Cамообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
учебно-методический материал по теме

Линевич Ольга Геннадьевна

Сущность самообразования и его необходимость

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

 Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №5 г. Завитинска

 В помощь учителю 

Cамообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов

2013г.

Содержание:

  1. Сущность самообразования и его необходимость
  2. Функции самообразования (по М.Князевой) 
  3. Технология организации самообразовательной деятельности
  4. Формы и методы  руководства самообразованием учителей
  5. Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.
  6. Основные принципы самообразования
  7. Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием
  8. Источники самообразования
  9. Составляющие процесса самообразования учителя
  10. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования
  11. Результат самообразования
  12. Продуктивность процесса самообразования
  13. Личный план самообразования учителя
  14. АЛГОРИТМ 1 работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)
  15. АЛГОРИТМ 2 работы педагога над ндивидуальной научно-методической темой (проблемой) (исследовательская работа)
  16. Примерные темы для самообразования
  17. Примерные темы самообразования классных руководителей, воспитателей
  18. Механизм презентации достигнутых результатов
  19.  Тест "Оценка способности педагогов к саморазвитию и к самообразованию "
  20. Рекомендуемая литература


Сущность самообразования и его необходимость

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

 Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Функции самообразования
(по М. Князевой)

Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.

Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.

Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.

Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др.

Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.

Коммуникативная — установление связей между науками, специальностями, возрастом.

Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.

Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте.

Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни.

Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.

Технология организации

самообразовательной деятельности.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

 На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

 На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования учителя должен включать:

  1. перечень литературы, которую планируется изучить;
  2.  формы самообразования;
  3. срок завершения работы;
  4.  предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, классным руководителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:

  1. списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта;
  2. разные варианты планов работы по самообразованию;
  3.  тексты докладов;
  4. образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;
  5. образцы конспектов литературных источников;
  6.  новинки психолого-педагогической литературы.

Формы и методы  руководства самообразованием учителей:

  1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом самообразования.
  2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.
  3. Совместное обсуждение руководителями школ и учителями методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.
  4. Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.
  5. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
  6. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.
  7. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы учителя (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.

  1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  2. Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
  3. Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
  4. Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
  5. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
  6. Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основные принципы самообразования.

  1. непрерывность,
  2. целенаправленность,
  3. интегративность,
  4. единство общей и профессиональной культуры,
  5. взаимосвязь и преемственность,
  6. доступность,
  7. опережающий характер,
  8. перманентность перехода от низкой

            ступени к высшей,

  1. вариативность и др.


Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

  1. профессиональное (предмет преподавания);
  2. психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  3. психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  4. методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  5. правовое;
  6. эстетическое (гуманитарное);
  7. историческое;
  8. иностранные языки;
  9. политическое;
  10. информационно-компьютерные технологии;
  11. охрана здоровья;
  12. интересы и хобби.

Источники самообразования.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

  1. телевидение;
  2. газеты, журналы;
  3. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  4. Интернет;
  5. видео, аудио;
  6. платные курсы;
  7. семинары и конференции;
  8. мастер-классы;
  9. мероприятия по обмену опытом;
  1. экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  2. курсы повышения квалификации;
  3. путешествия.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования учителя.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  1. Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
  2. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  4. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  5. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
  6. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.


Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

  1. систематический просмотр определённых телепередач;
  2. чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  3. обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  4. решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
  5. посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  6. дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  7. изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  8. систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  9. проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  10. организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  11. изучение информационно-компьютерных технологий;
  12. посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  13. общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
  14. ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.


Результат самообразования

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  1. результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
  2. повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  3. разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  4. разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  5. доклады, выступления;
  6. разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
  7. выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  8. разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  9. создание комплектов;
  10. педагогических разработок;
  11. обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

•        в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и       саморазвитию;

  1. педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
  2. педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);

•        программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

•        педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству;

•        осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1.        Титульный лист:

название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2.        Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

3.        Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

При оформлении работы следует учитывать:

  1. творческий подход;
  2. степень обоснованности содержащегося материала;
  3. глубину и практическую значимость материала;
  4. наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
  5. способ подачи материала.

АЛГОРИТМ 1

работы педагога над индивидуальной

научно-методической темой (проблемой)

1.        Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

  1. ознакомление с литературой;
  2. ознакомление с нормативно-правовыми документами;
  3. изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2.        Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

  1. составление картотеки литературных источников;
  2. выписки из литературных источников.

3.        Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

  1. обоснование выбора темы;
  2. актуальность и новизна;
  3. выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
  4. формулирование цели и задач работы;
  5. разработка календарного плана индивидуальной работы.

     4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

     5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

     6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

      7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

АЛГОРИТМ 2

работы педагога над индивидуальной

научно-методической темой (проблемой)

(исследовательская работа)

1.        Определение цели и задач:

  1. спрогнозировать конечный результат исходя из определённой вами цели;
  2. определяя цель, используйте существительные «доказательство», «обоснование», «разработка» и т.д.;
  3. определяя задачи, используйте глаголы «описать», «выявить», «определить», «установить» и т.д.

2.        Выбор темы:

  1. выберите тему исходя из своих потребностей;
  1. определите технологию организации работы над темой;
  2. подумайте, какой результат вы ожидаете на каждом этапе своей деятельности.

3.        Формулировка гипотезы:

  1. помните, гипотеза — это предположение;
  1. оформляя гипотезу, используйте слова: «предположим...», «допустим...», «возможно...», «что, если...», «если..., то.,.», «так..., как...», «при условии, что...» и т.д.

