Консультация для родителей, будущих первоклассников «СКОРО В ШКОЛУ, БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
консультация

Лещева Ольга Анатольевна

 В статье представлен материал для родителей будущих первоклассников, даны рекомендации по выполнению домашнего задания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skoro_v_shkolu._budem_govorit_pravilno.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«СКОРО В ШКОЛУ, БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

Подготовила: Учитель-логопед Лещева Ольга Анатольевна

Первый класс – это самый трудный период обучения в школе. Больше половины первоклассников имеют недостатки в сформированности устной речи. Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  • хорошее физическое развитие ребенка;
  • развитый физический слух;
  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

И задача взрослых помочь ребенку войти в школьную жизнь более подготовленным.

        В этом учебном году дети, посещающие логопедическую  группу продолжают  второй год обучения. Логопедические занятия начинаются с 15 сентября.

Коррекционная работа делится на несколько этапов, основными  задачами которой являются:

  • коррекция звукопроизношения;
  • выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
  • сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового   чтения;
  • продолжить развивать навык связной речи;

Программа коррекционного обучения предусматривает индивидуально-подгрупповые занятия и фронтальные занятия.

В течение учебного года в группе проводится два вида фронтальных занятий: 

  • два занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи,
  • два  занятия по совершенствованию фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и обучение грамоте.

Целью фронтальных логопедических занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи, является:

-расширение и активизация словаря детей;

-отработка правильного употребления грамматических категорий, Таких, как:

-изменение существительных по роду, числу, падежу;

-употребление глаголов в разных временах;

- согласование существительных с прилагательными и числительными (в роде, числе, падеже)

- обучение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Отработка грамматических категорий проводится через игры: «Назови ласково», «Подбери действие или признаки», «Один-много», «Посчитай предмет» и другие.

Занятия по развитию связной речи включают:

- обучение детей пересказу;

-рассказыванию по картинке или серии картинок,

-по плану-схеме;

-заучивание стихотворений;

На занятиях по совершенствованию фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и обучение грамоте дети изучают:

- понятие звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. Определяют разницу между звуками гласными и согласными (гласные звуки мы можем петь, согласные петь не можем, потому что воздушная струя встречает преграду: мешают губы или зубы). Так же дети определяют цветовое обозначение гласные звуки-красным цветом, согласные твердые-синие, мягкие-зеленые.  

- учатся отличать гласные и согласные звуки. На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке». Дети через игру « Назови первый звук» учатся определять и называть первый звук в слове (н-р: облако, аист, утка, иглы, слон, танк, павлин и т.п). «Назови последний звук в слове» (н-р: пила, грибы, очки, кольцо, жук, автобус, стул, танк, и т.д;

- учатся определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове (Например, есть ли звук Р в словах: рука, замок, лодка, ведро); Подбирать слова определенной тематики на заданный звук;

-определять место звука в слове (начало, середина, конец). Например, где находится звук Ш в словах: шуба, ландыш, кошка.

Каждая неделя подчинена одной лексико-грамматической теме, во всех режимных моментах дети закрепляют навыки, полученные  на занятиях с логопедом.

Индивидуально-подгрупповая работа включает себя:

  • коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его различение.
  • закрепление и автоматизация навыков правильного произношения  имеющихся в речи детей звуков;
  • закрепление материалов фронтальных занятий;
  • развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
  • артикуляционные и пальчиковые гимнастики;

Индивидуальные занятия проводятся с ребенком 2-3 раза в неделю.

Вывод: Коррекционная работа в группе строится по принципу взаимодействие между логопедом, родителями и педагогами.

        Поэтому, очень важно закреплять с ребенком дома рекомендуемые логопедом домашние задания,  так как без овладения этих знаний и навыков невозможно продвигаться дальше в обучении.

        Во время работы на этом и других этапах важно знать, что ваша речь является для ребенка своеобразным эталоном, образцом, на который он ориентируется. Поэтому призываю вас всегда следить за тем, как вы говорите. Речь взрослого- образец для ребёнка.

        Важно помнить, что в период закрепления правильного произношения детям необходим самоконтроль, который вырабатывается совместно со взрослыми. Поэтому всегда важно слушать, как говорит ваш ребенок.

Рекомендации по работе в домашних папках.

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами; Очень важно, чтобы ребенок рисовал, штриховал, в тетради своей рукой, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.        Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.

-весь речевой материал должен быть отработан,  родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

 Если домашних занятий не будет, то заметных продвижений может и не быть.

Нельзя допускать переутомления ребёнка, оно может вызвать нежелание заниматься. Постарайтесь определить пределы его работоспособности и заканчивайте до того, как он устанет. Постепенно вы заметите, что длительность увеличивается. Длительность занятий 15 -20 минут без перерыва. Делите выполнение заданий на несколько раз. Никогда не ругайте ребёнка за то, что он не может выполнить задание, не смейтесь над ним, не поправляйте раздражённым голосом. Чаще находите слова поддержки и хвалите детей за успехи, пусть даже незначительные!

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников

Консультация для родителей по развитию речи детей....

Консультации для родителей "Будем говорить правильно"

Родители должны постоянно пополнять словарь ребенка новыми словами, постоянно уточнять, объяснять значения слов, активизировать пассивный словарь, добиваться замены диалектизмов словами литературного ...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Для вас,  заботливые родители, мы создали памятку, чтобы вы смогли воспользоваться рекомендациями по подготовке ребенка к школе (психологической, речевой и социальной).От того, как пройдет п...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовим ребенка к школе»

Хорошая дошкольная подготовка – залог успешной учебы ребенка в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников "Ловушки школьной парты"

Подготовка ребенка к школе с интеллектуальной, познавательной точки зрения для многих родителей становиться главной, а иногда единственной целью. Очень многие родители, к сожалению, недооценивают уров...