Как написать методические материалы для преподавателей.
методическая разработка по теме

Мысь Елена Алексеевна

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для   педагогов. Они способствуют созданию учебно-методических материалов для обмена опытом педагогических работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

 Профессиональный лицей № 25

Как написать методические материалы для преподавателей

                                                              Методические рекомендации для преподавателей

                                                                                         Автор-составитель:

                                                                           Мысь Е.А.,

                                                                         методист.

Полысаево 2010


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Учебно-методические материалы……………………………………….4
  2. Методические материалы для преподавателей…………………………4
  3. Требования к методическим материалам для преподавателей………..5
  4. Методическое пособие…………………………………………………...6

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………….12


Введение

Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов - от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания будущих специалистов.

На августовской конференции руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования Кузбасса 2009 года было отмечено, что преподаватели на сегодняшний день должны разрабатывать электронные учебники, учебные пособия, методические рекомендации по своему предмету. В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для  их практического использования педагогами лицея. Они включают материалы по созданию учебно-методических материалов.

Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.


Учебно- методические материалы.

 Все учебно-методические материалы можно подразделить на три большие группы:

  1.  Учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся.
  2.  Учебно-методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки), предназначенные как для обучающихся, так и педагогов.
  3.  Методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки и др.), которые содержат методические указания по организации деятельности преподавателя, адресованы преподавателям.

Методические материалы для преподавателей

Остановимся наиболее подробно на том, как написать методические материалы для преподавателей.

Методические материалы для преподавателей - это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.

Их отличие от методических материалов для обучающихся состоит в том, что их цель - оказать методическую помощь преподавателю, а не обучающемуся, здесь представляются материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в которых раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.

Требования к методическим материалам для преподавателей:

  1.  информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
  2.  ясность и четкость изложения (популярность);

•         ясность структуры;

  1.  наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
  1.  наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
  2.  наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации.

Методические материалы (пособия) для преподавателей подразделяются на методические рекомендации и методические разработки.

Если методические рекомендации отвечают на вопрос «как?», то методические разработки отвечают на вопрос «что?»

Методические рекомендации:

  1. Один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта.
  2. Методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования.
  3. Материалы, обобщающие опыт педагогов, группы педагогов или всего образовательного учреждения по использованию эффективных форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания. В ней должно быть минимум теории, эта теория  должна быть во введении.

Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, и их практическом воплощении. Разрабатываются по актуальным вопросам преподавания дисциплины (предмета), по изучению отдельных тем, разделов и т.п.

    В методических рекомендациях должно уделяться большое внимание алгоритму (последовательности) действий (инструктаж).

Методическое пособие:

  1. Это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры  и рекомендации.
  2. Издание, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в котором раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся. 

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Примерная структура методического пособия

Вступительная часть (введение, предисловие) – до 10% текста: в ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; степень изученности этой проблемы, достоинства и недостатки подходов к ее решению, выделяются объективные и субъективные противоречия, проблемы, затруднения, существующие в педагогической практике (в системе начального профессионального образования вообще и в данном ОУ в частности). Формулируются причины, по которым автор решил подготовить (разработать) пособие, объясняется, какие проблемы, затруднения поможет разрешить данное пособие. Характеризуются условия и обстоятельства создания данного пособия; причины создания данного пособия, указывается адресат, которому предназначено издание.

Основная часть – до 85% текста. Основная часть не называется, она разбивается на параграфы и пункты (простой и сложный план). Акцент в основной части делается на алгоритме описания рекомендаций. Описание дается четко, без лишних слов.

Примерное содержание  основной части: 

  1. Характеристика существующих подходов к решению данной проблемы, отличие точки зрения автора от существующих подходов. Аргументируется выбранный подход к решению поставленной проблемы, показываются его преимущества и результативность. 
  2. Педагогическая идея (авторский замысел) - изложение основных идей автора (общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы). Показывается, как они соотносятся с требованиями Госстандарта профобразования,  современными педагогическими концепциями, основными направлениями развития данного учреждения образования.  
  3. Процесс реализации педагогической идеи. 
  4. Как по-новому осуществляется учебная, производственная деятельность обучающихся, какие нетрадиционные методы, формы, приемы работы использовались.  
  5. Какие изменения произошли у обучающихся, в чем это выражается, по каким параметрам, критериям показателям это отслеживалось.  
  6. Какие особенные условия необходимы для работы по данной системе, подходу (компьютерный класс, программы, режим занятий…).
  7. Требуется ли экспериментальная проверка, как она осуществлялась.  

