Методическая разработка "Общение в сестринском деле."
методическая разработка по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich.razrabotka.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Министерство здравоохранения Саратовской области

             ГАОУСПО «Балашовское медицинское училище»

                                     Аркадакский филиал

           Методическая разработка

по теме: «Общение в сестринском деле.

                  Типы и каналы общения»

Дисциплина: ПМ.04 «Теория и практика сестринского дела».

Специальность: 06501 «Сестринское дело»

               

                                                   Аркадак, 2012 год

 Темы: «Общение в сестринском деле», «Типы и  каналы общения».

Методическая разработка по дисциплине: ПМ.04 «Теория и практика сестринского дела»

Автор: Афандиева Вера Викторовна.

г. Аркадак, количество страниц - 63

Утвержден                                           Согласовано с методическим  

на заседании                                        кабинетом училища.

ЦМК «Теории и практики                  Методист: Князева О.Н.______

сестринского дела»

Протокол №___ от _______г.

Председатель ЦМК:

Кирюшкина С.А._________

Рецензент: Шаповалова Анна Алексеевна,

                    кандидат биологических  наук, доцент

                                               Рецензия

 на методическую разработку по дисциплине «Теория и практика сестринского  дела» по специальности 060501 «Сестринское дело», разработанная преподавателем сестринского дела Аркадакского филиала ГАОУСПО «Балашовское медицинское училище»

                            Афандиевой Верой Викторовной.

     Темы: «Общение в сестринском деле», «Типы и каналы общения».

     Представленная на рецензию методическая разработка составлена в соответствии с государственными требованиями  к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 «Сестринское дело» по дисциплине «Теория и практика сестринского дела». Методическая разработка рассчитана на 8 часов доклинической практики. Она характеризуется целостностью, спецификой, тесной интегративной связью с изучением анатомии и физиологии человека, сестринским делом  в клинических дисциплинах.

       В методической разработке сформулированы цели, содержание, знания, умения студентов, уровень освоения профессиональных и общих компетенций. На каждом этапе занятия рассматриваются методические рекомендации, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний.

     Для проверки уровня освоения материала составлены фронтальные вопросы, ситуационные задачи, тестовые задания. Разработаны критерии оценки знаний и умений студентов.

     Методическая разработка составлена в соответствии со всеми требованиями и может быть использована для занятий в медицинских учебных заведениях среднего профессионального образования.

рецензент

                                         

                             Содержание

  1. Введение …………………………………………………....5
  2. Характеристика темы «Общение в сестринском деле»….7
  3. Этапы планирования практического занятия ……………8
  4. Формирование профессиональных качеств ……………...9
  5. Материально – техническое обеспечение занятия ………11
  6. План занятия ……………………………………………….12

10.Содержание теоретического материала ……………........13

11.Контрольно – оценочный материал ……………………...23

12.Характеристика темы: «Типы и каналы общения» ……..33

13. Этапы планирования практического занятия …………..34

14. Формирование профессиональных качеств …………….35

15. Материально – техническое обеспечение занятия ……..37

16.План занятия ………………………………………………38

17.Содежание теоретического материала …………………..39

18. Контрольно – оценочный материал ……………………..49

19.Заключение ………………………………………………...57

20.Список рекомендуемой литературы ……………………..58

                                 

                                             Введение

       «Теория и практика сестринского дела» как предмет, изучаемый в медицинском училище, является самостоятельным профессиональным модулем «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)», который состоит из трех междисциплинарных курсов:                1.МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

2.МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.

3.МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

 Назначением этого модуля является формирование общих и профессиональных компетенций у студентов, а также заложение прочной основы теоретического и практического владения профессиональными знаниями и умениями, и обучение технике оказания медицинских услуг.

      Используемые методы и формы обучения, контроля знаний - педагогическое мастерство, к которому, конечно стремится каждый преподаватель, достигаются тщательной подготовкой к занятиям, глубоким самоанализом, изучением и обобщением опыта своих коллег и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов работы. Занятия по « Теории и практике сестринского дела» проводятся в форме типового комбинированного занятия, содержащего все стандартные этапы. На каждом занятии выделяется структура занятия, ставятся обучающие, развивающие, воспитывающие цели, определяется тип урока, межпредметные связи, основа ориентировочных действий, оснащение занятия, дидактический материал, план и содержание занятия.

            Для оптимизации учебной деятельности при изучении используются наглядные пособия: таблицы, ТСО, фантомы для выполнения манипуляций, тест-эталоны и ключи к ним, карточки, кроссворды, ситуационные задачи, дидактический материал и др.

      Согласно требованиям современного обучения преподавателем уделяется

                                                           5

большое внимание самостоятельной работе студентов. Большое значение придается проблемному обучению, которое требует установления межпредметных связей, развивает научное мышление, повышает интерес к предмету, творческую деятельность, самостоятельность. Для усвоения нового материала используются два различных вида речевой деятельности. При обучении используются наглядные пособия, фантомы для выполнения манипуляций, большое внимание уделяется формированию навыков техники выполнения сестринских манипуляций.

Основное внимание на занятиях уделяется овладению на уровне умений сестринским процессом, как научным методом оказания сестринской помощи. Основная цель обучения студентов по дисциплине «Теория и практика сестринского дела» - это максимальная ориентация на формирование базовых профессиональных знаний и умений, общих и профессиональных компетенций, необходимых для деятельности  медицинской сестры.

       Одной из основных технологий, применяемых в учебном процессе, является практико-ориентированное обучение. Для организации учебного процесса выбираются разнообразные методы проведения занятий, средства обучения и технологии контроля, направленные на развитие и формирование специалиста.

 

                                                  6

          Характеристика темы «Общение в сестринском  деле»

После изучения темы студенты должны знать:

- понятие «биоэтика»;

- определение общения;

- понятие «медицинская тайна»;

- морально – этические нормы профессионального сестринского поведения.

Студенты должны уметь:

- соблюдать правила профессионального сестринского поведения;

- соблюдать принципы профессионального сестринского поведения;

Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

- ПК4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Студенты должны овладеть общими компетенциями:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем.

- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.

                                                          7

Этапы планирования практического занятия

«Общение в сестринском деле» - 4 часа

Содержание занятия

   Время

    Методические указания


1. Организационный    момент


   10 мин.

Уточняется готовность студентов к занятию, отмечаются отсутствующие студенты, уделяется внимание внешнему виду, форме одежды студента.

2. Формулировка темы, её мотивация


  10 мин.

Сообщается тема занятия, особое внимание акцентируется на её значимости, сообщается план занятия.

3. Определение целей занятия

   

  15 мин.

Определяются цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.

4. Работа над изучаемым материалом


  60 мин.

Объясняется новая тема, необходимые схемы демонстрируются с помощью проектора, студенты конспектируют изучаемый материал.

5.Закрепление нового  материала


  70 мин.

Раздаётся задания каждой группе студентов, проверяются результаты, комментируются ошибки и фиксируются результаты. Студенты при этом анализируют свои ответы.

6. Подведение итогов занятия. Занятие на дом


  15 мин.

Подводится итог занятия, анализируется степень достижения целей занятия, оценивается деятельность группы и каждого студента в отдельности, выставляются оценки в журнал. Студенты записывают задание на дом.

 

                                                    8

Формирование профессиональных качеств    

на занятии по теме «Общение в сестринском деле»

Профессиональные качества

Возможность их формирования

на различных этапах занятия


1.Чувство        

   организованности.



2.Аккуратность.




3.Интерес к  профессии.




4.Дисциплинированность,

   исполнительность.


5.Коммуникативные

   способности


6.Ответственность.





7.Концентрация

   внимания и

   наблюдательность.


1 этап - организационный момент

2 этап- определение целей занятия

5 этап - самостоятельная работа


1 этап - взаимопроверка внешнего вида

5 этап - самостоятельная работа

7 этап- подведение итогов


2 этап- мотивация темы

5-6 этап - самостоятельная работа, подведение итогов


4 этап - предварительный контроль

5 этап - самостоятельная работа


4 этап - предварительный контроль

5 этап - самостоятельная работа


4 этап - предварительный контроль знаний

5 этап - самостоятельная работа


5 этап - самостоятельная работа

                                               

                                                                    9

Схема интегративных связей

Тема: «Общение в сестринском деле».

                                                                                     

       

       

     

                                                         

         

                                               

     «

     

                                                                 

       

                                                                     

                                                           

       

                                                                                         

                                                                     

     

       

       

                                                                                                       

                                                                    10

Материально – техническое обеспечение занятия

  1. Таблица «Элементы эффективного общения»
  2. Диапроектор
  3. Экран на треноге
  4. Ноутбук
  5. Бланки листов ответы на тесты
  6. Ситуационные задачи
  7. Тестовые задания

                                                       11

План занятия

1. Организационный момент.

Проводится с целью мобилизовать студентов на работу: отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию, особое внимание уделяется внешнему виду и форме одежды.

2. Формулировка темы, её мотивация.

Раскрывается теоретическая и практическая значимость темы, студентам сообщается план занятия. Студенты записывают тему и план в дневники.

3. Определение целей занятия.

        Студентам сообщаются цели занятия с учетом профессиональных и общих компетенций, которые они записывают в дневники.

4. Работа над изучаемым материалом.

        Объясняется новая тема, с использованием проектора, ноутбука, таблицы «Элементы эффективного общения». Весь материал студенты слушают, наблюдают и конспектируют.

5. Закрепление нового материала.

С целью углубления знаний по теме каждой группе студентов раздаются задания, в виде ситуационных задач, психологических упражнений, тестовых заданий. Проводятся ролевые игры. Результаты проявляются, комментируются ошибки и фиксируются полученные результаты.

6. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

Повторяются цели занятия, и проводится анализ и степень их достижения.     Оценивается степень деятельности бригады и каждого студента в отдельности, оценки выставляются в журнал. Студенты записывают задание на дом, и ориентируются на подготовка  к следующему занятию.

                                                  12

    Содержание теоретического материала

                                    Понятие биоэтика.

Термин «биоэтика», или этика жизни, предложен В.Р. Поттером (всемирно известный онколог, почетный профессор Висконсинского университета) в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являются моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала в нашей культуре тесная связь этики и медицины.

Медицина - наука о болезнях человека и их лечении.

Этика — учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали. Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики, которая не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование. Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

Нравственность — это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества (достижений в науке, искусстве, медицине, технике). Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к моральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.

Понятие «мораль» — это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия

                                                         13

его права («природы», «свободы») и моральных норм («долга», «обязанностей» и т. д.). Нравственной, моральной основой поведения медицинских сестер, эталоном (стандартом) поведения является «Этический кодекс медицинской сестры России», но этический кодекс предусмотрен для всех стран.

На медсестру возложены 4 основные обязанности, по этическому Кодексу международного Совета сестер:

- сохранять здоровье

- предотвращать заболевание

- восстанавливать здоровье

- облегчать страдания.

Этический кодекс дает четкие  нравственные ориентиры профессиональной  деятельности медсестры,   призван   способствовать   консолидации   (сплочению),   повышению   престижа   и авторитета профессии в обществе, развитию сестринского дела в России. Этический кодекс медсестер России включает в себя следующие статьи:

1.   Медсестра и право пациента на качественную медпомощь.

2.   Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность (круг вопросов, в которых хорошо осведомлены).

3.   Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав.

4.   Уважение человеческого достоинства пациента.

5.   Прежде всего, не навреди.

6.   Медицинская сестра и право пациента на информацию.

7.   Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него.

8.   Обязанность хранить медицинскую тайну.

9.   Медицинская сестра и умирающий пациент. 

10. Медицинская сестра как участник научных исследований и учебного процесса.

                                                       14

11. Уважение к своей профессии.

12. Медицинская сестра и коллеги.

13. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика.

14. Ответственность перед обществом

15. Поддержание автономии и целостности сестринского дела.

16. Гарантии и защита законных прав медсестры.

17. Действие Этического кодекса (для всех медсестер)

18. Ответственность за нарушение Этического кодекса.

19. Пересмотр и толкование Этического кодекса.

   За  нарушение  норм  Кодекса к членам  Ассоциации  могут  быть  применены следующие взыскания:

•    Замечания

•    Предупреждение о неполном профессиональном соответствии

•    Приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года

•    Исключение из членов Ассоциации с обязательным уведомлением об соответствующей

аттестационной (лицензионной) комиссии.

Нарушение гос.законов по вопросам биоэтики, таких как неоказание помощи (где бы то ни было в автобусе, на улице), активная эвтаназия (прекращение жизни), разглашение медицинской тайны и др. по решению суда карается в рамках гражданского или уголовного права в зависимости от тяжести наступивших последствий.

В основе сестринской профессии лежит ряд этических принципов, которые заложены в основе этического Кодекса России:

1.   Принцип уважения самостоятельности пациента, принцип информированного согласия (мед.работник должен только внушать, а принудительное лечение социально опасных людей возможно только по решению суда).

