Самоанализ профессиональной деятельности
материал на тему

Журавлёв Александр Иванович

Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_professionalnoy_deyatelnosti.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Самоанализ профессиональной деятельности

                                                                Педагога дополнительного образования

                                                                   Журавлёва Александра Ивановича                                          

     

     С 1982 года работаю в должности педагога дополнительного образования в детском доме№3 Г.Таганрога.

                Работаю над проблемой: «Музыкальное развитие подростка в вокально-инструментальном ансамбле, через применение коллективных форм обучения и воспитания»

                 Цель – привить навыки игры на музыкальных инструментах; музицировать; разбираться в истории музыки, ее жанрах; по-настоящему слушать музыку, т.е. воспитать будущих исполнителей и квалифицированных слушателей; поднять на должный уровень отношение к «легкой», эстрадной музыке, как к виду творческого музицирования. Способствовать  возникновению желания  у ребенка сопереживать музыке, воспроизвести ее, спеть, сыграть, сочинить подобное.

      На  данном этапе очень важно направить в правильное русло коллективные формы музицирования. Вокально-инструментальный ансамбль очень популярная форма занятий музыкальным творчеством  у подростков. Будучи довольно свободным по составу и исполняемому репертуару ансамбль в ряде случаев становится центром музыкально-просветительской работы, вызывает активный интерес у слушателей к настоящей музыке, способствует воспитанию хорошего музыкального вкуса, но чаще, он же способствует популяризации низкопробных шлягеров, музыки « пустой « и неинтересной.

По определению видного психолога, профессора А.Г. Ковалева: «Коллектив – это объединение людей направленное на реализацию общественно значимых целей. Коллектив музыкальный, творческий, задача которого – передать мысли и чувства, идейное содержание, заложенное в том или ином произведении, создает особую «коллективную индивидуальность».

Актуальной считаю работу над данной проблемой именно в детском доме.

Для воспитанников это возможность реализации стремлений утвердиться в жизни. Способность приносить радость людям помогает им почувствовать себя нужными. Концертные выступления показывают, насколько уверенней чувствуют себя дети в обществе. Они общительны, смело держатся на сцене, начинают импровизировать, высказывают суждения, пытаются оценить выступление свое и товарищей. Систематические занятия творческой деятельностью развивают положительные черты характера: настойчивость, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Дети становятся мягче,    отзывчивей, повышается культура общения и поведения. Душа и мысли становятся чище. В жизни они начинают видеть больше прекрасного, чем «темного»

Перед собой ставлю задачи:

                -научить ребят разбираться в современной музыке (жанры, направления, течения и т. д.)

                -научить ценить красоту звучания инструмента, содержание текстов, ясность выражения мысли композитора;

                -дать попробовать силы в этом творческом направлении;

                -дать навыки исполнения на музыкальных инструментах, вокального исполнения, ансамблевой игры;

                -научить умению оценить выступление свое и товарищей.

                В процессе работы воспитанник приобретает следующие навыки:

1.навыки игры на одном или нескольких инструментах;

2.правильной постановки голоса, вокальной техники и гигиены голоса;

3.приобретение знаний по музыкальной грамоте;

4.развитию творческой инициативы и воображения;

5.непринужденности и артистичности выступления перед аудиторией;

6.актерскому решению исполняемых песен, обыгрыванию содержания, раскрытию художественного образа.

         

        В ансамбле  участвуют воспитанники 9-16-лет. Созданы две группы: начинающие и основной состав. Количественный состав зависит от исполняемого произведения ( от 1 до 5 человек, не считая солистов).Инструмент обязательно дублируется. Отбор строгий, но только по желанию стать участником, наличию музыкальных данных и других свойств, необходимых для успешной работы.

Цели далекие достигаются музыкантами - через промежуточные. Детей не привлекают далекие перспективы, они не склонны задумываться над тем, что произойдет через ряд лет. Малые же цели – участие в концертах, конкурсах, фестивалях, выступая перед сверстниками, организуя собственный досуг, создавая праздничные программы.

