Образовательная программа дополнительного образования детей "МастерОК"
рабочая программа по теме

Конорева Елена Анатольевна

Данный документ содержит пояснительную записку, характеристику программы, организационно-педагогические основы обучения. Кроме того  в программе присутствуют учебно-тематические планы и содержания занятий по всем годам обучения, а также методическое обеспечение и учебно- методический комплекс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx76.12 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

                                                            «Центр дополнительного образования»

Рекомендована                                                                                                                                                                        Утверждаю

методическим советом                                                                                                                             Директор МОУДОд «ЦДО»

Протокол №                                                                                                                                                     _______ Лезликова Ю. В.

от______ 20__г.                                                                                                                                                       ________20__г.

                                                     Образовательная программа

                                              дополнительного образования детей

                                                                      «МастерОК»

                                                                                                                         

                                                                                                                                 Тип: дополнительная

                                                                                                                                                             Вид: модифицированная

                                                                                                                                                                            Направленность:

                                                                                                                                                     художественно-эстетическая

                                                                                                                                                          для обучающихся 7-14 лет;

                                                                                                                                     Срок реализации программы – 4 года

                                                                                                                                                                                    Составитель:

                                                                                                                                                    Конорева Елена Анатольевна,

                                                                                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                                      Койгородок 2011

                                                                 

                                                   Пояснительная записка

                                                  I.Концепция программы

     Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя несколько направлений. Это и работа с природным материалом, соленым тестом, пряжей, а также оригами, макраме, бисером и т.д.

     Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться.  

     Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной; предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

    Программа неразрывно связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира в школе. Занятия позволяют учащимся младшего звена сформировать знания, умения и навыки для дальнейшего применения в школьной программе, а учащимся среднего звена - укрепить знания, умения и навыки, приобретенные в школе. В дальнейшем выпускники могут продолжить образование в учебных заведениях по декоративно-прикладному искусству.

    Программа:

-раскрывает перед ребенком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства.

-удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.

-позволяет организовать досуг учащихся интересно и с пользой для себя и для окружающих.

   Программа составлена на основе Программы студии декоративно - прикладного творчества (авторы-составители: Л.В.Горлова, Т.Л.Бычкова, Т.В.Воробьева, Н.Н.Горбатова, Н.П.Конькова, И.Н.Пестова; издательство «Учитель»; Волгоград; 2008г.).

                                           II.Цель программы:

-обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

-создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного искусства посредством знакомства с разными видами творчества.

    Задачи:

Обучающие:

-сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;

-научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

-познакомить детей с историей и современными направлениями развития  изучаемых видов декоративно-прикладного творчества.

Развивающие:

-развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

-развивать память, внимание, образное и пространственное мышление; воображение;

-развивать мелкую моторику рук, глазомер;

-развивать положительные эмоции и волевые качества.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду, доброжелательность по отношению к товарищам и старшим, бережливость.

                                                 III.Характеристика программы

Тип – дополнительная;

Вид – модифицированная;

Направленность – художественно-эстетическая;

Классификация:

а) по признаку «общее-профессиональное» -  специализированная;

б) по характеру деятельности – профессионально-прикладная;

в) по возрасту – разновозрастная;

г) по масштабу деятельности – учрежденческая;

д) по сроку реализации – четырехлетняя.

                                IV.Организационно-педагогические основы обучения

Главный принцип работы – любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития.

  При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:

  -учебная деятельность в младшем школьном возрасте: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. Игры используются преимущественно учебного характера;

 -учебная деятельность и личностное общение в подростковом: на занятиях кружка принято раскрепощенное уважительное общение друг с другом; поощряется взаимопомощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и участии в различных мероприятиях.

2) потребности, интересы учащихся.

3) уровень развития первичного коллектива.

4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

  К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

-осознание и признание права личности быть не похожей на других;

-проявление уважения к личности;

-предоставление права на свободу выбора;

-оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

-умение смотреть на проблему глазами ребенка;

-учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, активность).

5) Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

  Непосредственно на занятиях педагогом предлагаются работы различной степени сложности. Применяются как  опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей, чему служат вариативные учебные планы.

   Набор детей в кружок осуществляется в начале учебного года. Принимаются все желающие. Начать обучение в кружке можно на разных этапах, при условии, если ребенок владеет определенными знаниями и умениями.

   В связи с тем, что занятия прикладным творчеством требуют индивидуального подхода, а рабочее место каждого учащегося должно быть оборудовано в соответствии с техникой безопасности, группы комплектуются из расчета: не менее 10 человек для 1-го года обучения, 8-10 – для 2-го года,  5-6 человек – для каждого последующего года обучения. В случае, если ребенок намерен посещать объединение и дальше, ему предлагается очно - заочная форма обучения в соответствии с индивидуальным планом по методу проекта.

   Продолжительность занятий: в группах 1 - 3-го годов обучения – по 2 часа, в остальных – по 3 часа. Все группы занимаются 2 раза в неделю.

