Родительское собрание «Гармония общения: ученик, учитель, родитель»
статья

Зелинская Елена Петровна

Родительское собрание

«Гармония общения: ученик, учитель, родитель»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Гармония общения: ученик, учитель, родитель»

«Единственная известная мне роскошь –

это роскошь общения»

Антуан де Сент – Экзюпери

Общение, важная составляющая жизни каждого человека. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо, как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.         

«Без многого может обойтись человек, но только не без человека» (Людвиг Бёрне).     Человек существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья – словом, вся его жизнь.

При изучении мотивации учебной деятельности учащихся было установлено, что дети ходят в школу в первую очередь общаться, и только потом учиться. На вопрос: «Какие трудности в общении с родителями ты испытываешь?» - дети чаще всего отвечали «Ругают».

Наиболее частые ответы родителей на такой же вопрос: «Нет времени для общения», «Не слушают».

Не секрет, что и учителя испытывают трудности в общении с детьми и родителями.

Эпиграфом к нашему собранию я выбрала слова из кинофильма «доживём до понедельника»: Счастье – когда тебя понимают. Ведь одна из целей общения – быть понятым и понимать другого человека.

Сегодня мы постараемся выявить причины, которые мешают нам общаться, и обогатим свой опыт некоторыми приёмами и способами гармоничного общения.

Общение бывает вербальным (слова) и невербальным (мимика, жесты, интонация).

Поговорим о «вербальном общении».

Есть общий принцип данного общения, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Это принцип – безусловное принятие.  Безусловно, принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Психологами доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен. Что он просто хороший.

Как это можно сообщить?:

  • Приветливым взглядом;
  • Ласковым прикосновением (оказывается 4 объятия в день совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день – и не только ребёнку, но и взрослому);
  • Прямыми словами: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Мне хорошо, когда мы вместе» …..

Вернёмся к актуальному вопросу  «Что делать, если мне – родителю – некогда заниматься с ребёнком?»

Отвечу так: Стоит осознать, что степень важности дела вы выбираете сами!  В этом выборе вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей уходит в десятки раз больше времени и сил. Важно не количество проведённого времени вместе, а качество общения.

        Рассмотрим действенные приёмы,  способствующие гармонизации общения. Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, устал, первое, что нужно сделать, - это дать понять, что вы знаете о его переживании, слышите его. Желательно назвать «по имени» это чувство или переживание. То есть если у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно слушать.

Активное слушание как раз и есть одним из важных приёмов общения!

Рассмотрим для примера несколько ситуаций:

Ситуация 1. Ребёнок возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос родителей отвечает: Больше туда не пойду!

Обычная реакция: Как это ты не пойдёшь в школу?

Ситуация 2. Ребёнок с мрачным видом: Не буду больше дружить с Петей!

Обычная реакция: Что случилось? Ты, что на него обиделся?

        А как же в технике активного слушания отреагировать на такие ситуации?

Особенности беседы по правилу активного слушания таковы:

  • Повернуться лицом к ребёнку
  • Беседуя с расстроенным ребёнком или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали утвердительной форме.
  • Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия!

Вернёмся к первой ситуации:

Ситуация 1. Ребёнок возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос родителей отвечает: Больше туда не пойду!

Ты, больше не хочешь идти в школу? («Держать паузу», пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании.)

Ситуация 2. Ребёнок с мрачным видом: Не буду больше дружить с Петей!

Не хочешь с ним дружить (повторяет услышанное) – пауза – Ты, на него обиделся.

(обозначение чувства)

        В результате активного слушания:

  • Исчезает или, по крайней мере, ослабевает отрицательное переживание ребёнка (разделённое горе уменьшается в 2 раза).
  • Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше.
  • Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы

Пытаясь научиться «активно слушать», мы - взрослые (родители, учителя) преодолеваем большие трудности, чтобы не выдавить привычные автоматические реакции:

  1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!»
  2. Предупреждения, угрозы: «Если ты не прекратишь, то я уйду»,
  3. Проповеди: «Ты должен уважать взрослых»
  4. Советы:  «По моему надо извиниться»
  5.  Нотации: «Сколько раз говорила, не послушался пеняй на себя»
  6. Критика, обвинения:  «Опять сделала всё не так»
  7. Обзывание, высмеивание: «Плакса – вакса», «Какой же ты, лентяй»
  8. Уговоры: «Успокойся, не обращай внимания»
  9. Уход от разговора: «Вечно ты со своим жалобами»

Вот примеры реакций взрослых, использующих технику активного слушания:

Слайд

Следующий приём «Пассивное слушание»:

Совсем не обязательно, слушая ребёнка, откликаться развёрнутыми фразами. Главное отзываться на детские переживания: междометиями, жестами, короткими словами. Но это в том случае если ребёнок переполнен впечатлениями и «не закрывает рта».

        Следующий приём «Я – сообщение»

Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает и наступает момент, когда и учителей и у родителей «терпение лопнуло». Нам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то и нет гармоничного общения.

        Если ребёнок вызывает своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но когда вы говорите о своих чувствах к ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении:

  • Я чувствую
  • Я переживаю
  • Я расстроен
  • Я очень огорчён
  • Я возмущен
  • Мне приятно
  • Мне нравится
  • Мне не нравится
  • Мне больно и обидно
  • Мне хотелось бы

Данные высказывания содержат личные местоимения «я», «мне», «меня», поэтому и высказывания такого рода называют «Я – сообщение».

«Я -  сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты – сообщением»:

  • Оно позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме
  • Даёт возможность детям ближе узнать нас – взрослых
  • Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать, что взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
  • Дети начинают учитывать наши желания и переживания

Давайте потренируемся в использовании данной техники «Я – сообщение»

Слайд

Ситуация 1. Вы в который раз зовёте ребёнка садиться за стол. Он отвечает: «сейчас», - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

Ваши слова:

  1. Да сколько же тебе говорить надо?!
  2. Я начиню сердиться, когда приходиться повторять одно и тоже.
  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься

Ситуация 2. Вы приходите домой усталая. У вашего ребёнка друзья, музыка, веселье. На столе следы от чаепития. Вы испытываете чувство раздражения и обиды

Ваши слова:

  1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?
  2. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок
  3. Убери за собой посуду

Ситуация 3. Ученик нагрубил учителю.

Ваши слова:

  1. Я очень огорчена тем, что услышала.
  2. Я от тебя другого не ожидала.
  3. Как тебе не стыдно

Возникает вопрос как же посылать «Я – сообщение», если я сердита или разгневана на ребёнка»?

Если захотелось бросить ребёнку гневную фразу, подождите и дайте себе отчёт в чувстве, которое вы сейчас испытываете. Например, вы услышали на родительском собрании много нелестных слов и испытали горечь, разочарование, стыд. Соответственно выражаю именно эти чувства:

- Я огорчён тем, что я услышал

 - Мне было горько, обидно, стыдно

Ребёнок нагрубил, возникло чувство обиды:

- Мне обидно

Ребёнок поздно вернулся домой с прогулки, заставил вас поволноваться. Первое чувство это всегда радость и облегчение, что ребёнок здоров, с ним ничего не случилось, а потом уже чувство волнения. Вот лучше всего и выразить первые два чувства, а потом остальные:

- Слава богу, ты цел! Я так волновалась!

Это только часть приёмов, они вначале трудны и порой необычны, но когда ими овладеть, то «техника общения» (подбор слов, соблюдение правил) исчезает и переходит в искусство общения!

Как строить общение в паре «взрослый – ребёнок»,  - мы рассмотрели.

А как сделать продуктивным общение в паре «родитель – учитель»?! 

Это не менее важный вопрос. Рассмотрим правила общения: родитель - учитель

Общение учителя и родителя выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическим опытом, методами воспитания их детей.

Основные условия грамотного общения в паре «родитель - учитель»:

  • Взаимное уважение и взаимопонимание. Если родители настроены агрессивно, они не способны слушать, принимать советы и рекомендации
  • Придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает им понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием
  • Необходимо слушать партнёра
  • Обе стороны должны быть благодарны друг другу за общение

Ваша искренняя заинтересованность в ребёнке – это уже половина успеха! Ведь кто информирован, тот вооружён. Самое главное, что нам следует помнить, что главной целью общения является ребёнок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка.

Сейчас мы проведём рефлексию, если вы считаете, что данное сообщение помогло вам задуматься над вопросом общения, если вы услышали и поняли советы по гармоничному общению прикрепите синие магнитики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Гармония общения: ученик , учитель, родитель»

Слайд 2

Умел дитя родить, умей и научить. Учится ребёнок у мудрого отца с пелёнок. Кто думает не так – дурак, ребёнку и себе он враг! Русские пословицы

Слайд 3

- Ваш ребёнок не говорит? Да вы просто счастливица – он не будет пересказывать ваши слова… Нинон де Ланкло Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Л. Н. Толстой

Слайд 4

Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.… Платон Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. Сухомлинский Если к детям относиться слишком мягко, они станут чёрствыми. Г. Александров (философ и социолог)

Слайд 5

Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники. Е. Шварц Одними ласками ребёнка не воспитаешь. Самая лучшая наследственность – воспитанность. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься.

Слайд 6

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь при деле. Воспитание ребёнка начинается с момента его рождения. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по – человечески. А. Островский

Слайд 7

Конфуций говорил: «Мы должны ценить и оберегать наши жизни, поскольку каждая частичка нашего тела дана нам нашими родителями. Это основа уважения и любви к нашим родителям. Если мы будем стремиться к совершенствованию себя, то таким образом, мы сможем поддерживать репутацию наших родителей на высоте».