        Осуществляю личностно ориентированный подход в обучении, поставив задачей отработку индивидуальных маршрутов развития каждого ученика. В совместной с преподавателем деятельности происходит созревание и становление индивидуально личностно значимой для ребенка цели. Сфера его развития формируется на основе его интересов и ответственности. Создается ситуация успеха для неуспешного и немотивированного к обучению ребенка.

          Формой обучающей деятельности выбрал продуктивное обучение. Оно является способом и условием формирования креативности, подразумевая саморазвитие, активную позицию учащегося и создание творческого продукта как результата познавательной деятельности. При разучивании и исполнении вокальных и инструментальных произведений ребенок учится не просто репродуцировать текст, а творить его, уметь воплощать свои мысли, чувства и переживания в художественный образ.

           Считаю важным и делаю все, что бы в коллективе сложились отношения доброжелательности, товарищества, взаимопомощи, не допускаю нездоровый дух соперничества, пренебрежительного отношения к менее способным.

Добиться таких отношений помогает знание психофизиологических особенностей возраста и  индивидуальных особенностей воспитанника. Они проявляются в характере эмоций, своеобразии мышления, уравновешенности и подвижности нервных процессов, а также в интересах, потребностях, вкусах, идеалах и в степени подготовки.

         Обращаюсь к психологу с целью выявления проблем работоспособности, утомляемости, внимания, памяти, мышления, проведения индивидуально-личностного обследования, получению рекомендаций по осуществлению необходимых педагогических воздействий. Это помогает определить реальный уровень развития воспитанника и те особенности, на которые можно опереться при работе с ребенком.

          В работе с инструментальной группой уделяю внимание изучению способов звукоизвлечения и характерных приемов исполнения, работе над аппликатурой, постановкой руки (позицией).На начальном этапе обучения больше времени отвожу индивидуальной работе с каждым учащимся. Без определенной подготовки игра ансамблем недопустима.

На групповых занятиях добиваюсь чистоты интонирования, единства темпоритма, динамической и штриховой гибкости.

          Если предстоит разбор нового произведения, непременно даю прослушать запись или исполняю его сам, обращая внимание на решение технически трудных задач. Затем в ходе совместного обсуждения даю возможность самостоятельно разобраться в характере и идее произведения, найти главную тему, ее разработку, выявить стиль, особенности фактуры, аккомпанемента и т. д. В конце обсуждения резюмирую, а при необходимости корректирую выступления и только потом приступаю к изучению партий. После ознакомления с партиями игра в медленном темпе отдельно по фразам, добиваясь динамического баланса между звучанием инструментов. Когда ребята выучат наизусть, перед ними ставлю более сложные задачи.

               Игра на инструменте будет естественной, когда исполнитель не будет связан техническими трудностями, когда замысел и интерпретация будут в единстве. Применяю различные приемы выразительности в соответствии с художественными задачами трактовки произведения. В аккомпанементе солисту добиваюсь подчинения инструментов голосу.

           Считаю, что чтение нот с листа является одним из важнейших эмоционально-побудительных факторов самостоятельной работы исполнителя. Стараюсь добиться выработки этого навыка хотя бы на элементарном уровне.

           Одним из наиболее эффективных методов развития музыкально-творческих способностей является аккомпанирование по слуху. К простым, сначала, мелодиям учимся подбирать аккомпанемент, пытаясь услышать его внутренним слухом, ориентируясь в тональности, не искажая авторский замысел.

             В плане обучения использую творческие игры. Например «минус один». На пленку записывается ранее разученное ансамблем произведение в нескольких вариантах: первый- без партии соло-гитары, второй без органа и т. д. Надо дополнить недостающее звучание в ансамбле своей игрой, пытаясь импровизировать.

              В музыке возможно  одновременное сочетание  и различных звучаний и нескольких голосов. Но это сочетание не хаотично, а подчинено определенным законам. Р.Шуман писал: «Если бы все музыканты хотели играть в первых скрипках, нельзя было бы составить оркестр. Уважай каждого музыканта на своем месте.» В работе  добиваюсь единого эмоционального настроя в коллективе, уважения друг друга, умения слушать других, чувства ансамблевого ритма .

