Аналитическая справка «Описание педагогического опыта Шариповой Елены Петровны - учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», Кваркенского района Оренбургской области, раскрывающего сущность методической системы»
статья по теме

Шарипова Елена Петровна

Материал по обобщению опыта предоставлен на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_2.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Аналитическая справка

«Описание педагогического опыта

Шариповой Елены Петровны -  учителя  истории

МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»,

Кваркенского района Оренбургской области,

раскрывающего сущность  методической системы»

             Становление опыта происходило в МБОУ «Кировская СОШ». Третий год  работаю над темой «Рациональное использование мультимедийных технологий  для расширения знаний учащихся». Главным направлением в работе считаю  осуществление демократизации учебно-воспитательного процесса и перевод ученика из объекта обучения в субъект, с которым необходимо налаживать партнёрские отношения;   овладение  историко-социологическими законами и суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах.   Наличие кабинета  истории, который функционирует 4 года, оснащенный компьютером, мультимедиа позволяет внедрять новые инновационные технологии, использование которых  лежит в основе моей методики.

       Правильно обучать – это не значит вбивать в головы собранную  из различных источников смесь слов, фраз, законов, а это значит раскрывать у учащихся способность понимать, чувствовать, думать. Должна быть последовательно выстроенная концепция обучения и воспитания. Нельзя слепо следовать чужой методике, ведь по справедливому утверждению К.Д. Ушинского: «Опыт скопировать нельзя, можно взять на вооружение мысль, выведенную из опыта». Для воспитания творческой личности ученика учитель сам должен быть творцом. Если же он останется в плену у самых гениальных и эффективных, но чужих методик, его ученики никогда не обретут качества творческой личности. Требования образовательных стандартов нацеливают на использование новых подходов к образовательному процессу. Это  побудило меня пересмотреть взгляды и выстроить свою методическую систему.

        Возникновение опыта было  обусловлено следующими противоречиями:

- необходимость воспитания хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем;

 - новые требования, предъявляемые обществом к современному образованию и старый сложившийся стереотип мышления;

 - необходимость освоения большого объема учебного материала  при недостаточно  сформированных  общеучебных  умений и навыков школьников.

       Как преподаватель общественных гуманитарных дисциплин чувствую за собой ответственность за успех становления открытого демократического общества, ведь формирование гражданина начинается именно со школьных уроков истории и обществознания.

       Я считаю, что  дифференциацию обучения целесообразно осуществлять не столько за счет расширения или сужения программного материала, внешнего различия программ, но и за счет различия в подходах и методах обучения. Наиболее эффективными особенностями работы  с компьютерной поддержкой  для формирования у учащихся положительной мотивации, создания  комфортных условий обучения на уроках считаю: увеличение объема тренировочных заданий; достижение уровневой дифференциации обучения; сокращение времени для отработки технических навыков учащихся; достижение оптимального темпа работы учеников, развитие творческих способностей, навыков проектной и исследовательской деятельности.

       Компьютер на уроках становится реальной необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов - значит обучать методам приобретения знаний. Интернет технологии совместно с ЦОРами позволяют провести урок эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.

       Всё сказанное выше позволяет признать опыт по активизации мыслительной и творческой деятельности не только актуальным и значимым на сегодняшний день, но и представляющим практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Знания, добытые путём поиска и  умственных усилий, становятся не только интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.

       Новизна опыта заключается в адаптации  мультимедийных технологий в условиях сельской школы.

      Идея опыта заключается в активизации умственной деятельности учащихся, развитии творческой мысли и критического мышления посредством использования проектной исследовательской деятельности, через совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём  творческую активность), а затем предоставить ему основания для осмысления материала и, наконец, помочь  обобщить приобретённые знания, осознать их значимость и ценность для практической деятельности.

       Цель опыта - способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий и явлений); формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других. Продуктивная познавательная деятельность учащихся, создавая устойчивую познавательную мотивацию, может стать и условием устойчивого профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

        Для активизации мыслительной деятельности я постоянно использую на своих уроках информационные мультимедийные технологии, что  делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Главный успех- это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.    

       Большую помощь в работе мне оказывают материальная база кабинета истории  и школьная медиатека. Проведение уроков в медиатеке даёт возможность:

1) развивать навыки работы с информацией в системе;

2) развивать коммуникативные умения: навыки групповой работы и работы с аудиторией;

3) закреплять и совершенствовать навыки работы с компьютером.