Слайд 8

Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо. И вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Л. Н. Толстой Учи жену без детей, а детей без людей.

Слайд 9

Гармония общения: ученик, учитель, родитель.

Слайд 10

Как это можно сообщить?: Приветливым взглядом; Ласковым прикосновением (оказывается 4 объятия в день совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день – и не только ребёнку, но и взрослому); Прямыми словами: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Мне хорошо, когда мы вместе» Безусловное принятие.

Слайд 11

Ситуация 1. Ребёнок возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос родителей отвечает: - Больше туда не пойду! Обычная реакция: - Как это ты не пойдёшь в школу? Ситуация 2. Ребёнок с мрачным видом: - Не буду больше дружить с Петей! Обычная реакция: - Что случилось? Ты, что на него обиделся? Ошибки слушания:

Слайд 12

Повернуться лицом к ребёнку. Беседуя с расстроенным ребёнком или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия! Правила активного слушания:

Слайд 13

Ситуация 1. Ребёнок возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос родителей отвечает: - Больше туда не пойду ! Правильная реакция: - Ты, больше не хочешь идти в школу. («Держать паузу», пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании.) Ситуация 2. Ребёнок с мрачным видом: - Не буду больше дружить с Петей! Правильная реакция: Не хочешь с ним дружить (повторяет услышанное) – пауза – Ты, на него обиделся. (обозначение чувства) Разбор ошибок:

Слайд 15

Исчезает или, по крайней мере, ослабевает отрицательное переживание ребёнка (разделённое горе уменьшается в 2 раза). Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы Результаты активного слушания:

Слайд 16

Он позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме. Даёт возможность детям ближе узнать нас – взрослых. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать, что взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. Дети начинают учитывать наши желания и переживания. Приём: «Я – сообщение»

Слайд 17

Ваши слова: Да сколько же тебе говорить надо?! Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и тоже. Меня сердит, когда ты не слушаешься. Ситуация 1 . Вы в который раз зовёте ребёнка садиться за стол. Он отвечает: «сейчас», - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

Слайд 18

Ваши слова: Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой? Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок. Убери за собой посуду. Ситуация 2. Вы приходите домой усталая. У вашего ребёнка друзья, музыка, веселье. На столе следы от чаепития. Вы испытыва - ете чувство раздражения и обиды

Слайд 19

Ваши слова: Я очень огорчена тем, что услышала. Я от тебя другого не ожидала. Как тебе не стыдно. Ситуация 3. Ученик нагрубил учителю.

Слайд 20

Взаимное уважение и взаимопонимание. Если родители настроены агрессивно, они не способны слушать, принимать советы и рекомендации. Придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает им понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием. Необходимо слушать партнёра. Обе стороны должны быть благодарны друг другу за общение. Общение: «родитель – учитель»

Слайд 21

Ваша искренняя заинтересованность в ребёнке – это уже половина успеха! Ведь кто информирован, тот вооружён. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учитель - родитель. Качество и эффективность взаимного общения"

Родительское собрание "Учитель-родитель. Качество и эффектиность взаимного общения"....

Родительское собрание "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка"

Материал родительского собрания способствует формированию правильных межличностных отношений между родителями и детьми как залог психического здоровья ребенка....

Родительское собрание "Гармония общения".

Данное собрание проводится совместно с детьми. В процессе личностного, неформального, эмоционально – положительного общения родителей и детей, вместе обсуждая и решая проблемы межличностного взаимоотн...

Выступление на РМО: Особенности общения ученик - учитель

Материал для выступления....Особенности общения ученик - учитель.Как ГОВОРИТЬ, чтобы ПОДРОСТКИ СЛУШАЛИ, и как СЛУШАТЬ, чтобы ПОДРОСТКИ ГОВОРИЛИ....

Статья "Социальное волонтерство - способ объединить учеников, учителей, родителей и администрацию школы"

     СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО – СПОСОБ ОБЪЕДИНИТЬ УЧЕНИКОВ, УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИЮ ШКОЛЫ. Многие сегодня говорят о проблеме взаимодей...

Статья "Волонтерская деятельность - способ объединить учеников, учителей, родителей и администрацию школы.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО –СПОСОБ ОБЪЕДИНИТЬ УЧЕНИКОВ, УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИЮ ШКОЛЫ. Многие сегодня говорят о проблеме взаимодействия школы и семьи. Но у нас есть то, что объедин...

Тренинг личностного роста «5 языков любви в общении триады Учитель-Ученик-Родитель»

Помочь участнику тренинга в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека, улучшение навыков коммуникации и самопонима...