевского ОВД  на 2012-2013 учебный год...

План совместной работы с родителями

Рассматриваю совместную работу с родителями учащихся класса дляорганизации сотрудничества и воспитания на основе единой педагогической позиции...

План совместной работы коррекционной школы VIII типа с ОДН

План совместной работы коррекционной школы VIII типа с ОДН на 2013-2014 учебный год....

План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"

План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"...