Методические указания по подготовке и оформлению рефератов
методическая разработка по теме

Проскурина Елена Анатольевна

Методические указания содержат функции, задачи и виды самостоятельной работы обучающихся,  указания  по подготовке работы над  рефератом, структура, оформление реферата и критерии  его оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razr.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам учащихся – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых  учебных материалов.

 Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без предоставления  учащимся права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности,  способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Достижение этой цели невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста учащихся, воспитание их творческой активности и инициативы.

Сущность самостоятельной работы учащихся как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа  -  это не  просто самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения, организуемых преподавателем.

1.1Функции,  задачи и виды самостоятельной работы студентов.

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
  • Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
  • Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
  • Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
  • Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы учащихся лежат  следующие принципы: развития творческой  деятельности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

 Задачи самостоятельной работы учащихся:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умения использовать справочную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

В учебном процессе среднего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

  • индивидуальные занятия (домашние занятия):
  • изучение  программного материала дисциплины (работа с учебником и  конспектом лекции);
  • изучение рекомендуемых литературных источников;
  •  конспектирование источников;
  • выполнение контрольных работ;
  • работа со словарями и справочниками;
  • использование аудио- и видеозаписи;
  • работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
  • составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;
  • выполнение тестовых заданий;
  • решение задач
  • подготовка презентаций
  • ответы на контрольные вопросы;
  • написание эссе, тезисов, докладов;
  • составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;
  • работа с компьютерными программами;
  • подготовка к экзамену;
  • групповая самостоятельная работа студентов:
  • получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии  с рабочей учебной программой по дисциплине «Электротехника и электроника».  Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

2. Методические указания по подготовке и оформлению рефератов.

2.1 Что такое реферат?

Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.

          Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Рефераты могут быть общими, специализированными и сводными.

В общем, в реферате содержание реферируемого произведения излагается более или менее всесторонне.

В специализированном реферате отражаются лишь те вопросы, которые представляют интерес для определенной категории специалистов.

В свободном реферате объединены рефераты, выполняемые на основе изучения нескольких книг, брошюр и журнальных статей или других источников научно-технической информации. Сводный реферат часто называют реферативным обзором.

Тематика рефератов определяется преподавателем, но иногда тема может быть предложена и студентом.

2.2 Требования к реферату.

Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

  • правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;
  • изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);
  • изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;
  • все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;
  • содержать критические замечания и собственные выводы.

2.3 Этапы работы над рефератом.

Первый этап – уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого нужно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.

Второй этап – составление календарного плана работы над рефератом. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, календарный план заставляет работать в определенном ритме.

Календарный план работы над рефератом предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, самостоятельное оформление, составление схем, представление работы руководителю, доработку реферата в целях устранения отмеченных недочетов и окончательное оформление.

Третий этап – просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.

Часто учащиеся, не владея рациональными приемами, много времени затрачивают на просмотр литературы. Рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем внимательно ознакомиться с предисловием, введением, заключением. В оглавлении отметить те параграфы и разделы, которые представляют наибольший интерес для раскрытия темы. В предисловии учащийся найдет для себя ответы на такие вопросы: цель написания, основные направления работы, подходы к ним, границы исследования, общий характер труда. Знакомясь с заключением, важно отметить, к каким выводам пришел автор по основным вопросам. Это нужно для того, чтобы при просмотре глав и разделов быстро найти место, где автор строит свои доказательства, обосновывает главные вопросы темы.

Четвертый этап – включает подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки.

Пятый этап– составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, чтобы заранее было известно, что именно и в каком порядке писать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов, их краткое содержание).

Шестой этап – изучение литературы и работа с ней. Рекомендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата. Такой порядок позволит студенту быстро усвоить тему, оценить значение других источников и взять из них необходимый материал.

Сплошное чтение предполагает углубленное изучение литературы, что, как известно, является творческим процессом. Поэтому, работая над книгой, необходимо не только запоминать прочитанное, но и активно осмысливать, логически перерабатывать всю информацию.

При чтении рекомендуется придерживаться такой последовательности: после прочтения законченной мысли сопоставить ранее известное с новыми данными. Затем выразить свое критическое отношение к изученному вопросу. Это помогает отобрать наиболее ценный материал, глубоко понять и логически переработать прочитанное.

Полезно также мысленно делить прочитанное на части, отмечая основные, важные моменты. Вместе с тем, надо связывать прочитанную главу с предыдущей, а главы объединять в разделы, т.е. осуществлять переход от частей к целому. Проведя, таким образом, анализ и синтез прочитанного, учащийся сможет глубоко понять содержание книги.

Для облегчения дальнейшей работы с книгой в процессе первичного чтения полезно делать отметки карандашом на полях, подчеркивать комментарии. Каждый учащийся может использовать свои условные знаки. Например, главную мысль выделить одной чертой, факты – волнистой и т.п. Разумеется, подобные отметки возможны лишь на собственной книге. При работе с источниками из библиотечного фонда надо пользоваться закладками, на которых указать, в каких абзацах по счету сверху выражена главная мысль.

Седьмой этап – запись прочитанного.

Наиболее полно изученную литературу отражает конспект.

Различают три типа конспектов: систематический, свободный и тематический или сводный конспект.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.

В свободном конспекте запись делается в наиболее удобном для учащегося порядке.

Тематический конспект тот, в котором обобщено содержание нескольких источников по одной теме.

2.4  Структура реферата.

1.Титульный лист.

Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:

            -  название образовательного учреждения;

            -  тему реферата;

            - сведения об авторе;

            - сведения о руководителе;

            - наименование населенного пункта;

            - год выполнения работы.

2.Оглавление – излагается название составляющих (глав, вопросов) реферата, указываются страницы.

I. Введение ………………………………………………………….стр.

II. Основная ………………………………………………………. .стр.

III. Заключение.……………………………………….…………….стр.

IV. Список литературы……………………………………………..стр.

V. Приложения……………………………………………………...стр.

3.Введение – формируется суть исследуемой проблемы ее актуальность, обосновывается выбор темы. Указывается цель и задачи. Показывается научный интерес и практическое значение. Объем введения составляет 1-2 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.

4.Основная часть.

Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать оглавлению реферата (простому или развернутому) и указанным в оглавлении страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».  

Основная часть должна включать в себя также собственное мнение учащегося.

5.Заключение – подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, указывается что интересно, что спорно, предлагаются рекомендации.

Объем заключения 1-2 страницы.

 6.Список литературы.

Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например: [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.    

7. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).

Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу  арабскими цифрами без знака «№».

2.5 Требования к оформлению реферата.

Реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое  поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).

Текст печатается обычным шрифтом  Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

Интервал между строками – полуторный.

Текст оформляется на одной стороне листа.

Формулы, схемы, графики вписываются черной пастой (тушью), либо выполняются на компьютере.

Допускается рукописное оформление реферата.

2.6 Критерии оценки реферата.

При оценке реферата учитывается:

  • письменная грамотность;
  • актуальность темы исследования, ее научность, логическая последовательность изложения;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала, грамотность раскрытия темы;
  • правильность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата стандартам;
  • практическое применение (использование).

2.7 Требования к защите реферата.

1.      Реферат действителен только  с рецензией преподавателя.

2. Защита продолжается в течение 10 минут по плану:

        актуальность темы, обоснование выбора темы;

        краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание реферата;

        выводы по теме реферата с изложением своей точки зрения.

Автору реферата по окончании представления реферата преподавателем могут быть заданы вопросы по теме реферата.

3. Темы рефератов.

  1. Силовые конденсаторы.
  2. Солнечная энергетика.
  3. Сверхпроводимость проводников.
  4. Свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных материалов.
  5. Электроэнергетика России.
  6. Электрический ток в неметаллах.
  7. Что мне известно о специальности, которую я выбрал.
  8. Энергоэффективность и методы ее повышения.
  9. Энергосберегающие технологии и материалы.
  10. Электромагниты и их применение.
  11. Электрический ток.
  12. Светоизлучающие диоды.
  13. Проблемы энергосбережения.
  14. Применение полупроводников в технике.
  15. Потери электрической энергии при транспортировке.
  16. История развития электрического освещения.
  17. Защита от электромагнитных излучений.
  18. Заземление: теория и практика.
  19. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития производства электроэнергетики.
  20. Электрическая энергия, ее свойства и применение.
  21. Основные функции электроприводов и их классификация.
  22. Способы получения, передачи и использования электрической энергии.
  23. Выпрямительные устройства в электроэнергетике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по написанию рефератов

Методические указания по написанию рефератов предназначены для выполнения отчетных работ студентами ЮПК...

Методические указания по оформлению дипломной работы

Методические указания по оформлению дипломной работы содержат общие положения по оформлению; структуру работы; основные требования, предъявляемые к ней.Предназначены для студентов всех специальностей...

Методические указания по подготовке к зачету по дисциплине "Техника машинописи"

Методические указания включают в себя описания систем обучения машинописи, знакомство с клавиатурой ПК, правильную потановку рук и удара по клавишам при наборе текста, указаны примерные нормативы скор...

Методические указания для подготовки презентаций

Методические указания по английскому языку для подготовки презентаций....

Методические указания для подготовки докладов

Методические указания для подготовки докладов по английскому языку....

Методические указания по выполнению и оформлению учащимися научно-исследовательских работ в области нанотехнологий в домашних условиях (без специального оборудования)

Выполнение научной работы в области нанотехнологий является достаточно сложной задачей. Хорошая исследовательская работа подразумевает наличие эксперимента, но далеко не каждый школьник имеет возможно...

Методические указания для написания реферата

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным ...