«Современные формы и методы работы с родителями...»
рабочая программа

Саубанов Айгиз Рафисович

Предварительный просмотр:

Программа работы классного руководителя

с родителями

(Саубанов А.Р.)

Пояснительная записка

 Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.

       Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение семьей духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

           Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.

Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высокультурной и нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.

 Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».  Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, должны хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволит им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.

      Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.

1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

2.  Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

3.   Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

      С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.                                                                                                                                                                                                                              

      Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:

Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.

Целью программы является, процесс формирования нравственного воспитания при взаимодействии классного руководителя с родителями через нетрадиционные формы работы.

Задачи:

1) формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

2) формирование координации деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;

3) вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, семейные конкурсы, спортивные соревнования, туристические походы и экскурсии );

4) участие родителей в управлении школой (Совет школы, родительские комитеты).

             Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три  основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в  образовательный  процесс;
  • участие в управлении образовательным процессом.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

основные направления

формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей  (совместно со школьным психологом и социальным работником)

родительские университеты

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в образовательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

родительское общественное патрулирование

шефская помощь

участие в управлении  образовательным процессом

участие родителей класса в работе попечительского совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета

участие в работе общественного совета содействия семье и школе

Методы работы с родителями:

· наблюдение;

· индивидуальные беседы;

· тестирование;

· анкетирование;

· диагностика;

· анализ детских рисунков и рассказов о семье;

· метод коллективно-творческой деятельности.

Формы работы с родителями:

· Совместные родительские собрания;

· Концертные спектакли;

· Семейные конкурсы;

· Спортивные соревнования;

· Семейные просмотры фильмов и их обсуждение;

· Туристические походы и экскурсии;

· Участие родителей и детей в выставках.

Формы участия родителей в управлении ОУ:

· инвесторы-спонсоры;

· социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;

· эксперты качества образования;

· защитники прав и интересов ребенка.

       Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Система  программных  мероприятий

Программа  включает  следующие  мероприятия  по  приоритетным  направлениям  в  сфере  совместной  деятельности  классного  руководителя, родителей  и  учащихся:  

-изучение  семей  обучащихся;

-работа  с  родителями;

-работа  с  проблемными  семьями;

-сотрудничество классного руководителя  и  родителей  в  организации  воспитательной  работы  в  классе;

-работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования;

-сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом

 

1.Изучение  семей  обучающихся

Цель: Предусматриваются:

- изучение  семей  учащихся;

- создание  банка  данных;

- формирование  единых  педагогических  требований;

- составление  социальных  паспортов  семей;

- посещение  семей;

- диагностика  «Анкета-знакомство  для  родителей», «Анализ  и  оценка  ситуации  в  семье», «Наш  ребенок»  и  др.

2. Работа  с  родителями

Цель:  Повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе.

Предусматриваются:

- классные  родительские  собрания;

- занятия  для  родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).

- дни  «открытых  уроков»;

- тематические  собрания  с  привлечением  специалистов

- индивидуальная  работа  с  родителями;

- внеклассные  мероприятия  с  привлечением  родителей (Праздники «Мир моей семьи» ).

3.Работа  с  проблемными  семьями

Цель: Оказание  помощи  проблемным  семьям, устранение   злоупотреблений  со  стороны  недобросовестных  родителей, уменьшение  количества  проблемных  семей. Предусматриваются:

- регулярное  посещение  проблемных  семей;

- проведение  малых  педсоветов;

- совместная  профилактическая  работа с  Советом  профилактики  правонарушений;

- индивидуальные  беседы  и  консультации;

- изучение  данных  о  занятости  учащихся  в  кружках  и  секциях;

- составление  банка  данных.

4. Сотрудничество классного  руководителя и родителей в  организации  воспитательной  работы  в  классе;

Цель: создание  единого  воспитательного  пространства  «родители – дети – классный  руководитель». Предусматриваются:

- работа  родительского  комитета;

- поиск  родителей – спонсоров  классных  внеклассных  мероприятий;

- помощь  родителей  в  приучении  детей  к  выполнению  режима  дня  и  правил  для  учащихся.                                                                                                                                              

Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:                                                                              

1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.                                    