   Практика показала, что дети, освоившие навыки из нескольких прикладных дисциплин программы, намерены впоследствии посещать объединение и дальше. В этом случае им предлагается очно-заочная форма обучения в соответствии с индивидуальным планом по методу проекта. При очной форме обучения воспитанники могут посещать кружок 2 раза в неделю по 3 часа. Заочная форма обучения предполагает консультации педагога в соответствии с индивидуальным графиком посещения каждого ребенка (например, раз в месяц). Заочная форма подходит, главным образом, для детей старшего школьного возраста, которые в течение нескольких лет занимались в кружке и ныне в силу своей занятости не могут регулярно посещать занятия. При заочной форме обучения отчетом о работе служат итоговые выставки авторских работ учащихся.

                                               

                               Ступени и уровни обучения

Название

ступени

1-й уровень

«Верю в себя»

2-й уровень

«Ищу себя»

3-й уровень

«Совершенствую себя»

4-й уровень

«Реализую себя»

I ступень-

раннее развивающее обучение

Ознакомительная;

II ступень-

комплексное массовое обучение

Элементарная грамотность;

III ступень-

дифференцированное обучении по предмету

специализации

Функциональная грамотность;

Компетентностная грамотность;

бессрочная, по методу проекта

    Как видно из схемы, программа предполагает 3 ступени обучения, каждая из которых является самодостаточной, но только вместе они составляют целенаправленную систему работы с детьми по прикладному творчеству. Каждой ступени соответствует своя специфика, свои цели и задачи, различная степень сложности.

   I ступень - ознакомительная. Раннее обучение детей младшего школьного возраста. Простая степень сложности. Основные задачи: помочь ребенку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и в свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развить мелкую моторику рук, глазомер; освоить приемы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполняются по образцу. Доминирующая идея I ступени - «Верю в себя».

   II ступень – элементарная грамотность. Комплексное обучение детей младшего школьного возраста. Элементарная степень сложности. Основные задачи: расширить представление детей о возможностях предлагаемых техник, развить навыки владения инструментами и материалами, освоить простые технические приемы, стимулировать самостоятельное творческое мышление учащихся; сформировать устойчивый интерес к определенным видам рукоделия, помочь ребенку в выборе специализации. Доминирующая идея II ступени – «Ищу себя».

   III ступень складывается из двух частей – функциональной и компетентностной грамотности.

   Функциональная грамотность. Цель – закреплять и развивать технологические навыки, полученные ранее, учиться новым приемам прикладного творчества по выбранному предмету специализации. Доминирующая идея – «Совершенствую себя».

   Компетентностная грамотность. Углубленное изучение предмета. Индивидуальная работа с одаренными и увлеченными детьми по методу проекта. Повышенная степень сложности. Выполнение выставочных работ. Доминирующая идея – «Реализую себя».

                                  Прогнозируемый результат 

деятельности детей тот, который удовлетворяет, прежде всего, их самих и вызывает одобрение их сверстников и  взрослых.

  В соответствии с поставленными целями и задачами в результате обучения выпускники:

знают:

-виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделия;

-названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

-правила организации рабочего места;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

умеют:

-правильно организовать свое рабочее место;

-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

-выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

-сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

        Расписание составляется по согласованию с родителями и общеобразовательным учреждением, а также в соответствии с санитарными нормами и Уставом МОУДОд «ЦДО».

    Программа допускает различные варианты ее реализации: в связи с запросами обучающихся и трудностями материального обеспечения – выполнение указанных изделий заменить другими.

    Учитывая загруженность детей, учащимся разрешается посещать объединение в удобное для них время, от них не требуется присутствия к началу занятия, а также разрешается включаться в работу на разных этапах. В некоторых случаях возможно нерегулярное посещение занятий.

    Данная образовательная программа дает возможность в каникулы заниматься с переменным составом и другим расписанием, поэтому является стимулом для привлечения в кружок большего количества детей.

   Воспитательная работа в объединении проводится согласно плану воспитательной работы, составленному в начале учебного года.

   Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года в форме индивидуальных бесед, приглашений родителей на занятия, выставки, мероприятия.

                                                         

                                                   

                                            V.Учебно-тематические планы

                                                      1-й год обучения

                                           (144 часа, 4 часа в неделю)

п/п

           Раздел/Тема

     Количество часов                                            

 всего                                      

теория

практика

  I

Вводное занятие

   4

     3

     1

  II

«Чудесный лес»

-работа с природными материалами.

   16

     7

     9

 III

«Бумажный город»

-оригами;

-вырезание из бумаги; силуэт; симметричное вырезание;

-плетение из бумаги;

-аппликация;

-поделки из картона;

-объемные поделки; игрушки из конусов.

   30

    12

     18

 IV

«Город ниток»

-игрушки из моточков;

-ниткопись;

-игрушки из помпонов;

-аппликации из нарезанных нитей.

   10

    3

     7

  V

«Пластилиновая гора»

-лепка объемных поделок;

-рельефные композиции;

-пластилиновая роспись;

- лепка из соленого теста;

-роспись изделий из соленого теста.

   12

    4

     8

  VI

«Остров ненужных вещей»

-поделки из бросовых материалов.

   14

    5

     9

 VII

«Лебединое озеро»

-аппликация из ваты;

-объемные игрушки из яичной скорлупы.

Коллективный проект «Хоровод кукол».

    4

    2

     2

 VIII

«Лоскутный город»

-клеевая аппликация из ткани, ленточек.

Проект «Хоровод кукол» (продолжение).

    8

    3

     5

  IX

«Омут плетения»

-знакомство с макраме;

-плетение косичек, цепочек узлами макраме.

Проект  «Хоровод кукол» (продолжение).

   10

    4

     6

  X

«Башня принцессы Иголочки»

-изонить;

-мягкая игрушка.

Проект «Хоровод кукол» (продолжение).

   16

    6

    10

  XI

«Дворец бисера»

-низание простой цепочки;

-низание на проволоке;

-параллельное плетение.

Проект «Хоровод кукол» (завершение)

   12

    5

     7

 XII

«Замок вязания»

-вязание крючком воздушных петель

   4

    1

     3

XIII

Итоговое занятие

   4

    2

     2

                                                               Итого                            

  144

   57

    87

                           

                          Содержание занятий 1-го года обучения

    I.Вводное занятие. Знакомство с группой детей. Введение в игровую ситуацию. Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены. Входящий диагностический контроль.

    Практическая работа: рисование гнома Мастерилки; рисуночный тест: «Дом - человек - дерево». Рисование жителей Страны Мастеров.

   II. «Чудесный лес». Знакомство с жителями чудесного леса - растениями, листьями семенами. Рассматривание природных материалов. Беседа  «Что такое флористика». Виды аппликации. Последовательность наклеивания деталей. Знакомство с соломкой, берестой. «Крошка» из сухих листьев. Использование разных природных материалов в одной работе.

    Практическая работа: зарисовка листьев; аппликация из листьев или семян; изготовление объемных цветов из крылаток ясеня; выполнение композиции вдавливанием семян в пластилин; композиция в овале из засушенных цветов и листьев; подвеска «Паутинка», «Паучок»; аппликация из сухих листьев и бересты.

  III. «Бумажный город». Виды бумаги, назначение. Правила сгибания и складывания. Беседа об искусстве оригами. Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой. Резание по прямой. Основные правила вырезания. Технология плетения из бумаги. Отличие картона от бумаги. Понятие «аппликация». Объемные поделки из бумаги. Беседа «Что такое «силуэт». Беседа «Что такое «симметрия». Виды аппликации (плоскостная, объемная).Объемные поделки из бумаги и картона. Соединение деталей с помощью ниток.

    Практическая работа: изготовление поделок в технике оригами; аппликация из мятой бумаги; вырезание салфеток, снежинок; плетение закладки из цветных полос, картинки; плоская аппликация «Осьминожка»; поздравительная открытка с использованием аппликации и оригами; объемные поделки на основе бумажных полос; вырезание силуэтов; симметричное вырезание орнаментов, узоров; объемная аппликация «Дерево»; игрушки из конусов; игрушка - дергунчик «Клоун».

   IV. «Город ниток». Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Простой узел «калач». Беседа о народной игрушке (соломенной и тряпичной). Беседа «Что такое ниткопись?». Беседа «Из чего и как делают нитки». Последовательность выполнения работы из нарезанных ниток.

   Практическая работа: изготовление гусеницы из узелков; изготовление куклы из ниток; плоскостная композиция из ниток на скотче, клею; игрушки из помпонов; аппликация из нарезанных ниток.

  V. «Пластилиновая гора». Знакомство с материалом (пластилин) и основными приемами лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Беседа о народной глиняной игрушке (дымковской, филимоновской, каргопольской). Закрепление основных приемов лепки. Последовательность рисования пластилином. Знакомство с новым материалом для лепки – соленым тестом.

   Практическая работа: лепка фруктов, овощей, посуды; лепка  по мотивам народной игрушки; живопись пластилином; лепка игрушек из соленого теста; роспись игрушек из соленого теста.

 

   VI. «Остров ненужных вещей». Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?». Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве. Знакомство с материалом (опилки) и его свойствами. Плетение из бумаги. Выполнение игрушек из спичечных коробков (придумывание образа, склеивание коробков цветной бумагой, выполнение отделочных деталей). Сшивное соединение деталей. Заготовка деталей. Сборка и отделка шкатулки.

     Практическая работа: изготовление птички и бабочки из фантиков; «Солнышко» из остатков пряжи; аппликация из опилок; плетение браслета (закладки); изготовление игрушек из спичечных коробков; сшивная шкатулка из цветного картона.

  VII. «Лебединое озеро». Знакомство с основными приемами работы с волокном (скручивание, скатывание, вытягивание, разрывание). Знакомство с новым материалом для детского творчества - яичной скорлупой. Коллективный проект «Хоровод кукол» (планирование деятельности).

