Эссе -Образование - сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства.
методическая разработка (11 класс) по теме

 

Образование - сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства.

      

 Сегодня в  эпоху  развития  информационного общества изменяется весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного  досуга по отношению  к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к  увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания, на работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение всей своей жизни, способного самосовершенствоваться, что способствовало бы дальнейшему повышению производительности труда и качеству жизни.

        Поэтому основная задача, стоящая перед системой школьного и среднего профессионального образования в современном обществе – формирование основ информационной культуры будущего специалиста.

        Владение  информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного качества образования. 

        Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы,  им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе -21 века. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских.

        Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование  компетенций современного человека, а именно:

    - информационной, умение искать анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

    -  коммуникативный – умение эффективно сотрудничать с другими людьми

     - самоорганизации - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью,  полноценно использовать личностные  ресурсы.

    - самообразование – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

          Использование компьютерных технологий в работе учителя позволит достичь целей, поставленных перед современной  молодежью в области образования, но при условии, что эти цели  станут  для  обучающегося  личностно  значимыми. Уроки с применением ИКТ коренным образом отличаются от классической  системы обучения. Отличие состоит  в изменении роли учителя, он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря использованию современных электронных учебников,  виртуальных химических лабораторий, сети Интернет, новых средств обучения.

         В  своей работе при обучении ребят предмету  химии, я  использую различные формы работы с компьютером, что дает возможность учащимся повышать самостоятельную познавательную активность. Один из видов самостоятельной работы, например создание презентаций  (творческая  самостоятельность).

      Деятельностный характер для образования современного общества сегодня становится  наиболее  актуальным, потому что если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс.
В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер.
         Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
         Какой учитель  не  мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки?   Увы,  этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные  интеллектуальные способности, разный  уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему мне позволяет   технология   личностно – ориентированного обучения.     Поэтому  на  уроках   я  работаю по теме  «Личностно – ориентированное обучение на уроках химии и во внеурочной деятельности», так как  именно ЛОО обеспечивает всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создает необходимые условия для развития их индивидуальных  способностей.

       В своей  работе активно использую четыре основные технологии ЛОО: технология уровневой дифференциации, технология проектной деятельности, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии. Использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе дает  хорошие и стабильные результаты обучения , развивает творческие исследовательские способности учащихся,  повышает их активность, способствуют приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждается результатами итоговой и промежуточной аттестации  обучающихся, а также результаты ЕГЭ.

    Таким образом,    реализация  деятельностного  подхода  в школе способствует успешному обучению школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

 Проблемы личностно-ориентированного образования изменили требования к выпускнику школы. Теперь он рассматривается не как безликий носитель знаний, умений и навыков, но как личность, способная творчески преобразовывать действительность, выстраивать свой личностный мир. В связи с этим меняется и сам образовательный процесс: его сущность, содержание, технологии, закономерности коммуникации между учителем и учеником. Позиция ученика сегодня представляет собой позицию субъекта, активно участвующего в процессе своего образования. Коммуникация между учителем и учащимся приобретает характер диалога, неизменно затрагивающего личностный опыт учащегося, систему личностных смыслов и ценностей. Потому, я считаю, что  диалог  является  одним из важнейших показателей для  концепции личностно-ориентированного образования.

        Умение вести диалог позволяет ученику отделять знание от незнания, выдвигать цели своего обучения, выбирать необходимые для этого образовательные средства, рефлексировать. Ученик, ведущий диалог - ученик активный, сравнивающий, а в сравнении,  как известно, рождается новое: знание, эмоция, творчество.

       Таким образом, диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

   Для выпускников школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.

Эти навыки должны обеспечить молодого человека мобильностью, возможностью быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.

        Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования,  сегодня становится   ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит  дальнейшая   жизненная    успешность и каждого человека, и общества в целом.

 Сегодня образование все более начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства. Ученикам и воспитанникам как никогда нужны высокий профессионализм, гражданская позиция и педагогическая культура работников образования. Реализовать лучшие идеи реформирования образования может только учительство, понимающее и принимающее задачи образования на современном этапе.

      Таким образом, образование  сегодня  при условии его качества – это инвестиционная сфера, это фактор социального благополучия и социально-экономического развития  региона, территории в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Завершение объединения русских земель. Образование российского государства. Урок истории в 10 кл

Папка содержит презентацию к уроку в 10 классе и аудиозапись "Феодальная война"...

ПОВТОРИТЕЛЬНО - ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Цель урока: в игровой форме обобщить знания по теме; оценить значение образования Российского централизованного государства; воспитывать патриотизм и развивать творческие способности.Оснащение у...

Воспитательная система класса. Программа "Мы молодые - будущее своей семьи и российского государства"

Формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы....

Образование единого Российского государства (последствия, этапы, особенности)

Лекция по вопросу формирования единого Российского государства с привлечением извлечений из исторических источников...

История школьного географического образования в Российском государстве и его модернизация сегодня.

Данная статья представляет историю географического образование в России, с начала и по настоящее время....

Правовые основы антитеррористической политики российского государства. Заключение. Человек в XXI веке. 10 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Правовые основы антитеррористической политики российского государства. Заключение. Человек в XXI веке. 10 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ...