«Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию»
статья по теме

Шеломенцева Людмила Викторовна

            Идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его считают одним из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио».Каковы же направления использования  цифрового портфолио учителя в профессиональной деятельности? Каким должна быть структура цифрового портфолио учителя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnoe_portfolio.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию»

 Шеломенцева Людмила Викторовна

учитель МБОУ СОШ с. Олекан

Нерчинского района Забайкальского края

Идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его считают одним из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио».

В современном толковании термин портфолио – это не просто папка достижений, а целая педагогическая технология. Кроме того, эту технологию считают одним из существенных элементов модернизации системы образования, отводя ей важную роль по формированию компетентностного ученика и учителя.

Понятие «портфолио учителя» достаточно изучено в педагогической практике. Оно служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.

Портфолио – это коллекция работ, которая демонстрирует усилия учителя, прогресс или достижения в определенной области; документирует приобретенный учителем опыт.

В зависимости от цели существует несколько типов портфолио: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, методическое портфолио, тематическое портфолио, проблемно-исследовательское и комплексное портфолио. Форм представления портфолио тоже несколько, самые распространенные две: бумажная (в текстовом формате) и электронная.

Когда я обратилась к своим коллегам с вопросом: что представляет из себя электронное портфолио? то получила в большинстве случаев ответ – это портфолио выполненное на компьютере, чтобы его можно было при необходимости редактировать и дополнять. Такую же трактовку я нашла и во многих статьях, опубликованных в сети Интернет. Второй по распространенности ответ был следующим: электронное портфолио – это персональный сайт учителя. По моему мнению, второй ответ был ближе к истине, все таки, это не одно и тоже.

Участвуя в конкурсе, я поставила перед собой цель – выяснить, что же такое электронное портфолио на самом деле? При этом у меня возникла целая серия вопросов:

Какие требования должны предъявляться к электронному портфолио?

Каким должно быть содержание такой формы портфолио?

Какое программное обеспечение более эффективно при создании электронного портфолио?

Какими элементарными навыками должен владеть учитель, чтобы создать электронное портфолио?

И, конечно же, вопрос практического содержания: где и как можно использовать электронное портфолио? Если конкретизировать этот вопрос, а конкурс для учителей, то, разумеется, в педагогической деятельности.

Думаю, что конкурс «Урок XXI века. Портфолио», проводимый на всероссийском уровне, разрешит все эти вопросы, и по окончанию конкурса мы получим конкретный ответ на вопрос: «Что же такое электронное портфолио учителя ?». Ведь главная идея конкурса на мой взгляд выяснить именно это, а не заполнить блог в дневнике. Хотя второе конкурсное задание имеет свои плюсы: систематизация педагогами своих материалов, перевод их в электронный вид, формирование ИКТ компетентностей учителей и учащихся, освоение педагогами и учениками программы, повышение рейтинга школы в сети.

Наша школа имеет сайт, выполненный в программе «Конструктор школьных сайтов» и посещая главную страницу разработчиков этого программного обеспечения, можно было заметить, что они тоже уже в течение 2-х лет прорабатывают вопрос по созданию «электронного портфолио учителя». Но пока данный электронный продукт на их сайте http://edusite.ru не появился, хотя они многое делают для системы образования.

При создании электронного портфолио учителя важно, чтобы не была потеряна основная идея данной технологии: объективная оценка профессионального роста учителя. Ведь не столько важна форма представления портфолио, сколько результат. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Для создания электронного портфолио необходимо иметь определенный уровень ИКТ-компетентностей. А большая часть педагогов таким уровнем не обладает. Поэтому работа над электронным портфолио решит еще и вопрос повышения ИКТ-компетентностей педагогов, что тоже очень важно для системы образования в целом. Работа учителей на портале http://dnevnik.ru тоже наилучшим способом решает эту проблему. И если данная сеть будет работать в полном объеме, то российское образование значительно продвинется на пути информатизации. За что разработчикам сети особое спасибо.

Электронное портфолио по своей сути должно иметь ряд преимуществ перед бумажной формой.

Для создания электронного портфолио подойдет любой конструктор сайтов, освоить это программное обеспечение способен каждый учитель. Интерактивная среда конструктора с помощью панели навигации позволит перейти в любой нужный раздел портфолио, наглядно демонстрирует структуру портфолио. Работая с электронным портфолио, мы сэкономим тонны бумаги и краски, а вместе с этим уменьшатся и денежные расходы, что тоже важно. Электронное портфолио не обязательно размещать в сети Интернет, достаточно сбросить на цифровой носитель. И в этом виде отправлять на конкурсы любого уровня: от муниципального до всероссийского. Участвуя в 2011 году в ПНПО для учителей и готовя материалы, я уже тогда задумывалась над тем, чтобы все необходимые для конкурса приложения объединить в электронном ресурсе. В то время это был, конечно же, мини сайт. Но требования конкурса не позволили этого сделать. Поэтому пришлось печатать множество материалов, да еще дублировать их в электронной форме в виде систематизированных по критериям конкурса наборам файлов. Если бы конкурсные материалы были бы представлены в форме электронного портфолио, то это облегчило бы членам комиссии просмотр. Поэтому участие в образовательных конкурсах, особенно всероссийского уровня, таких как национальный проект «Образование» - это одно из перспектив использования электронного портфолио учителя, да и учащихся тоже.