      Для работы с компьютером использую «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия» на двух дисках, мультимедиа учебник группы авторов «История России 20 века» издательства «Клио Софт», который можно использовать как фрагментарно, выбирая нужную информацию, так и проводить тематические блоки уроков.

       Как наиболее перспективную педагогическую мультимедийную технологию использую  метод проектов, который  позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая  за свои успехи, промахи, недостатки.          

       Реализация проектного обучения требует большого количества времени и навыков работы с информационными ресурсами. Опыт использования презентаций показал, что они позволяют видоизменять содержание занятий, привлекать к проведению уроков и внеурочных мероприятий учащихся разных групп, разного уровня подготовки.

         Темы для проектно-исследовательской деятельности обучающихся выбираем такие, которые имеют не только учебное, но и большое личностное, социальное значение, пронизывают российскую, региональную историю и историю Оренбуржья. Это, например, проекты «Учителя в годы Великой Отечественной войны», посвященные 65-летию Победы, исследовательский проект «Ю.А.Гагарин.  Поиск призвания», «История моей семьи в истории моей страны».  Все это свидетельствует о большой популярности проектной деятельности среди учащихся, способствует изучению  истории своей страны, своего родного края. Проводим большую работу по созданию электронного краеведческого музея.

         На уроках истории и  исторического краеведения  для организации поисково-исследовательской деятельности и  контроля  я веду мониторинг заданий и контроля по блок-модулю.        Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей. Учитель-консультант перед каждым модулем проводит входящую  диагностику, обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.).    

         Здоровые дети – это благополучие общества. Учебный день школьника насыщен значительными нагрузками, использование компьютера на уроке также ведет к переутомлению.  Поэтому считаю, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности школьника – это одна из главных моих задач.     Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность.  Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, провести физминутки.

        О результативности моего опыта работы свидетельствуют факты:

1 Перевод организации учебно-воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика.

2. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года создают ситуацию успеха. Растет число участников конкурсов.

3. Компьютер в кабинете истории и школьный интернет создают больше возможностей учащимся для получения информации и сокращения времени при обучении и выполнении творческих  работ, повышения  качества творческих работ учащихся по предмету.

4. Ежегодно выпускники Кировской школы выбирают и успешно сдают ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, используют результаты при поступлении в ВУЗы.

          Данный опыт может быть использован учителями – предметниками гуманитарного цикла при условии знакомства с основами мультимедийной технологии и при условии принятия личностных целей, запросов и интересов учащихся, уважения их личности и достоинства.

         Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии.

       Трудоёмкость же заключается в больших временных затратах на подготовку к урокам.

    Мною проводится большая работа по распространению собственного педагогического опыта. Провожу ежегодные  мастер-классы для школьного методического объединения, для районного методического объединения учителей истории провела мастер-класс по краеведению  «Тайные общества. Политические ссыльные», на курсах повышения квалификации были  разработаны конспекты  уроков по модулю «Основы светской этики» и  модулю  «Основы религиозных культур»).  Мои методические разработки, размещенные на Интернет- сайтах, имеют положительные отзывы  коллег.

      Семь лет назад после появления в МОБУ «Кировской СОШ»  компьютерного класса,  молодые коллеги  нашей школы учили меня работать мышкой на компьютере, а сейчас я с чувством благодарности и удовлетворения могу заметить, что мой методический опыт по рациональному  использованию  мультимедийных технологий, для расширения знаний учащихся  используется  моими коллегами как в  нашей Кировской средней   школе, так и в школах района, а также коллегами из Интернет  сообществ.

       Среди молодых учителей историков есть три моих выпускника, которые после окончания исторического факультета ОГУ работают в школах области и  в Орском краеведческом музее. Мы поддерживаем тесные профессиональные отношения, именно в них я вижу результат и  продолжение своей педагогической деятельности.

Шарипова Елена Петровна - учитель   истории МБОУ « Кировская средняя общеобразовательная школа» Кваркенский район                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя искусства, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Саранска Долгачевой Елены Николаевны

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАучителя искусства, МХКМОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.СаранскаДолгачевой Елены НиколаевныИспользование системно- д...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической  компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....