Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)
план-конспект урока (7 класс) по теме

Колесник Елена Ивановна

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  острова . Компасом будут служить ваши знания …

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Первомайская  средняя общеобразовательная школа № 2   Нижегородской области  

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог»

 ( повторительно – обобщающий урок)

Разработка учителя

 русского языка и литературы МАОУ

 Первомайской средней школы №2

 Колесник Елены Ивановны. 

Цели урока:

  1. Образовательная: развитие ключевых компетенций: коммуникативной, языковой  и культуроведческой; закрепить и обобщить полученные учащимися знания о предлоге, продолжить вырабатывать навык правильного написания производных и непроизводных предлогов и правильного их употребления в речи.

  1. Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

  1. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.

Оборудование урока:

- индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, презентация « Всё о предлоге»

Раздел программы

Русский язык «Служебные части речи» 7 класс.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: нетрадиционная - урок- путешествие.  

Структура урока

Организационный момент.

Вводная часть./Установка на внутреннюю мотивацию. Элемент занимательности./

Основная часть./Актуализация знаний. Повторение теории. Практикум. Творческий конкурс./

Подведение итогов. Рефлексия. Уточнения.

                                      Ход  урока.

  1. Организационный этап.

 Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие учителя и учащихся, опрос отсутствующих.

                Ребята! На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  острова . Компасом будут служить ваши знания …Но не только .Сначала проверим ваше лингвистическое здоровье ,смекалку, умение быстро работать .

2. Актуализация знаний учащихся. /Установка на внутреннюю мотивацию.        Элемент занимательности./

Интерактивная игра ( с диска)-Учимся играя. «Мешки со словами»(1-повторение существительных, прилагательных, глаголов;  12-повторение нераспространённых предложений)

3 .Работа с предложением. ( 1-й слайд)

       Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит.

Вопросы и задания:                  

  1. Прочитайте ряд слов;
  2. Из какого стихотворения эти строки и кто автор?

( А.С. Пушкин « Зимнее утро»)

  1. С помощью каких слов можно восстановить отрывок из стихотворения?

( с помощью предлогов)

  1. Запишите и объясните расстановку знаков препинания.

( синтаксический разбор предложения у доски)

   Вывод: предлоги выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании и в предложении, предлоги   употребляются с существительными.

 

   -Лингвистическое здоровье проверено ,заключение комиссии таково: путешествие –исследование разрешается всем .

4.Закрепление (повторение темы : « Предлог»)

         Ребята, вы можете себе представить, что о предлогах существуют даже стихотворения. Вот одно  из них. Послушайте его внимательно и скажите, о каких предлогах идёт речь?

Нет предлога.

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

« Что значит – «по»?

«что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И – мчаться ПО дороге!...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

                            Перед вами лингвистический остров .

Задание №1

    Но чтобы на него попасть, нам необходимо преодолеть пиратов.

Вызови главного фантаста, которого боятся осьминоги. Для этого прочитай текст, отдели приставки от предлогов, вставь  пропущенные запятые.

                                                                             Жюль Верн 

Он предсказал подводные суда

И корабли,  плывущие в  эфире.

Он фантастичней всех фантастов в  мире,

И потому – вне нашего суда.

У  грёз беспроволочны  провода,

Здесь интуиция доступна лире.

И это так, как дважды два –  четыре,

Как всех стихий прекраснее – вода.

Цветок,  пронизанный сияньем светов,

для  юношества он и для поэтов,

Крылатых друг и ползающих враг.

Он выше ваших дрязг,  вражды и партий.

Его мечты на  всей всемирной карте

Оставили свой животворный знак.  

                                                                       (И. Северянин)

Задание №2

       Итак, чтобы высадиться на остров Предлогов вам нужно распределить заблудившиеся предлоги  в соответствии с теми падежами , с которыми они употребляются.                

Падежи

Заблудившиеся предлоги

Верные предлоги

Родительный падеж

(11)

При, к, от, над, для, без

Дательный падеж

(2)

Из, через, из-за, между

Винительный падеж

(3)

Из-под, кроме, возле

Творительный падеж

(3)

Про, перед, ради, вдоль

Предложный падеж

(1)

Вопреки, до, сквозь

 

         Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому – отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав Российской империи, а потом в состав Советского Союза, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло осложнение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, в Украину; вернуться из Польши, из Украины. Но, этот лингвистический и политический вопрос пока так и остался нерешённым.

Задание №3

Восстановите фразеологизмы (запишите), объясните их смысл (устно).      

С помощью фразеологизмов составьте текст о победе над пиратами (устно).

I  ряд.

Предлоги: во,   на,  вокруг.    

  1. Зарубить, нос –
  2. Обвести, палец –
  3. Все, лопатки –

II ряд.

Предлоги:  во, на, без.

  1. Язык, кости –
  2. Семь, пядь, лоб –
  3. Смотреть, как, баран, ворота, новые –

III ряд.

Предлоги:  в, за, за.

  1. Брать, бык, рога –
  2. Как, рыба, вода –
  3. Заткнуть, пояс –

5. Физкультминутка.  Зарядка для глаз.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

6.Продолжение путешествия- Закрепление (повторение темы  « Предлог»).

                                                Задание №4

      Вы высадились на остров, и на вашем пути встретился мост. Чтобы его перейти, вам нужно выполнить  различные рекомендации-задания.  

        Перейти через мост можно (в)течени.. двух минут. Для этого необходимо (в)продолжени.. всего времени идти прямо и не упасть, иначе  можно встретиться (в)течени.. реки с крокодилами. Желаю удачи!

Прочитайте  задания вслух!

   Задание .

I ряд.

 Прочитайте. Является ли  данный отрывок текстом, докажите. Озаглавьте и определите главную мысль.

                                                                  II ряд.

Задание. Назовите производные предлоги, объясните их орфограммы.

III  ряд.

Задание.  Как отличить предлоги

 в течение, в продолжение, вследствие от существительных с предлогом?

Приведите пример из текста и объясните.

                                           Задание №5

              Ответьте на вопросы стражников.(Блиц-опрос для команд).

  1. Предлог:

         а) самостоятельная часть речи;

         б) связывает простые предложения в сложное;

         в) поясняет склоняемые части речи, указывая на нужный падеж.

  1. Предлог:

          а) имеет дополнительное грамматическое значение: указывает на зависимость сущ., местоим., числит. от глаголов, других сущ., прилагательных;

         б) имеет самостоятельное лексическое значение признака предмета;

          в) является в предложении обстоятельством.

  1. Предлог:

          а) пишется через дефис со словами;

          б) входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи;

          в) изменяется по падежам.

Задание №6.

Тест.

  1. Найдите словосочетания с непроизводными предлогами.

а) прыгать через лужи;

б) жить при станции;

в) благодаря обильным дождям;

г) поступать в соответствии с нормой;

д) строить позади дома.

      2. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудило о работе;

б) уйти из завода;

в) платить за проезд;

 г) вернуться из Москвы.

      3. Найдите словосочетания с составными предлогами:

а) пойти в театр;

б) не спать из-за ветра;

в) в счёт будущего года;

г) в течение дня;

д)  прибавить к двум.

      4. Укажите предложение, в котором  выделенное слово – предлог.

А. Мы бежали (на)встречу брызгам волн.

Б. они отправились (на)встречу с артистами.

В. (На)встречу с ним он не надеялся.

Г. Ветер гнал листья (на)встречу.

           5. Найдите предложение, в котором выделенное слово – предлог.

А. Все ушли, благодаря хозяйку за гостеприимство.

Б.  Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.

В. Земля вращается вокруг солнца.

Г. Впереди шел командир отряда.

            6. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

А. Жажда к славе его томила, мучила и жгла.

Б. Работа ведётся согласно графику.

В. Он пришёл со школы.

    6.Итог урока.  

 Наше путешествие  на остров предлогов сегодня закончено. Мне хочется пожелать вам успехов в дальнейшем путешествии  по стране Знаний, которая откроет перед вами ещё много интересного и увлекательного.

 Выполнение целей урока. Выставление отметок.

Рефлексия.

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке:

 Я вспомнил

Я узнал…

Я  научился…

7.Домашнее задание      Сочинение- рассуждение на тему « Зачем необходимо знать предлоги как часть речи?»(Тезис, два аргумента, Вывод)

  1. Работать над ошибками, если они были  сделаны вами  на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....