Программа "Природа вокруг нас"
рабочая программа на тему

Филиппова Надежда Александровна

 

Цель программы: содействие формированию экологического сознания и культуры в окружающей среде у дезадаптированных детей школьного возраста.

Задачи:

- Привить воспитанникам знания, умения, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

-Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в природе в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

- Содействие формированию экологического сознания и культуры.

-Обучение приемам наблюдений в природе простейшими методами мониторинга окружающей среды.

- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности.

- Стимулировать у воспитанников самостоятельность в принятии решений и выработки умений и навыков в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx86.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

 Республики Мордовия  

«Социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних

«Радуга»








Программа
«Природа вокруг нас»
(для детей старшего школьного возраста)





         

                                                                        Составитель
                                                                 
Надежда Александровна Филиппова
                                                                  воспитатель государственного
                                                                  казенного учреждения социального

                                                                   обслуживания РМ  «Социально-

                                                                   реабилитационный центр для

                                                            несовершеннолетних «Радуга»

го Саранск, 2013г

                  Информационная карта программы

1.

Виды программы

Профилактическая

2.

Цель программы

Формирование у воспитанников экологического сознания и культуры поведения в окружающей среде

3.

Область применения

ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

4.

Целевая группа

Группа старшего возраста

5.

Формы и методы

Групповые, индивидуальные;

беседы, диспуты, агитбригады, практические занятия, КВН, викторины, походы, игры

6.

Нормативно

правовое

обоснование

  1. Конвенция ООН « О правах ребёнка»
  2. Федеральный закон от 24 июля 1999 г. №120 «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних».
  3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223 – ФЗ

7.

Срок реализации

В течение года

                                          Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений в работе с подрастающим поколением признано экологическое воспитание. В процессе организованного взаимодействия подростков с природой решаются многие педагогические задачи: нравственное воспитание, гражданское, патриотическое, эстетическое, трудовое. В целях повышения уровня экологического воспитания воспитанников реабилитационного Центра « Радуга» была разработана программа « Природа вокруг нас» для детей от 11 до 17 лет.

Природа помогает воспитывать в подростках такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, взаимопомощи, представляет им богатый опыт по взаимодействию с окружающим, что способствует их успешной социализации. Экологическая культура приобретается в природной среде, где можно своими глазами увидеть, руками потрогать и ощутить хрупкость и невинность природы. В процессе взаимодействия с природной средой существенно обогащается процесс воспитания подростков за счет коллективной познавательной деятельности. Коллективная атмосфера и романтика создают прекрасные условия для экологического воспитания.

Поэтому необходимо познакомить воспитанников реабилитационного Центра с правилами поведения и безопасности в природе, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе. Сформировать у ребят сознательное и ответственное отношение к природе, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватной ситуации.

Программа «Природа вокруг нас» позволит организовать процесс профилактической работы, который даст воспитанникам возможность получения полезных знаний, а так же привить устойчивые навыки экологической культуры в любой экологической ситуации.

Цель программы: содействие формированию экологического сознания и культуры в окружающей среде у дезадаптированных детей школьного возраста.

Задачи:

- Привить воспитанникам знания, умения, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

-Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в природе в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

- Содействие формированию экологического сознания и культуры.

-Обучение приемам наблюдений в природе простейшими методами мониторинга окружающей среды.

- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию       личности.

- Стимулировать у воспитанников самостоятельность в принятии решений и выработки умений и навыков в реальной жизни.

Основные принципы программы:

- Принцип дифференциации: в воспитании учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

-Принцип доступности изучаемого материала;

- Последовательности и систематичности;

- Наглядности;

- Сезонности – следует учитывать местные условия, время года, особенности учреждения (наличие ландшафтных зон на территории).

Педагогическая целесообразность

Программа «Природа вокруг нас» позволит выработать в воспитанниках реабилитационного Центра стремление получить знания, практические навыки.

Реализация данной программы позволит детям быть внимательными, ответственными за сохранения окружающей среды.

Общая характеристика программы «Природа вокруг нас»

Программа «Природа вокруг нас» рассчитана на один год занятий с детьми от 11 до 17 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, не считая ежедневные игры по темам программы, наблюдения за окружающей средой во время прогулок и сопровождения в школу, просмотра познавательных фильмов, посещения Ботанического сада, краеведческого музея, музея экологии МГПИ им.М.Е. Евсевьева, зоопарка, станции юных натуралистов.

Содержание программы состоит из 5 модулей и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа реализуется на коллективных занятиях, продолжительностью до 45 минут. Работа включает следующие формы проведения теоретических занятий: тематические беседы, викторины, экологические турниры, творческие конкурсы, игры, выставки, экскурсии, выпуск экологических газет к праздникам.

Программа построена с учетом подготовки и общего развития воспитанников и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся экологические ситуации, в которых ребенок может оказаться в природных условиях.

Структура программы «Природа вокруг нас»
















Модуль № 1

«Земля, вода и воздух»  

Цель: формировать знания о строении и истории земной коры, значения воздуха и воды в жизни человека.

Модуль № 2

«Флора»

 Цель: формировать у воспитанников устойчивые знания и навыки о растениях их разнообразии, рациональном использовании, эстетическом значении растений для человека Обучения простейшим методам мониторинга окружающей среды.

Модуль № 3

«Фауна»

Цель: формировать у воспитанников знания о многообразии различных животных о их среде обитании и роли в жизни человека.    

Модуль № 4

«Охрана природы»

Цель: формировать у воспитанников понимания места человека в природе. Соблюдения правил поведения, знания о источниках экологических проблем, а том, что надо делать, чтобы решить эти проблемы.

Модуль № 5

«Безопасное поведение в природе»

Цель: формировать культуру безопасного поведения на природе.

Место программы «Природа вокруг нас» в работе

Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия  Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних

Необходимыми условиями для эффективной качественной реализации программы «Природа вокруг нас» является взаимодействие с внешними организациями, учреждениями и специалистами ГКУ СО РМ «СРЦН «Радуга»:

Новизна: для школьников особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации:

- движение (активное практическое действие, как реализация полученных знаний);

- слово (беседа, рассказ).

 Эту возможность и представляет программа «Природа вокруг нас».

Программа «Природа вокруг нас» ориентирована не на вооружение детей готовыми знаниями, рецептами поведения  на все случаи жизни, а на их самостоятельный поиск быстрого и эффективного выхода из сложной ситуации. В соответствии с вышеуказанным, новизна данного опыта заключается в создании системных занятий, которые могут быть как познавательными и спортивными, так и декоративно – прикладными.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты, ожидаемые от реализации программы: «Природа вокруг нас».

           Личностные результаты, ожидаемые от реализации программы:

-развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов воспитанников в различных ситуациях;

- формирование потребности соблюдать и осознано выполнять правила основ безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности, осознание ответственности за общее благополучие;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Природа вокруг нас»;

- воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты, ожидаемые от реализации программы:

-овладения умениями анализировать причины возникновения опасных ситуаций; выявлять причину следственных связей опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасного поведения с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- формирование умений взаимодействовать с окружающим, выполнять различные социальные роли в обществе.

 Предметные результаты, ожидаемые от реализации программы:

-знания об экологических проблемах, чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на человека;

- умения видеть что-то необычное в изменении природы;

- умения применять полученные теоретические знания на практике- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

   

Коммуникативные результаты, ожидаемые от реализации программы

Формирование умений:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

-формировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание программы « Природа вокруг нас»

Модуль №1. Земля, Вода и Воздух

Тема 1. «Камни и их красота»

Цель: развитие познавательного интереса у воспитанников, формирование умения владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях.  

Тема 2. «Без воды - и ни туды и ни сюды»

Цель: формировать знания у воспитанников в вопросах: польза воды в природе, агрегатное состояния воды, формы воды в природе, меры по охране воды.  

Тема 3. «Вода-богатство»

Цель: применение полученных знаний, умений и навыков во время проведения праздника.

Тема 4. «По морям по волнам»

Цель: формировать знания о реках, морях, океанах.

         Тема 5. «День Земли»

Цель: учить обобщать мнения, представления, суждения о Земле как о планете людей, воспитывать бережное отношение к природе.

Тема 6. «Как экономить ресурсы»

Цель: формировать знания о природных ресурсах, их использовании человеком, воздействие человека на природу, последствиях нарушений экологического равновесия на планете.

Тема 7. «Воздухом Земля одарена - от того цветущая она!»

Цель: формировать знания детей о газовом составе, потеплении климата, возникновение смогов, кислотных дождей, шумовых загрязнений атмосферы.

Тема 8. «Я дышу, а значит- я живу»

Цель: раскрыть проблему загрязнения атмосферы с применением исторических знаний и современных фактов.

Модуль№2 «Флора»

Тема 1. «Про зеленые леса и лесные чудеса»

Цель: формировать знания детей о растительном мирре леса, широколиственном лесе, вечнозеленом.

Тема 2. «Путешествие по ландшафтным зонам»

Цель: формировать знания воспитанников о различных зонах, их растительности и привлекательности.

Тема 3. «Чудо-дерево»

Цель: расширять знания детей о редких деревьях: конфетное, секвойе, молочное, колбасное, хлебное, молочное, самшит.

Тема 4. «Травы жизни и их искатели»

Цель: сформировать понятие о многообразии лекарственных трав, умения правильно собирать лекарственное сырьё. Познакомить с историей применения лекарственных трав.

Тема 5. «Цветочный интерес»

Цель: научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасное творение природы. Закреплять знания о луговых, садовых, комнатных цветах.

Тема 6. «Чай для здоровья»

Цель: формировать у воспитанников знания о чаи, из чего его делают и чем он полезен для человека.

Тема 7. «Праздник Урожая»

Цель: закрепления знаний о растительном мире. Учить применять сформированные знания и умения на практике, развивать наблюдательность, умения делать выводы.

Модуль№3   «Фауна»

Тема 1. « Эти удивительные животные»

Цель: дать детям представления о взаимосвязи всего живого на Земле, что у  каждого животного своя территория которую они защищают.

Тема 2. «Ах, эти кошки»

Цель: познакомить детей с различными породами кошек , их поведении, способностями, рассказать о истории появления этих животных.

Тема 3. «Птицы и их разнообразие»

Цель: формировать знания детей о птицах и  их  среде обитания, учить ребят проявлять заботу о пернатых.

Тема 4. «Кто как зимует»

Цель: формировать у ребят знания как животные переносят холода и что должен делать человек , чтобы помочь животным.

Тема 5. «Птичий базар»

Цель: закрепления знаний, умений во время проведения КВН.

Модуль№4  «Охрана природы»

Тема 1. « Охрана воздуха»

Цель: познакомить воспитанников с основными загрязнителями воздуха. Глобальными проблемами человечества связанными с состоянием воздуха.

Тема 2. «Охрана воды»

Цель: познакомить воспитанников с источниками загрязнения воды, состоянием водных ресурсов и методами очистки.

Тема 3. «Охрана Земли»

Цель: познакомить ребят с мерами по предотвращению негативного воздействия добычи минеральных ресурсов на ландшафты. Предупреждения загрязнения почв.

Тема 4. «Охрана растений»

Цель: познакомить воспитанников с правилами поведения на природе, в лесу. С Красной книгой о растениях.

Тема 5. «Охрана животных»

Цель: познакомить ребят с ролью заповедников в охране животных. С Красной книгой о животных.

Модуль№5  «Безопасное поведение в природе»

Тема 1. «Царство грибов»

Цель: познакомить детей со съедобными и не съедобными грибами , места сбора и способами обработки.

 

Тема 2. « Умеешь ли ты обращаться с животными»

Цель: рассказать о правилах поведения, при встречи с различными животными и общении с ними.

Тема 3. «Опасность клещей»

Цель: рассказать чем опасны клещи ,что надо делать если он попал на кожу.

Тема 4. «Ядовитые растения»

Цель: знакомить ребят с ядовитыми растениями, их токсические свойства и особенности действия на человека. Знать симптомы и первые признаки отравления, приемы оказания первой помощи.

Тема 5. «Что одеть в лес»

Цель: учить ребят, что одежда должна быть удобная, тело закрыто, обувь спортивная.

Тема 6. «Не зная броду, не лезьте в воду»

Цель: познакомить детей с правилами на воде, нырять в незнакомых водоёмах опасно.

Тема 7. «Природы мудрые советы»

Цель: закрепить правила поведения в природе, воспитывать бережное отношения к природе.

Тема 8. «Ориентирование»

Цель: формировать умения детей определять свое местонахождение относительно сторон горизонта и найти правильное направления движения.

Тематическое планирование

Название

разделов

и тем

Количество часов

Сроки проведения

Формы занятия

Формы и виды текущих и итоговых результатов

   Модуль №1

«Земля, Вода, Воздух»

III

квартал

1

«Камни и их красота»

   2

IV

квартал  

Беседа,

Экскурсия в музей

2

«Без воды и ни туды и ни сюды»

   2

I

квартал

Интегрированное занятие

3

«Вода - богатство»

   1

II

квартал

Интеллектуально -познавательная игра

4

«По морям по волнам»

   1

II

квартал

КВН

5

«День Земли»

   1

III

квартал

Театрализованный праздник

6

«Как экономить ресурсы»

   2

II

квартал

Ток - шоу

7

«Воздухом Земля одарена - от того цветущая она!»

   2

I

квартал

Беседа, конкурс рисунков

8

«Я дышу, а значит – я живу»

   1

I

квартал

викторина

После изучения материала данного модуля проводится открытое мероприятие в виде викторины.

Модуль №2

«Флора»

Количество часов

Сроки проведения

Формы

 занятия

Формы и виды текущих и итоговых результатов

1

«Про зеленые леса и лесные чудеса»

2

I квартал

Беседа,

 целевая прогулка

2

«Путешествие по ландшафтным зонам»

2

II квартал

Беседа, экскурсия в Ботанический сад

3

 «Чудо-дерево»

1

I квартал

Беседа

4

 «Травы жизни и их искатели»

1

III квартал

Беседа с элементами игры

5

 «Цветочный интерес»

2

IV квартал

Беседа с элементами игры  

6

«Чай для здоровья»

2

II квартал

Практическое занятие

7

 «Праздник Урожая»

1

III квартал

Театрализованное представление

Итоговые результаты по данному модулю представлены в коллективной выставке работ воспитанников

Модуль №3

 «Фауна»

1

«Эти удивительные животные»

2

I квартал

беседа

2

 «Ах, эти кошки»

1

I квартал

КВН

3

«Птицы и их разнообразие»

2

II квартал

  беседа

4

 «Кто как зимует»

1

I квартал

беседа

5

 «Птичий базар»

1

I квартал

Конкурсная программа

В  качестве заключительного проводиться конкурсная программа, на которой воспитанники демонстрируют всё, что они усвоили по темам данного модуля.

Модуль № 4  «Охрана природы»

1

 « Охрана воздуха»

1

I квартал

беседа

2

 «Охрана воды»

1

II квартал

беседа

3

 «Охрана Земли»

1

II квартал

диспут

4

 «Охрана растений»

1

II квартал

Экскурсия в лес

5

 «Охрана животных»

1

IV квартал

Беседа, целевая прогулка

Итоговые результаты работы показаны в костюмированном театрализованном представлении.

Модуль № 5 «Безопасное поведение в природе»

1

«Царство грибов»

1

III квартал

беседа

2

« Умеешь ли ты обращаться с животными»

1

II квартал

Экскурсия в зоопарк

3

 «Опасность клещей»

1

II

беседа

4

 «Ядовитые растения»

1

III

беседа

5

 «Что одеть в лес»

1

II

беседа

6

«Не зная броду ,не лезьте в воду»

1

III

беседа

7

«Ориентирование»

1

II

беседа

8

«Природы мудрые советы»

1

III

Конкурс рисунков

Знания, полученные воспитанниками при изучении тем данного модуля, представлены в виде выставке творческих работ.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально - технического оснащения

  Учебный инвентарь:

Набор инструментов для сада.

Набор для комнатных растений.

Лейка , ведра, опрыскиватель.

Таблички для огорода.

Таблички для ландшафтных зон.

 Экранно - звуковые пособия:

Видеофильмы, аудиозаписи, слайды, презентация в цифровом виде по темам программы «Природа вокруг нас».

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Научная, научно - популярная литература.

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари).

Методические пособия для воспитанников.

Печатные пособия:

Плакаты на экологические темы.

Карточки с животными и растениями.

Настольно – печатные игры.

Папки - раскладушки.

Гербарий

Коллекция камней.

Технические средства обучения:

Телевизор- 1.

Компьютер- 1.

Мультимедиа проектор- 1.

Стол для проектора- 1.

Экран на штативе- 1.

