Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.
статья

Тихонова Светлана Ханифовна

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Тема родительского собрания “Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.

Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковом возрасте. Особенно тревожным фактом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях различного характера (наркомания, алкоголизм, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и пр.).

Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности.

Возрастные границы: от 11–12 до 16–17 лет.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками (“группированию”), стремление к самостоятельности и независимости, “эмансипации” от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

Социальная ситуация развития: заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Основные характеристики данного возраста:

1. Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

2. Развитее самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ “Я” обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице.

3. Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис.

В этом возрасте происходят как физиологические изменения (половое созревание), так и психологические изменения. Психическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом.

Основными причинами кризиса являются:

1) взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремлений к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями;

2) в поведении появляется прямое отражение полового созревания.

Суть кризиса заключается в глубоком качественном изменении всего процесса психического развития ребенка, его внутреннего мира (а не в ярких внешних проявлениях поведения)

К симптомам кризиса относятся:

1. Снижение продуктивности учебной деятельности (а также способности ею заниматься) даже в тех сферах, где подросток одаренный.

2. Негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих. Склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у него часто возникает внутреннее беспокойство, недовольство, стремится одиночества и самоизоляции,  склонность к агрессии и агрессивному поведению.

Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Давайте разберемся, что же такое “агрессия” и “агрессивность”?

Работа с родителями: уважаемые родители определите, пожалуйста, что такое агрессия и агрессивность.

Затем классный руководитель проговаривает определения указанных понятий, или выводит эти определения на слайд:

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Можно сказать, что агрессия – это акт нападения.

Агрессивность – приобретенное личное качество, готовность к агрессии. Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.

Поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:

• когда имеют место губительные для жертвы последствия;

• когда нарушены нормы поведения

Давайте же подумаем с Вами, в чем причины агрессивного поведения наших подростков? (Обсуждения и комментарии родителей.)

Самое трудное – понять причины поведения подростка, объяснить мотивы, побудившие действовать.

Причины агрессивного поведения подростков таковы:

Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым необходимо отнести: ближайшее окружение подростка (семья, группы сверстников), макросреда - образовательные учреждения в которых подросток прибывает длительное время (колледж, музыкальная школа, спортивные кружки), а также – традиции данной культуры, средства массовой информации, личностные черты и особенности подростка.

Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение подростка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение подростка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

В то же время для подростка характерно стремление к освобождению от любой зависимости, угнетения, подчиненности, опеки, уравнивание в правах, от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Не менее важным в формировании индивида являются воздействия макросреды - школы, колледжа, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену образовательного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией.

Сведения об агрессии подросток получает также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков. Подростки, кто наиболее агрессивен, скорее всего, оказываются отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, т.к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. Или такие подростки будут стремиться подчинить себе других путем насилия.

На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации и реклама.

Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей.

Существуют следующие формы проявления агрессии:

физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

косвенная агрессия – действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);

вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, ругань);

склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Уважаемые родители! Я предлагаю вам памятку, надеюсь, что следование этим советам, поможет избежать конфликтных ситуаций или поможет выстроить вам взаимоотношения с вашим ребенком на этом сложном этапе взросления. Вы поможете своему ребенку более грамотно анализировать ему свое поведение.

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения:

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках. А не на личностях.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации.

5. Обсуждение с подростком поступка (конструктивный диалог).

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

7. Демонстрация неагрессивной модели поведения

Для преодоления подростковой агрессии в своём арсенале уважаемые родители вы должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Литература для Вас, где можно узнать более подробно о проблемах, связанных с проявлениями агрессивности в подростковой среде.

  1. Бандура А. Подростковая агрессия / Бандура А., Уолтерс Р. – М., 2009. – 512 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – 2-ое изд., испр. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 6 классе по теме "Первые проблемы подросткового возраста".

Родительское собрание в 6 классе по теме "Первые проблемы подросткового возраста"....

Родительское собрание в 7 классе «Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений»

Собрание в 7 классе, Цель: повысить знания родителей по теме. Форма проведения : родительский практикум...

Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»

Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....

Выступление на родительском собрании по теме "Профилактика детско-подросткового суицида"

Выступление на родительском собрании по теме "Профилактика детско-подросткового суицида"...

Родительское собрание по теме "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; методические рекомендации родителям обучающихся"

Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснётся такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать повед...

Родительское собрание на тему: "Профилактика девиантного поведения"

Важно помнить, что подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь &mda...

Выступление на родительском собрании на тему профилактики суицидального поведения обучающихся

laquo;Профилактика суицида у несовершеннолетних»Суицид,  проще говоря – самоубийство стало проблемой, которая в последнее время стала очень актуальной. Эту беду в большинстве с...