Логопрактикум на родительском собрании в подготовительной к школе группе 2023 Думитраш И.Н.
консультация

Думитраш Ирина Николаевна

Практикум о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»


Логопрактикум на групповом

родительском собрании

 в подготовительной к школе группе на тему:

«Речевая готовность ребёнка к школе» 


Подготовила: учитель-логопед, Думитраш И.Н.

 
с.Салемал, 2023

Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе. 

    Перед школой осталось совсем немного времени, и Вы волнуетесь –  готов ли Ваш ребёнок к школе. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе?   По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка?   Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.

    Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

    Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

    Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Слайд 2

Родителям в первую очередь следует обратить внимание:

  • правильное произношение всех звуков;
  • умение различать звуки речи на слух;
  • владение навыками звукового анализа и синтеза;
  • словарный запас;
  • сформированность грамматического строя речи;
  • связную речь;
  • речевую коммуникацию;
  • сформированность графо моторных навыков.

- Для начала познакомлю вас с Промежуточной лого диагностикой, проходящей в январе 2023 года – Слайд 3

Слайд 4

- Показатели данные зависят от много, от того, производит ли рвотный рефлекс на те или иные упражнения, что затормаживает работу определенного этапа – это больше качается постановки, кто-то стесняется, у кого-то много пропусков, а у кого-то все в комплексе.

Слайд 5

Посещение сентябрь – январь 2022-2023

подготовительной к школе группа

Ф.И.

Кол-во посещений

Диагностика

Пропуски

А.А.

14

3

3

А. Ю.

11

4

9

А.Д.

19

5

4

В.А.

17

4

16

Г. А.

15

4

12

К. М.

12

4

3

К. Н.

9

3

10

Л. А.

5

2

11

Л.Ю.

12

5

15

П.К.

8

5

24

С.А.

17

3

10

Ф.К.

16

5

6

Я.К.

9

4

20

Я.С.

11

4

11

П. А.

3

2

14

- Перейдем поэтапно к каждому направлению кратко, что уже должно быть сформировано у воспитанника подг.гр. А раз некоторые компоненты западают, поэтому ребенку сложно справиться с тем или иным компонентом речи. В этом с вами у нас задача ему помочь и конечно, в игровой форме

Слайд 6 - 8

1.

Звукопроизношение и фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Навыки звукового анализа и синтеза очень важны  при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.

Что относится к навыкам звукового анализа и синтеза:

  • Умение выделять звук на фоне слова;
  • Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам;
  • Называть слова с заданным звуком;
  • Уметь составлять слова из звуков.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

- Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях как элемент индивидуального занятия. Отдельно обучения грамоте в утвержденной сетке занятий нет. У вас сейчас это входит в платные образовательные услуги по Подготовке к обучению грамоте.

(практическое задание – ТИКО)-

1. «Место звука в слове» - карточки

2. –Выберите любую букву и придумайте с звуком, какая эта буква обозначает, слово «Придумай слово» - и снова «Место звука в слове»

3. «Придумайте слово по схеме» - ДОМ, КОМ…….; ЛЕС, ПЕС…..

Слайд 9

Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Пример: Буратино-порой не знают данного персонажа или ГНОМИК, БУНИНО

БЕГЕМОТ- МОТ

АКВАРИУМ- СТАКАН, ВОДА,

МОРОЖЕНОЕ – МООЖЕНО

ПИАНИНО - ПИНАНИНО

СЛАЙД 10

«Чей хвост» - бельчачий, бельчатый, петухный, петУхин, петушной

СЛАЙД 11

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.

 Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).. Составление простых и сложных предложений.

Требуем, чтобы ребенок отвечал полным предложением.

Практическая часть – «Составь предложение», «Деформированное предложение»

СЛАЙД 12 - 13

Связная речь

    К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращать внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевая коммуникация

Ребёнок 6- 7 лет достаточно активен в общении: умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

СЛАЙД 14

Сформированность графо моторных навыков

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.  Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.  Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

    Конечно же, всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Чтобы у вашего ребёнка было желание учиться, вам необходимо создать положительную мотивацию. Это ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой.

ОПРОС – АНКЕТА!!!

    Желаю успехов в занятиях с ребенком и позитивного настроя всем родителям, чьи дети скоро пойдут в 1-й класс!

СЛАЙД 15

- В рамках преемственности ДОУ и Школы прошло мероприятие на базе школы в Центре Точка роста с участием наших подготовишек, волонтеров из Салехарда и Аксарки и куратора регионального всех Точек роста. Поэтому, ждем видеообзор об этих событиях с районных новостей Время Ямала.

Ссылки на мероприятия:

https://vk.com/wall-208243380_504?w=wall-208243380_504

https://vk.com/wall-79917039_22532?w=wall-79917039_22532

https://vk.com/public179472800?w=wall-179472800_3327

Интернет – ресурсы:

  1. https://multiurok.ru/files/konspiekt-vystuplieniia-uchitielia-loghopieda-na-roditiel-skom-sobranii-na-tiemu-riechievaia-ghotovnost-riebionka-k-shkolie.html.

Приложение № 1

Советы учителя – логопеда

1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого  развития ребёнка

 Не перегружайте его речевыми занятиями.

 Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2.При общении с ребёнком следите за своей речью.

 Говорите с ним не торопясь.

Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3.Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4.Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

5.Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

 И не забудьте проверить: «А понятен ли ему Ваш вопрос?»

 Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка.    Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 

6. Взаимодействие с логопедом, воспитателем в обучении речевого развития – это и тетради для вечерних занятий….не все работают, на консультации приходим.и т.д.

 

Приложение 2

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?»

       Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

       С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребёнка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1.Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?

2.Вашего ребёнка сильнее  привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3.Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4.Общителен ли ваш ребёнок как с детьми, так и со взрослыми?

5.Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6.Может ли побыть один  и заняться чем-либо самостоятельно?

7.Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда ли убирает их или вы устали напоминать об этом)?

8.Умеет ли считать до 10/20 и обратно?

9.Может ли сравнивать числа и предметы?

10.Способен ли складывать и вычитать в пределах 10/20?.

11.Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)?

12.Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, клюв у птиц, перья)?.

13.Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, словом «обувь» объединить слова «сапоги, туфли, валенки, т.д.)?

14.Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным значением (холодно – жарко)?

15.Умеет ли составлять рассказы по картинкам?

16.Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

17.Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (с трудом и без всякого удовольствия).

18.Умеет ли уверенно пользоваться ручкой?

19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20.Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21.Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22.Может ли без особого труда собрать разрезную картинку?

23.Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, дерево – ветки, листья; книга – страница, строка)?

24.Считаете ли вы, что ваш ребёнок нелюбознателен и плохо осведомлён?

Соотнесите свои ответы с ключом:

-если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «ДА», то за каждый ответ начислите по 1 баллу;

-если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «НЕТ», то начислите за каждый ответ ещё по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20 -24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению знаний.

15 -19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему ребёнку, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.

14 баллов и менее – лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут». Ваш ребёнок ждёт помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Всё это поможет достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.      

Приложение  3

Презентация «Речевая готовность к школе».

Приложение 4

Результаты анкетирования для родителей

«Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?»

Присутствовало 10 родителей из 18. В анкетировании участвовали 10 родителей.

№ вопроса

Ответы

1 - 10%

да

нет

1

6

4

2

4

6

3

5

5

4

10

0

5

10

0

6

9

1

7

4

6

8

10

0

9

10

0

10

8

2

11

10

0

12

10

0

13

10

0

14

10

0

15

10

0

16

6

4

17

7

3

18

10

0

19

10

0

20

8

2

21

2

8

22

10

0

23

10

0

24

1

9

 

По итогам анкетирования:

20-24 балла – 8 – 80%

15 – 19 – 2 –  20%

14 и менее – 0 - нет

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе

Проведение родительского собрания в логопедической подготовительной группе для детей с ОНР.Цель-выявить уровень подготовки детей к школьному обучению, насколько объективно родители оценивают готовност...

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада "Школьная готовность, что это значит?"

ull;   Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.•   Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.•  Вырабатыван...

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание в подготовительной группе "Мы - умники, мы - умницы!"

Знакомство родителей с различными формами и средствами, способствующими развитию интеллекта дошкольников....

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребёнка к школе"

Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе на тему «Речевая готовность ребёнка к школе»...