Одной из форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является портфолио педагога. Поэтому второе очень важное направление использования электронного портфолио – это аттестация на категорию. Философия портфолио заключается в том, чтобы показать «всё на что способна конкретная личность за определенный промежуток деятельности». Смещение акцента с того, чего не знаю и не умею, на то, что знаю и умею.

В мае 2012 года мне пришлось участвовать в качестве эксперта в аттестации учителя. В ходе аттестации пришлось пересмотреть огромное количество документов, разработок и т. д. и тут бы как раз помогло решить ряд проблем электронное портфолио. Оно позволяет просмотреть материалы заранее, без выезда на место работы учителя. А, приехав на уроки, быть уже в курсе событий. Кроме того, электронное портфолио, размещенное в сети на портале http://dnevnik.ru, позволит получить комментарии к материалам учителя. Эти комментарии могут сделать учителя любой школы, коллеги по работе, родители или ученики. При этом оценки и отзывы будут более объективными, будет просматриваться открытость данной формы аттестации. А может разработчики сайта для каждого муниципалитета отведут специальное место на портале для аттестуемых на первую и высшую категорию учителей. При этом с опытом работы учителя сможет познакомиться любой желающий педагог, не только данного района, а может быть и региона. Сообщение об аттестации может разослать Управление образования в школы района и привлечь к работе учителей соответствующих предметов. Это направление методической работы можно рассмотреть на РМО. Ведь каждый педагог оценивает себя в сравнении со своими коллегами. Такая форма работы с электронным портфолио в период аттестации педагога принесет пользу и для аттестуемого и для тех, кто будет знакомиться с его материалами. Открытость такой формы для педагогических сообществ придаст больше объективности самой аттестации. Кроме того электронное портфолио, опубликованное в образовательной сети – это способ самопрезентации учителя в местных педагогических сообществах. Учитель сам может в сети разослать приглашения своим коллегам на данное сетевое мероприятие, определив уровень доступа к его материалам.

Портфолио, в том числе и электронное, своеобразная визитная карточка педагога, которая может обеспечить ему известность и сделать его конкурентноспособным.

Что касается содержания электронного портфолио учителя, то оно может быть традиционным:

  1. Эссе (целеполагание).
  2. Общие сведения.
  3. Достижения учителя.
  4. Достижения учащихся.
  5. Научно-методическая работа.
  6. Воспитательная работа.
  7. Кабинет.
  8. Отзывы.
  9. Диагностика.
  10. Дополнительная информация.

….

Основное предназначение портфолио – смещение акцента с оценки на самооценку. Поэтому в 10 пункте: анализ и самооценка педагогической деятельности.

Портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной (перед самим собой) цели. Портфолио обязательно должно содержать цель. Целевые ориентиры портфолио для педагога могут быть следующими:

систематизация и обобщение опыта;

определение направления дальнейшего развития;

объективная оценка профессионального уровня;

помощь в развитии карьеры;

социальное партнерство (с детьми, родителями, коллегами).

 

Поэтому в начале портфолио должно быть эссе, в котором автор ставит цели для своей предстоящей педагогической деятельности, хотя бы на ближайшие 5 лет (межаттестационный период).

В любом портфолио должен прослеживается механизм самообразования, самопознания, самоактуализации личности учителя.

При внешней оценке электронного портфолио желательно получить информацию: Что представляет из себя учитель как профессионал, как человек? Каково отношение к нему окружающих (администрации,учеников, родителей, коллег по работе)? Каким видит себя учитель? Как он к себе относится?

Для этого в портфолио должен прослеживаться процесс сбора информации о себе,

процесс осмысления своих достижений и процесс формирования личного отношения к полученным результатам.

Портфолио повышает социальную активность педагогов, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет отслеживать развитие профессионального уровня учителя и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Да, работа над портфолио очень трудоемкая. Трудоемкость заключается в переосмыслении учителем, который выступает в роли исследователя, своего педагогического опыта, в создании условий развития устойчивого познавательного интереса, в систематической диагностике и обработке ее результатов. Выходит, что портфолио - инструмент мониторинга профессиональных достижений учителя. А возможности электронного портфолио еще шире. Они позволяют получить внешнюю объективную оценку коллег, а при желании родителей и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности

Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности...

Электронное портфолио учащегося профильной школы. Проблемы и перспективы.

В материале рассмотрены проблемы и перспективы использования портфолио в повышении качества образования учащегося...

Презентация к выступлению на педсовете "Персональный сайт как вариант электронного портфолио педагога"

Презентация к выступлению на педсовете "Персональный сайт как вариант электронного портфолио педагога"...

Эссе на тему: «Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию»

Электронное портфолио становится важной педагогической новацией, позволяющей осваивать новую информационную грамотность. Именно поэтому современные образовательные технологии, повышают интерес к учёбе...