Отчёт о применении педагогических технологий на уроках истории, обществознания и кубановедения
учебно-методический материал по теме

Власова  Наталья  Викторовна

Данный  отчёт   -   применение  педагогических  технологий  на  уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismennyy_otchet_vlasova.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Письменный отчет  Власовой  Натальи  Викторовны учителя истории, обществознания  и  кубановедения   БОУ СОШ №5  МО  Динской  район  об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе.

  1. Введение  

Одно из главных направлений в этой области – формирование у обучающихся ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с помощью разнообразных технологий и методик обучения. Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». И с самых первых дней работы в школе, я поняла, что это действительно так. Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Сегодня в качестве главного результата выступает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи учитель должен переходить на развитие ключевых  компетенций у обучающихся, которые и будут основой развития его личности.

Важно, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

2.Исследовательский  метод  обучения.

Приведу несколько примеров из собственного опыта. Самым удачным средством,  помощником в данном деле, на мой взгляд, является  исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо:

•        научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция);

•        работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция);

•        самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция);

•        кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);

•        учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция);

•        ребёнок, выполняя работу над собственным или групповым  проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования);

Также одним из условий формирования учебно-познавательной компетенции является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных или игровых. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся опытом, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Приведу некоторые примеры методик, которые я использую в практике своей работы.

1) На уроках  в старших классах практикую лекции-дискуссии, и ставлю следующие цели и задачи в обучении ребят:

•        развитие креативного мышления;

•        активизация процесса принятия материала;

•        умение составления теста или ключевых задач проблемного характера;

2) В качестве итоговых работ в конце изучения больших тем, разделов практикую игры, особенно в 5-8 классах. Например класс разбивается на 3-4 команды, которые соревнуются между собой, выполняя задания различной сложности.

3) Между изложением логических разделов параграфа организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляю в зависимости от контингента класса. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что очень важно для формирования социальной компетенции. А временные затраты оправдывают развитие креативности.

4) В последнее время работаю над внедрением в учебный процесс  деловых игр и уроков -  ролевых игр. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися  учебно-познавательной компетентностью. Но это требует очень сильной подготовки учеников и сильной мотивации.

5) Коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий «Дебаты», «Диспут», которые также использую в старших классах.

 «Дебаты» или научная полемика - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, цели данной технологии:

•        развитие логического мышления;

•        формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;

•        обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения;

•        владение устным общением;

6) Интересные методики «Слет специалистов» или «Конференция государств». По этим технологиям проводила уроки в старших классах по теме «Формирование политических партий в России начала XX века», «Выборы в современно России», "Съезд государств накануне Первой Мировой войны», «Конференция государств XVI-XVII веков».  Целью этой методики  активное включение учащихся в самостоятельную работу по изучению нового материала за отведенный промежуток времени: нужно было составить  презентацию по своей проблеме и предложить ряд мероприятий по выходу из неё. Кроме этого, учащиеся должны были развить умения передачи полученной информации, а также уметь работать коллективно, проявлять товарищескую взаимопомощь.      

Каждая научная группа состоит из специалистов, которые глубоко разбираются в определенной части темы, но каждая из научных групп недостаточно знакома с выводами и методами исследования соседнего коллектива. Цель участников слета – ознакомить присутствующих с той проблемой,  которая в данном научном коллективе разработана более подробно. Основная часть урока – доклады специалистов. На слете выступают представители научных групп: теоретик и экспериментатор.

Остальные члены группы дополняют, делают замечания. Все участники слета конспектируют в тетради доклады специалистов, задают вопросы всем присутствующим. В конце слета каждая научная группа получает тест, при выполнении которого учащимся нужно было применить научные исследования всех групп.

Еще одно направление в моей педагогической работе – это применение информационно-коммуникативных технологийна уроках истории, обществознания  и  кубановедения как способ достижения высокого качества образования

3.Использование  информационных технологий  в преподавании истории, обществознания и  кубановедения.

  

          Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при изучении учебных предметов  истории и обществознания. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов: от качества используемых обучающих программ, от методики обучения, применяемой учителем. Методика обучения предмета истории и обществознание всегда была одной из самых сложных и интересных в учебном процессе. На объяснение нового материала, повторение теоретических знаний отводится очень мало времени, а материала много. Использование компьютеров в обучении позволяет повысить эффективность обучения и облегчить мою работу.

    Информационные компьютерные технологии обладают богатым творческим потенциалом, который можно использовать в различных предметных областях. Так, новые информационные технологии (компьютер, интернет) позволяют в процессе обучения решить следующие задачи:

  • создать единое информационное пространство;
  • усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные презентации, компьютерное моделирование, анимация);
  •  реализовать индивидуально- личностный подход на основе индивидуального режима работы с электронным изданием или программой, выбора режима самоконтроля (легкий, средней сложности, повышенной трудности, с подсказками виртуального учителя или без них);
  • способствовать навыку самостоятельного поиска необходимой информации и ее критического отбора (отбор содержания доклада, анализ полученной информации, преобразование информации из одной формы в другую).

  Компьютер, таким образом, становится помощником, как учителю, так и ученику в    образовательной деятельности. Сначала ученик учится работать с учебными материалами (электронными ресурсами), а затем применять компьютерные технологии в своей творческой и исследовательской работе.

Возможности использования ПК в учебном процессе резко увеличились.

         Примеры использования:

• Изучение нового материала

• Демонстрация творческих презентация

• Практические работы

• Уроки обобщения и повторения

• Контроль знаний

О каждом примере поподробней.

1. При объяснении нового материала  использую разработанные мной презентации. Например: в разделе « Культура Греции»   история  5  класс презентации «Конституция РФ» и « хозяйство и  быт  Кубани  в  нач. XIX  в» и другие. Это позволяет выделять главные аспекты и этапы урока. Использование презентаций требует наличие мультимедийного оборудования, которое постоянно используется на уроках.

  2. Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории, наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются «История России с 862 по 1917 год», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага».

 В 2004 – 2005г. Вышла серия дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» по всем предметам школьного курса, в том числе шесть дисков охватывающих курс истории с Древнего мира по 20 век (5- 11 кл).

Кроме этого, в настоящее время имеется масса дисков, не имеющих прямого отношения к «Истории», но дающих огромный иллюстративный и текстовый материал по темам «Культура» и «Религия».

Достоинствами этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке  атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

Более подробно хотелось бы остановится на использование компьютерного учебника «История России: XX век», который является первым комплексным мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории. Учебник полностью соответствует существующим вариантам школьного исторического образования и программам по истории России XX века. Показываю видеофрагменты различных  исторических событий. Это вызывает интерес у учащихся, особенно на первых этапах изучения предмета. Например при изучении темы «Вторая Мировая война» учащиеся видят события и личности, сопоставляют факты, проводят анализ событий. Это позволяет сильнее воздействовать на чувства и эмоции учащихся

3. Использую компьютер и на практических занятиях. Например, при изучении темы «Культура» использую компьютерную программу «Microsoft Office Power Point  2003-2007». Эта программа позволяет создавать различные  презентации по теме самостоятельно учащимися и представить их на уроке.

4. После изучения каждого раздела программы на уроках использую тесты по  тематическим разделам.

   5. Контроль знаний осуществляю с помощью карточек-заданий.  Изучение дополнительного материала и выступление с ним на уроке позволяет активизировать умственную и познавательную активность учащихся, интерес к выполняемой творческой работе.

Мультимедийные программы позволяют создать на уроке эффект наглядности излагаемого материала, который обычными путями иногда невозможно осуществить.

  В результате возрастает интерес учеников к предмету, одновременное использование звуковой и графической (видео) информации позволяет повысить качество усвоения учебного материала, его запоминаемость,  компьютер служит прекрасным средством для контроля знаний, самостоятельной работы по предмету: появляется у учеников  желание подготовить презентацию, выступить с сообщением.  

Я не сторонница использования компьютера весь урок.  Нужно всегда исходить из целесообразности и принципов здровьесбережения. Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети Интернета на уроках оправданно прежде всего, в тех случаях, когда это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

     Работая в группах, ребята  учатся радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам. Работу в группах организую при проведении практических работ, где учащиеся работают вместе, стараются контролировать друг друга, учатся распределять роли по видам деятельности, доказывать и отстаивать свою точку зрения, обязательно включаю дополнительные задания и объясняю критерии оценивания работы. Таким образом, сам ученик выбирает свой уровень и соответственно оценку этого уровня. В коллективе формируется общественное мнение, создаются творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого ребенка. При изучении или обобщении  тем уроков  можно использовать разные игры. Но эффективность их применения достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.

Очень хорошо работает метод «Знаешь сам, научи другого». Из-за большого количества учащихся на уроке не всегда успеваешь проследить за правильностью выполнения заданий на уроке, поэтому привлекаю сильных учеников в качестве экспертов и помощников.  При выполнении заданий  «сильные» помогают «слабым». Таким образом,  все получают оценки.

      В своей работе, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Используя его я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и  опыта.

Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом фронтальная форма учебной деятельности должна использоваться реже, в основном при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности, а вот  преобладающими формами работы учащихся являются: 1) групповые,  2) парные,  3) индивидуальные.

Я убедилась, что чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше у меня возможности его использовать в обучении, но для этого я должна предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.

В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении часто организую свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. Я часто обращаюсь к классу с вопросами:  - Что вы знаете об этом?  - Что слышали об этом событии или человеке? Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета.

На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).

4.Результаты  использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

       За годы  работы мною накоплен небольшой дидактический материал. Общаясь с коллегами на семинарах, курсах, на открытых мероприятиях, на круглых столах пополняю копилку идей. Охотно публикую свои лучшие разработки в СМИ. Так я имею свидетельство о публикации в электроном СМИ  на сайте http://nsportal.ru/  , а также у меня есть сертификат, подтверждающий мой персональный сайт http://nsportal.ru/vlasovanatalyaviktorovna  2013 г. и оформление электронного портфолио. Моя разработка классного  часа «  Край  ты  мой  родимый» опубликована на страницах  портала «  Юный  учёный».

Одной из наиболее популярных форм организации учебно-воспитательной работы учащихся считаю проектную деятельность. Современный проект учащихся — это дидактическое средство, которое активизирует познавательную деятельность, развивает креативность, воспитывает умение работать в коллективе, брать ответственность за свой выбор. Учащиеся самостоятельно или с моей помощью находят объект исследования.  

        Мои учащиеся  Михайлова  Мария, Зерекидзе  Мария  и  Ярцева  Вероника стали победителями  Всероссийского конкурса « Мой  казачий  род», стали победителями  муниципального  этапа  научно-практической  конференции « Юниор» по  кубановедению:  Михайлова  Мария -1 место, Толочко  Кристина – 3 место . Мои ученики участвовали в Открытой Всероссийской олимпиаде «Наше наследие» «Отечественная война 1812 года»:

3. Заключение.

В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед профильной школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности и создания максимально благоприятных условий для  самоопределения старшеклассников в отношении их будущей профессиональной деятельности.     Школа будущего – это школа «информационного века». 

 Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

 В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".

Директор БОУ СОШ №5                                  И.В.Пруцакова

МО  Динской  район