Консультация для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»
консультация

Коваленко Екатерина Валерьевна

Формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Учитель - логопед: Коваленко Е.В.

Учитель -дефектолог: Богомолова Л.Н.

Цель: формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.

Задачи:

 1. Дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук.

 2. Показать значение развития ручной моторики для подготовки руки к письму.

 3. Показать значение многообразия дидактических игр для развития мелкой моторики рук в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

 4. Дать практические рекомендации по использованию различных художественно- продуктивных видах деятельности для выработки свободы творческого движения руки.

 5. Познакомить с приемами развития ручной умелости в домашних условиях.

Выступление учителя- логопеда  Коваленко Е.В.

 Уважаемые родители! Сегодня мы познакомим вас с многообразием способов развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

 Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.  Как показывает практика за последние годы значительно увеличилось количество детей с низким уровнем речевого развития.

 Причины речевых нарушений носят биологический и социально-психологический характер.

К биологическим причинам относятся:

 • Острые и хронические заболевания матери во время беременности;

 • наследственные заболевания;

 • аллергия матери во время беременности;

 • токсикоз беременности;

 • иммунологическая несовместимость крови плода и матери;

 • гипоксия плода;

 • родовые травмы.

 К социально-психологическим причинам относятся:

 • двуязычье в семье;

 • гиперопека;

 • неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи;

 • ограниченное общения родителей с ребенком (родители мало говорят с детьми, дети и сами мало говорят, потому что большую часть времени дома проводят за компьютером и телевизором).   Дети редко делают что то своими руками,  потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (например, обувь застегивается при помощи липучек, вместо шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезывания и т. д.) ;

 Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. »

 Зачем же надо развивать мелкую моторику?

 • Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.

 • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

 • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

 Мы хотим познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми:

 • Пальчиковая гимнастика

 игровое упражнение «забавные узелочки»; расскажи стихи руками; пальчиковый театр;

 • Логоритмика;

 • Логосказки

 Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 Сейчас я вас познакомлю с игровым упражнением «Забавные узелочки»:

 Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами перебирает узелки, (со словами) :

 Лезет, лезет альпинист –

 В этом деле он артист.

 По скале и по верёвке

 Он наверх залезет ловко!  Так же при закреплении поставленных звуков ребенок перебирает узелки и проговаривает слоги на автоматизируемый звук, можно закрепить дни недели, времена года.

 На логопедических занятиях мы «рассказываем стихи руками».  Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.

 Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи.

 В систему логопедической работы, я включаю  логоритмические  упражнения–они просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками

Логосказки–способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.

 Я вас познакомлю с персонажами в сказке «Репка»:

 Репка – показываем руками круг;

 Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

 Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

 Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

 Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;

 Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;

 Мышка – показываем кулачок.

 Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"

Выступление учителя –дефектолога Богомоловой Л.Н.

 Уважаемые родители! Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму.

 Философ, педагог  Иммануил Кант писал, - "Рука - это вышедший наружу головной мозг. "

 Еще в древние времена ученые, педагоги установили, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

 В школьном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к  к письму.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития и  готовности к школьному обучению.  Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, словесно - логическое мышление.

Помнить! Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам,  вследствие чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.

 Я хочу предложить вашему вниманию специальные упражнения для подготовки руки к письму:

 • раскрашивание картинок;

 • обведение плоских фигур;

 • обведение трафаретов;

 • рисование различных линий: прямых, фигурных;

 • рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;

 • выполнение штриховок;

 • графический диктант

 Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:

 • правильная посадка за столом - ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена ;

 • правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.  Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;

 • расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок ни в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;

 • формировать умение выполнять линии различной толщины и формы;

 • ориентировка на листе бумаге

 В книжных магазинах представлен огромный ассортимент раскрасок. Какую же раскраску выбрать для ребенка? Конечно, раскраску ребенок может выбрать сам на свой вкус. А другую раскраску вы можете выбрать ему сами, чтобы она носила развивающий характер. Ребенку с ОНР нужно предлагать раскраски по различным темам, например : "Домашние животные", "Транспорт" и т. д.  Очень важно познакомить ребенка с правилами раскрашивания, а потом следить за тем, чтобы он их соблюдал:

 • раскрашивать аккуратно в одном направлении;

 • равномерно наносить один цвет, чтобы не было пробелов;

 • не выходить за контур изображенного предмета.

 И еще, один важный момент, раскраску с крупным рисунком и малым количеством деталей, такого типа, как представлена на втором фото, мы предложим малышу или старшему дошкольнику, у которого очень плохо развита мелкая моторика. Старшему дошкольнику необходимо предлагать раскраску, где много мелких деталей.

 Вы можете предложить ребенку простым карандашом обводить свои ладошки, а также любые предметы, например, блюдце, формочки для приготовления печений, геометрические фигуры из картона или пластика. Так же для этой подходят плоскостные игрушки, фигурки.

 Ребенок обводит предмет, а потом раскрашивает или штрихует.

 Такие трафареты можно приобрести в магазине. Они имеют различную тематику, например: "Насекомые", "Овощи" и т. д.

 А можно использовать для обведения линейку с различными по размеру геометрическими фигурами.  Для следующих упражнений вам необходимо приобрести специальные тетради.  Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки или фигурной, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.  Ребенка просят провести фигурные дорожки, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.  Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Ребенка просят нарисовать фигурку по точкам, как на образце. Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

Ребенка просят выполнить различные виды штриховки по образцам: вертикальные (ведет линию сверху вниз, горизонтальные (ведет линию слева направо, наклонные, "клубочками". Линию ребенок должен вести не отрывая карандаша от бумаги. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.  Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей.

 Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

 Данное упражнение развивает не только у детей тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.  "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", - были слова великого педагога- новатора Марии Монтессори.

 Уважаемые родители! Я предлагаю вам выполнить графический диктант.

 Отгадайте, что будете сейчас рисовать:

 "Ходит длинный, пасть с клыками

 Ноги кажутся столбами,

 Как гора огромен он.

 Ты узнал, кто это? " (Слон)

 Правильно! Итак, отступите 3 клеточки слева, 3 клеточки сверху, поставьте точку и начинаем рисовать: 4 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 5 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вниз, 3 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 6 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз и хвостик.

 Как же вызвать интерес у ребенка к заданиям по подготовки руки к письму и удержать его?

 1. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно! ", "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умничка".

 2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!

 3. Данные упражнения нужно выполнять совместно, т. е. здесь необходимо участие взрослого и одобряющее внимание к трудному для ребенку процессу выполнения заданий.

 4. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут. Помните, время занятия не должно превышать 30 минут. Через 15 минут с начало занятия хорошо было бы провести физкультурную минутку.

 5. Создавайте мотивацию! Расскажите ребенку для чего нужно выполнять эти задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям- значит ему рано, ведь у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания по позже- через месяц и позже.

 Если у вас есть какие-то вопросы по подготовки руки ребенка к письму или столкнетесь с какими-либо трудностями, когда начнете осваивать данные упражнения, то можете прийти к нам  на индивидуальную консультацию.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(К) школы VIII вида

Данная работа содержит материал, который рассказывает и показывает приемы развития  мелкой моторики у учащихся с умеренной степенью умственного развития....

Статья "Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Статья "Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ...

Выступление для родителей на тему:«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Цель: формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.Задачи: 1. Дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук....

Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития и готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет...