Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства
статья по теме

Лебедева Екатерина Борисовна

 " Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства" дано описание опыта работы учителя" статья , в которой рассказывается об опыте работы учителя изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_informacionno.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства

(Из опыта работы учителя изобразительного искусства и черчения БОУ г.Омска «Гимназия № 12» Лебедевой Екатерины Борисовны)

      За годы работы в «Гимназии №12» мной накоплен богатый опыт использования ИКТ на уроках изобразительного искусства:

· собрана коллекция электронных образовательных ресурсов (CD-диски);

· создан ряд методических разработок и дидактических материалов для использования на уроках в виде презентаций, комплектов раздаточных материалов, наглядных пособий;

· сформированы цифровые коллекции иллюстративного материала по различным темам, а так же — цифровые коллекции детских работ.

· разработан авторский интегрированный курс «Изобразительное искусство и компьютер».

      Конечно, компьютеризированное рабочее место, которое стимулирует качество и результативность учительского труда, в моем кабинете появилось не сразу. Как Вы понимаете, для того, чтобы были созданы такие условия, пришлось немало потрудится — самообразованием, курсы повышения квалификации и, как следствие, — обоснования необходимости создания стационарного рабочего места учителя именно в кабинете, т. к. современные тенденции в образовании, накопленный личный опыт и специфика предметов искусства уже не позволяют подготовить и провести качественный урок без использования ИКТ!

       Если говорить о выделении компьютерной техники в кабинет, — это не самоцель, это насущная необходимость, которая напрямую отвечает требованиям Концепции модернизации российского образования и созданию условий для повышения качества общего образования в школе.

      Использования компьютерной техники значительно повышает результативность урока во всех отношениях (подача материала — скорость и качество, мотивация интереса учащихся к учебному процессу и т. д.).

Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, сканера, проектора решаются проблемы:

· отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;

· отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства.

      Раздаточный материал — эта та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.

      Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс.

Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.

        Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а так же возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно, выигрывает в сравнении с рукописным.

       Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д.

       Web-страница может быть использована как для урока, так и для общения с детьми, родителями и коллегами за рамками школьного времени (учебного процесса).

       Интернет. Вне урока — для поиска информации, на уроке — это оперативный доступ в реальном режиме времени к огромному информационному полю, а в определенных обстоятельствах — это организация сетевой работы на уроках.

       Из технических средств отдельно выделю проектор, т. к. для предметов искусства он играет колоссальную роль! Это средство коммуникации позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу ребят одновременно, без потери драгоценного времени на уроке! В отличие, например, от демонстрации той же репродукции из книги!

       Как правило, в подготовке и проведении урока у меня присутствуют две составляющие — это традиционная подготовка и использование ИКТ.

ТРАДИЦИОННАЯ:

· работа со спецлитературой;

· работа с учебником;

· непосредственная демонстрация изделий;

· изготовление и демонстрация учебно-наглядного пособия (в данном случае это необходимо для того, чтобы дети наглядно, в живую увидели работу кисти и красок);

· подбор и использование видео фильма;

· использование классной доски для опорного конспекта .

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

· CD-диск;

· проектор;

· компьютер, сканер, принтер;

·передвижной компьютерный класс;

·интерактивная доска;

Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, существенно отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Его значимость и специфика определяются задачей формирования и развития эмоционально-образной сферы, связанной с ценностным отношением к действительности, а так же первичным опытом творческой деятельности обучающихся.

На изучение изобразительного искусства отводится всего чуть больше 8-ми астрономических суток за весь период обучения в школе, за это короткое время учитель должен оптимально использовать все возможные технологии для того, чтобы ребенок прикоснулся, проникся, осознал и полюбил эту наиважнейшую область человеческой деятельности!

       На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:

· у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства;

·  ребята самостоятельно дома, в Интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;

· ученики проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;

· повысилось качество творческих работ гимназистов;

· к ребятам приходит осознание роли искусства в их личной жизни;

        Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!