Проект: МИР НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ.
проект

Создание школьных ежемесячных сменных выставок на базе музейного комплекса МСОШ № 40 оправдывает себя по многим причинам. Отметим лишь некоторые из них:

- чрезвычайное слабое знание выпускниками школ города традиционной народной культуры и культуры своего региона;

- в силу своего географического положения, город Нижневартовск и округ имеют свои ярко выраженные особенности традиционной народной культуры, где активно проявляется влияние соседних этнокультурных территориальных образований;

- наличие уникального природно-культурного комплекса, который по большей части имеет статус территории, охраняемой государством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir_nachinaetsya_s_semi.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа  40

Школьный музей.

Проект:

МИР НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ.

Руководители и ответственные

 исполнители проекта:

  Игнатова О.Ю.

Нижневартовск 2019.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 40

Школьный музей.

Название Проекта: МИР НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ. 

 

Образовательное учреждение: СШ № 40.

Юридический адрес: Ул. Дзержинского 29А

Ф.И.О. руководителя школы: Святченко Инна Владимировна

Дата начало реализации проекта: Сентябрь 2019г (Музейный комплекс начал формироваться с первого года работы школы (с 1998 года).

Пояснительная записка.

Создание школьных ежемесячных сменных выставок на базе музейного комплекса МСОШ № 40 оправдывает себя по многим причинам. Отметим лишь некоторые из них:

- чрезвычайное слабое знание выпускниками школ города традиционной народной культуры и культуры своего региона;

- в силу своего географического положения, город Нижневартовск и округ имеют свои ярко выраженные особенности традиционной народной культуры, где активно проявляется влияние соседних этнокультурных территориальных образований;

- наличие уникального природно-культурного комплекса, который по большей части имеет статус территории, охраняемой государством.

Наличие программы: Перспективная программа развития школьного музейного комплекса (срок действия-5 года).

В осуществлении проекта принимают участие:

Учителя, родители и учащиеся МСОШ № 40.

Руководители и ответственные исполнители проекта: Игнатова О.Ю.

Срок осуществления программы: 5 лет (2019 – 2024).

 

Объект исследования:

Объект исследования – историко-культурное, духовное и традиционное наследие коренных народов Западной Сибири и других народов России. Накопленный в Музейном комплексе материал и разнообразные формы и методы работы со школьной аудиторией разного возраста дают хорошее представление об особенностях и культурных традициях России и области, как и исторические сведения, связанные с другими регионами страны.

Практическая часть работы – изготовление своими руками национальных костюмов, кукол и предметов быта, что может оказать влияние на выбор будущей профессии.

Новизна проекта: Создание сменных временных выставок (на один месяц) в разных залах школьного музея, пополнение фонда новыми экспонатами и творческими, краеведческими, практическими и учебными работами школьников.

Содержание проекта.

- Направления деятельности:

коммуникативная, экспедиционная, просветительская, культурно-эстетическая, научно-исследовательская, хранительная и ретрансляционная.

- Основные виды работы:

создание экспозиций, проведений экскурсий, сбор информации об экспонатах.

- Основные мероприятия:

организация выставок, проведение экскурсий учащимися школы, организация и проведение конкурсов на базе школьного музея, творческие встречи с музейными работниками, историками, археологами и деятелями культуры, издание альбомов, буклетов с материалами по результатам конкурсов, экспедиций.

Основной цель работы: является нравственное, гражданское и патриотическое воспитание, а также экологическое и познавательное развитие детей. Приобщение всех участников учебной ситуации (учителей, детей, родителей) к системной продуктивной работе, начиная от разработки замысла до получения продукта, создавали естественные условия успешного решения задачи создания мощного музейного комплекса, объединяющего учебно-воспитательные задачи всех служб образовательного учреждения.

Формы работы: встречи (например, встречи с ветеранами Вов, Афганской войны и Чеченского конфликта, научными сотрудниками Нижневартовского Этнографического музея), вечера, конкурсы, олимпиады, подготовка временных краеведческих уголков. Поисковая работа, научно-исследовательская работа, экскурсии, сбор информации для написания сочинений, рефератов, сообщений; классные часы, учебные занятия, книжные выставки тематические, вечера встречи с интересными людьми.

Основной целью деятельности проекта школьного музейного комплекса является: удовлетворение образовательных потребностей школы в области историко-культурного наследия, формирования у учащихся любви к Родине, родному округу, расширению кругозора, воспитание познавательных интересов, более глубокого изучения истории и традиций народов, населяющих наш округ.  Сохранить потребность в музейном образовании и творчески развивать культурные традиции нашего региона и России; способствовать осознанию молодежью культурно-исторических истоков коренных жителей Югры и формированию исконных духовных ценностей. Музей, как институт культуры, хранит, изучает и популяризирует культурное наследие, давая возможность его наглядного эмоционального постижения и раскрывая многообразие творческой деятельности не одного поколения.

Интеграция в сфере культуры и образования – закономерный процесс, вызванный особенностями развития современного мира, которые ставят перед человеком все новые задачи. Для их решения необходим целый спектр знаний, навыков и личностных качеств, включая такие, как нравственность и духовность, без которых не может состояться личность.

Основные задачи проекта: создание базы исторических данных о городе, округе, коренном населении ХМАО; совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе при помощи школьного музея; родителей, учителей, педагогов; содействие развитию общественно-политической активности учащихся; овладение учащимися практическими навыками поисковой, научно-исследовательской работы; обеспечение полной сохранности коллекций музейных предметов.

Являясь деловым и динамичным промышленным городом, Нижневартовск всегда отличался своими исторически сложившимися традициями взаимодействия разных культур. В последнее время в силу экономических проблем в стране наблюдается снижение уровня жизни людей, и, наоборот, резкий скачок повального увлечения высокими достижениями техники, привели к тому, что посещаемость школьниками культурных центров значительно сократилось. Репертуар кинотеатров оставляет желать лучшего, экраны заполонили кассовые зарубежные фильмы. Утрачены многие национальные традиции. Отсутствуют вертикаль управления и профессиональное содействие развитию нравственно-патриотических и гражданских чувств подрастающего поколения.

Основная задача работы – через данный проект приобщить детей к истокам национальной и мировой культуры, культуры округа, активно участвуя в становлении личности: через консолидацию культуры, музея и образования возродить лучшие традиции общества.

Воспитание уважительного отношения к делам своих праотцев, к коренным народам Севера, произведениям их и русского искусства, к историческому прошлому и настоящему Югры. Главным условием успешного осуществления работы является создание в нем специально организованной педагогической пространственной среды.

Назначение проекта: привлечение интереса учащихся к историческим проблемам, музейной работе, приобретение навыков групповой работы, мотивации к самостоятельному изучению наследия прошлого.

Разрабатываемая музейная программа проекта предполагает, как можно раньше приобщить детей к посещению музеев и работе в них, заинтересовав ребят хранящимися в них культурными сокровищами; выработать устойчивую потребность в общении с музейными памятниками, к более детальному изучению исторических фактов округа, своей малой родины. В задачу программы входит реализация творческих и индивидуальных способностей ребенка с помощью особых форм и методов работы игровых и творческих методик. Тенденцией последних лет в культурно-образовательной деятельности музеев стало развитие межкультурных связей разных округов.

Обоснование значимости программы.

- Формирование центра духовной жизни в школе.

- Осознание учащимися значимости и необходимости музейной работы, исторического и художественного образования.

- Создание в залах сменных выставок с обильным наглядным материалом предполагает приобретение учащимися определенного багажа знаний, а также способствует самостоятельному творческому поиску будущих экспонатов и анализу событий, связанных с историческим прошлым своего округа. Уникальная возможность прикоснуться к прошлому через предметный мир быта и культуры в школьном возрасте с их особенностями познания мира с точки зрения психологии, как нельзя полно, помогает решить поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Все направления, формы и методы работы с аудиторией носят практический характер:

- Выставки работ детей – результат их интеллектуального, творческого и ручного труда;

- Подготовка и инсценировка представлений, включающих изготовление масок, костюмов и атрибутов праздника;

- Конкурсы, в которых дети принимают участие, способствуют развитию творческих возможностей детей;

- Большая часть организуемых мероприятий в зале Этнографии музейного комплекса школы проводятся по разработанным сценариям из его методического фонда, причем со сменой состава учащихся.

Аспекты проекта, представляющие интерес для межпредметного сотрудничества: участие юных дарований и выставок в конкурсов-смотров школьных музеев города Нижневартовска.

Виды деятельности: научно-исследовательская (исследование какого-либо предмета, поступившего в фонды музея), научно-экспозиционная (составление экспозиций по разным тематикам), научно-просветительская (лекции, экскурсии, встречи с ветеранами, деятелями культуры, науки семинары, подготовка школьных экскурсоводов, научное комплектование фондов (учет и хранение).

Направления работы этнографического зала:

1. История военно-росийской Славы.

2. История оружия.

3. История человеческих цивилизаций.

4. История мировых войн.

5. История денежных знаков России.

6. История русских переселенцев.

7. История Российской Армии.

8. История детства в ВОВ.

9 .История русского военного плаката.

10. История и современность русского военного мундира.

11. Ордена и медали России.

12. история русской геральдики.

13. Виды вооруженных сил России.

14. Начало освоения края (начало XX века).

15. Геологи – первопроходцы. Быт, нравы.

16. Открытие самотлорской нефти.

17. Рабочий посёлок Нижневартовский (1964 г.).

18. Стройка века (строители города).

19. Улицы могут рассказать многое.

20. Культура и быт современного города Нижневартовска (1970 г.).

21. История моего города.

22. История предприятий.

23. Праздники и важные исторические даты.

Массовые мероприятия: Проведение экскурсий, форумов, акций, торжественных мероприятий встречи с ветеранами ВОВ, интересными людьми нашего города, сотрудниками городских музеев.

Связь с организациями, учреждениями, другими музеями: Сотрудничество с городским этнографическим музеем им. Т.Д.Шуваева, с Музейным комплексом русского быта, с гуманитарными факультетами НГГУ, ГТРК «Самотлор», Суворовское училище г.Москва, городской газетой «Варта», Библиотека семейного чтения 10 микрорайон.

Этапы реализации программы:

Первый учебный год: 2019-2020 гг.

  1. Создание актива музея.
  2. Работа над концепцией деятельности проекта в школе.
  3. Разработка положений о проекте.
  4. Изучение источников информации (карт, книг, журналов, методических пособий).
  5. Работа с календарем важных дат.

Второй год: 2020-2021 гг.

  1. Создание материально-технической базы проекта;

- стилизация выставок и тематик;

- сбор экспонатов для экспозиций;

- изготовление экспозиций;

- проведение выставок и экспедиций;

2. Сотрудничество со средствами массовой информации и городским этнографическим музеем города Нижневартовска, библиотеками, учителями-предметниками и родителями.

3. Проведение экскурсий и участие в экспедициях и городских научных конференциях.

Третий год: 2021-2022 гг.

  1. Презентация проекта.
  2. Участие в научных конференциях, конкурсах, смотров музеев городских школ.
  3. Проведение экспедиций и экскурсий.
  4. Участие в театрализованных представлениях.
  5. Учет фонда проектов и составление его каталогов.

Четвертый и пятый годы: 2022-2023, 2023-2024гг.

Реализация основных направлений работы по проекту:

а) информационно-рецептивный метод: экскурсии, интеллектуальные игры, чтение сказок, мифов и легенд;

б) театрализация: календарные и обрядовые праздники, инсценировки сказок;

в) практико-эстетического направления; народные промыслы.

г) популяризация работы проекта через экскурсионную деятельность для детских учреждений города и средства массовой информации;

д) определение роли и места проекта в социокультурной инфраструктуре образовательных учреждений города;

е) поисково-исследовательская работа и создание альманахов «Из прошлого и настоящего».

ТЕМАТИКА выставок – экскурсий на 2019-2020 учебный год.

№ пп

Тема

Примечание

Для какой возрастной категории уч.

Случайная находка.

Находки родителей, учащихся за время летних каникул (сентябрь)

1-11 классы

Бабушкин сундучок

Ко дню пожилого человека (октябрь)

1-6 классы

Островок семейных сокровищ.

Семейные реликвии и их истории  (ноябрь)

1-9 классы

День Конституции

12 декабря (документы по проблеме из школьного музея) (декабрь)

7-11 классы

Моя любимая игрушка

Январь

1-11 классы

Мой папа в армии служил...

23 февраля – день защитника Отечества

1-11 классы

Мама – рукодельница.

Всемирный женский день (март)

1-11 классы

Все о музеях. Музеи разные важны.

(апрель)

5-10 классы

Память о Великой Отечественной войне.

(9 май)

1-11 классы

Подведение итогов работы по проекту.

Май

Совет дела

Совет старшеклассников

Награждение учащихся и их родителей.

Июнь

Совет дела

Совет старшеклассников

На перспективу:

ТЕМАТИКА выставок – экскурсий на 2020-2021 учебный год.

№ пп

Тема

Примечание

Для какой возрастной категории уч.

Случайная находка.

Находки родителей, учащихся за время летних каникул (сентябрь)

1-11 классы

В согласии с природой

К акции «Спасти и сохранить» (октябрь). Лучшие поделки их природного материала.

1-7 классы

С любовью о маме

К Дню матери  (ноябрь)

1-11 классы

В семье – праздник!

Новый год (декабрь)

1-11 классы

Ваша свобода выбора

Январь

5-11 классы

Бессмертный подвиг маленьких героев

8 февраля (о героях-антифашистах)

7-11 классы

История моей семьи в истории города

К дню города Нижневартовска (март)

1-11 классы

 Я здоровье берегу, сам себе я помогу!

Все о спорте(7апрель – День здоровья)

1-11 классы

 Ее величество СЕМЬЯ

(15 май – День семьи)

1-11 классы

Подведение итогов работы по проекту.

Май

Совет дела

Совет старшеклассников

Награждение учащихся и их родителей.

Июнь

Совет дела

Совет старшеклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология начинается в семье.

Презентация на тему "Экология начинается в семье" может быть использована на родительском собрании и на классном часе в 6-7 классах....

Сценарий семейного праздника "Всё начинается с семьи"

Вашему вниманию предоставляется сценарий праздника, посвящённого чествованию лучших семей школы. Надеюсь, этот материал окажется полезным для педагогов-организаторов, классных руководителей....

"Все начинается с семьи"

Данный материал раскрывает насколько важна роль родителей в воспитании детей....

Все начинается с семьи (сценарий родительского собрания)

Все начинается с семьи (сценарий родительского собрания)Актовый зал лицея оформлен плакатами и стенгазетами на тему: «Традиции моей семьи», «Моя дружная семья», «Я горжусь своей семьёй».Ве...

Любовь к Родине начинается с семьи

Классный час по теме "Любовь к Родине начинается с семьи"...

Классный час в 11 классе "Всё начинается с семьи". Форма проведения: круглый стол с"острыми" углами.

     Данная форма работы в виде предварительного анонимного анкетирования, дискуссии с  выводами и советами позволяет выявить взгляды молодёжи на брак, семейное счастье, ори...