   2.Взаимное уважение.                                                                                                                                        3.Справедливость по отношению к детям и родителям.                                                                                4.Повышение авторитета родителей.                                                                                                                   5.Соблюдение принципов педагогической этики.

5. Работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования, внеурочной деятельности

Цель: развитие  творческих  способностей  учащихся.

Предусматриваются:

- оказание  помощи  в  устройстве  учащихся  в  кружки  и    спортивные  секции;

- привлечение  родителей  для  ведения  мини-кружков по  интересам;

-работа над совместными проектами

6. Сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом,  социальным педагогом.

Цель:  Вовлечение психолога, логопеда, социального работника  в  воспитательный  процесс  класса.

Предусматриваются:

-консультации   с  психологом, логопедом, социальным работником;

- оказание  помощи психологу и логопеду  в  организации  индивидуальной и групповой  работы  с  учащимися  класса

-консультации для родителей, совместные индивидуальные консультации

Принципы реализации Программы

Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса

  • Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, учителю, ребёнку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
  • Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
  • осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
  • включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
  • овладение способами проектирования собственной деятельности;
  • предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
  • ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
  • привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Организация совместного творчества учителей, обучающихся и их родителей, что предполагает:

  • формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
  • осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
  • определение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;
  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй, которая предполагает:

  • -  выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • -  опору на положительные стороны родителей и детей;
  • раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
  • доверие ребёнку и родителям;
  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
  • подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребёнку, к решению возникающих проблем;
  • принятие, учёт традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
  • восприятие, оценку поступков ребёнка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
  • заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;
  • обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;
  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни;
  • создание ситуаций проявления взаимного понимания, заботы о семье, детях, родителях.

Управление взаимодействием школы и семьи

  • изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и классных коллективов;
  • выявление трудностей, проблем взаимодействия учителей и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
  • организация изучения и обобщения передового опыта взаимодействия учителей и семьи, родителей т детей;
  • пропаганду лучших достижений взаимодействия учителей и семьи, родителей и детей;
  • подготовку учителей, обучающихся и родителей к совместной деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
  • стимулирования взаимодействия школы и семьи.

         

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями.

  • Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Ожидаемые результаты:

  • в целях повышения эффективности семейного воспитания и укрепления взаимодействия с семьёй должно быть:
  • совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;
  • работа над устранением причин и условий, которые способствуют созданию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми путём оказания семье действенной психолого-педагогической помощи;
  • работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности (школьного родительского комитета, совета профилактики, Совета школы);
  • оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
  • работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;
  • активное включение в работу с семьёй социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования и др.;

Возможные риски и минимизация их влияния

Риски

Пути минимизации их влияния

Психологическая неготовность участников образовательного процесса к инновациям

Проведение стартовой диагностики готовности различных категорий участников образовательного процесса для принятия управленческих решений.

Сохранение в практике работы педагогов старых малоэффективных форм работы с родителями и, как следствие, отстраненность некоторых родителей от проблем жизнедеятельности школы

Повышение мотивирующего характера управления.

Развитие научно-методического сервиса в процессе создания новой образовательной среды школы.

Совершенствование курсовой подготовки учительского корпуса.

Широкое внедрение системы морального и материального стимулирования.

Низкая заинтересованность части родителей проблемами самореализации, развития ребёнка в учебной, внеурочной деятельности

Создание открытого информационного  образовательного пространства.

Обновление, эффективное использование официального сайта школы.

Расширение спектра активных форм сотрудничества с родительской общественностью.

Привлечение ресурса семей для решения задач образования и социализации.

Трансляция опыта семейного воспитания.

Низкий уровень информационной, психолого-педагогической культуры родителей

Широкая пропаганда преимуществ современных информационных и образовательных технологий деятельностного вида.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей через систему школьного просвещения.

Оказание адресной консультативной, диагностической помощи в вопросах обучения, воспитания, развития, социализации детей.

Механизм  оценки   результатов включает следующие критерии:

  • уровень  педагогической компетентности родителей;
  • уровень вовлеченности в реализацию  программы учителей, родителей и обучающихся  класса;
  • положительные отзывы   партнеров и участников  программы;
  • новые формы сотрудничества  семьи и школы.

Содержание программы.

Подготовительный этап
Задачи подготовительного периода «Введение в школьную жизнь»

  • познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, навыкам в 1 классе;
  • выявить уровень воспитанности и индивидуальных особенностей каждого обучающегося и наметить план коррекционно-развивающей работы;
  • выявить уровень познавательных способностей, физиологического здоровья детей, воспитательных возможностей каждой семьи, мотивации подготовки к школе.
  • познакомить с педагогическим опытом, позволяющим ребенку успешно адаптироваться к школьной жизни.

Ребенок и родители в этом периоде.
      Для успешной адаптации одной подготовки к школе детей недостаточно, нужна подготовка и родителей. Дезадаптация происходит, потому что семья не поддерживает ребенка в новом качестве. Ребенок пошел в первый класс, а семья осталась на предыдущей стадии жизненного цикла – на дошкольной. Под готовностью семьи к обучению ребенка в школе подразумевается адекватная родительская позиция, наличие в семье четких внутренних правил, и разумная включенность семьи в социум. Для оптимальной, благоприятной для развития ребенка родительской позиции характерны:

  • Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка родителями психических особенностей своего ребенка, построение ее взаимодействия на ее основе.;
  • Динамичность – способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи;
  • Прогностичность – направленность воспитательных усилий на будущее ребенка, его дальнейшую жизнь;
  • Наличие в семье четких внутренних правил – переход с дошкольной стадии жизненного цикла семьи на школьную за полгода до поступления ребенка в школу.
  • Разумная включенность семьи в социум – семьи по разным причинам игнорируют социум, общество, общественную жизнь, ведут обособленный образ жизни.

Для оказания эффективной индивидуальной помощи своим воспитанникам и их родителям необходимо глубоко изучить семьи.

  • В первую неделю обучения  провести диагностику среди родителей - «Экспресс - портрет будущего первоклассника», которая помогает с первых дней увидеть проблемы детей, определить семьи , которым будет трудно пережить период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка;
  • Составить психолого - педагогическую характеристику семьи, наметить направления педагогической работы с семьей, необходимость индивидуальной психологической и социальной помощи. «Экспресс – прогноз состава родительского коллектива».

   Знакомство родителей с образовательной программой класса и ее необходимым ресурсным обеспечением, требованиями, с учителем, со школой, с организации питания, работниками библиотеки, медпункта, администрацией, с укладом школьной жизни позволит ребенку успешнее адаптироваться к дальнейшей школьной жизни.
         Первое родительское собрание проводится в начале  учебного года, необходимо проинформировать родителей о физической и психологической нагрузке школьников,  мероприятиях по защите здоровья обучающихся в учебном процессе.

Период адаптации первоклассника.

Задачи для родителей:

  • осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;
  • научить быстро и эффективно готовиться к учебному процессу,, готовить задания по чтению.
  • помочь построить продуктивные отношения с учителями одноклассниками;
  • укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • совершенствовать внимание, память, речевое развитие младших школьников.
  • изучать родительские запросы, в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции семейных отношений.
  • пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей; 

Задачи воспитательной деятельности:

  • создать условия для успешной школьной адаптации детей, снижения школьной тревожности;
  • формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;
  • создать условия для развития нравственных качеств личности;
  • формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;
  • создать условия для развития творческих способностей, коррекции индивидуального  развития.