               Проблема детского вокального пения издавна привлекала педагогов-музыкантов. Одни считали, что пение - естественный факт, присущий ребенку, но голосовой аппарат не сформирован, и обучать пению нельзя. Лишь после того, как пройдет мутация, можно начинать обучать петь. Другие считали целесообразным занятия пением в детстве, мотивируя это тем, что певческий акт зависит не только от голосового аппарата, а от всей психики поющего. Развиваются способности, которые не исчезают после мутации. Биографии певцов подтверждают, что большинство из них пели в детстве.

            В работе руководствуюсь такими профессиональными качествами, как правильность звуковедения, дыхания, дикции, чистота интонирования, умение петь в ансамбле, актерское мастерство. Добиваюсь пения свободного, естественного, не утомляющего ребенка. Изменение голоса при пении ,подражание кому-либо недопустимо. У каждого ребенка свой собственный тембр голоса, выразительность, полетность, нужно только развить эти качества.

Д.Б.Кабалевский писал: «Выдающимся певцам приходится вступать в соревнование с безголосыми, но отважными эстрадными звездами, пытающимися заменить отсутствующий голос - микрофоном, богатство человеческих эмоций-то мистическим шепотом, то истерическими воплями» Микрофон действительно открыл путь певцам с посредственными голосовыми данными.  Но пение через микрофон добавляет не только достоинства,  становятся заметны все недостатки. В своей работе с детьми добиваюсь ровного звучания по всему диапазону, отсутствию форсированного звука, крикливости при исполнении. Особенно хорошо дети понимают недостатки в исполнении после прослушивания записей своего пения. Часто использую такой прием и результат не заставляет себя ждать. Желание изменить что-то, добиться правильности исполнения овладевает чувствами детей, повышает отдачу при работе над вокальной стороной, повышает интерес к творчеству.

В работе над вокальной техникой не меньше требований предъявляю к дикции и артикуляции. Положение губ, степень раскрытия рта, дыхание, произношение гласных и согласных это то, без чего невозможно добиться красоты пения.

             При подборе репертуара руководствуюсь такими критериями как:

                       -доступность;

                       -художественная ценность;

                       -педагогическая целесообразность;

                       -индивидуальность;

                       -образность

                        -соответствие возрасту;

                        -соответствие характеру исполнителя.

От правильности выбора репертуара зависит творческий и духовный рост участника, формируется художественный вкус. Стараюсь, чтобы он был эмоционально близок, интересен и оказывал воспитательное воздействие. Поддерживаю и помогаю ребятам в создании собственных сочинений, ведь это путь к самовыражению в музыке. Чувствуя поддержку и интерес со стороны руководителя, появляется потребность творить. Разве это не итог всей творческой и воспитательской работы.

               Участники вокально-инструментального ансамбля непременно должны обладать артистизмом, это и сценическое обаяние и мимика, и пластичность движений. Все это помогает установить контакт со слушателями, создать музыкально-сценический образ, импровизировать. Работаю над сознательной  художественной стороной постановки песни, от ее разучивания, до исполнения не «поучая», а советуясь и помогая найти интересные решения.

                Важным моментом в творческой жизни исполнителя является публичное выступление, Но возникают определенные трудности. Взволнованность перед выступлением, приподнятость настроения-все благотворно действует на творческое вдохновение, но чувство страха и паническое состояние нежелательно отражаются на психическом состоянии исполнителей. Практикую генеральные репетиции, распевки, прослушивание в узком кругу, исключаю «наставления» перед выступлением. И еще планирую как можно большее количество концертов. Ансамбль и его солисты -  постоянные участники всех концертов, конкурсов и фестивалей, проводимых в детском доме, в городе, области и даже в России.

         Умения и навыки аранжировки произведений основываются на знаниях инструментария, приемов звукоизвлечения, формообразования и т. д.

Совершенствую свое мастерство, изучая методическую литературу, используя компьютер, Интернет, программы для работы с музыкой, опыт работы коллег.

Деятельность вокально-инструментального ансамбля подразумевает использование звукоусилительной аппаратуры, электроинструментов, синтезаторов, компьютерной техники. Чтобы использовать в художественно-практической деятельности эту и другую технику помогаю приобрести элементарные работы с приборами: управлять микшерским пультом, выделять отдельные инструменты, создавать звуковые эффекты, петь караоке, используя компьютер и микрофон, пользоваться Интернет, работать с музыкальными программами, а также навыкам техники безопасности.

Добился следующих результатов: 

1985 – Районный смотр художественной самодеятельности, посвященный 40-летию Победы. 3 место ВИА «Ритмы юности»

1986 – Грамота Министерства образования области за участие в областном смотре художественной самодеятельности – ВИА «Ритмы юности»

1987 – Городской конкурс художественной самодеятельности. Дипломант конкурса - Фефелов Витя.

1989 – Лауреат областного смотра художественной самодеятельности – Виа «Ритмы юности». Диплом 1 степени.

1990 – Областной фестиваль- смотр художественной самодеятельности посвященный 45-годовщине Победы. Елена Анистратенко – Диплом 3 степени.

1990 – Грамота за участие в городском празднике искусств и высокое исполнительское мастерство – Елена Анистратенко.

1990 – Грамота за участие в городском празднике искусств и высокое исполнительское мастерство – ВИА «Ритмы юности».

1990 – 1-й городской фестиваль вокалистов «Дайте звездам имена».Лауреат конкурса – Елена Анистратенко.

1990 - Областной фестиваль- смотр художественной самодеятельности посвященный 45-годовщине Победы. Диплом 1 степени – ВИА «Ритмы юности».

1991 – Благодарность Таганрогского городского отдела образования ВИА за участие в городском фестивале хоровой и вокальной музыки.

1993 – Международный конкурс юных талантов «Музы и дети» г.Днепропетровск. Диплом за участие – Елена Анистратенко.

1993 – Международный конкурс юных талантов «Музы и дети» г.Днепропетровск. Диплом лауреата – Роман Анистратенко

1993 – Всероссийский телевизионный конкурс «Хрустальный башмачок» г. Москва. Диплом участника – Роман Анистратенко.

1993 – Всероссийский телевизионный конкурс «Хрустальный башмачок» г. Москва. Диплом победителя конкурса – Елена Анистратенко.

1996 – Областной Фестиваль эстрадной песни «Росток» г. Новочеркасск.Грамота коллективу вокальной студии детского дома: Юрченко Татьяна, Ирина Долгочуб, Женя Харычкина.

1997 - Областной Фестиваль эстрадной песни «Росток» г. Новочеркасск. Диплом 1 степени – Долгочуб Ирина, Ленская Виктория, Анистратенко Роман, Юра Тома.

1997 – Присвоение звания «Народный самодеятельный коллектив»

1997 - Всероссийский телевизионный конкурс «Хрустальный башмачок» г. Москва. Диплом участника – Долгочуб Ирина.

1998 – Благодарственное письмо Администрации области за участие в праздничном концерте, посвященном 53-й годовщине Победы. г.Ростов-на-Дону. Долгочуб Ирина, Анатолий Головченко.

1999 – Донской Международный выставочный фестиваль «Образование. Карьера. Бизнес.» г. Ростов-на-Дону. Диплом Лауреата – ВИА «Ритмы юности».

1999 – Почетная грамота Журавлеву А.И. за творческий вклад в развитие хоровой музыки и высокое исполнительское мастерство.

1999 – Участие в телепрограмме «Мультпломбир» областного телевидения.

1999 –2- й Всероссийский фестиваль детского творчества «Созвездие России». Г. Санкт-Петербург. Диплом участника – Ленская Виктория, Караева Евгения.

1999 – Первый городской фестиваль творческой молодежи Я-Таганрог».

Диплом за участие в двух номинациях – Ирина Долгочуб.

1999 – Первый городской фестиваль творческой молодежи Я-Таганрог».

Диплом 3 степени – Виктория Ленская.

1999 – 5-я Артиада народов России. Диплом с присуждением Почетного звания Лауреата в номинации «Музыка.Детско-юношеская лига.Гильдия любителей» - Ленская Виктория – за творческие успехи в вокальном искусстве и участие в фестивалях и конкурсах в период 5-й Артиады народов России.

2000 – Городской праздник хоровой и вокальной музыки. 1-е место – Шило Екатерина.

2000 - Городской праздник хоровой и вокальной музыки.3-е место – Цветкова Светлана.

2001 - Областной конкурс художественной самодеятельности г. Ростов- на-Дону. Диплом Лауреата – Цветкова Светлана.

2001 = Почетная грамота за многолетнюю работу по развитию творческого потенциала детей и юношества, высокие стабильные результаты выступления детских коллективов –Журавлев А.И. = Руководитель ВИА «Ритмы юности».

2001 – Грамота за активное участие и проявленное творческое мастерство

В детском областном смотре конкурсе талантов воспитанников детских домов области «Самоцветик» - Цветкова Светлана, Каскаракова Олеся, Ермолова Алла.

2001 – Областной смотр художественной самодеятельности учащихся образовательных учреждений. 1-е место ВИА «Ритмы юности»

2002 - Областной смотр художественной самодеятельности учащихся образовательных учреждений «Слава Дона - в творчестве народа». 3-е место Бульба Юлия.

2002 - Областной смотр художественной самодеятельности учащихся образовательных учреждений «Слава Дона - в творчестве народа». 3-е место – Ермолова Алла.

2002 - Благодарственное письмо мэра г. Таганрога – за вклад в дело обучения и воспитания молодого поколения таганрожцев. Журавлеву А.И. – руководителю ВИА «Ритмы юности»

2002 - Благодарственное письмо мэра г. Таганрога – за творческие успехи и отличное выступление на областном конкурсе художественной самодеятельности. Бульба Юлия.

2002 – Городской праздник хоровой и вокальной музыки. 1-е место Каскаракова Олеся.

2002 - Благодарственное письмо мэра г. Таганрога – за творческие успехи и отличное выступление на областном конкурсе художественной самодеятельности. Ермолова Алла.

2003 – Городской фестиваль хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца».Цветкова Светлана – победившая в номинации-«Художественная трактовка произведения»

2003 - Городской фестиваль хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца».3-е место - младшая возрастная группа – Ермолова Алла.

2003 - Городской фестиваль хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца».2-е место - старшая возрастная группа – Каскаракова Олеся.

2003 – Почетная грамота за творчество и значительные успехи в музыкальном развитии подрастающего поколения - Журавлев А.И. - Лауреат фестиваля городского конкурса вокальных и хоровых коллективов образовательных учреждений города.

2004 – Городской конкурс народной песни «Не смолкнет песня на Руси» - 3-е место – Екатерина Шило.

2004 – Городской конкурс народной песни «Не смолкнет песня на Руси» - 3-е место – Ермолова Алла.

2004 - Городской фестиваль хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца».Победитель в номинации»Вдохновение и артистизм» - Дымченко Вячеслав.

2004 - Городской фестиваль хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца».Победитель в номинации «Художественная трактовка произведения» Цветкова Светлана.

2004 - Городской фестиваль хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца».3-е место – Долгочуб Ирина.

2004 - Городской фестиваль хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца».Журавлев А.И. за успехи в музыкальном развитии подрастающего поколения.

2008 – Зональный областной фестиваль детского художественного творчества «Созвездие»( Всероссийского фестиваля «Созвездие) – 1-е место – Зайцева Оксана.

2008 – 2-й тур Всероссийского фестиваля «Созвездие – Лауреат в номинации «Песня» - Зайцева Оксана.

2008 – Городской фестиваль молодежного творчества « Студенческая весна»

Цветкова Светлана –Диплом в номинации «Сольный вокал: эстрадная

песня»

2009 – Городской конкурс военной песни «Звезда Победы».3-е место – Зайцева Оксана –номинация «Сольное исполнение», старшая возрастная группа.