2.   Принцип не причинения   вреда (вред можно нанести словом,

                                                          15

манипуляцией).

3.    Принцип священности человеческой жизни.

4.  Принцип совершения благодеяний.

5.   Принцип дистрибутивной справедливости (оказывать помощь всем, всегда, везде одинаково).

Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали — гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой — гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и в других документах, хотя некоторые врачи нарушают эти каноны (примером этому служит частная медицина, когда врач устраняется от медицинской помощи больному, если не получает за нее гонорара).

На протяжении 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации. Разновидностью этики является биомедицинская этика. Она выполняет социальную функцию защиты личности медицинского работника, его права поступать не только по закону, но и по совести, выполняя свой профессиональный долг.

Биоэтика — современная форма традиционной биомедицинской этики, основным принципом которой является принцип «уважения прав и достоинства человека». Биоэтика представляет собой важную точку философского знания, связанного с грандиозными изменениями

в технологическом оснащении современной медицины; возникновением науки генной инженерии, трансплантологии; появлением оборудования для сохранения и поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Сегодня существуют этические проблемы аборта, зачатия, искусственного оплодотворения, клонирования.

                                                       16

сексологии. эвтаназии. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом родственниками пациента, перед средним медицинским персоналом. В отличие от деонтологической этики, где речь идет об осторожных высказываниях при пациенте «о завоевании доверия», «о ровном, спокойном, разумном поведении врача, заботливом, внимательном к пациенту», в биоэтике основным становится конфликт прав, например «право плода на жизнь» и право женщины на аборт (прерывание беременности), право на эвтаназию (буквально «добрая, хорошая смерть»). Здесь правовое сознание пациента — «право на доступную смерть» вступает в противоречие с правом личности врача исполнить не только профессиональное правило — «не навреди», но и заповедь — «не убий». Частью биоэтики является сестринская деонтология - наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медработника.

Сегодня медицина стремится сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней, но всегда на пути стоят люди, движимые жаждой власти и зараженные тоталитарной идеологией.   Поэтому   и   возникла   такая   форма   медицинской   этики,   как   биоэтика,   которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Основные качества медицинской сестры:

>   Скромность

>   Справедливость

>  Честность

>  Доброта

>  Милосердие.

К культуре медработников относится:

•    Внешний вид - «Медикам следует держать себя число, иметь хорошую одежде, ибо это все приятно для больных» (Гиппократ)

Помните: медсестринская форма не нуждается в украшении, она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в

                                                        17

выполнении профессиональных обязанностей. У пациента не будет доверия к медсестре у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так словно делает одолжение. Медработник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержано.

•   Культура речи - речь должна быть четкой,  не громкой,  эмоциональной, отличаться вежливостью,   не   использовать   уменьшительные   эпитеты   при   общении   (бабулька, голубушка). Не использовать модные жаргонные слова, вызывает негатив. Основными  принципами  сестринской этики  и деонтологии,  изложенными  в  клятве Флоренс Найтингейл, этическом Кодексе международного совета м/с и этическом Кодексе м/с России являются:

-   гуманность и милосердие, любовь и забота ,

-   сострадание,                                                                                      

-  доброжелательность ,

-   бескорыстие,

-  трудолюбие ,

-   учтивость,

-   толерантность и т.д.

    Говоря о профессиональной тайне в деятельности медицинского работника в настоящее время, мы должны в первую очередь обращаться к национальному законодательству РФ ст.61  (1993г.)

     «Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют медицинскую тайну и не подлежат разглашению в обществе». Информационное согласие пациента является непременным условием проведения любого медицинского вмешательства.

Представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия

                                                          18

 гражданина или его законного представителя допускается:

1.   В целях обследования и лечения гражданина, не способного  из-за своего состояния выразить свою волю.

2.   При   угрозе   распространения   инфекционных   заболеваний,   массовых   отравлений   и поражений.

3.   По запросу органов дознания и следствия прокурора и суда в связи с проведением расследования.

4.   В случае оказания помощи детям до 15 лет.

Правила  и   принципы   сестринского   поведения   в   клятве   Флоренс   Найтингейл   звучат следующим образом: « Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания, даю обязательство:

Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известны в ходе моей практики.

С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе».

Эстетические черты личности:

- скромность

- простота

- опрятность

- тактичность

- умение создать в лечебном учреждении домашнюю или праздничную обстановку.

Интеллектуальные черты:

- профессиональная эрудиция

                                                        19

- наблюдательность

- способность к логическому осмыслению лечебного и сестринского процесса.

Психологические черты:

- личная зрелость

- умение управлять собой, своим развитием

- коммуникативность

- сила воли

Социальные черты:

- трудолюбие

- ответственность

- гибкость в принятии решений

- умение разрешать конфликтные ситуации.

                               Типы медсестер по Харди:

1 .сестра - рутинер - наиболее характерной ее чертой является выполнение своих обязанностей. Порученные обязанности такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняет все, что нужно для ухода за пациентом,но самого-то ухода нет, т.к. работает автоматически, безразлично, бездушно, не переживая с пациентами, не сочувствуя им. Такая медсестра способна разбудить спящего пациента только ради того, чтобы дать ему снотворное средство.

2.сестра, играющая заученную роль - такие сестры в процессе работы стремятся разыграть какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Если их поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Они играют роль благодетеля, проявляя артистические способности. Поведение их искусственное, показное. Медсестра придумала себе медсестру, которой она хочет подражать, но ее личные качества не соответствуют этому образу,

                                                      20

 поэтому во всем ее облике и поведении чувствуется фальшь, она может не выполнить просьбу больного и врача.

3.сестра с мужеподобной сильной личностью - таких сестер можно издали узнать по походке, они отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентами. В благоприятных случаях такие сестры могут быть хорошими организаторами. Такая медсестра требует строгого соблюдения назначений врача, формы одежды, не только от себя, но и от других медсестер, она взыскательно относится к пациенту.

4.тип «нервной» сестры - это эмоциональные, неустойчивые личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они раздражительны, вспыльчивы, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурой, с обидой на лице среди ни в чем не повинных пациентов. Они боятся заразиться инфекционными заболеваниями или заболеть «тяжелой болезнью». Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. п. Такие сестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на пациентов.

Они раздражительны, склонны к профессиональной обидчивости, не сдержаны в проявлении эмоций, могут не выполнить назначений врача (н-р: из-за усталости)

5.сестра-специалист - это сестры, которые благодаря какому-то особенному свойству личности, особому интересу, получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях. Они фанатично преданы своей узкой деятельности. Такая медсестра добросовестна, но плохо входит в контакт с пациентом, хорошо работает в лабораториях, флюорографии.

6.сестра материнского типа - такие сестры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к пациентам. Работа для них неотъемлемое условие жизни. Они все могут и успевают повсюду.

                                                           21

Забота о пациентах для них - жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь. Она сострадательна, но чрезвычайно опекает пациентов, часто навязывает им свое мнение, сюсюкается

7.золотая середина

                       

                                                    22

Контрольно – оценочный материал

Фронтальные вопросы

  1. Что такое этика?
  2. Что такое биоэтика?
  3. Что такое деонтология?
  4. Понятие о субординации?
  5. Основные принципы биоэтики?
  6. Основные обязанности, возложенные на медицинскую сестру?
  7. Этический кодекс медицинской сестры России, его статьи?
  8. Ответственность за нарушение норм Этического кодекса медицинской сестры России?

                                                 23

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Наука, изучающая моральные, нравственные отношения людей называется _________.

2. Наука, изучающая профессиональные отношения людей называется ____.

3. Впервые сформулировал морально-этические нормы профессии врача:

а) Гиппократ

б) Аристотель

в) Авиценна

г) Парацельс

4. Главный этический принцип ______.

5. Понятия этики и деонтологии не применимы в любой сфере профессиональной деятельности

а) да

б) нет

6. "Нервная медсестра" - эмоционально лабильная личность, склонная к невротическим реакциям

а) да

б) нет

7. Неразглашение сведений о пациенте называется врачебной тайной

а) да

б) нет

8. Соблюдение правил культуры: отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности.

9. Наиболее характерная черта сестры-рутинера -выполнение своих обязанностей.

10. Соблюдение правил культуры поведения:

                                                    24

благопристойность, приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям.

11. В случае, если выполнить желание или просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму ______.

12. Забота о пациентах - жизненное призвание сестры типа.

13. Установленный порядок поведения называется

                                                           25

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Пациент обратился в лабораторию с просьбой выдать ему на руки результаты проведенных исследований. Лаборант выполнил его просьбу. Дома, сопоставив результаты исследований с нормой, пациент расстроился и ночью у него поднялось артериальное давление (страдал гипертонической болезнью), в связи с чем был срочно госпитализирован.

Имеет ли право лаборант выдавать пациентам на руки результаты лабораторных исследований?

Задача 2

Медсестра сказала врачу в присутствии пациентки, что состояние последней ухудшилось после введения лекарства. Пациентка категорически отказалась от назначенных врачом инъекций.

Как должна была поступить медсестра?

Задача 3

Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу инфаркта миокарда. При повторной электрокардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования.

Как должна поступить медсестра в данном случае?

Задача 4

В беседе с пациенткой медсестра сообщила о новом методе лечения ее болезни, который еще не внедрен в данном лечебном учреждении, в связи с чем возникла конфликтная ситуация.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 5

Пациент Р., находящийся на лечении в терапевтическом отделении, во время

обхода пожаловался, что ему не были сделаны все назначенные инъекции.

                                                       26

Медсестра, приглашенная врачом в палату, доложила, что назначенного препарата нет в отделении.

Какие ошибки были допущены медработниками?

Задача 6

Сын пациентки, госпитализированной в ночное время, попросил разрешения остаться с матерью для ухода за ней. Дежурная медсестра потребовала покинуть отделение. Сложилась конфликтная ситуация.

Является ли решение медсестры правильным?

Задача 7

У пациента Д., 32 лет, лечившегося в терапевтическом отделении обнаружен туберкулез легких. Палатная медсестра сообщила об этом родственникам пациента.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 8

У дежурной медсестры справились по телефону о состоянии тяжелобольного и о диагнозе. Говоривший представился братом пациента.

Должна ли медсестра сообщать сведения по телефону?

Задача 9

К дежурной медсестре детского отделения обратилась мать больного ребенка с настоятельной просьбой разрешить забрать его из больницы.

Как должна поступить медсестра?

Задача 10

Во время врачебного обхода в палату вошла взволнованная медсестра и доложила врачу, что рентгенолог просил срочно прислать на дообследование пациента К., у которого обнаружены какие-то изменения в легких. Пациент К., находившийся в палате, побледнел и попросил у врача нитроглицерин.

В чем ошибка медсестры?

Задача 11

Пациент Н., 58 лет, лечится в терапевтическом отделении стационара по

                                                         27

поводу гипертонической болезни. Вечером он обратился к дежурной медсестре в связи с усилением головной боли и попросил измерить артериальное давление. Медсестра обнаружила, что давление значительно повышено, но цифры сообщить пациенту отказалась, чем вызвала его недовольство.

Как должна поступить медсестра?

Задача 12

Пациентка Л., 33 лет, находилась на лечении в ревматологическом отделении стационара около 5 недель по поводу сердечной недостаточности. Состояние пациентки улучшилось, при выписке из стационара ей рекомендовано принимать лекарственные препараты в дозе, подобранной в отделении. Через 2 недели при очередном посещении участковая медсестра, не обнаружив у пациентки симптомов сердечной недостаточности, посоветовала ей эти препараты не принимать.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 13

К фельдшеру здравпункта обратился пациент, которого ранее лечил участковый врач. Вы считаете, что назначения, сделанные врачом, не все целесообразны.

Как Вы поступите?

Задача 14

Пациентка М., обратилась в регистратуру с просьбой записать ее на прием к хирургу в связи с острыми болями в животе, слабостью.

Однако регистратор отказала пациентке по причине отсутствия у нее документа, удостоверяющего личность.

Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию?

Задача 15

Участковая медсестра проводит лечение пациентки на дому согласно назначениям лечащего врача. В связи с отсутствием эффекта пациентка

                                                         28

обратилась с просьбой пригласить к ней для консультации старшего специалиста.

Медсестра отказалась.

Верна ли тактика медсестры?

                                                        29

 Критерии оценок по различным видам  работы на занятии.

1. Фронтальный опрос:

  1. Полный безошибочный ответ – 5 баллов
  2. Полный безошибочный ответ с незначительными неточностями – 4 балла
  3. Основные моменты изложены, но ответ не исчерпывающий – 3 балла
  4. Попытка ответа с явными ошибками – 2 балла
  5. Нет попытки к ответу – 0 баллов

     Максимальная оценка – 5 баллов.

2.Выполнение манипуляций на фантоме:

  1. Выполнение манипуляций в полном соответствии с алгоритмом – 5 баллов
  2. Выполнение манипуляций с наличием неточностей – 4 балла
  3. Выполнение манипуляций с наличием явных ошибок – 3 балла
  4. Манипуляция не выполнена, но имелась попытка ее выполнить – 2 балла
  5. Отсутствие попытки выполнить манипуляцию – 0 баллов

Максимальная оценка – 5 баллов.

3.Самостоятельная работа парами:

  1. Студент активно и верно работает в паре, внимателен и точен при отработке манипуляций и как эксперт – 2 балла
  2. Студент хорошо работает при отработке манипуляции и как эксперт, но допускает несущественные ошибки – 2 балла
  3. Выполняя манипуляции и работая экспертом, студент совершает явные ошибки – 1 балл
  4. Отсутствие попытки выполнить манипуляции и дать экспертную оценку работе товарища – 0 баллов

         Максимальная оценка – 3 балла.

                                                    30

4.Активность на уроке:

  1. Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своем дневнике «+ 1» балл
  2. Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в дневнике «- 1» балл

5.Внешний вид студента:

  1. Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь, чистые руки, наличие масок, перчаток) «+ 1» балл
  2. Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви, отсутствуют маски, перчатки «- 1» балл

6.Решение ситуационной задачи:

  1. Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем и с заполнением карты сестринского вмешательства – 5 баллов
  2. Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем, но карта сестринского вмешательства заполнена не полностью – 4 балла
  3. Наличие неточностей в ответе и заполнении карты сестринского вмешательства – 3 балла
  4. Приоритетная проблема не выявлена – 2 балла
  5. Отсутствие решения задачи – 0 баллов

          Максимальная оценка – 5 баллов.

7.Контрольно-экспертная карта:

       1.теоретический вопрос – 1 балл

       2.тестирование (10 вопросов ), за каждый правильный ответ 1 балл

Задача:

  1. Полный безошибочный ответ – 3 балла
  2. Наличие неточностей в ответе – 2 балла
  3. Отсутствие решения – 0 баллов

Максимальная оценка за КЭК – 14 баллов.

        

                                                      31

8.Решение кроссвордов:

  1. Правильное решение – 5 баллов
  2. Незначительные ошибки – 4 балла
  3. Значительные ошибки – 3 балла
  4. Отсутствие решения – 0 баллов

Максимальная оценка – 5 баллов.

9.Тестовый контроль ( 18 вопросов ):

  1. 90 % правильных ответов – 5 баллов
  2. 80 % правильных ответов – 4 балла
  3. 70 % правильных ответов – 3 балла.

                                                         32

Характеристика темы: «Типы и каналы общения»

После изучения темы студенты должны знать:

- функции общения,

- типы общения,

- элементы эффективного общения,

- виды общения,

- зоны комфорта.

Студенты должны уметь:

- организовать терапевтическое общение с пациентом,

- использовать вербальные и невербальные типы общения,

- использовать общение, как средство социальной поддержки.

  Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

Студенты должны овладеть общими компетенциями:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем.

- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.

                                                         33

Этапы планирования практического занятия

«Типы и каналы общения» 4 часа

Содержание занятия

   Время

    Методические указания


1. Организационный    момент


   10 мин.

Уточняется готовность студентов к занятию, отмечаются отсутствующие студенты, уделяется внимание внешнему виду, форме одежды студента.

2. Формулировка темы, её мотивация


  10 мин.

Сообщается тема занятия, особое внимание акцентируется на её значимости, сообщается план занятия.

3. Определение целей занятия

   

  15 мин.

Определяются цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.

4. Работа над изучаемым материалом


  60 мин.

Объясняется новая тема, необходимые схемы демонстрируются с помощью проектора, студенты конспектируют изучаемый материал.

5.Закрепление нового  материала


  70 мин.

Раздаётся задания каждой группе студентов, проверяются результаты, комментируются ошибки и фиксируются результаты. Студенты при этом анализируют свои ответы.

6. Подведение итогов занятия. Занятие на дом


  15 мин.

Подводится итог занятия, анализируется степень достижения целей занятия, оценивается деятельность группы и каждого студента в отдельности, выставляются оценки в журнал. Студенты записывают задание на дом.

                                               34

             Формирование профессиональных качеств

           на занятии по теме «Типы и каналы общения»

Профессиональные качества

Возможность их формирования

на различных этапах занятия


1.Чувство        

   организованности.



2.Аккуратность.




3.Интерес к  профессии.




4.Дисциплинированность,

   исполнительность.


5.Коммуникативные

   способности


6.Ответственность.





7.Концентрация

   внимания и

   наблюдательность.


1 этап - организационный момент

2 этап- определение целей занятия

5 этап - самостоятельная работа


1 этап - взаимопроверка внешнего вида

5 этап - самостоятельная работа

7 этап- подведение итогов


2 этап- мотивация темы

5-6 этап - самостоятельная работа, подведение итогов


4 этап - предварительный контроль

5 этап - самостоятельная работа


4 этап - предварительный контроль

5 этап - самостоятельная работа


4 этап - предварительный контроль знаний

5 этап - самостоятельная работа




5 этап - самостоятельная работа

                                                   35

Схема интегративных связей

Тема: «Типы и каналы общения».

                                                                                     

       

       

     

                                                         

         

                                               

     «

     

                                                                 

       

                                                                     

                                                           

       

                                                                                         

                                                                     

     

       

       

                                                                                                       

                                          36

Материально – техническое обеспечение занятия

  1. Таблица «Элементы эффективного общения»
  2. Диапроектор
  3. Экран на треноге
  4. Ноутбук
  5. Бланки листов ответы на тесты
  6. Презентация по теме: «Типы и каналы общения»
  7. Ситуационные задачи
  8. Тестовые задания

                                              37

План занятия

1. Организационный момент.

Проводится с целью мобилизовать студентов на работу: отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию, особое внимание уделяется внешнему виду и форме одежды.

2. Формулировка темы, её мотивация.

Раскрывается теоретическая и практическая значимость темы, студентам сообщается план занятия. Студенты записывают тему и план в дневники.

3. Определение целей занятия.

        Студентам сообщаются цели занятия с учетом профессиональных и общих компетенций, которые они записывают в дневники.

4. Работа над изучаемым материалом.

        Объясняется новая тема, с использованием проектора, ноутбука, таблицы «Элементы эффективного общения». Весь материал студенты слушают, наблюдают и конспектируют.

5. Закрепление нового материала.

С целью углубления знаний по теме каждой группе студентов раздаются задания, в виде ситуационных задач, психологических упражнений, тестовых заданий. Проводятся ролевые игры. Результаты проявляются, комментируются ошибки и фиксируются полученные результаты.

6. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

Повторяются цели занятия и проводится анализ и степень их достижения.     Оценивается степень деятельности бригады и каждого студента в отдельности, оценки выставляются в журнал. Студенты записывают задание на дом и ориентируются на подготовку  к следующему занятию.

     

                                          38

Содержание теоретического материала

Общение в сестринском деле.

       Общение – это все способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого с помощью устной и письменной речи, жестов, мимики и символов.

        Информация, которая идет от отправителя к получателя доходит лишь в 20% объеме. Есть определенные законы, которые приводят к потере информации (интеллект человека, его активный словарь,  объем памяти и наличие коммуникативных барьеров). Для того, чтобы человек захотел понять и запомнить информацию, он должен испытывать интерес к ней и потребность ее воспринять. Должна быть определенная концентрация внимания. Также должна быть соответствующая организация времени и места общения. Для того, чтобы общение было эффективным (т.е. сообщение было понято и принято) необходимо учитывать все составляющие элементы эффективного общения, их всего 5.

подтверждение

ОТПРАВИТЕЛЬ                         КАНАЛ                         ПОЛУЧАТЕЛЬ

                  сообщение

отправитель – кто передает информацию

сообщение – посылаемая информация

канал – форма отправки сообщения (устная, письменная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза)

получатель – кому посылается сообщение

подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

                                                              39

Каналы общения:

  1. Вербальный канал, когда используется устная речь

Что может помочь эффективному общению в системе – сестра и пациент.

  1. Сестра должна говорить медленно, с чистым произношением, простыми короткими фразами.
  2. Не надо злоупотреблять специальной терминологией (вызывает непонимание и раздражение).
  3. Надо выбрать оптимальную скорость и темп речи
  4. Правильно выбирать время и место для общения
  5. Не надо начинать беседу сразу же после того, как врач (посетитель) сообщил пациенту информацию о неблагоприятном исходе заболевания (о проблемах в семье), в этот момент можно лишь морально поддержать пациента.
  6. Надо следить за интонацией голоса и убедиться, что она соответствует информации (хорошее сообщение с радостью)
  7. Надо выбрать нужную громкость голоса
  8. Надо убедиться в том, что человек понял информацию, используют обратную связь («Я очень хочу убедиться, что вы меня правильно поняли»)

- показать свою заинтересованность в делах пациента

- создать видимость, что вы проверяете себя, а не его.  

  1. Письменное общение. В сестринском деле используют следующие случаи:

- написание заметок

- написание инструкций

- при общении с глухонемыми

- при общении медсестры с врачом  

    Что способствует эффективному письменному общению (в системе сестра-пациент)

                                                              40

  1. Надо убедиться, что человек знает язык на котором написано сообщение.
  2. Писать аккуратно (если надо прописными буквами)
  3. Выбирать правильный размер и цвет букв (зеленый – расслабляет и отвлекает сообщение, красный – раздражает, синий, фиолетовый, серый, черный – внимательное чтение).
  4. Надо убедиться, что в сообщение включена вся необходимая информация
  5. Писать надо грамотно
  6. Обязательно надо подписать сообщение
  7. Надо тактично убедиться, что пациент умеет читать.
  8. Надо убедиться, что пациент видит и понимает написанное.
  9. Для пациентов не умеющих читать надо рисовать картинки, схемы, т.е. использовать символы (например: рисовать телефон, чашку, стакан).
  10. Надо точно указывать время (утро, вечер)
  11. Надо выбирать простые слова.  
  1. Невербальный канал. При помощи этого канала передается 70% информации. Невербальные средства общения  дополняют, усиливают, а иногда и заменяют устную речь. Если невербальные средства не будут соответствовать произносимым словам, то эффект от сообщения будет разрушен и нарушаются доверительные отношения.

Невербальные средства общения:

  1. Кинесика, экспрессивно выразительные движения

- поза

- жесты

- мимика

- походка

- визуальный контакт

- направление движения

                                                 41

- частота взгляда

  1. Паралингвистика и экстралингвистика

- интонация

- громкость

- тембр

- пауза

- смех

- плач

- вздохи

- кашель

  1. Такесика

- рукопожатие

- похлопывание

- прикосновение

- поцелуй

  1. Проксемика

- ориентация во времени, месте и пространстве общения

- учет дистанции общения, в частности, учет зональных пространств

         Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния  между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включает тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их

                                                                 42

 отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные).          

        Жесты: человек постоянно использует большое количество жестов (и не только в процессе общения). Условно все жесты можно разделить на позитивные и негативные.

 

                                         Позитивные жесты:

  1. раскрытие руки ладонью вверх - дружелюбие, открытость, желание сотрудничать;
  2. манипуляции с очками    (медленно снять очки и протереть) стекла, даже если этого не требуется (пауза для размышления);
  1. почесывание подбородка, переносицы - процесс принятия решения;
  2. манипуляция с предметами (прикусить зубами кончик какого-либо предмета: дужку очков, карандаш) требуется дополнительная информация;
  3. потирание уха, глаза - обдумывание ответа, желание высказаться;
  4. подпереть щеку сжатыми в кулак пальцами, указательный палец упирается в висок – оценка и заинтересованность;
  1. наклоненная набок голова - интерес;
  2. прищуривание глаз - поиски решения;
  3. устойчивый визуальный контакт с собеседником - открытость;
  4. обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула, наклон корпуса вперед -готовность к действиям;

Негативные жесты

  1. руки скрещены на груди - оборонительная реакция;
  2. большой палец поддерживает подбородок, а указательный направлен вертикально к виску -негативное или критическое отношение к сообщению или к собеседнику;
  1. пальцы сцеплены в замок - закрытость для общения;

                                                            43

  1. руки на бедрах - агрессия;
  2. прикрывает  рот рукой  или  дотрагивается  до  кончика  носа  -  говорит  неправду  или чувствует, что Вы говорите неправду;
  1. поправляет часы, проверяет сумочку, кошелек - частичный барьер для восстановления эмоциональной безопасности (при неуверенности, взволнованности);
  2. сбор несуществующих ворсинок - не согласен с мнением других, но не решается высказать свою точку зрения;
  3. ноги (все тело) обращены к выходу - желание закончить беседу;
  4. преувеличенно внимательная манипуляция каким-либо предметом  (ручкой), отстукивание

им каждого слова - раздражение;

  1. взгляд в сторону - подозрение и сомнение;
  2. наклон головы вниз - отрицательное, осуждающее отношение;
  3. пальцы во рту - внутренняя потребность в одобрении и поддержке.

Функции общения:

1. Информационная.

         Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.

2. Эмоциональная.

         Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои

                                                             44

эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

3. Регулятивная.

         В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

                    Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

Терапевтические средства общения:

1) Пристальное описание.

Вам следует научиться искусству мелких знаков внимания к больномуУ.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать - Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотографию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле - фотографию старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей".

2) Терапевтическое прикосновение.

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

3) Контакт глаз.

                                                               45

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• Избирательное или невнимательное выслушивание.

• Констатированное заключение.

• Безличное отношение.

• Неоправданное доверие.

• Стойкое или испуганное молчание.

• Фальшивое успокаивание.

• Морализирование.

• Критика, насмешка, угроза.

Зоны комфорта:

1.   Интимная зона (15-46см.) - в нее разрешается проникнуть только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном, контакте с человеком (близкие, друзья, родственники). В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15см., в которую можно проникнуть только посредством физического контакта - это сверхинтимная зона.

2.   Личная зона (46см.-1,2м) - в ней допускаются только знакомые, если пытается проникнуть незнакомец, то появляется чувство дискомфорта и человек бессознательно или отодвигается от собеседника или использует руки в качестве барьера.

                                                               46

3.   Социальная зона (1,2-3,6м) - в нее допускаются незнакомые люди, человек при этом не испытывает чувство дискомфорте, но доверительного общения ожидать нельзя.

4.   Общественная зона (более 3,6м) - используется для публичных выступлений, но для того чтобы быть услышанным часто надо использовать специальные средства коммуникации (микрофон).

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

         Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям.

         Социальная поддержка осуществляется как вербальным, так и невербальным способом.

         Положительные высказывания по поводу внешнего вида человека и его одежды, благодарность за помощь и понимание, поощрение его успехов в самообслуживании, одобрение его поведения могут быть примерами вербальной социальной поддержки.

         Прикосновение, объятие, улыбка, кивок головы — вот далеко не полный перечень приемов невербальной социальной поддержки.

         Социальная поддержка:

— при общении помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет как на его здоровье, так и на общее благополучие;

— не всегда сразу дает результаты;

продолжайте пытаться;

не разочаровывайтесь в своих усилиях;                    

— будет эффективной, если:

осуществляется последовательно;

постоянно повторяется.

                                                                47

Как сделать эффективным невербальное общение

(Рекомендации для сестры)

1.   При   интерпретации   невербальных   сигналов,   исходящих   от   пациента   надо   учитывать следующие факторы:

•    во внимание надо брать всю совокупность жестов;

•    совпадение вербальных и невербальных сигналов;

•    конкретную ситуацию, в которой проявляются жесты;

•    возраст (дети более откровенны в выражении жестов, взрослые их маскируют);

•    социальный статус, словарный запас (чем выше, тем беднее жесты);

•    профессия (адвокаты, политики, актеры владеют жестами).

2. Избегайте использовать негативные жесты, чаще используйте позитивные.

3. Старайтесь при беседе с пациентом обеспечить контакт глазами, важно чтобы они находились на одном уровне. Если Вы будете смотреть на пациента сверху вниз, то у него может появиться мысль, что ему навязывают мнение (сядьте на стул, опустите на корточки, если это ребенок).

4.  Общение будет эффективным,  если Вы уважительно  относитесь  к личной,  интимной сверхинтимной зонам.

5. Для установления полного взаимопонимания с пациентом используйте прием отзеркаливания,  скопируйте его позу.

6. Если пациент использует руку в качестве барьера, необходимо разрушить его (например, дайте ему в руки книгу, ручку).

           Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.

                                           48 

Контрольно – оценочный материал

Фронтальные вопросы

  1. Виды общения?
  2. Элементы эффективного общения?
  3. Характеристика вербального общения?
  4. Характеристика невербального общения?
  5. Понятие и функции общения?
  6. Как использовать общение, как средство социальной поддержки?
  7. Зоны комфорта?

                                              49

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Общение:

а) социальная коммуникация

б) обмен информацией

в) обмен эмоциями

г) все перечисленное

2. К функциям общения относятся информационная, экспрессивная и

3. К вербальному типу общения относятся:

а) выражение лица

б) речь

в) манеры

г) дистанция

4. Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии длительное время, называется эффектом ______.

5. Различают пять видов общения: давления, уступки, избегания, компромисса и________.

6. Благоприятное воздействие, оказываемое личностью медицинского работника на психику пациента носит название_______ общения.

7. Терапевтические средства общения: пристальное внимание, терапевтическое прикосновение и _________.

8. Фактор, препятствующий организации терапевтического общения:

а) тишина

б) изоляция пациента

в) громкий высокий голос

г) приглушенное освещение

9. Основная цель общения в сестринском деле:

а) предоставление информации

б) преодоление чувства тревоги

                                                        50

в) вселение надежды на улучшение самочувствия

г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью

10. К вербальному типу общения относятся:

а) мимика

б) письменная речь

в) жесты

г) внешний вид

11. Тон и громкость голоса, интонация, возгласы и паузы носят название _________ эффектов общения.

12. В основе терапевтического общения в сестринском деле лежит:

а) речевая культура

б) доброжелательное отношение к людям

в) артистические способности

г) суггестия (внушение без гипноза)

13. Непосредственное эмоционально-волевое влияние на пациента, умение быть убедительным и настойчивым относится к ____ стилю общения.

                                                       51

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

          К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клинического центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на 11 часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: «Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет». Заметив выражение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: «Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать».

Задание:

1) Прокомментируйте ситуацию,

2) Как бы поступили Вы?

Задача 2

            Прочитайте следующий отрывок из книги И.А. Шамова:

           «Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в горбольнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и отношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сделать ей инъекцию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убедить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила мне.

           Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назначенного врачом лекарства. Во время укола больная резко воскликнула: «Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!»

           Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у меня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного».

Задание: 

1) Как бы Вы вышли из подобной ситуации?

2) Можно ли было не допустить ее возникновения?  

                                                            52

Задача 3

         Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую «лошадиную» дозу лекарства и задал медсестре вопрос о профессиональной компетенции врача.

Задание:

Тактика медсестры?

Задача 4

           Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь домой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца.

Задание:

Как поступить?

Задача 5

           Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания к различных больницах, а молодая медсестра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него.

Задание: 

1) Является ли их общение терапевтическим и продуктивным?

2) Почему?

3) Охарактеризуйте свою стратегию общения с таким пациентом?

Задача 6

          Н.А. Магазаник в своей книге «Искусство общения с больными» приводит пример своего пациента известного художника с довольно тяжелым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каждые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Италию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак не

                                                           53

меньше, чем в Москве. Ясно, что причина такого улучшения заключалась в снятии тревоги, спешки, досады, раздражения, короче - в хорошем настроении.

Задание:

Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения?

Задача 7 

             Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского работника:

            «Это у Вас от возраста. Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу!», он с негодованием восклицает: «Какой вздор, другой моей ноге тоже 80 лет, но она не болит!».

Задание:

Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки.

Задачи 8

            У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсестру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.

Задание:

Нельзя ли найти другой выход из ситуации?

Задача 9

Вы - медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа со вновь поступившим пациентом.

Задание:

1) С каких слов Вы начнете?

2) Назовите факторы, способствующие формированию благоприятного и эффективного «эффекта ореола» и подробно охарактеризуйте каждый из них.

                                                                  54

Практическая часть.

Упражнение №1. «Общение без слов».

       Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники встают в два концентрических круга лицом к друг другу. Внешний и внутренний круги двигаются в противоположные стороны. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: положите руки на плечи друг другу, посмотрите в течение минуты в глаза партнёру, улыбнитесь, опустите руки и начинаёте двигаться дальше. Следующие задания: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь и т.д.

            После упражнения участники обмениваются чувствами. Длительное обсуждение не требуется, достаточно обмена впечатлениями

Упражнение № 2. «Разговор и пространство общения».

        Инструкция: участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнёру о каком-то своём затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так, как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют своё пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

          После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты:

v что изменилось в Вас после того, как Вы встали на стул по отношению к собеседнику? По отношению к его проблеме? По отношению к себе?

v какие чувства и желания Вы испытали в тот момент, когда ваш партнёр встал на стул во время вашего рассказа о проблеме? Хотелось ли Вам

                                                               55

 продолжать разговор? Почему?

 Упражнение № 3 «Испорченный телефон».

          Инструкция: Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Всем входящим даётся инструкция: «Представь себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание телефонограммы. Ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику, он должен передать его следующему вошедшему, тот - следующему ит.д. Если текст при передаче от одного участника к другому сократился до такой степени, что передача его стала слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает текст заново.

           Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать,  что задерживается в РОНО, т.к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставить туда дополнительно 2 часа по астрономии».

            Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

                                                           56

 Заключение

      Методическая разработка по темам «Общение в сестринском деле», «Типы и каналы общения» рассчитана на 8 часов и составлена в соответствии с государственными требованиями  к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 «Сестринское дело» по ПМ 04 «Теория и практика сестринского дела».

      Образовательные цели и задачи достигаются при использовании емкого и полноценного содержания теоретического материала и доступного его изложения студентам. С помощью контрольно- оценочного материала (фронтальные вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи) проходит закрепление нового материала, что способствует развитию мотивационной деятельности у студентов и позволяет овладеть общими и профессиональными компетенциями.

       Методические рекомендации на каждом этапе занятия позволяют максимально эффективно контролировать уровень усвоения полученных знаний. При подведении итогов занятия используются критерии оценки знаний и умений студентов, что позволяет объективно и индивидуально оценить работу каждого студента на занятии.

                                                           57

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд.,испр. и доп.-М:ГЭОТАР- 2008
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»»: Учебник.-2-е изд.,испр. и доп.-М:ГЭОТАР- 2008
  3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник-М.:ГЭОТАР- Медиа, 2008
  4. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела – Ростов – на- Дону: Феникс 2008

Дополнительная литература:

  1. Хетогурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008
  2. Трунов Д. Г. И снова о профессиональной деформации. //  

 Психологическая газета. № 6. 2009

3 . Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М,    

    2009.

4. Психологические тесты. Под ред. А.А.Карелина, М., Владос 2000 г.

Интернет- ресурсы

  1. http://sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_dele/
  2. http://www.library.ru/help/docs/n58511/sesdelo.pdf

                                                          58

Приложение №1

ШЕСТЬ ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2.   ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ.

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.

  1. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ.

                                                              59

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому? что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА.

Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о своей болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это так же поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично, задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно них. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе больше узнать о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ.

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание пациента

                                                          60

и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите подробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он ответит: "Иногда в глазах меркнет свет", продолжайте задавать вопросы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?"

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ.

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

                                                      61

Приложение 2

                          10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

                        10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств.

                                                                  62

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора - это можно!

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!

63

ВЫХОД

        ИСТОКИ

СД В ХИРУРГИИ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

СД В ТЕРАПИИ

ФАРМАКОЛОГИЯ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»

СД В ПЕДИАТРИИ

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК «МЕДИЦИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ»

СД В АКУШЕРСТВЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ХИРУРГИЯ «АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

ОСД «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС, ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

РАБОТА В ЛПУ

ВЫХОД

        ИСТОКИ

СД В ХИРУРГИИ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

СД В ТЕРАПИИ

ФАРМАКОЛОГИЯ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»

СД В ПЕДИАТРИИ

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК «МЕДИЦИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ»

СД В АКУШЕРСТВЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ХИРУРГИЯ «АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

ОСД «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС, ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

РАБОТА В ЛПУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по дисциплине "Сестринское дело в терапии с курсом ПМП"

Методический материал содержит пособия для самостоятельной работы студентов....

Методическая разработка профессионального конкурса "Лучший выпускник по специальности Сестринское дело(педиатрия)"

Конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший выпускник - 2014» среди обучающихся выпускной группы колледжа по специальности Сестринское дело проводится в рамках этапной подготовки к городско...

Методическая разработка профессионального конкурса "Лучший выпускник по специальности Сестринское дело "

Методическая разработка профессионального конкурса "Лучший выпускник по специальности Сестринское дело "   представляет собой сценарий проведения мероприятия с фотоотчетом...

Методические указания для преподавателей по подготовке к практическим работам по математике студентов II курса специальности 060501 «Сестринское дело»

В методических указаниях рассмотрены основные темы современной математики, необходимые для профессионального обучения будущих медицинских работников среднего звена, а также предложены основные теорети...

Методическая разработка для проведения олимпиады по учебной дисциплине иностранный язык специальностей 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебное дело

Методическая разработка предназначена преподавателям для проведения внеаудиторной работы со студентами. Данная разработка помогает подготовить студентов к городской олимпиаде по английскому языку, нап...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ на тему: «Бег – для здоровья и души!» по дисциплине «Физическая культура» для самостоятельной работы студентов специальности: 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело

Бег - это один из способов передвижения человека. Он отличается от ходьбы наличием так называемой «фазы полёта» - в определенный момент времени обе ноги не касаются земли.Бег является легк...