   Практическая работа: аппликация из ваты; изготовление объемных игрушек из яичной скорлупы; изготовление головы куклы из яичной скорлупы в технике папье – маше.

  VIII. «Лоскутный город». Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Проект «Хоровод кукол»: варианты костюма кукол. Беседа «Как делают ткань». Техника выполнения цветка из атласной ленты.

    Практическая работа: клеевая аппликация из геометрических фигур; клеевая аппликация-панно на сюжетную тему; изготовление платья куклы из картонного конуса и лоскутков; полуобъемная аппликация из лент.

  IX. «Омут плетения». Беседа о различных видах плетения (макраме, ткачество, кружевоплетение). Основные материалы и инструменты для плетения косичек. Беседа о плетении узлами (макраме). Проект «Хоровод кукол»: варианты причесок для кукол. Беседа «Старинное рукоделие – макраме». Способы навешивания нитей. Двойной плоский узел.

    Практическая работа: плетение закладки-косички в три пряди, плетение спиральной цепочки и цепочки «змейка»; плетение косичек куклам; сетка «шахматка» из двойных плоских узлов.

  X. «Башня принцессы Иголочки». Знакомство с изонитью. Техника выполнения отдельных элементов (цветочек, листик). Беседа «Как человек научился шить». Проект «Хоровод кукол»: варианты узора изонити для головного убора, а также украшения платка для куклы. Заполнение угла и окружности в технике изонити. Виды мягких игрушек (плоскостные, полуобъемные, объемные).

     Практическая работа: поздравительная открытка; отработка шва «вперед иголку»; вышивка изонитью головного убора куклы; игольница из помпонов; объемная мягкая игрушка.

   XI. «Дворец бисера». Беседа «Бисерное рукоделие». Правила безопасности при работе с бисером. Инструменты и материалы. Параллельное низание. Проект «Хоровод кукол»: варианты украшений из бисера и бусин для кукол. Беседа «Что можно сделать из бисера». Плетение игрушек на проволоке.

     Практическая работа: низание простой цепочки; изготовление игрушек на проволоке; «Дерево счастья» из бусин и бисера; изготовление бус для кукол.

  XII. «Замок вязания».Вязание крючком цепочки воздушных петель.

    Практическая работа: аппликация «Солнышко».

  XIII. Итоговое занятие. Игра – путешествие по Стране Мастеров. Итоговый тест. Анализ выполненных работ. Организация выставки.

                                                               

                                                                   

                                                                     

                                                              2-й год обучения  

                                           (144 часа, 4 часа в неделю)

п/п

                  Раздел/Тема

        Количество часов

всего

теория

практика

   I

Вводное занятие

    4

    2

     2

  II

«Чудесный лес». Флористика

-работа с природными материалами;

-аппликация;

-объемные поделки

   24

   10

    14

  III

«Бумажный город». Работа с бумагой

-оригами;

-вырезание;

-аппликация: плоская, объемная;

-игрушки из конусов;

-игрушки из картона;

-модульное оригами

   36

   14

    22

  IV

«Город ниток»

-игрушки из помпонов;

-аппликация из нарезанных нитей;

  12

    4

     8

  V

«Пластилиновая гора». Работа с соленым тестом

-пластилиновая роспись;

-лепка из пластилина по мотивам Дымковской игрушки;

-лепка из соленого теста объемной фигуры;

-лепка рельефных форм для панно;

-роспись изделий из соленого теста

  18

    5

     13

  VI

«Остров ненужных вещей». Работа со спичками

-поделки из бросовых материалов;

-аппликации из спичек;

-спичечные картины

  20

    7

     13

 VII

«Омут плетения». Макраме

-знакомство с макраме;

-сувениры на проволоке;

-оплет жесткой основы

  16

    6

      10

VIII

«Лоскутный город». Работа с лентами

-аппликация из ткани, ленточек;

-объемные цветы из лент

  18

    5

     13

  IX

«Башня принцессы Иголочки»

-изонить;

-мягкая игрушка

  10

    4

      6

  X

«Дворец бисера». Работа с бисером

-низание на проволоке;

-параллельное низание;

-вышивка бисером

  24

   7

     17

  XI

«Замок вязания». Работа с пряжей

-вязание крючком воздушных петель;

-панно из вязаных косичек;

-объемная игрушка из цепочек воздушных петель

  16

   5

     11

 XII

Итоговое занятие

  6

   3

     3

 

                                                                                Итого

 144

  72

    72

                                                         

                                             

                           

                       

                         Содержание 2-го года обучения

I. Вводное занятие. Беседа о правилах безопасности и личной гигиены. Повторение программы 1-го года обучения. Знакомство с программой 2-го года обучения.

     Практическая работа: рисование жителей Страны Мастеров.

    II. «Чудесный лес». Беседа  «Что такое флористика». Виды аппликации. Последовательность наклеивания деталей. Знакомство с соломкой, берестой. «Крошка» из сухих листьев. Использование разных природных материалов в одной работе. Сюжетная аппликация из  круп, семян.

    Практическая работа: композиция в овале из засушенных цветов и листьев; подвеска «Паутинка», «Паучок»; аппликация из сухих листьев и бересты; панно-аппликация из круп, семян.

   III. «Бумажный город». Беседа «Что такое оригами». Беседа «Что такое «силуэт». Беседа «Что такое «симметрия». Виды аппликации (плоскостная, объемная). Объемные поделки из бумаги и картона. Соединение деталей с помощью ниток. Виды бумаги и картона. Правила пользования ножницами. Бесконечный орнамент. Правила пользования трафаретами и шаблонами. Понятия «основа», «фон». Знакомство с модульным оригами.

     Практическая работа: изготовление поделок в технике оригами; вырезание силуэтов; симметричное вырезание орнаментов, узоров; объемная аппликация «Дерево»; игрушки из конусов; игрушка - дергунчик «Клоун»; аппликация из геометрических фигур; аппликация из цветной бумаги «Осенний букет»; изготовление рамки из модулей для аппликации.

   IV. «Город ниток». Беседа «Из чего и как делают нитки». Последовательность выполнения работы из нарезанных ниток.

      Практическая работа: игрушки из помпонов; аппликация из нарезанных ниток.

   V. «Пластилиновая гора». Последовательность рисования пластилином. Знакомство с новым материалом для лепки – соленым тестом. Полуобъемные композиции из соленого теста.

      Практическая работа: живопись пластилином; лепка игрушек из соленого теста; роспись игрушек из соленого теста; лепка, роспись рельефных форм для панно; оформление панно.

   VI. «Остров ненужных вещей». Плетение из бумаги. Выполнение игрушек из спичечных коробков (придумывание образа, склеивание коробков цветной бумагой, выполнение отделочных деталей). Сшивное соединение деталей. Заготовка деталей. Сборка и отделка шкатулки.Беседа «Давно ли появились спички». «Спичечный тренинг».

     Практическая работа: плетение браслета (закладки); изготовление игрушек из спичечных коробков; сшивная шкатулка из цветного картона; аппликации из спичек.

   VII. «Омут плетения». Беседа «Старинное рукоделие – макраме». Способы навешивания нитей. Двойной плоский узел.

     Практическая работа: сетка «шахматка» из двойных плоских узлов; изготовление сувенира на проволоке.

   VIII. «Лоскутный город». Беседа «Как делают ткань». Техника выполнения цветка из атласной ленты. Ленточное рукоделие как вид декоративно-прикладного искусства. Инструменты, приспособления.

     Практическая работа: клеевая аппликация-панно на сюжетную тему; полуобъемная аппликация из лент; изготовление панно с цветами из лент.

   IX. «Башня принцессы Иголочки». Заполнение угла и окружности в технике изонити. Виды мягких игрушек (плоскостные, полуобъемные, объемные).

     Практическая работа: выполнение открытки, закладки, декоративной картинки в технике изонити; игольница из помпонов; объемная мягкая игрушка.

  X. «Дворец бисера». Беседа «Что можно сделать из бисера». Плетение игрушек на проволоке.

    Практическая работа: «Дерево счастья» из бусин и бисера; изготовление игрушек на проволоке (брелки, сувениры).

  XI. «Замок вязания». Вязание крючком цепочки воздушных петель. Технология выполнения панно из вязаных косичек

    Практическая работа: аппликация «Солнышко»; изготовление панно с аппликацией из цепочек воздушных петель.

  XII. Итоговое занятие. Анализ выполненных работ. Итоговый тест. Организация выставки.

                                                                 

                                                3-й год обучения

                                                  (144 часа в год, 4 часа в неделю)

п/п

                                         Раздел/Тема

         Количество часов

всего

теория

практика

  I

Вводное занятие

   2

    2

     -

 II

Флористика

-аппликация из природных материалов;

-объемная поделка из природных материалов

  16

    6

    10

 III

Работа с бумагой

-оригами;

-вырезание из бумаги;

-аппликация: плоская и объемная;

-знакомство с модульным оригами

  24

    6

    18

 IV

Работа с нитками

-изонить;

-игрушки из помпонов;

-вязание крючком;

-макраме

  42

  10

    32

 V

Работа с пластичными материалами

-лепка из пластилина по мотивам глиняной игрушки;

-роспись игрушек;

-лепка из соленого теста объемной фигуры;

-лепка рельефных форм для панно;

-роспись изделий из соленого теста

  12

    4

      8

 VI

Работа со спичками

-аппликации из спичек;

-спичечные картины

  12

    3

      9

 VII

Работа с лентами

-знакомство с приемами работы;

-панно с цветами из лент;

-букет цветов из лент

  16

    5

     11

 VIII

Работа с бисером

-знакомство с техникой вышивки бисером;

-вышивка бисером

  16

    6

     10

 IX

Итоговое занятие

   4

    2

      2

                                                                                Итого

 144

   44

    100

                               Содержание 3-го года обучения

I. Вводное занятие. Правила безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.

II. Флористика. Декоративное изображение с помощью засушенных растений. Технология сюжетной аппликации из природных материалов. Технология объемных поделок из природных материалов.

      Практическая работа: изготовление шкатулки и плоскостной сюжетной аппликации,   объемной поделки из природных материалов.

III. Работа с бумагой. Искусство оригами. Закрепление навыков складывания. Правила пользования ножницами. Понятие «плоская аппликация». Правила пользования трафаретами и шаблонами. Понятия «основа», «фон». Понятие «объемная аппликация». Знакомство с модульным оригами. Технология изготовления модулей.

Практическая работа:  поделки в технике оригами; вырезание простейших фигур, снежинок, салфеток различной конфигурации (бесконечный орнамент); выполнение плоских и объемных аппликаций; изготовление рамки для аппликации из модулей.

IV. Работа с нитками. Изонить - вышивка по картону. Материалы, инструменты, приспособления. Технология выполнения различных элементов. Технология выполнения игрушек из помпонов. Вязание крючком. Техника безопасности. Технология выполнения панно из вязаных цепочек. Технология выполнения объемных игрушек из вязаных цепочек. Макраме-плетение узелками. Применение двойного плоского узла для плетения сувениров.

Практическая работа: отработка навыков выполнения различных элементов; изготовление закладки, декоративной картинки; изготовление игрушек из помпонов; панно из вязаных косичек; объемная игрушка из вязаных цепочек воздушных петель; сувенир на проволоке из двойного плоского узла; оплет жесткой основы (баночки, вазочки) сеткой «шахматка».

V. Работа с пластичными материалами. Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь). Полуобъемные композиции из соленого теста.

     Практическая работа: изготовление игрушек из пластилина, панно из соленого теста;       роспись изделий.

VI. Работа со спичками. Беседа «Давно ли появились спички». «Спичечный тренинг».

Практическая работа: выполнение аппликаций из спичек; спичечных картин.

VII. Работа с лентами. Ленточное рукоделие как вид декоративно-прикладного искусства. Инструменты, приспособления. Приемы работы, технология изготовления цветов из лент.

    Практическая работа: изготовление панно с цветами из лент; объемные цветы из лент.

VIII. Работа с бисером. Инструменты, материалы для вышивки бисером. Приемы работы, способы вышивания. Варианты применения вышивки бисером.

   Практическая работа: вышивка игольницы.

IX. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Итоговый тест. Подготовка и оформление выставки работ, выполненных за год.

                                                               

                                                   4-й год обучения  

                                                                   

                                                            I уровень  

                                                       

                                                          (108 часов в год, 3 часа в неделю)

п/п

                              Раздел/Тема

       Количество часов

всего

теория

практика

  I

Вводное занятие

   3

    3

      -

 II

Флористика

-знакомство с берестой;

-технология изготовления оберегов

  18

    6

     12

 III

Работа с бумагой

-модульное оригами;

-технология работы с креповой бумагой

  24

    8

     16

 IV

Работа с нитками

-изонить;

-изделия из помпонов;

-макраме

  33

    9

     24

 V

Работа с бисером

-вышивка «вприкреп»

  15

    5

     10

 VI

Работа с лентами, тканями

-цветы из лент

  12

    3

      9

VII

Итоговое занятие

   3

    2

      1

                                                                                Итого

  108

   36

     72

                               

                                                 

                            Содержание 4-го года обучения

                                          I уровень

   I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение программы прошлого года. Знакомство с программой обучения.

   II. Флористика. Знакомство с берестой, ее декоративными свойствами. Приемы работы, инструменты. Применение бересты в изготовлении оберегов. Панно-оберег с аппликацией из семян и сухих растений.

           Практическая работа: очистка и расслаивание бересты; разметка и нарезание полос из бересты; прямое плетение полотна для основы оберега; изготовление рамки из картона и шпагата (пряжи); аппликация из сухих растений, плодов.

   III. Работа с бумагой. Знакомство с техникой модульного оригами. Материалы, инструменты. Технология изготовления модулей. Просмотр литературы, образцов моделей. Креповая бумага, ее свойства. Применение креповой бумаги для изготовления цветов. Способы изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая работа: изготовление модели «Лебедь»; изготовление мини-букета из креповой бумаги.

    IV. Работа с нитками. Изонить, материалы, инструменты, приспособления. Технология заполнения угла и окружности, других элементов. Составление сюжетной композиции с изученными элементами. Виды цветов из помпонов и технология их изготовления. Макраме - плетение из узелков. Способы плетения цепочек. Применение макраме для изготовления сувениров. Варианты плетения на каркасах.

Практическая работа: изготовление декоративной картинки в технике изонити; изготовление панно с цветами из помпонов; плетение образцов цепочек макраме; плетение на каркасах панно-сувенира «Котенок».

    V. Работа с бисером. Правила безопасности при работе с бисером. Инструменты и материалы для вышивки бисером. Основные приемы вышивки «вприкреп».

          Практическая работа: изготовление чехла для телефона.

    VI. Работа с лентами, тканями. Виды лент. Приемы, способы работы с лентами. Варианты применения лент и легких тканей при изготовлении цветов.

         Практическая работа: изготовление панно с цветами из лент.

    VI. Итоговое занятие. Итоговый контрольный тест. Анализ работы за год. Подготовка и оформление выставки работ, выполненных за год.

                                                                 

                                                II уровень

                               (216 часов в год, 6 часов в неделю)

п/п

                              Раздел/Тема

       Количество часов

всего

теория

практика

  I

Вводное занятие

    3

    3

      -

  II

Флористика

-аппликация из природных материалов;

-объемная поделка из природных материалов

   21

    6

     15

 III

Модульное оригами

-изготовление поделок, сувениров на различные темы

   36

    8

     28

 IV

Изонить

-технологии заполнения угла, окружности;

-выполнение панно на сюжетные темы

   30

    7

     23

  V

Макраме

-технологии выполнения узлов;

-плетение изделий

   39

    13

     26

 VI

Работа с бросовым материалом

-приемы работы с яичной скорлупой;

-выполнение изделия из яичной скорлупы

   12

    4

      8

 VII

Работа с тканями, лентами

-приемы работы с лентами;

-изготовление сувениров

   18

    6

     12

 VIII

Работа с бисером

-ткачество бисером на станке;

-счетная вышивка по канве

   33

    13

     20

  IX

Проект.

Творческая работа в любой изученной технике

   18

     5

     13

  X

Итоговое занятие

    6

     3

      3

                                                                                Итого

  216

    68

    148

                                                II уровень

I.Вводное занятие. Повторение программы прошлого года. Знакомство с программой на год. Инструктаж по технике безопасности.

II. Флористика. Разновидности природных материалов, варианты их применения для изготовления подарков и сувениров. Просмотр литературы и образцов работ. Технологии выполнения аппликации и объемных поделок из природных материалов.

     Практическая работа: аппликация и объемная поделка из природных материалов.

  III. Модульное оригами. Работа с литературой, образцами. Виды модулей, технология их изготовления. Выбор моделей по темам: животное, растение, сказочный персонаж.

    Практическая работа: изготовление выбранных моделей по всем темам.

   IV. Изонить. Инструменты, материалы. Просмотр образцов, литературы. Технологии выполнения различных элементов.

     Практическая работа: вышивка композиции из углов; вышивка композиции из окружностей; самостоятельная творческая работа по данной теме.

V. Макраме. Инструменты и материалы. Виды нитей и веревок. Технологии плетения различных узлов. Технология плетения сеток из плоских узлов.

    Практическая работа: изготовление панно в технике макраме.

  VI. Работа с бросовым материалом. Яичная скорлупа, варианты ее применения. Работа с литературой, образцами.

    Практическая работа: выполнение изделия с применением яичной скорлупы.

  VII. Работа с тканями, лентами. Виды и варианты применения лент, легких тканей. Работа с литературой, образцами. Вышивка лентами. Виды тканей, применяемых для основы вшивки лентами. Технология вышивки лентами.

    Практическая работа: выполнение сувенира с применением вышивки лентами.

  VIII. Работа с бисером. Виды работы с бисером. Ткачество на станке. Технология заправки станка. Особенности плетения на станке. Счетная вышивка по канве с фоном и без фона. Материалы, инструменты. Основные приемы вышивки. Работа с литературой, образцами.

 Практическая работа: ткачество на станке браслета с орнаментом; счетная вышивка бисером декоративной картинки.

  IX. Проект. Творческая работа в любой изученной технике. Работа с литературой. Подбор и подготовка материала. Защита проекта.

   Практическая работа: выполнение творческой работы, оформление.

  X. Итоговое занятие. Анализ работы за год. Итоговая проверочная работа. Подготовка и оформление итоговой выставки работ.

 

                         

                       VI.Методическое обеспечение программы

    В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

-виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы.

-деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно.

-необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

  При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

-воспитывающего характера труда;

-научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размерности);

-связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);

-систематичности и последовательности;

-доступности и посильности;

-сознательности и активности;

-наглядности;

-прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех выше перечисленных принципов).

   В процессе изготовления художественных вещей больше внимания обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Изучая приемы народного искусства, традиции, своеобразную художественную структуру дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, необходимыми практически. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

   Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

  Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, нужный не только для педагога, но и для детей.

                               Формы организации учебной деятельности:

-индивидуальная;

-индивидуально-групповая;

-выставка.

  Основной вид занятий – практический.

  Используются следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-проблемный.

                                      Педагогические приемы

-формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение);

-организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание , требование);

-стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, оценка, взаимооценка);

-сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

-свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, степень сложности задания и т. д.

  Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслов. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются разные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

   В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

                      Организация и проведение учебного занятия

    включает  следующие структурные элементы:

-инструктаж: а) вводный – проводится перед началом практической работы; б) текущий – проводится во время практической работы; в) заключительный;

-практическая работа (80% урочного времени);

-физкультминутки у младших школьников, динамические паузы у детей среднего возраста;

-подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;

-приведение в порядок рабочего места.

  Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование  позволяет педагогу быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставляя им удовольствие и моральное удовлетворение.

                         Формы контроля:  

  В той или иной мере используются разные виды контроля:

-устный;

-письменный;

-практический;

-дидактические тесты;

-наблюдение.

  Суждения, советы высказываются как пожелания воспитаннику в свободном общении. Домашние задания отсутствуют. Однако инициатива, самостоятельность и творчество, проявленные вне кружка, поощряются.

   Кроме того, оформляются тематические выставки, заключительная отчетная выставка в конце года. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

  Оценочные формы детских работ:

-оценка педагога;

-оценка кружковцев;

-самооценка своей работы;

-отбор работы на выставки;

-участие в конкурсах.

  Стимулы: похвала. Поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом.

  Контрольные срезы знаний, умений проводятся после изучения тематического блока в форме мини-выставок готовых работ, бесед, обсуждений. Критерии знаний, умений, навыков, подлежащих проверке, заносятся в оценочный лист. Оценочные листы разрабатываются для каждого контрольного занятия.

Высокий уровень

Усвоение учебного материала, высокое качество выполнения работы, работа выполнена с соблюдением технологии и правил ТБ, в срок или раньше срока

Средний уровень

Среднее усвоение учебного материала, качество выполнения работы ниже требуемого, есть небольшие отклонения в соблюдении технологии, замедленный темп работы

Низкий уровень

Низкое усвоение учебного материала, очень низкое качество выполнения работы, грубые нарушения технологии, нарушение ТБ, низкий темп работы

                                       


                                                                                   Литература

Основные нормативные источники:

1.Конституция РФ (ст.43) – 1983г.

2.Закон «Об образовании» (июль 2006г.)

3.Концепция модернизации российского образования на период 2001-2010гг.

4.Конвенция ООН по правам ребенка (1989г.)

5.Санитарно-эпидемиолгические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.1251-03)

6.Устав МОУДОд «ЦДО»

Для педагога:

1.Кузьмина Т.А. Бисер и макраме. – М; ООО ТД «Издательство Мир книги»; ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2011.

2.Бедина М.В. Поделки и картины из природных материалов. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород, 2011.

3.Ильин И.С., Ильин С.Д. Оригами. Лучшие модели. - М; ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.

4. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. - М; Айрис-Пресс, 2004.

5. Ажурная бумага. АСТ – Пресс книга

6.Давидовски М., Фитткау Э. Оригинальные поделки из природного материала. - М; ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2011.

7.В.А. Хоменко. Лучшие поделки. Шаг за шагом. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород, 2009.

8.Жадько Е.Г. Увлекательные поделки из необычных вещей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

9.Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. – М; ООО ТД «Издательство Мир книги»;2010.

10.Роенко Н.П.Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород, 2012.

11.Поделки из природных материалов – М; АСТ:  Астрель: Владимир ВКТ; 2010.

12.Подарки своими руками к любому празднику. Харьков; Книжный клуб «Клуб семейного досуга»;  Белгород ; Книжный клуб «Клуб семейного досуга»;  2007.

13.Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль; Академия развития; Академия Холдинг, 2004.

14.Серова В.В., Серов В.Ю. Вырезаем снежинки. Более 100 моделей. М; АСТ – Пресс книга 2012.

15.Анна Левада Лузи. Оригинальные поделки из цветов и листьев. Издательская группа «КОНТЭНТ»; 2010.

16.Лыкова И.А. Лесные поделки. Занятия с детьми. ООО «Карапуз – Дидактика», 2007.

17.Мари  Шевалье. Цветы из бумаги. 20 оригинальных моделей из жатой бумаги. ООО Издательская группа «КОНТЭНТ»; 2010.

18.Дамен Йенс-Хельге. Волшебные цветы-оригами. Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород, 2012.

19.В.Хоменко, Т.Никитюк. Аппликации, картины и панно из природных материалов. Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Харьков, Белгород, 2010

20.Гарматин А.А. Оригами для начинающих. Ростов-на-Дону, Владис, 2009.

21.В. Хоменко, Т.Никитюк. Обереги своими руками. Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Харьков, Белгород, 2010

22.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. –М; АСТ-Пресс Книга, 2010.

23.Поделки из спичек. Ленинградское издательство, 2009.

24.Наниашвили Ирина. Вышивка бисером. Шаг за шагом. Книжный клуб, Харьков, 2007.

25.М.Максимова, М.Кузьмина. Послушные узелки. М; ЭКСМО, 2005.

26.Т.Проснякова.Забавные фигурки. Модульное оригами. М; АСТ-Пресс Книга, 2010.

27. Мелосская Божена. Оригами.-Х; Аргумент Принт , 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...