Результаты, ожидаемые от реализации программы

В ходе реализации содержания программы воспитанники должны овладеть:

- правилами поведения в природе;

- основными сведениями по охране природы;

- общаться со сверстниками и взрослыми;

- знать о значении природного окружения для здоровья человека;

- выработать умения предвидеть опасные ситуации и обходить их.

Результаты могут быть представлены в форме коллективных выставок работ детей, открытых мероприятиях, итоговых занятий, участия в конкурсах, марафонах.

  За достигнутые положительные результаты могут иметь место моральные (словесные одобрения) поощрения. По результатам учебного года лучшие воспитанники на итоговой общецентровской линейке награждаются почетными грамотами, благодарностями.

Глоссарий

Атмосфера – оболочка воздуха вокруг земли, защищающая все живое от губительных воздействий космоса.

Биом – совокупность видов растений и животных какого- либо района (тундры, тайги, широколиственных лесов, пустынь и т. д.).

Вид – совокупность популяций, особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства.

Гидросфера – водная оболочка планеты (реки, моря, озера, океаны и т. д.).

Дефляция – ветровая эрозия.

Заповедник – полностью изъятая из хозяйственного пользования территория с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов.

Зимняя спячка – приспособление животных к перенесению зимнего времени года (зимний сон).

Красная книга – анкетированный список животных или растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Ландшафт – природно-территориальный комплекс с преобладанием одного типа биогеоценоза, обычно незначительной территории ( не менее нескольких квадратных километров).

Литосфера – верхняя твердая оболочка земного шара.

Миграция – перемещение людей, животных в пространстве и по профилю почвы.

Мониторинг – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды.

Орнитология – наука, изучающая жизнь птиц.

Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

Фауна – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.

Флора – совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории.

Хоминг – привязанность животных к участку их обитания.

Экология – наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

Список источников

  1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе, М: Дет. Лит., 1988 – 143 с.
  2. Александров В.А. Живая вода. – М: Мысль, 1982 – 126с.
  3. Агесс П. Ключи к экологии. – Л., 1982.
  4. Астанин А.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. – 2 – е издание , 1974. – 255с.

5.Арманд – Ткаченко Г.В. Календарь по охране природы: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1964. – 132 с.

6.Артамонов В. И. растения и чистота природной среды – М.: Наука. 1986, - 172 с – ( Серия «Человек и окружающая среда»).

7. Владимиров А. В. Рассказы об атмосфере. Пособия для учащихся. М.: Просвещение. 1974 – 128 с.

8. Гусев А. М. Антарктида. Океан и атмосфера. Пособия для учащихся. М.: Просвещение, 1974 – 17с.

9.Добровольский В.В. Химия Земли – М.: Просвещение, 1989. – 176с.

10.Кисин И. Г. Землетрясение и подводные воды. – М.:Наука,1982. – 176с. – (Сер. «Человек и окружающая среда»

11.Муранов А.П. В мире необычных и грозных явлений природы. Пособия для учащихся. М.: Просвещение, 1974444 – 176с.

12.Муранов А.П. Волшебный и грозный мир природы. Пособия для учащихся. М.: Просвещение, 1974 – 143с.

13.Никитенко К.П. В погоню за облаками. – М.: Мысль. 1976. -173с.

14. Романов Н.е. Целебные силы природы. – М.: Знание, 1969. – 64с.

15. Силаева Т.Б., Тихомиров В.Н., Майоров С.Р. Редкие и исчезающие растения Мордовии: Учеб. Пособие. – Саранск: Изд – во Мордовского .ун-та 1966. – 72с.

16.Турманина В.И. Растения рассказывают. – М.: Мысль, 1997. – 156с.

17.Улицкий Ю.А. Океан надежд: ( Освоение и использование богатств Мирового океана). Книга для внеклас. Чтения УП-IX кл. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983. – 191. ( Сер. «Мир знаний»).

18.Щетников Н.А. Цунами –М.: Наука, 1991. – 88с. – (сер. «Планета Земля и Вселенная»).

19.Яблоков А.В. Ядовитая приправа: Проблемы применения ядохимикатов и пути экологизации сельского хозяйства. – М.: Мысль,1990. – 126с.

 

Уровень усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков по формированию экологического сознания и культуры поведения в окружающей среде (2013 год)                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Немецкий вокруг нас"

С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

Презентация  Зачем нужна химия...

Чудеса вокруг нас

Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"

Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....