Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению
статья на тему

Быкова Светлана Николаевна

Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования Тульской области «Институт повышения

квалификации и профессиональной переподготовки работников

образования Тульской области»

Кафедра профессионального образования

РЕФЕРАТ

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ.

Выполнил: Быкова Светлана Николаевна,

преподаватель спецдисциплин

ГОУ НПО ТО

«Профессиональный лицей № 1»

Проверил: научный руководитель, доцент,

А.О. Губская

Тула – 2011

Оглавление.

1. Введение        3

2. Педагогические технологии                                                                                                     4

3. Традиционные технологии обучения                                                                                    10

3.1. Традиционное обучение                                                                                                       10

3.2. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.                                                                                                                                       11

3.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.                                                                                                                                      12

3.3.1. Игровые технологии.                                                                                                        12

3.3.2. Проблемное обучение                                                                                                       13

3.4. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса                                                                                                                       16

3.4.1. Технология дифференцированного обучения                                                                16

3.4.2. Технология программированного обучения                                                                  16

3.4.3. Технология модульного обучения                                                                                   17

3.5. Технология развивающего обучения                                                                                  18

4. Инновационные технологии обучения                                                                                 19

4.1. Интерактивные технологии обучения.                                                                              19

4.2. Технологии проектного обучения                                                                                      21

4.3. Компьютерные технологии                                                                                                 21

5. Заключение                                                                                                                               24

Список литературных источников.                                                                                           25

1. Введение.

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло все более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Образование не просто часть социальной жизни общества, а  ее авангард.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так  и личностный».  Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, умений, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

2. Педагогические технологии.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и  в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и  в качестве реального процесса обучения.

Технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее  структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

А) концептуальная основа;

Б) содержательная часть обучения:

- цели обучения – общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

В) процессуальная часть – технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности учащихся;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

В педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по  структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как существенная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

- социальные потребности преобразования и новое педагогическое мышление;

- наука – педагогическая, психологическая, общественные науки;

- передовой педагогический опыт;

- опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

- народная педагогика.

Существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Их суть в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных.

В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (то есть процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы: а) восприятие учебного материала; б) его осмысление; в) запоминание и сохранение в памяти; г) применение в практической деятельности.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: а) формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; б) подача учебного материала в определенной последовательности; в) демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; г) применение знаний на практике.

Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина. В основу этой концепции обучения положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта. Учебная деятельность учащегося представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение содержательных обобщений – генетически сходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Учение выступает как деятельность по воспроизводству содержания, пути, метода научного познания. Отрицается универсальное использование на начальных ступенях обучения принципа наглядности.

Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению В.В.Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение они называли развивающим.

Теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, то есть поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние дербйствия с внешними предметами преобразуются в умственные – интериоризируются. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.

Последовательность обучения слагается из этапов:

1. Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия.

2. Материальное (материализованное) действие.

3. Этап внешней речи.

4. Этап внутренней речи.

5. Этап автоматизированного действия.

В современной психологической науке существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий.

Бихевиористические теории научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиннер). В этих теориях общая формула усвоения выглядит так: «стимул-реакция-подкрепление». Стимул – это побудительная причина или ситуация, реакция на стимул – само действие, подкрепление – сигнал о правильности выполнения действия. Обучающие упражнения, построенные на бихевиористской теории усвоения, состоят из мелких, дробных порций информации, повторяемых многократно в различных сочетаниях и обеспечивающих их запоминание.

Гештальттеория усвоения (М.Вертхеймер, Г.Мюллер, В.Келер, К.Коффка) основывается на учении о гештальте – такой целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний. Упражнения оперируют достаточно крупными законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла.

Суггестопедическая концепция обучения (В.Н.Мясищев, Д.Н.Узнадзе, Г.К.Лозанов) – это обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверх запоминанию. Оно предполагает комплексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения). Реализация данной концепции предполагает создание особых психолого-педагогических условий обучения.

Теория нейролингвистического программирования представляет процесс обучения в виде движения информации сквозь нервную систему человека. Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность данной системы обучения.

Таблица 1. Классификация педагогических технологий.

Педагогические технологии

По уровню применения

общепедагогические

частнопредметные, отраслевые

локальные, модульные, узкометодические

По философской основе

материализм

диалектика

сциентизм (наука)

гуманизм

теософия

прагматизм

идеализм

метафизика

природосообразность

антигуманнизм

антропософия

экзистенциализм

По ведущему фактору психического развития

биогенные

социогенные

психогенные

идеалистские

По концепции усвоения

Ассоциативно-рефлекторные

Развивающие

Интериори-заторские

Бихевио-ристские

Гештальт-технологии

Суггестивные

Нейролинг-вистические

По ориентации на личностные структуры

Информационные - ЗУН

Операционные - СУД

Саморазвития - СУМ

Формирования - СЭН

Формирования - СДП

Эвристические

По характеру содержания и структуры

обучающие

светские

общеобразовательные

гуманистические

Монотехнологии, политехнологии, проникающие технологии

воспитывающие

религиозные

профессиональные

технократические

По организационным формам

классно-урочные

академические

индивидуальные

Коллективный способ обучения

Дифференцированное обучение

альтернативные

клубные

групповые

По типу управления познавательной деятельностью

Классичес-кое лекцион-ное

Обуче-ние с помощью ТСО

Система «консуль-тант»

Обучение по книге

Система малых групп

Компьютерное обучение

Система «репетитор»

Программное управление

Современное традиционное обучение .

                                                               ГСО, дифференцирование .

Традиционное классическое.

                                 Программированное обучение.

По подходу к ребенку

Авторитарные

Дидакто-, социо-, антропо-, педоцентричес-кие

Личностно-ориентирован-ные

Гуманно-личнос-тные

Технологии сотрудничес-тва

Свободного воспитания

Эзотеричес-кие

По преобладающему (доминирующему) методу

Догматические

Программированное обучение

Объясни-тельно-иллюстративные

Диалогические

Развивающее обуче-ние

Игровые

Проблемные, поисковые

Саморазвивающее обучение

Творческие

Информационные (компью-терные)

  По направлению модернизации существующей традиционной системы:

На основе гуманизации и демократизации отношений

На основе активизации и интенсификации деятельности детей

На основе эффективности организации и управления

На основе методического и дидактического реконструирова-ния

Природо

сообраз-ные

Альтерна-тивные

Целост-

ные техно

логии авторских школ

По категории обучающихся

Массовая технология

Продвинутого образования

Компенсирующие

Виктимологические

Технологии работы с трудными

Технологии работы с одаренными

По сущностным и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы педагогических технологий:

- по уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические.

- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

- по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.

- по ориентации на личностные структуры: информационные технологии; операционные; эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технологии саморазвития; эвристические и прикладные.

- по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные и проникающие технологии.

- по типу организации и управления познавательной деятельностью: взаимодействие учителя с учеником может быть разомкнутым, цикличным, рассеянным или направленным, ручным или автоматизированным. Технологии,  основанные на отношении к ребенку со стороны взрослого: а) авторитарные технологии; б) дидактоцентрические технологии; в) личностно-ориентированные технологии; г) гуманно-личностные технологии; д)технологии сотрудничества; е) технологии свободного воспитания; ж) экзотерические технологии.

- способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

- по категории обучающихся: массовая технология, технология продвинутого уровня, технология компенсирующего обучения, различные виктимологические технологии, технологии работы с отклоняющимися детьми.

- по содержанию модернизации и модификаций: педагогические технологии на  основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, использующие методы народной педагогики, альтернативные, комплексные политехнологии.

        

3. Традиционные технологии обучения.

3.1. Традиционное обучение.

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

- группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

- основной единицей занятий является урок;

- урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по  своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда.  В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Организационная четкость

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Шаблонное построение, однообразие

Нерациональное распределение времени урока

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

Учащиеся изолируются от общения друг с другом

Отсутствие самостоятельности

Пассивность или видимость активности учащихся

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день)

Слабая обратная связь

Усредненный подход
отсутствие индивидуального обучения

3.2. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по  чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на  вооружение метода психодиагностики,  изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют  авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к традиционной технологии – атмосферу любви, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Примером личностно-ориентированных технологий является педагогика сотрудничества.

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В концепции сотрудничества ученик – субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытными; ни один из них не должен стоять над другим.

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не  от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ученик, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Личностный подход  включает как одну из важнейших задач формирование у учащихся положительной Я-концепции.

В педагогике сотрудничества на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.

3.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства представляют главную идею эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Н.А.Зайцева, Е.Н.Ильина и др.

3.3.1. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра  – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависит от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.

Таблица 2. Классификация педагогических игр.

Педагогические игры

По области деятельности

физические

интеллектуальные

трудовые

социальные

Психологические

По характеру педагогического процесса

Обучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие

Познавательные; воспитательные; развивающие

Репродуктивные; продуктивные; творческие

Коммуникативные; диагностические; профориентационные; психотехнические

По игровой методике

предметные

сюжетные

ролевые

деловые

имитационные

драматизации

По предметной области

Математические, химические, биологические, физические, экологические

Музыкальные, театральные, литературные

Трудовые, технические, производственные

Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные

Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

По игровой среде

Без предметов, с предметами

Настольные, комнатные, уличные,

на местности

Компьютерные, телевизионные, ТСО

Технические, со средствами передвижения

3.3.2. Проблемное обучение.

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Таблица 3. Классификация проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация

По содержанию неизвестного Х

Х-цель

Х – объект деятельности

Х- способ деятельности

Х – условие выполнения деятельности

По уровню проблемности

I - возникающие независимо от приемов

II – вызываемые и разрешаемые учителем

III – вызываемые учителем, разрешаемые учеником

IV – самостоятельное формирование проблемы и решение

По виду рассогласования информации

неожиданности

конфликта

предположения

опровержения

несоответствия

неопределенности

По методическим особенностям

Непред-

намеренные

Целевые

Проблемный фронтальный эксперимент

Мысленный проблемный эксперимент

Проб-

лем-

ное изло-

жение

Проб

лем

ное реше

ние задач

Эврис-

тичес-

кая беседа

Проб-

лем-

ные зада-

ния

Проблемные демонстрациии

Игро-вые проб-лем-ные ситуа-ции

Исследовательские лабораторные работы

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Этапы проблемного обучения

Действия учителя

Действия ученика

Создает проблемную ситуацию

Осознает противоречие в изучаемом явлении

Организует размышления над проблемой и ее формулировкой

Формулирует проблему

Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления

Организует проверку гипотезы

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.

Организует обобщение результатов и применение полученных знаний

Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащегося.

Достоинства

Недостатки

Развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, побуждает творческие силы

Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя.

3.4. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

3.4.1. Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Достоинства

Недостатки

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.

У педагога появляется возможность помогать слабому ,уделять внимание сильному.

Отсутствие в группе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к  общественным нормам.

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.

В группе, где собраны одинаковые дети, учащемуся легче учиться.

Деление детей по уровню развития не гуманно.

Высвечивается социально-экономическое неравенство.

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс,  в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальности своей слабости.

Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.

Перекомплектование разрушает классные коллективы.

3.4.2. Технология программированного обучения.

Особенности программированного обучения, которое тесно связано с информационными технологиями (часто учащиеся самостоятельно осваивают учебный  материал с помощью компьютера) заключается в следующем:

- учебный материал разделяется на отдельные порции;

- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

- каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);

- при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

- каждый учащийся работает самостоятельно и  овладевает учебным материалом в  посильном для него темпе;

- результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («слайдов», «Файлов», «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

3.4.3. Технологии модульного обучения.

Модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономном организационно-методические блоки – модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желании обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Сами модули формируются: как структурная единица учебного плана по специальности, в виде набора разделов из различных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой. Отметки выставляются только за модули.

3.5. Технологии развивающего обучения.

Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу (типу).

На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума, оно направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. При таком обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

В развивающем обучении ребенок Является полноценным субъектом деятельности.

Это целенаправленная учебная деятельность ,в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Кроме того это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.

        

4. Инновационные технологии обучения.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно- познавательную деятельность.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

4.1. Интерактивные технологии обучения.

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и  соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемого (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия),   а также  роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационной технологии лежит имитационное или  имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы ,проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия проблемной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар – диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре – диспуте могут быть различными.

Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предлагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная  идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели.

Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

- постановка проблемы;

- формирование малых групп (микрогрупп по 5 – 7 человек), распределение ролей в них, пояснение преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

- обсуждение проблемы в микрогруппах;

- представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

- продолжение обсуждения и подведение итогов.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология  дидактической игры состоит из трех этапов.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама деятельность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки – выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя)определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т.д.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающие реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой – умение вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

4.2. Технологии проектного обучения.

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятия, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на  творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.

Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги). В пояснительной записке должны быть отражены:

- выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей ,построение опорных схем размышления;

- описание этапов конструирования объекта;

- выбор материала для объекта, дизайн-анализ;

- технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;

- подбор инструментов, оборудования и организации рабочего места;

- охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;

- экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;

- использование литературы;

- приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

К проектному изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

4.3. Компьютерные технологии.

Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

- средством для предоставления учебного материала  учащимся с целью передачи знаний;

- средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

- средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

- универсальным  тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

- средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

- одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения так и автоматизированные системы по различным учебным дисциплинам. Автоматизированная обучающая система включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального  обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это  доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.

Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст, или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – это возможность перехода по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному  материалу и т.п. Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, то есть изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же  темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам ,может использовать различные схемы работы с материалом.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

- развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

- реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

- интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могу отработать профессиональные навыки в условиях, приближенным к реальным.

5. Заключение.

