представление опыта работы
статья на тему

Стахеева Елена Валентиновна

использование элементов  внутриклассной уровневой дифференциации на уроках алгебры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.rar489.18 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа»

                 Виноградовского района

                   Архангельской области.

  Использование элементов                  внутриклассной уровневой     дифференциации на уроках    алгебры.

                                                               

                                                                     Автор:учитель математики

                                                                     МБОУ « Общеобразовательная

                                                                   

                                                                      Сельменьгская средняя школа    

                                                                     Стахеева Елена Валентиновна

                                                    Сельменьга

                                                  2007 год.

                                                 

   Ведущей целью построения модели класса с разноуровневой дифференциацией является создание  условий для включения каждого ученика в деятельность соответствующую его зоне ближайшего развития. Часто приходится отказываться  от повсеместно распространенного клише урока., напоминающего по сути театр одного актера с несколькими статистами, регулярно дающими ответы на вопросы учителя, и с большей  

частью класса, требования к которой сводятся к присутствию и соблюдению тишины. .

   Отсюда следует, что обучение всех детей по   унифицированньм  программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждому ребенку. Образовательная система, предоставляющая всем одинаковые временные, содержательные и процессуальные условия, кажется по замыслу справедливой и демократичной, но по сути неизбежно приводит к ситуации, о которой писал П. П. Блонский: «Развитые забивают неразвитых, учителю трудно работать в такой пестрой группе, он невольно предъявляет к слабым более высокие требования. Неграмотные привыкают в первые же дни в школе быть последними людьми своего коллектива. Товарищи относятся к ним пренебрежительно. Мы считаем, что это очень вредно. Поставив слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство»

Нет и не может быть двух школьников , обладающих   одинаковым набором способностей, умений , поведенческих реакций , мышления и т.д.

     Как правило , выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников , для других он слишком быстрый , для третьих - очень медленный . одна и та же учебная задача для одних является сложной , для других – легкой . Одни понимают учителя сразу , другим надо повторить , а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала , темп овладения им  , прочность осмысления знаний ,уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя , но и от познавательных возможностей и способностей учащихся , обусловленных многими факторами , в том числе особенностями восприятия , памяти , мыслительной деятельности и физическим развитием.

     Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такие условия , при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

      Решение этой проблемы определило цели и задачи обучения , которые я пытаюсь решить в своей педагогической деятельности .

Различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл). Поэтому выгоднее организовать уровневую дифференциацию на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и при контроле ЗУН.

В 2003 году я взяла 5 класс. В течении года в процессе обучения изучала их способности к восприятию учебного материала, темп его усвоения каждым учеником и способность к реализации полученных знаний. В 6 классе начала постепенно производить разбиение на две группы. К концу 6 класса эти группы были сформированы и начиная с 7 класса  обучение  происходило по группам. В процессе работы состав групп менялся(некоторые учащиеся второй группы переходили в первую).

Задания для 2 группы зафиксированы как базовый стандарт – минимальный или репродуктивный. Здесь особенностью обучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы , работать по образцу. Задания 1 группы выходят за рамки обязательного минимума, это задания аналитико-синтетического уровня, которые необходимы для решения задач на применение, поднимают учащихся на уровень осознанного , творческого применения знаний. Предусмотрены сведения , углубляющие и расширяющие материал учебника.

   На протяжении всего урока разрабатываются  стратегии взаимодействия с каждой группой учащихся и реализуются следующие задачи :

Уменьшить отставание от уровня своих возможностей , повышая уровень сформированности  ЗУН и содействия реализации учебных программ.

Развивать логическое и аналитическое  мышление ,  креативность.

Создавать условия для развития интереса и способностей каждого ученика.

Развивать коммуникативные качества.

  На этапе подготовки к восприятию нового материала включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса. Это повышает учебную мотивацию каждого ученика.

   Наблюдение и анализ показывают , что не все ученики сразу проявляют интерес к новому, включаются в активную работу. Некоторым дается необходимая индивидуальная помощь. Но главное условие: надо сразу обращать внимание на таких детей, иначе они так и останутся пассивными весь урок. Эти учащиеся получают задания, которые содержат материал, легко интегрируемый с темой урока, а остальным предлагается сформулировать вопросы по изученным темам. (Cм.прил.1 )

   При изучении нового материала применяются следующие приемы:

Лекция;

Самостоятельная работа с текстом, обучающая самостоятельная работа  после изучения которой  учащиеся 1группы оказывают необходимую помощь учащимся 2 группы.

На изучение нового материала отводится не более 15 минут. Учитель вводит новую информацию, фиксирует на доске конспект , а дети переносят конспект в свои тетради . при изложении материала надо добиваться чтобы в беседе участвовали все . после этого учитель показывает, как можно использовать новый материал практически: выполняя соответствующие задания, решая задачи и т.п.

На этапе первоначального закрепления изложенного материала учащиеся под руководством учителя выполняют задания, аналогичные тем,которые были рассмотрены при объяснении. Учитель добивается проверки каждого этапа выполнения задания самими учащимися или их соседями. Первоначальное закрепление должно быть очень четким. Нужны точные вопросы , точные письменные или устные ответы, должны быть достигнуты правильные формулировки ответов.

Затем учащиеся 1 группы работают практически самостоятельно, получая от учителя по необходимости консультацию. При выполнении заданий осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Более сложные задания выносятся на доску и в процессе обсуждения находится план решения.

 Учащиеся второй группы нуждаются в постоянном контроле и поэтому работают вместе с учителем. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала.( См. прил.2)

 Им для самостоятельной работы предлагается  выполнить задания            аналогичные решенным в течении урока. Кроме этого учащиеся второй группы пытаются выполнить некоторые задания первой группы . это тоже дает свои положительные результаты.

          На этом этапе всегда продумывается ,какие приемы и навыки надо закреплять , какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении , как их разнообразить , в какой форме , каким учащимся предложить помощь.

При проверке усвоения знаний учащихся также учитывается уровневая дифференциация.(см. прил. 3 и 4).

         Домашние задания записываются на доске для каждой группы, но некоторые задания являются общими для всех.(см .прил 5)

         Анализ результатов работы уровневой дифференциации отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников.

Годовые оценки учащихся

6 кл

7кл

8кл

9кл(1ч)

9кл(2ч)

Шилкова Рая

3

4

4

5

5

Бозина Надя

4

4

4

5

5

Бутина Люда

4

5

5

5

5

Вилачева Катя

4

4

5

4

5

Фомина Аня

4

4

5

4

5

Михайличенко игорь

4

4

5

4

4

         Дифференцированный подход в обучении –это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику ,его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучения по обязательным учебным программам , предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

         Успешно развивается познавательная активность , интеллектуальная деятельность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда , когда изучены потребности , интересы , уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

Приложение 1

Например: перед изучением темы «решение квадратных уравнений по формуле» , предлагаются следующие уравнения:

                             2x2+5x -7=0 ;                        2X +X2 =0;

                             X2 -8X +7=0 ;                        25 -10X +X2 =0;

                             49X2 -81=0 ;                          3X2 -2X =0;

                              6X +X2 +3 =0;                      125+5X2 =0.

Задания :

Разбейте уравнения на две группы по какому либо признаку. Какие это группы? (приведенные и не приведенные ,полные и неполные) .

Второй группе решить неполные квадратные уравнения.

Для 1 группы вопрос: какие из полных уравнений вы можете решить? (предполагается способ выделения полного квадрата). Решают эти уравнения.

Один   ученик из первой группы объясняет этот способ рашения  учащимся второй группы.

Вторая группа пытается решить уравнение способом выделения полного квадрата . Первая группа в это время оказывает необходимую помощь.

Приложение 2

Приложение 3.       Контрольная работа по теме «квадратные корни»

1группа

2группа

Приложение 4        контрольная работа по теме «квадратные уравнения»                  

1 группа

2группа

Приложение 5

Домашнее задание: 2 группа: №62, № 63(а) №86

                                  1 группа №86, №177


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....