Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка
статья по теме

Габдрахманова Раиса Рудольфовна

Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям становится доступным  абстрактный грамматический материал.

В процессе работы  определены  формы и приёмы, способствующие  не только формированию грамматических навыков, но и развитию творческого потенциала личности ребенка на разных ступенях обучения английскому языку. Начальная школа – сочинение грамматических сказок, среднее и старшее звено – составление тренажеров учащимися и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gabdrahmanova_r.r._grammaticheskie_uprazhneniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка

Габдрахманова Раиса Рудольфовна,

учитель английского языка, I квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»

пос. Усть-Омчуг, Тенькинский район,

Магаданская область, Российская  Федерация

Аннотация

Грамотная, безупречная речь человека – его визитная карточка, показатель образованности  и воспитанности. Поэтому в  процессе обучения английскому языку особенно важно уделять  пристальное  внимание  обучению грамматической стороне предмета. Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям становится доступным  абстрактный грамматический материал.

В процессе работы  определены  формы и приёмы, способствующие  не только формированию грамматических навыков, но и развитию творческого потенциала личности ребенка на разных ступенях обучения английскому языку. Начальная школа – сочинение грамматических сказок, среднее и старшее звено – составление тренажеров учащимися и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Только формирование положительной мотивации через творческую деятельность  в процессе изучения английского языка,  способствует  переходу   учебно – познавательной деятельности школьника на продуктивно – творческий уровень.

Ключевые слова: обучение грамматической стороне речи, грамматические сказки, тренажеры, проектно-исследовательская деятельность

English Grammar Teaching as a Way of Developing Students Potential in Creativity

Gabdrakhmanova Raisa Rudolfovna,

 English Teacher

Ust-Omchug Secondary School

Ust-Omchug, Tenkinsky  district, Magadan Region,

Russian Federation

Annotation

The article concerns the modern approaches in the English language grammar teaching of children and the advantages of the «grammar fairy-tales», tests, and different language projects.

Key words: English language grammar teaching«grammar fairy-tales», tests, projects.

Грамотная, безупречная речь человека – его визитная карточка, показатель образованности  и воспитанности. Это утверждение  живёт уже не одно десятилетие и приемлемо к культуре и языку  любой страны. Общая лингвистическая культура человека -  пропуск  в мир другого языка.  Каждый язык мира имеет множество  общих разделов, объектов, явлений. Одним из самых сложных разделов для каждого языка является грамматика, объекты изучения которого – части речи,  предложение, словосочетание. Как никакой другой раздел языка грамматика требует  логики, завершённости, точности выражения мысли.

Поэтому в  процессе обучения английскому языку особенно важно уделять  пристальное  внимание  как постановке произношения, развитию лексических навыков, так и обучению грамматической стороне предмета.  Почему?  При недостатке знаний грамматики встречаются стилистические, орфографические, синтаксические ошибки, которые ведут к грубейшим ошибкам в юридических документах, и, следовательно, они становятся недействительны. Вы можете невольно обидеть своего собеседника, некорректно употребив те или иные лексические средства, имеющие несколько значений. Искажается не только общий смысл и понимание информации, которую вы стремитесь донести, к несчастью, ошибки в документах, деловой переписке являются признаком невежества, а в некоторых случаях приравниваются  к  оскорблению.

Хотя  грамматика английского языка является платформой, на которой выстраивается дальнейшее понимание организации языка, именно вопросы, в каком объеме обучать или, может, не обучать грамматике, были на протяжении многих лет предметом интенсивных обсуждений и дискуссий.  Даже беглый взгляд на УМК, по которым обучали детей последние 15 - 20 лет в  школе, показывает, что в некоторых учебниках наблюдается стремление к чрезмерному сокращению роли грамматики, которое привело к значительному увеличению количества ошибок в речи учащихся.   С другой стороны нельзя отрицать тот факт, что  преобладание грамматики в обучении английскому языку может привести к  потере интереса к предмету.

Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям становится доступным  абстрактный грамматический материал. Для себя я выбираю «золотую середину» - творческий и созидательный подход к организации обучения грамматике, потому что невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности и внимания учащихся, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Надо создать условия, чтобы деятельность, которой занимается ученик, была ему интересна. Следовательно, моя задача подобрать такие формы организации процесса обучения, чтобы он «зацепил» ученика, стал интересным и полезным, а дети - активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, тогда и уровень обучения школьников повысится.

Работа учителя иностранного языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. В процессе работы  определены  формы и приёмы, способствующие  не только формированию грамматических навыков, но и развитию творческого потенциала личности ребенка на разных ступенях обучения английскому языку.

С интересом дети сочиняют грамматические сказки, которые способствуют максимальному восприятию грамматического материала на начальной ступени обучения грамматике. Сказочный сюжет делает грамматический материал понятным и интересным, позволяя систематизировать огромное количество информации о грамматических явлениях. Воздействие становится целостным и осмысленным, эффект - устойчивым. Например, уже  обучаясь в старших классах, дети вспоминают спряжение глагола «to be» по сказке о короле и его трех сыновьях. Вспомогательные глаголы – «это бабушка-помощница», а модальный глагол – «жук-регулировщик» и т. д. Использование таких сказок способствует возникновению у детей интереса к изучаемому материалу. Но еще лучше самому стать «маленьким учителем» и научить героя из русской сказки читать слова, составлять предложения. Дети работают в группах, сочиняют уже свою сказку или сценку для того, чтобы помочь запомнить фонетические значки, грамматическое правило или правильно прочитать слово. Например,  в процессе ситуативной игры дети решают проблему обучения героя правилам образования порядковых числительных: «Девочка Варя спрашивала у цифр, будут ли они участвовать в конкурсе «Знания».  Вот что они ей ответили. Цифры 1,2,3 сказали: «Нет, нет и нет! Мы  не хотим участвовать в конкурсе. Мы не любим правила.  

Первые три порядковые числительные образуются особым способом:

  • One- (the) first – первый
  • Two – (the) second – второй
  • Three –(the) third - третий

Цифры 4, 6, 7 и 10 ответили: «Мы согласны, мы любим конкурсы и правила».

Все порядковые числительные, кроме первых трех, образуются с помощью суффикса –«th», который прибавляется к количественному числительному:

  • Four – (the) fourth - четвертый
  • Six – (the) sixth - шестой
  • Seven – (the) seventh - седьмой
  • Ten – (the) tenth - десятый

Цифры 5, 8 и 9 сначала не хотели, но потом они сказали: «Ладно, поучаствуем в этом конкурсе.  Только немного измените правила!

Особое  правописание:

  • Five-(the) fifth -пятый,
  • eight-(the) eighth - восьмой
  • Nine – (the) ninth – девятый».

Дети поглощены темой урока, на этом этапе развертывается не только процесс творчества, но и усвоения теоретических знаний, которые дети  применяют при выполнении практических заданий.

Стремительное развитие ИКТ-технологий требует от нас, учителей, знаний и умений работать и широко использовать их в своей практике.  Среди уроков деятельностной направленности я хотела бы особенно выделить уроки рефлексии (тренировки в усвоении). Если на традиционных уроках по закреплению знаний, умений, навыков мы ставим задачи повторить, закрепить и выйти на контроль, то на уроках рефлексии задачи гораздо глубже. Важно, чтобы ребенок сам увидел, осознал, скорректировал свои ошибки и вышел на новый уровень усвоения, углубления и расширения знаний.

        Среди различных форм представления результатов творческих работ по грамматике следует особо выделить тренажеры, созданные с помощью программы Microsoft Power Point. По-моему мнению, это одна из эффективных форм самостоятельного усвоения материала.  

Не секрет, что ученики весьма неохотно выполняют задания, связанные с применением правил, выполнения грамматических упражнений и т. д. Например, упражнение в учебнике на закрепление усвоения кратких ответов на общие вопросы (да-нет). Ученик выполняет упражнение, но не все ученики закрепляют грамматические особенности построения кратких ответов. Чтобы работа была нескучной и соответствовала современным требованиям, предлагаю детям выполнить это упражнение, составив тренажер для одноклассников с помощью того инструмента, который близок  детям: компьютер и компьютерные программы. При выполнении этого задания ребенку необходимо изучить правило, выполнить задания, при этом неоднократно возвращаясь к правилу и корректируя свои знания. Таким образом можно активизировать работу ученика с учебным материалом.  Создавая тренажер, ребенок сам выступает в роли учителя, которому надо объяснить, следовательно, самому выучить правило, подобрать и прорешать соответствующие упражнения. (Цель ученика – не «скучное» грамматическое упражнение, а тест-тренажер, который он составляет для одноклассников. Увлекаясь выполнением творческой работы, ученик незаметно для себя усваивает правило). На уроке развивающего  контроля знаний вы можете предложить учащимся параллельного класса выполнить тесты, мини-проекты, составленные детьми; организовать взаимопроверку с помощью тестовых работ; засчитать творческую работу как зачет по теме; провести обобщающий, закрепляющий урок по теме с использованием детских проектов. Творческое и осознанное представление найденной  информации, а впоследствии организация взаимоконтроля и взаимообучения на уроках рефлексии, общеметодологической направленности (тренировка в применении) и развивающего контроля,   способствует повышению мотивации к  учебной деятельности как у «слабых», так и «средних» и «сильных» учеников за счет нестандартной формы урока и формы подготовки домашнего задания (это интересно, потому что необычно), обеспечивает  максимальную  практическую деятельность ребёнка.

В обучении иностранному языку особая роль принадлежит принципу активности (интеллектуальной, эмоциональной и речевой), который творчески реализуется через организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся среднего и старшего звена.  В данной деятельности важно не столько получение объективно нового результата, сколько развитие личности. Чтобы учащиеся захотели решать проблемы, получать и передавать информацию, работать  с литературными и информационными источниками, необходимо  пробудить у них желание, сформировать исследовательскую мотивацию.  С точки зрения учащихся в английской грамматике много необъяснимых правил. Например, почему для образования существительных предлагается так много разных суффиксов? Сколько на самом деле времен в английском языке? и т. д. Подобные вопросы я предлагаю в качестве тем для исследования, которые впоследствии сопровождаются приложениями-тренажерами. В этом случае старшеклассники изучают предметный материал избирательно и осмысленно, активны в постановке и достижении целей. В своих проектно-исследовательских работах мои ученики исследовали такие проблемы, как неправильные глаголы, аффиксальный способ словообразования, особенности перевода художественных текстов, построения английских предложений и т. д.  Проектно-исследовательская деятельность  при изучении грамматики  способствует лучшему усвоению грамматических норм и категорий через создание самостоятельного  высказывания: школьники получают навык  построения текста в научно-популярном подстиле речи, усваивают специальную лексику, получают возможность теоретические  правила   переработать в практической речевой деятельности.

Объяснить учащимся, что знание грамматики  как раздела языка необходимо для образованного человека, порой бывает нелегко.  Только формирование положительной мотивации через творческую деятельность  в процессе изучения английского языка,  способствует  переходу   учебно – познавательной деятельности школьника на продуктивно – творческий уровень.

Библиография

  1. Английский язык. 4-11 классы. Современные образовательные технологии: конспекты уроков. – Волгоград, 2008.
  2. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Англиийский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник англ. яз. для 5-6 кл. общеобраз. учрежд.- 2-е изд., испр. - Обнинск: Титул, 2007, 208с
  3. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н.

Англиийский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник англ. яз. для 7 кл. общеобраз. учрежд. - 2-е изд., испр. - Обнинск: Титул, 2007, 208с.

  1. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку.-     www.kn.att.com.
  2. Крылова И.П., Крылова Е.В. Английская грамматика для всех. М.: Высшая школа, 1986, 272с.
  3. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях. Практическое пособие. – Москва, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.

Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...