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменением, развитию. Это обусловлено, прежде всего тем, что у общества появляются все новые и новые требования к специалистам. К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Я разделяю данное утверждение, и могу сказать, что учащийся только тогда сможет освоить данную специальность, когда сам будет в этом заинтересован. Если он в этом будет заинтересован, то приложит максимум усилий, чтобы увеличить объем своих знаний, умений и навыков. Следовательно ,основная цель педагогической деятельности, и моей в том числе, оказать необходимую помощь учащимся в познании и самоутверждении их, как личности. А в настоящее время это является важным ещё и потому, что выпускнику учебного заведения очень сложно найти работу из-за конкуренции и жесткого отбора. Для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу, необходимо иметь соответствующий «багаж» знаний и интерес. Развивающее обучение позволяет подготовить учащихся к рабочей деятельности вне зависимости от умственного развития, так как даже дети с умственными отклонениями в состоянии освоить необходимый минимум знаний, умений и навыков. Кроме того, этот подход помогает в формировании личности учащегося. Таким образом, происходит отказ от обучения, ориентированного на  «среднего» учащегося, что в свою очередь предполагает индивидуализацию деятельности преподавателя по отношению к учащемуся.

Развитие у учащихся умения планировать и организовывать свою учебную и трудовую деятельность способствует формированию новых взглядов по отношению к  себе, то есть в этом случае можно говорить о переходе подростков на новый уровень развития.

Данная технология обучения позволяет планировать учебный процесс, решать поставленные цели, строить учебно-познавательную деятельность учащихся, а также контролировать профессиональный и личностный рост учащихся.

Знакомство с содержанием работ различных авторов (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Волков И.П., Иванов И.П. и др.) по проблемам развивающего обучения позволило мне  выделить следующие признаки этой педагогической технологии:

- развитие теоретического и эмпирического мышления;

- результативность;

- личностно-ориентированный подход;

- визуализация.

В современном процессе обучения используются как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперед инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны ,а  в иных случаях без них просто не обойтись.

А.Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Список литературных источников.

1. Лихачев Б.Т. Педагогика – М.: Прометей, 1992

2. Педагогика № 4/2004: Периодическое издание/ В.С.Лазарев, Б.П.Мартиросян. – Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.

3. Профессиональное образование № 1/2006: Периодическое издание/В.Г.Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки.

4. Профессиональное образование № 7/2006: Периодическое издание/В.Д.Ларина – Модель инновационной деятельности учреждения профобразования.

5. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная  энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.; Изд. «Народное образование», 1998.

7. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.

8. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение// Педагогика - № 5/1994.

9. Якиманская И.С. Развивающее обучение – М.,1979

10. Якунин  В.А. Педагогическая психология. – СПб, 1998.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

На уроках могут использоваться элементы проблемного обучения и игровых технологий. Например, начиная урок, задается вопрос: «Почему на рукаве образовались заломы?». А затем совместно с учащимися выясняем, почему это могло произойти, и что надо сделать, чтобы убрать этот дефект. Или дать в качестве задания собрать пазл-картинку  и назвать получившийся узел.

Элементы личностно-ориентированного обучения будут состоять в том, что так или иначе мы стараемся, чтобы учебный материал был усвоен всеми учащимися. Но  каждый – это особая система восприятия, запоминания, воспроизведения информации. Поэтому кому-то достаточно зарисовать схему узла и будет все понятно, а кому-то надо проговорить последовательность обработки или увидеть выполненный образец данного узла. Точно также и при контроле знаний: кому-то легче рассказать, кому-то написать ,а кому-то выполнить образец.

Кроме того, в связи с развитием новых технологий, все чаще на уроках используются компьютерные технологии, которые в некотором смысле облегчают труд преподавателя, позволяют увеличить объем информации основной и дополнительной, да и учащимся попасть в более знакомую обстановку (так как в настоящее время у большинства учащихся есть дома компьютеры, а в некоторых случаях они даже более «продвинутые пользователи», чем преподаватели).

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Ведь недаром говориться, что «все новое – это хорошо забытое старое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные подходы в преподавании физики.

Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому...

«Наше Школьное телевидение» (НШТ). Традиционные и инновационные подходы (из опыта работы) МАОУ «Лицей № 2» г. Балаково Саратовская обл.

Данный матерал вошел в сборник тезисов Второй всероссийской конференции "Методика организации теле-, видео-, медиацентров в образовательных учреждениях"....

Статья: «Инновационные педагогические технологии как основа компетентностно - ориентированного подхода на уроках физики"

Компетентностно-ориентированный подход ориентирован на развитие способностей человека реализовывать определенные компетенции, научить его эффективно действовать в условиях реальной обстановки....

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

Инновационные подходы в обучении в образовательной области "Технология"

Доклад "Инновационные подходы в обучении в образовательной области "Технология"...

Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.Проектная  деятельность помогает обучающимся бо...