Инновационный опыт работы учителя математики Водяковой В. В.
методическая разработка по теме

      Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса обучения, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта

Водяковой Валентины Викторовны,

учителя математики  ГБОУ «Рузаевский детский дом-школа №1».

      Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса обучения, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки.

  В своей педагогической деятельности решаю следующие задачи:

 - развивать и укреплять интерес к предмету;

 - использовать новые педагогические технологии;

- раскрывать способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;

 - готовить учащихся к осознанному выбору профессии, развивать навыки самостоятельной работы.

Проработав в школе более 30 лет, я убеждена, что педагогическая проблема

«Формирование личности ученика на основе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению»

является самой актуальной.

----Актуальность и перспективность опыта.

Долгие годы работая с детьми в детском доме-школе убеждаешься в том, что индивидуальный подход в обучении является той основой, на которой строится весь учебный процесс.

Трудности работы с учениками в нашей школе заключаются в том, что дети  проявляют повышенное внимание к себе, имеют обостренную реакцию на мнение окружающих, высокое чувство собственного достоинства. Они амбициозны, но не всегда настойчивы и последовательны  в достижении поставленных целей. Остро реагируют на собственные неудачи и успехи. Поэтому вся моя деятельность ориентирована на развитие личности ребенка в существующих условиях.

Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

 Дифференцированное обучение -  это форма организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

  Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Я стараюсь так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках  с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников.

Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение.

На данный момент я работаю в 5,6,8 классах.

Работаю по программе, составленной на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни). Обучение веду по учебникам Н.Я.Виленкина (5и6кл), Ш.А.Алимова (алгебра 7-9кл), Л.С.Атанасяна (геометрия 7-9кл). На уроках и во внеурочной деятельности использую  дополнительную литературу.

 Концептуальность

Дифференцированный подход необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников. Дифференциация обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением материала.

 Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала; дифференцировать можно методы обучения, с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач, дифференцировать можно средства и формы обучения.

Оптимальность и эффективность.

      В своей  деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету и усваивает его надолго, другому нужна постоянная помощь учителя, третьему нужна подсказка, чтобы двигаться самому дальше, четвертый с большими трудностями  воспринимает учебный материал.

Как при таких условиях научить всех?

Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка.

Дифференциацию  провожу по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

   Для себя я разбила эту работу на несколько этапов.

1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических, и психологических, и личностных.

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3. Подбор дифференцированных заданий, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся.

Учащихся класса условно делятся на три группы.

 Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - ученики, которые требуют постоянной дополнительной помощи. Им нужны дополнительные объяснения, образцы выполнения заданий. Таких учеников большинство в классе.

2 группа – ученики, способные справиться самостоятельно, но иногда им нужна помощь учителя.

3группа – ученики, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Таких учеников мало, но они есть в каждом классе.

 Ведущая педагогическая идея.

    Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями.

 Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и в процессе внеклассной работы.

Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет.

Ежегодно учащиеся нашего детского дома-школы принимают участие в городских математических олимпиадах, в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру».

В 2010 году ученик 5 класса Гуренков Саша, набрав 68 баллов, занял 18 место в районе, 259 – в регионе.

В 2011 году Светкина Александра, ученица 11 класса, набрав 69 баллов, заняла 4 место в районе, 180 – в регионе.

Результативность опыта.

В результате индивидуального подхода в обучении математики удается:

     - раскрыть способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях.

Индивидуальный подход в обучении помогает учащимся подготовиться к ЕГЭ.

Все   десять выпускников 2010\2011 года перешли порог в 24 балла. Средний балл составил 39,9.

Учащиеся (Волчихина Наталья, Светкина Александра)  поступили в ВУЗы, где математика является профилирующим предметом.

Выпускники 2011\2012 года показали хорошие результаты по ЕГЭ. Средний балл составил 56.

Меня волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, и поэтому я в своей педагогической деятельности осуществляю индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении учащихся математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов. Опыт работы учителя математики Васильевой Е.С. ГОУ №411

Метод проектов, система интегрированных уроков позволяет моделировать целостное образовательное пространство при обучении математике, открывающее разнообразные возможности для творческой самореа...

Опыт работы учителей математики МБОУ СШ №23 по подготовке к ЕГЭ

Это выступление на городском МО математиков, где обобщен опыт работы учителей математики по подготовке к ЕГЭ...

Опыт работы учителя математики

Публикация на тему: Опыт работы учителя математикиИзучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, ...

Опыт работы учителя математики в лицее-интернате №24 для одаренных мальчиков

Опыт работы учителя математики в лицее-интернате №24 для одаренных мальчиковШарыгина Марина Николаевна, учитель математики МБОУ «Лицей-интернат №24 НМР РТ», педагог МБУ ДО «Двор...

Статья "Опыт работы учителей математики в формате дистанционного обучения"

В статье расскрыт опыт работы учителей математики в формате дистационного обучения...