«Принципы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, и повышение компетентности родителей»
статья

Булдакова Вера Васильевна

Система социальных требований к ребенку - основа  общественного формирования личности. Цель воспитательной работы с детьми   с отклонениями в умственном развитии - наибольшая социализация в общество: воспитание культурных привычек, соблюдение  общепринятых норм поведения, подчинение взрослым, выполнение инструкций. «Воспитание нужно отсталому ребенку больше¸ чем нормальному - вот основная идея всей современной педагогики», - слова эти не теряют своей актуальности и сейчас, так   как снижения рождаемости особых детей в мире  не наблюдается.

 В этих условиях как никогда возрастает необходимость специальной подготовки родителей детей с ОВЗ. Современное течение, обсуждаемое в науке и практике –   компетентность родителей в роли воспитателей - это совокупность общекультурных и специальных компетенций, необходимых для эффективного осуществления им  функций обучения, воспитания,  развития детей, для успешной социализации в изменяющемся мире. Компетентность родителей подразумевает не овладение элементарными знаниями по педагогике и психологии. Новый неформальный подход к   образованию родителей «состоит в преимущественной ориентации познавательно-образовательной деятельности родителей не на освоение знаний, а на переосмысление собственного родительского  опыта и   отношения к ребенку. Возможность такого переосмысления обеспечивается опорой на знание закономерностей развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kompetentnost_buldakova_vv.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Принципы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, и повышение компетентности родителей»

         Определение  компетентности. Система социальных требований к ребенку - основа  общественного формирования личности. Цель воспитательной работы с детьми   с отклонениями в умственном развитии - наибольшая социализация в общество: воспитание культурных привычек, соблюдение  общепринятых норм поведения, подчинение взрослым, выполнение инструкций. «Воспитание нужно отсталому ребенку больше¸ чем нормальному - вот основная идея всей современной педагогики», - слова эти не теряют своей актуальности и сейчас, так   как снижения рождаемости особых детей в мире  не наблюдается.

 В этих условиях как никогда возрастает необходимость специальной подготовки родителей детей с ОВЗ. Современное течение, обсуждаемое в науке и практике –   компетентность родителей в роли воспитателей - это совокупность общекультурных и специальных компетенций, необходимых для эффективного осуществления им  функций обучения, воспитания,  развития детей, для успешной социализации в изменяющемся мире. Компетентность родителей подразумевает не овладение элементарными знаниями по педагогике и психологии. Новый неформальный подход к   образованию родителей «состоит в преимущественной ориентации познавательно-образовательной деятельности родителей не на освоение знаний, а на переосмысление собственного родительского  опыта и   отношения к ребенку. Возможность такого переосмысления обеспечивается опорой на знание закономерностей развития ребенка.

Фундаментом родительского влияния, формирующего личность, изначально выступает не столько система родительских требований¸ сколько, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как самоценной личности, т.е. принятие его таким, «какой он есть». В этом заключается защитная психологическая функция семьи и главная ценность семейного воспитания, без которой невозможно полноценное психическое развитие ребенка».

Компетентность педагога как условие компетентности родителей. Личность родителей детей с особенными образовательными потребностями характеризуется агрессивностью, склонностью к конфликтам или чрезмерную пассивность. Они обвиняют специалистов медицинского, педагогического профиля в проблемах развития ребенка, пренебрегают  рекомендациями. Занимают позицию: «Мой ребенок нормальный, все само пройдет». Испытывают психологический дискомфорт,  нестабильность, внутреннее напряжение. Работа с ними требует  компетентности от сотрудников специального учреждения.    Специалисты,  и воспитатель в том числе, смогут успешно реализовать  цель  активного включения родителей в воспитание детей при соблюдении ряда  условий:

-если он осознает особенности проблем семей с нарушениями развития,

-всестороннее изучает образовательные потребности семьи ребенка с глубокой умственной отсталостью,

-продумывает   систему  мероприятий по включению семьи ребенка-инвалида в активное сотрудничество,

-обеспечивает  эмоциональный  комфорт, устанавливает  уважительный и демократичный характер отношений педагога с семьей ребенка,  

-обеспечивает  прозрачности  процесса обучения и воспитания, создает условия для посещения родителями занятий,

-владеет     методами и приемами работы с семьей особого ребенка,

-кроме того, к этим условиям можно отнести   и соблюдение принципа учета психологических особенностей родителей, а также степени выраженности интеллектуального дефекта их ребенка. (В.В. Ткачева «Технологии психологического изучения семей»).

Принципы ведения работы с родителями. Принципами специального образования родителей   являются:

- уважительный и демократический характер отношений педа¬гога с семьей ребенка-инвалида;

- учет индивидуальных психологических особенностей родите¬лей, а также степени выраженности интеллектуального дефекта их ребенка;

- охват системой просвещения родителей не только в период обучения ребенка в специальном учреждении, но и далее, когда решаются вопросы его социальной адаптации и интеграции в об¬щество;

- учет объема и темпа изложения программного материала в соответствии с уровнем подготовленности слушателей;

- участие в педагогическом просвещении родителей всех спе¬циалистов коррекционного учреждения (врачей, педагогов, пси¬хологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, инструк¬торов по ЛФК и пр.);

       - создание условий для посещения родителями занятий   с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления, полученных ими знаний в условиях семейного воспитания.

Значение изучения семьи ребенка. Трудности в работе специалистов,  работающих с родителями особых детей, связаны с тем, что семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности. Они нередко полагаются на свой, не всегда оправданный, опыт, не задумываются над последствиями своих воздействий на ребенка, недооценивают силу воспитательных знаний и умений, часто сами нуждаются в помощи. Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) разделяются на три группы.

Первая - семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей - педагогически развитые семьи. Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок. Собственные педагогические цели и задачи осознаны, имеются представления о способах их реализации, родители делают то, что следует делать в конкретной ситуации, чтобы помочь ребёнку добиться успехов.

Вторая - семьи со средним уровнем воспитательных возможностей. Уклад семьи противоречивый, уровень психолого-педагогической культуры отцов и матерей в основном средний. Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными. Родители обладают отрывочными,  недостаточно осмысленными знаниями, не всегда умеют применять свои их на практике,   воспитательные умения нуждаются в дальнейшем развитии. К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, уровень психолого-педагогической культуры низкий.    Отношения между членами семьи неурегулированные, высокий уровень конфликтности. Родители  безответственно  относятся к своим детям. Цели и задачи воспитания детей не стабильны, часто меняются. Представления о способах их реализации нет. Присутствуют неадекватные ожидания отдачи на собственные затраты и усилия. Желание получить больше, чем вложил. Присутствует надежда на третье лицо, которое решит все проблемы. Вторая, а особенно третья группа родителей требуют внимания специалистов, работающих с детьми, всесторонней помощи.

        Для   выбора  тактики взаимодействия с семьей, составления  программы работы специалистов изучается  семья ребенка    с первых дней  посещения им дома-интерната.  Путем наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования педагог получает сведения о взаимоотношениях в семье, стилях воспитания, вовлеченности   в развитие ребенка, знания о навыках и умениях, которыми владеют дети, их привычках, особенностях. Примерные вопросы предлагаемой анкеты:  

       - Каковы традиции Вашей семьи (совместные походы, экскурсии, празднование дней рождений, посещение театров, выставок¸ вечерние чтения, совместные занятия, совместные решения проблем ребенка и др.)?

      - Кто преимущественно в вашей семье занимается воспитанием ребенка?

        - Ваш взгляд на воспитание ребенка (качества, которые вы хотели бы у него развить)?

       - Принципы воспитания в семье (строгое, требовательное, мягкое, демократичное, пользуетесь уговорами, исполняете желания ребенка, разрешаете поступать, как он хочет)? Меры поощрения? Меры наказания?

       -Необходимы ли Вам и вашему ребенку консультации психолога, логопеда, педиатра, педагогов? (нужное подчеркнуть и указать интересующие Вас темы).

       - Какую роль  в воспитании, обучении и развитии ребенка Вы отводите семье?

       -Какую помощь ждете от детского дома?

Информация уточняется и дополняется    изучением документации¸ сопровождающей ребенка. Анкетирование дает возможность  получить   данные одновременно от большого количества родителей, что важно в условиях работы группы.    Результатом изучения семьи и ребенка становится   грамотный подбор  информационного, методического, организационного материала и личностного подхода к каждому родителю.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

Дистационное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дистанционное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).В последние годы большую популярность приобретает виртуальное общение. Данное направлен...

Статья "Этапы работы с семьей имеющих детей-инвалидов."

    Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однак...

Основные принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому

При посещении ребенком с ограниченными возможностями здоровья школы, большая часть ответственности ложиться на плечи педагога. При индивидуальном обучении на дому родитель становится главным помощнико...

Организация работы социального педагога школы по сопровождению семьи, имеющих детей с ОВЗ

В методической рекомендации рассматриваются следующие вопросы : 1. Социальное представление на обучающегося ОВЗ; 2. План индивидуальной работы социального педагога с обучающейся ОВЗ; 3. Карта индив...

СТАТЬЯ «Принципы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, и повышение компетентности родителей»

СТАТЬЯ «Принципы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, и повышение компетентности родителей»...

Проект по работе с семьями, имеющими детей с легкой степенью умственной отсталости «Мы вместе»

Проект по работе с семьями, имеющими детей с легкой степенью умственной отсталости "Мы вместе"   https://fs25.infourok.ru/file/03e8-00042297-2989a7b1.pdf...