2009 – Зональный областной фестиваль детского художественного творчества «Созвездие»( Всероссийского фестиваля «Созвездие) – 1-е место – Зайцева Оксана.

2009 – Грамота администрации детского дома за весомый вклад в развитие музыкальных способностей воспитанников – Журавлев А.И.

2010 – Грамота за высокий уровень осуществления индивидуального подхода к воспитанникам и достижения воспитанниками показателей в музыкальной деятельности – Журавлев А.И.

2010 - 3-й городской музыкальный конкурс «Звонкие голоса пожарной охраны» - 1-е место в номинации «Сольное пение» - Тарасова Диана.

2011 – Городской конкурс юных вокалистов « Маленький принц-2011» -Диплом участника – Горобинская Ольга.

2011 – Городской конкурс юных вокалистов « Маленький принц-2011» -Диплом 3 степени – Тарасова Диана.

2011 – Фестиваль творчества воспитанников детских домов Ростовской области «Пасхальный перезвон» - Диплом Лауреата – Фандеева Антонина.

2011 – Фестиваль творчества воспитанников детских домов Ростовской области «Пасхальный перезвон» - Диплом Лауреата – Горобинская Ольга.

2011 – Фестиваль творчества воспитанников детских домов Ростовской области «Пасхальный перезвон» - Диплом Лауреата – Тарасова Диана.

2011 – Областной фестиваль детского творчества «Я могу» - Диплом Фонда «Я без мамы» за профессионализм и яркое выступление – Горобинская Ольга.

2011 - Областной фестиваль детского творчества «Я могу» - Диплом Российского представительства конкурсного агенства «Созвездие» за профессионализм и волю к победе – Стадникова Карина (ксилофон).

2012 – Городской конкурс солистов и ансамблей народной песни «Не смолкнет песня на Руси» - Грамота за 3 место – вокальный дуэт: Хорошева Виктория, Долгова Кристина.

2012 – Городской конкурс инструментальной музыки «Весенняя капель» - Грамота за 1 место – Стадникова Карина (ксилофон).

2012 – 6 городской конкурс юных вокалистов «Маленький принц» - Диплом лауреата 3 степени –вокальный дуэт :Хорошева Виктория, Долгова Кристина.

2012 - 6 городской конкурс юных вокалистов «Маленький принц» - Диплом лауреата 2 степени – Горобинская Ольга.

2012 – Городской смотр-конкурс «Горизонты творчества-2012» - Грамота за участие в конкурсе «Две звезды» - Журавлев А.И., Горобинская Ольга.в

2012 - Фестиваль творчества воспитанников детских домов Ростовской области «Пасхальный перезвон» - Диплом Лауреата – Горобинская Ольга.

2012 - Фестиваль творчества воспитанников детских домов Ростовской области «Пасхальный перезвон» - Диплом Лауреата – Стадникова Карина.

2012 - Фестиваль творчества воспитанников детских домов Ростовской области «Пасхальный перезвон» - Диплом Лауреата – вокальный дуэт - Хорошева Виктория, Долгова Кристина.

Анализируя свою работу, пришел к выводу, что мной достигнуты положительные результаты в работе, решены поставленные задачи и достигнуты определенные цели.

В дальнейшей своей деятельности предполагаю: внедрение новых технологий; продолжение работы по изучению и внедрению активных методов и форм деятельности учащихся; решение проблем, которые мешают дать еще более высокие результаты.

                            Автор самоанализа ________________Журавлев А. И.

                                                                               

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию, описание системно-деятельностного подхода в обучении математики и информатики....

Самоанализ профессиональной деятельности

Уважаемые коллеги! 25 марта 2012 г., я завершила прохождение процедуры аттестации по модели "Аттестационная сессия". Как показала практика, наибольшее количество вопросов и затруднений вызвал Сам...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физической культуры МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная...

Самоанализ профессиональной деятельности

Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словамиА. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»....

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...