Дается дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников).

Содержание основной части должно ответить на вопросы: что предлагает автор?  Зачем он предлагает  делать именно так? Как нужно делать,  чтобы получить гарантированный автором результат? 

  1. Оценка оригинальности и новизны педагогического опыта. Определяется, в чем состоит научно-педагогическая новизна опыта автора, какие оригинальные находки пополнят практику образования. Описание перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности. 
  2. Условия применения рекомендаций. Определяются условия по организации практической деятельности, при которых возможно достижение прогнозируемых результатов и обстоятельства, в которых целесообразно использовать данные рекомендации. Указывается на возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления. 

В методических рекомендациях 1-й пункт основной части – теория, остальное – практика. В методическом пособии может быть 1 - 3 пункта теории, остальное – практика.                                                                                             Заключение - до 10% текста. Делается вывод, итог по работе, представляются результаты, обозначается,  в каком направлении предполагается работать дальше. 

          Список использованной и рекомендуемой литературы  по проблеме. Список литературы  включает работы автора этого пособия или других авторов по данной проблеме, теме. Оформляется в соответствии с ГОСТ- 7.1-2003, ГОСТ Р - 7.05 - 2008.

       Приложения (конкретные практические наработки автора).

Каждое приложение оформляется с новой страницы, номер пишется в правом верхнем углу листа, по центру – название приложения.

При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление. 

Методическое пособие проходит процедуру подготовки к изданию, установленную в ОУ приказом директора. 

Оформление методического пособия:

Оформление приложения - нет номеров страниц.

  1. На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методическое  пособие. 
  2. Посередине листа - инициалы и фамилия автора, название издаваемой работы, ниже более мелким шрифтом  необходимо обозначить: Методическое  пособие. 
  3. Внизу листа указывается место и год издания. 
  4. Содержание оборота титульного листа оформляется сотрудниками редакционно-издательского отдела (если такой есть в ОУ). На этой странице может содержаться указание на то, где рассматривалось и кем рекомендовано к изданию данное пособие. 

            На обороте титульного листа можно сделать анатацию.

    Обложка - нет стр., нет кавычек, не считается и не нумеруется.

     Титульный лист - считается, но не нумеруется.    

Оглавление - пишется там, где есть главы.

     Автор имеет авторское свидетельство.

Автор-составитель - тот, кто составляет материалы или программы с использованием чего-то своего (текстов и т.д.)

Составитель – это тот, кто составляет программы по примерной.

    В методических рекомендациях должен быть список литературы, на который ссылаемся в затекстовой ссылке, можно ссылаться на номер или на номер ссылки и страницы.

Можно использовать любую ссылку: внутритекстовую, подстрочную, затекстовую. Но используют только один вид ссылок в тексте.

    Если вы ссылаетесь на какого-то автора, то инициалы ставятся впереди фамилии, между инициалами ставится пробел (М. И. Иванов (24)).

         В пособии допускается использование таблиц и рисунков (с 2004г. не допускаются слова схема и диаграмма).


Заключение

Фридрих Вильгельм Адольф Дистерверг в 19 веке сказал:

                   Без стремления к научной работе учитель
                                     неизбежно попадает во власть трех педагогических

    демонов: механистичности, рутинности, банальности.

   Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов - от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся.

    В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов. Методическая служба в первую очередь реагирует на запросы и вопросы педагогов. Поэтому методической службой разрабатываются методические рекомендации по востребованным темам. Надеюсь, что предлагаемые методические рекомендации будут полезны педагогам.


Список литературы

  1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как написать методические материалы для обучающихся

В методических рекомендациях освещены требования к методическим материалам для обучающихся: рабочей тетради, курсу лекций, учебному пособию....

План издания методических материалов ОПОП СПО преподавателя

Содержит материалы, изданные преподавателем для реализации программы ОПОП СПО...

Структура методических материалов преподавателей

методические материалы для преподавателей...

Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности

А.В. Шигаев Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности...

Сертификат о публикации Учебно- методические материалы для преподавателей ОБЖ В 10-11 классах

В публикации собраны  материалы   для  проведения  кроков  по ОБЖ для 10-11 классов...

Сертификат о публикации учебно-методических материалов для преподавателей ОБЖ в 10-11 классов

В данной  публикации были размещены  материалы по ОБЖ  по курсу  10-11 классов...

Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей

Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...