Младший школьный период.
Задачи младшего школьного периода для родителей (2-3 класс)

  • познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, навыкам в 2- 3 классах;
  • сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной, научно – познавательной литературой;
  • продолжить работу по формированию познавательных интересов ребенка и стимулированию у него потребности делиться с родителями школьными проблемами;
  • сформировать у ребенка доброжелательное, уважительное отношение к людям;
  • укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни;
  • сплотить детский коллектив общим интересными совместными делами;
  • помочь самореализоваться личности каждого ребенка независимо от успешности обучения; коррекция индивидуального развития;
  • сформировать у родителей положительное отношение к самим себе, умение принимать себя окружающих людей такими какие они есть: не осуждать, не обижать, научиться прощать и помогать людям, чтобы научить этому своего ребенка;
  • способствовать выработке у родителей потребности, привычки и умения заботиться о своем здоровье, чтобы стать примером для подражания в ответственности за свое здоровье;
  • пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
  • повысить родительскую активность в решении школьных проблем;
  • разнообразить методы семейного воспитания.


Задачи воспитательной деятельности:

  • продолжить работу по активизации познавательных процессов и способностей ребенка, повышению учебной мотивации;
  • сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной, научно – познавательной литературой;
  • создать условия для раскрытия творческого потенциала детей, развивать интересы и склонности детей, повышать уверенность в своих силах;
  • формировать коммуникативные навыки, продолжать работу по созданию сплоченного, дружного, инициативного коллектива;
  • формировать позитивную моральную позицию;
  • повышать уровень самоконтроля а отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения с одноклассниками, родителями, учителями.
  • укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;

Период  самосовершенствования,  адаптация к переходу в среднее звено.

Задачи работы с родителями (4класс):

  • побудить обучающихся и их родителей к самосовершенствованию;
  • спланировать сотрудничество родителей и педагога по повышению уровня нравственности воспитания четвероклассников;
  • помочь в осуществлении преемственности между начальной и средней школой;
  • создание ситуации успеха, активизация внутренних ресурсов;
  • формирование и поддержание высокой школьной мотивации – залог успешности младшего школьника при переходе в среднее звено;
  • организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности, развитие и формирование коммуникативной культуры;
  • создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуального и творческого потенциала.


Цели и задачи воспитательной работы в 4 классе. 

       Формирование положительного отношения и интереса к учению, навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, целостной психологической основы обучения, способности чувствовать, понимать и уважать не только себя, но и других.
     Развивать познавательные способности (внимание, память, воображение, речь, логическое мышление) и умения, учить детей учиться. Воспитывать любознательность, самостоятельность, ответственность, радость познания, активную жизненную позицию, стремление познавать окружающий мир.
    Формировать у юных граждан патриотическое сознание, чувства верности и любви к своему Отечеству и родному краю, расширять знания о России, родном крае, истории, культуре и традициях, прививать учащимся чувство глубокого уважения и почтения к символам Российской Федерации.
    Способствовать полноценному развитию личности, творческому развитию способностей каждого ребенка, помочь реализовать себя как индивидуальность в общественной организации школы и класса.

    Вооружать оьучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи, Воспитывать навыки и привычки эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
   Воспитывать личность, осознающую достоинство человека, милосердие, совесть, справедливость и уважение, чуткое, доброжелательное отношение к родным, близким, товарищам, одноклассникам, ко всем окружающим людям.
   Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь и бережное отношение к окружающей среде.
   Формировать у обучающихся систему знаний о здоровом образе жизни, потребность в здоровье и сознательном отношении к нему, нравственную культуру, самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию.
    Создать благоприятные психолого-педагогические условия для саморазвития и самореализации, самоутверждения личности ребенка, стремление детей к самосовершенствованию, сохранения неповторимости, его успешной социализации в обществе.
    Совершенствовать организаторские умения, формулировать цель и планировать работу по достижению цели, осуществлять контроль за ходом и выполнением, высказывать свою точку зрения, анализировать полученные результаты, формулировать выводы, поддерживать инициативу и творческий поиск решения проблемы, способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Формы и методы взаимодействия с родительским коллективом

     Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

      Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

       Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

      Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

       Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

       Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

      Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

      Индивидуальные тематические консультации .Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

      Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

       Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

      Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.

     Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц, старшекурсниц).

      Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

       Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.

      Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.

      Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Классные родительские собрания необходимо проводить 1 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

Рекомендации по проведению родительских собраний

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
  6. Приглашение родителей и других участников собрания.
  7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
  •  подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

Тематические  консультации  дают  рекомендации  по  проблеме, которая   волнует   родителей. В  каждом   классе   есть  учащиеся   и   семьи, которые   переживают   одну  и  ту  же   проблему. Иногда  эти  проблемы   носят   настолько     конфиденциальный   характер, что  их    возможно   решать    лишь  в   кругу  тех   людей, которых   эта  проблема   объединяет. Примерные   темы:

1.  Ребенок  не  хочет  учиться.

2.  Как   развить  плохую  память  ребенка.

3.  Единственный  ребенок  в  семье.

4.  К чему  может   привести  тревожность  детей.

5.  Талантливый   ребенок  в  семье.

Родительские  чтения   дают  возможность   родителям  не  только  слушать    лекции  педагогов, но  и  изучать  литературу  по   проблеме  и  участвовать  в  ее  обсуждении. Этапы  проведения   чтений  следующие:

-на  первом  собрании   родители   определяют   вопросы  педагогики  и  психологии

-учитель  собирает  и  анализирует  информацию

-определяет   список  литературы  по  данному  вопросу

-изучение   литературы  родителями

-изложение   собственного  понимания   вопроса   родителями  на  чтениях

     Родительские  вечера   направлены  на  сплочение   родительского  коллектива. Проводятся   два-три  раза   в год  без   присутствия   детей. Темы  родительских   вечеров   могут   быть   разнообразными. Главное, они   должны   учить   слушать  и  слышать  друг   друга,  самого  себя,  свой  внутренний  голос.

Примерная  тематика:

 1.Первый  год  ребенка, каким  он  был.

2.Каким  я  вижу  будущее  своего  ребенка.

3.Друзья  моего  ребенка.

4. Праздники  нашей  семьи.   

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические консультации
  • родительские чтения
  • родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребёнка.
  3. Единственный ребёнок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей.
  5. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
  • учитель собирает и анализирует информацию;
  • определяется список литературы по данному вопросу;
  • изучение литературы родителями;
  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:

  • Первый год ребёнка, каким он был.
  • Каким я вижу будущее своего ребёнка.
  • Друзья моего ребёнка.
  • Праздники нашей семьи.

Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.

Структура родительского комитета класса

      Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный

год. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

     Заседания родительского комитета класса проходят 1 раз в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Права и обязанности РК регламентируются Положением о РК

      Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя. Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

     Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с  представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе. Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

      Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

   Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

     В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:

а) протоколы заседаний родительского комитета;

б) положение о родительском комитете школы;

в) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие;

г) график заседаний родительского комитета.

Заключение

Роль классного руководителя огромна. Он может стать для родителей помощником советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Используя вышеизложенные знания по особенностям взаимоотношений в семье, классному руководителю необходимо успешно наладить контакт с родителями, так как именно от этого сотрудничества зависит выявляемость проблем, связанных с учебой обучающихся и внутриклассными взаимоотношениями. Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.

        И родители, и   классный    руководитель   должны   понимать, что  только   общее   сотрудничество,  сотворчество   способны   сделать    совместную    деятельность   учеников,  учителей  и   родителей содержательной, интересной, радостной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание форм и методы работы с родителями.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с дет...

Формы и методы работы с родителями с целью усиления воздействия на ребенка

Содержание работы школы с родителями обучающихся...

Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка

В данной разработке речь идёт о формах и методах работы с родителямис целью усиления педагогического воздействия на ребенка , даны рекомендации по проведению родительских собраний....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...

Современные формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.3.Беседуя с...

Современные формы и методы работы с родителями

Описаны формы работы с родителями в течение учебного года. Статья будет полезна классным руководителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования...

Использование современных форм и методов работы как условие повышения качества образования

В настоящее время происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с  принятием Государственного стандарта базового и  начального образования и с переходом ...