4.        Составьте план организации исследования (опре
деляем формы и методы работы):

  1. подготовка отчёта;
  2. проанализируйте результаты своей работы;
  3. сделайте общие выводы.

5.        Оформление работы:

  1. оглавление;
  1. введение (актуальность, цель исследования, задачи, гипотеза, практическая значимость);
  2. основная часть (три главы, которые содержат материал по исследуемой теме);
  1. вывод (итог выполненной работы);

  -  список литературы (в алфавитном порядке);

-        приложения.

6.        Оформление титульного листа:

Учреждение образования

Исследовательский проект на тему

Выполнил: (Ф.И.О.)

Руководитель: (Ф.И.О.)

Место проведения исследования, год

Примерные темы для самообразования

  1. Формирование творческой личности.
  2. Организация работы с одарёнными детьми.
  3. Личностно ориентированный подход к воспитанию.
  4. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
  5. Технология индивидуальной работы с учащимися.
  6. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
  7. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
  8. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
  9. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
  10. Организация профориентационной работы в школе.
  11. Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащихся.
  12. Игра как важное средство воспитания школьников.
  13. Игровые моменты на уроках математики.
  14. Развитие культуры речи на уроках литературы.
  15. Развитие активности, самостоятельности, ответственности школьников на основе деятельностного подхода к обучению.
  16. Развитие личности ребёнка, его способности, мотивация учения и учебной деятельности.
  17. Информационные технологии обучения школьников.
  18. Пути совершенствования работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием.
  19. Пути совершенствования работы по преемственности между I и II ступенями общего среднего образования.
  20. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся V классов.
  21. Изучение психологических особенностей младших школьников — важное условие повышения эффективности обучения и воспитания.
  22. Эффективные средства развития критического мышления школьников.
  23. Проектная деятельность школьников.
  24. Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятельности.
  25. Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной языковой среде.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

  1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.
  2. Формирование экологической культуры личности.
  3. Экологическое воспитание в семье.
  4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).
  5. Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.
  6. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
  7. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.
  8. Нравственное воспитание школьников.
  9. Этический диалог как форма нравственного воспитания.
  10. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.
  11. Культурологический подход к воспитанию.
  12. Формирование творческой личности.
  13. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде.
  14. Воспитание культуры межнационального общения:
  15. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя).
  16. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.
  17. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.
  18. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
  19. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
  20. Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.
  21. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
  22. Организация работы с одаренными детьми.
  23. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
  24. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.
  25. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.
  26. Воспитательная система класса.
  27. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
  1. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.
  1. Активные формы работы с воспитанниками.
  2. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
  3. Технология индивидуальной работы с учащимися.
  4. Самоуправление в классе.
  5. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.
  6. Формирование национального самосознания школьников.
  7. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.
  8. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.
  9. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота.
  10. Особенности военно-патриотического воспитания юных севастопольцев.
  11. Самовоспитание школьников.
  12. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
  13. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
  14. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
  15. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.
  16. Подготовка учащихся  к семейной жизни.
  17. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.
  18. Диагностический инструментарий классного руководителя.
  19. Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника.
  20. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.
  21. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.
  22. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.
  23. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.
  24. Формирование правовой культуры старшеклассников.
  25. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
  26. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.
  27. Традиции детского коллектива.
  28. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).
  29. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками.
  30. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников.
  31. Изучение уровня воспитанности школьников.
  32. Игра как важное средство воспитания школьников.
  33. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.
  34. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.
  35. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

 


Механизм презентации достигнутых результатов

Результаты своей самообразовательной деятельности рекомендуем непременно презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они получились — положительными или отрицательными. Положительные результаты сделают вас образцом в определенной сфере педагогической деятельности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели.

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах: выступления на различных форумах, публикации, сообщения об опыте своей работы через различные виды СМИ, собеседования с заинтересованными людьми, участие в конкурсах, смотрах, реклама на концертах, КВН, викторины, методобъединения, открытые мероприятия и др.

Рекомендуемая литература

1.        Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

  1. Гребенкина, Л. К., Анциперова, Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М., 2000. — С. 82-87.
  2. Евусяк, О. Учитель должен быть исследователем // Нар. образование. — 1997. — № 10.
  3. Елканов, С. В. Профессиональное самовоспитание учителя : кн. для учителя. — М., 1986. —143 с.
  4. Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
  5. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.

7. Методическая работа в общеобразовательной школе : обзорная информация. Вып. VI. — М., 1977. — С. 17-24.

  1.  Школа развития и самосовершенствования : практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. — К., 1997. —48 с.
  2.  Даутова, О. Б., Христофоров, С. В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации и образование : сборник материалов конференции. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Серия «Symposium», вып. 29. — С. 309-317.
  1.  Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М. : Альфа, 1993. — 117 с.
  2.  Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М., 2001.
  3.  Левитес, Д. Г. Практика обучении: современные образовательные технологии. — Воронеж, 1998.
  4.  Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. : Академия, 1999.

14. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии. — Минск : Сэр-Вит, 2010


676870, Амурская область,
г.Завитинск, ул.Линейная, 6/в

Телефон: (8-41636) 22-1-12,

e-mail: skul52008@rambltr.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...

Проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности обучающихся

Основной стратегией производственного обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, с...

Семинар на тему "Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога"

Материал на тему повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования....