Проектная деятельность на уроках технологии
презентация к уроку (8 класс) по теме

Ларионова Татьяна Петровна

Здесь я буду публиковать проекты своих детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках технологии.

Руководитель Ларионова Татьяна Петровна.

   Не первый год в программу нашей школы включен предмет «Технология».

   Мы определяем технологию как науку о преобразовании и использовании материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, включая необходимые для этого методы и средства (техника, инструменты). Образно говоря, технология – это философия действия.

   Наряду с формированием основательных естественнонаучных и политехнических знаний, умений и навыков на первый план выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развития у них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни. Готовность молодежи к трудовой деятельности предполагает умение думать, собирать информацию, анализировать, выдвигать идеи, принимать решения на основе постоянной готовности к самообразованию.

   В течение всего периода изучения предмета «Технология» (5-11 классы) учащиеся нашей школы систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность.

Под проектом мы понимаем самостоятельную творческую работу, выполненную под руководством учителя.

Она включает в себя:

Составление обоснованного плана действий, который  формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта;

Элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования;

Изготовление изделий и их реализация;

Экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

Результаты  проектной деятельности поэтапно материализуются, т.е. фиксируются в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, ее экономической, экологической и социальной целесообразности, изготовления эскизов и чертежей, технологических карт, планов и т.д. Очень важно, чтобы теоретическая задача завершилась ее конкретным решением.

   Совокупность всех рабочих и уточненных материалов, включая готовое изделие, и составляет осуществленный проект.

Использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход, способствовать применению знаний и умений, полученных при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет  использовать знания из социальных и культурологических дисциплин.

   Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность мне, как учителю, значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и такие, например, как:

метод мозгового штурма  (выдвижение одной группой участников разных идей и их анализ другой группой);

метод морфологического анализа (составление списка всех возможных вариантов решения проблемы и их последовательный анализ).

   Использование этих методов способствует развитию у учащихся умения интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам, получать дополнительные знания и навыки, самостоятельно решать поставленные задачи, овладевать основными исследовательскими методами ( анализом литературы, поиском и отбором необходимой информации, обработкой данных), коммуникативными навыками, раскрывать свои способности, реализовать их в разнообразных видах деятельности.

   Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность исполнения, равноправие и свободу в выражении мыслей, отстаивание идей и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

   В результате выполнения проектов учащиеся приобретают способствующие развитию личности следующие умения: интеллектуальные, организационные, коммуникативные, бесконфликтного общения, контролирующие, графические, конструкторско-технологические, экономические, экологические. У них воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно применять решения, проявлять изобретательность, идти на риск, брать на себя ответственность, соглашаться на разумные компромиссы, укрепляется воля, формируются положительные потребности и интересы. Все это способствует самоопределению, самореализации, позволяет подойти к осознанному выбору профессии.

   Правильный выбор темы с учетом возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.

   Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным – от одного (индивидуальный) или нескольких учащихся одного класса (коллективный).

Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:

выбор темы проектного задания;

оценка необходимых интеллектуальных усилий, материальных и финансовых затрат;

сбор и обработка требуемой информации;

разработка идеи задания;

планирование, организация и выполнение проекта

текущий контроль и корректировка деятельности;

оценка качества выполненной работы, защита проекта.

   Сроки выполнения проектов зависят от их содержания, целей и задач и могут меняться от трех-четырех недель до одного года.

   Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося. При этом открывается путь к расширению обозначенных в программе направлений трудовой творческой деятельности, более полному учету их особенностей.

   Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся, глубокого знания его возможностей, опасность поставить нереальные для ребенка задачи. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. Но неверно и понимать их как разновидность контрольных работ. Проект – это творческая работа, во время выполнения которой школьник продолжает пополнять свои знания и умения.

Удачи и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...