Рекомендации родителям "Развитие творческих способностей у младших школьников посредством работы с природным материалом"
консультация

Материал содержит обоснования пользы работы с природным материалом.  Упражнения и задания на развите творческого мышления младших школьников используя природные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti.docx461.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска

Рекомендации родителям

Развитие творческих способностей у младших школьников посредством работы с природным материалом

C:\Users\мама\Desktop\chem-zanyat-detej-na-prirode.jpg

Разработала:

 педагог дополнительного образования

Брюхова Н.Л.

Развитие творческих способностей у младших школьников посредством работы с природным материалом

Работа посредством природного материала поможет развить логику и художественный вкус, а также содействует формированию пространственного воображения. Не считая такого, у ребят улучшается мелкая моторика рук.

Работа с природным материалом не только развивает воображение, но и дает детям много практических навыков, например, сделать собственными руками подарки друзьям и родным.

Творческие способности развиваются более результативно, с точки зрения Т.А. Гомыриной в художественном труде, тогда, когда обучающиеся используют природные материалы.

Содержание художественных трудов младших школьников составляют:

- работа с картоном и бумагой, например, изготовление декоративных панно, аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление плоскостных и объемных предметов, а также конструкций для оформления декораций, праздников, развлечений и сувениров;

- работа с природным материалом, изготовление больших и маленьких скульптур, формирование декоративных букетов из живых и сухих растений;

- работа с глиной, например, изготовление игрушек-сувениров, маленьких скульптур, создание декоративных украшений, кукольной посуды;

-работа с нитками и тканью, например, изготовка декоративных украшений и предметов быта, театральных и декоративных игрушек, одежды и сувениров из синтетических тканей, декоративной аппликации из ткани, плетение из синтетической пряжи .

Бумага для обучающихся самый доступный и простой, а также легко поддается обработке материал. Создание изделий из бумаги помогает развивать мышцы кистей рук, более того совершенствовать глазомер у обучающегося и подготавливать его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию обучающихся, умение компетентно подобрать размер комплектующих изделий деталей, сочетания цветов бумаги и форм.

Природа очень богата материалом, который дети могут применить в игре. Значение этих игр заключается в том, что обучающийся черпает своей красотой. В природных материалах обучающие могут увидеть согласованность и красоту форм, гармонию, более того, могут узнать свойственные особенности материалов, такие как строение, цвет, аромат, форму. У обучающихся не только увеличивается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: дети стремятся соотнести с увиденным собственные поделки и дать им образные названия.

Таким образом, работа с природным материалом может дать обучающимся с знания о возможностях и качестве разных материалов, а также приобщает к народному декоративному искусству, содействует закреплению позитивных эмоций, стимулирует стремление трудиться и овладение особенностями мастерства. Значит, есть все основания рассматривать работу с природными материалами как значительный компонент гармоничного развития творческих способностей детей.

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

  • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
  • Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  • Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Задания для развития творческого мышления

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры или природные материалы (щепки, веточки, камушки  др.) и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1). 
Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур и природных материалов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f2f2c09092/1082095_2.jpeg 

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2. 

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f2f2c09092/1082095_3.jpeg 

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f2f2c09092/1082095_4.jpeg 


Летом многие из нас часто выезжают на природу: в лес, на дачу, в дома отдыха и тд. Находясь на природе можно поиграть с ребенком в различные игры. Вот примеры некоторых из них.

Экспресс-браслет Понадобится: скотч. Склейте полоску скотча липкой стороной наружу и наденьте на руку ребенку. Пусть чадо украсит браслет по своему разумению, наклеив на него листики, травинки, семена. Обвалял браслет в песке? Очень неожиданный эффект! Проверьте вместе, будут ли держаться на скотче мелкие камушки или кора дерева.

Похвальное рисование на заборе.  Понадобится: малярная кисть и ведро с водой. Неокрашенный дачный забор является отличной заменой холсту, а рисовать на нем можно простой водой. На сухих досках хорошо будет виден мокрый след от кисти, и можно создавать поистине масштабные полотна. Да, такие картины быстро исчезают – но при этом освобождается место для новых шедевров. Кстати, рисовать можно и на асфальте, а вместо кисточки использовать наполненную водой пластиковую бутылку с отверстием в крышке.

Домостроение. Понадобятся: толстые нитки или веревка. Вообще-то все дети любят строить укрытие. Временным и очень таинственным домом может стать самодельный шалаш из веток, установленных наподобие вигвама и обложенных лапами елей и листьями. Но такое строительство занимает много времени. А почему бы не построить маленький домик – для куклы или для сказочного персонажа? Маленькие веточки или плоские камушки послужат стенами, крышу можно сделать из  большого листа или из мха.

 Жизнь насекомых. Понадобится: лупа. Если уж ребенок любит ползать в траве, то почему бы не придать этому занятию новый смысл? Пусть ребенок вооружится лупой и увидит, какой огромной кажется гусенице трава, каким валуном представляется муравью крошечный камушек из тех, что досаждают, попав в обувь, каким надежным укрытием для жучка служит лепесток. Предложите ребенку после прогулки нарисовать, как выглядит мир с точки зрения насекомых.
Ожившие камни.  Понадобится: простой карандаш, акриловые краски или гуашь. Рисовать на камнях проще, чем представляется. Стоит подобрать десять плоских камушков одинакового размера, нарисовать на половине из них крестик, на второй половине – нолик, и вот уже у вас есть набор для любимой детской игры. На прогулке можно только собирать камушки, рассматривая, на что они похожи, и планируя будущий рисунок. А еще можно найти большой камень и с помощью красок или цветных мелков превратить его в черепаху или домик хоббита.

Ленд-арт из подручных материалов.  Понадобится: листья, ветки, шишки, овощи, фрукты, камни, в общем, все что угодно. Еще долго до того момента, как дети в садах и школах начнут клеить композиции из природных материалов. А на природе их фантазию не ограничивают размеры листа и длительность уроков. Можно выкладывать на полянке абстрактные композиции, симметричные мандалы, портреты родных. Орнамент из веток, листьев, семян клена или каштанов украсит бордюр в парке, а сбор урожая на даче можно завершить созданием рисунка из ягод и плодов.

Человек-паук. Понадобится: толстая нитка. Если вы гуляете в лесу, то наверняка встретили на своем пути паутину. А сможете сплести такую же? Пристройтесь неподалеку от тенет паука, подыщите невысокий куст и беритесь за дело. Пока ребенок плетет маленькую паутинку, родители могут сплести большую сеть из толстых веревок и натянуть ее между деревьями – получится полигон для тренировок человека-паука. И это здорово: после кропотливого занятия ребенку так нужны подвижные игры на прогулке.

Вывод: Поощряя творческие наклонности вашего ребенка, вы поможете ему стать зрелым умственно, эмоционально и социально. Зачастую, в период взросления, фантазия ребенка зажата в тиски общественной морали, правил и слов «можно» и «нельзя». Творческая свобода имеет важное значение в развитии у детей социальных навыков, способности принимать решения, уверенности и независимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников

Развитие творческих способностей у младших школьников...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...

Обеспечение условий для саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе. Масляева Е.В.

Помогут учителю оздать условия для  саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе...

Развитие творческих способностей у младших школьников

кроссворды, поговорки, пословицы на тему " Математика в нач. классах"...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

"Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

quot;Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...