Моделирование при решении текстовых задач
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Базарова Раиса Николаевна

Моделирование – это универсальное учебное действие, выражающееся в   преобразовании  объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные  характеристики объекта.  В краткой презентации представлено видение учителя об основных этапах формирования навыков  математического моделирования при обучении учащихся умению решать текстовые задачи практического содержания в соответсвии с требованиями ФГОС ООО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_pri_reshenii_zadach.pptx213.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС ООО Моделирование при обучении учащихся решению текстовых задач

Слайд 2

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход , который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 3

В отечественной науке широкое распространение получила деятельностная теория учения, основоположником которой является П.Я. Гальперин. Основной единицей анализа деятельности учащегося является учебное действие Задача учителя определить, какие действия при этом должен совершить ученик. Иначе говоря, нужно выяснить, какие это действия, и сформировать их .

Слайд 4

ФГОС ООО Знаково-символические действия: - моделирование ( преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта ); - преобразование модели (специально-предметные действия, которые определяются содержанием конкретной учебной дисциплины ) Построение логической цепи рассуждений: - подведение под понятие; - выведение следствий - рассуждения по заданному алгоритму; - установление причинно-следственных связей; - построение алгоритма; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование

Слайд 5

М оделирование – это универсальное учебное действие преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта

Слайд 6

Структурирование знания - предметное моделирование : рисунок, схема, таблица, диаграмма, график; - знаково-символическое моделирование: выражение, формула, равенство, неравенство, функция; - алгоритм (как модель деятельности)

Слайд 7

Очень важно, чтобы при формировании навыков моделирования учащиеся прошли последовательно все этапы моделирования : - предметное моделирование; - рисуночное моделирование; - графическое моделирование; - моделирование в виде числового выражения; - моделирование в виде буквенного выражения; - моделирование с помощью уравнений

Слайд 8

Предметное и рисуночное моделирование Я вляются пропедевтическими и служат для усвоения учащимися основных понятий, связанных с разностным сравнением величин («больше», «меньше», «равно», «больше на…», «меньше на…») и усвоением понятий «целое», «часть целого», «сумма частей » . При этом необходимо выделить два этапа предметного моделирования: на этом этапе учащиеся при моделировании жизненной ситуации работают с реальными предметами (реальные фрукты и овощи, тетради, книги, ручки, карандаши, цветы, игрушки и др .); на этом этапе учащиеся при моделировании жизненной ситуации работают с реальными предметами, но являющимися предметными моделями других реальных предметов ( кубики, шарики, пирамидки, плоские фигуры: квадратики, кружочки)

Слайд 9

Аналогично , необходимо выделить два этапа рисуночного моделирования: на этом этапе учащиеся при моделировании жизненной ситуации работают с рисунками-картинками, на которых изображены реальные предметы ; 2) на этом этапе учащиеся при моделировании жизненной ситуации работают со стилизованными рисунками, которые заменяют рисунки-картинки.

Слайд 10

Работу по освоению моделирования текстовых задач, можно условно распределить на три этапа: Этап 1. Обучение учеников преобразованию предметных действии в работающую модель. Задача учителя на данном этапе – показать учащимся стандартные операции с множествами: объединение двух непересекающихся множеств, удаление из множества его подмножества, а также отношения между множествами; равенство множеств; множество – собственное подмножество (целое-часть ). Этап 2. Обучение учащихся составлению обратных задач на основе работы с моделью; группировка задач и моделей по видовым группам (неизвестно целое; неизвестна часть ). Этап 3. Творческая работа учеников по составлению задач по предложенным моделям: подбор модели к задачи и задачи к модели; модификация сюжета задачи с тем, чтобы она решалась по той или иной модели; обоснование правильности решения задачи на основе модели; исключение из текста задачи лишних условий и дополнение содержания задачи недостающими данными.

Слайд 11

Графическое моделирование Собственная скорость катера ( скорость в стоячей воде ) 21,6 км/ч ,а скорость по течению 4,7 км/ч. Найти скорость катера по течению и скорость катера против течения. Собственная скорость катера I__________________I 21 , 6 км/ч Скорость течения реки I _______ I 4,7 км/ч Скорость по течению I__________________I _______ I 26 ,3 км/ч Скорость против течения I__________I _ _ _ _ _ _ I 16,9 км/ч

Слайд 12

Моделирование с помощью уравнений Задача № 623 ( Математика 5 класс, И.Я. Виленкин и др.) С двух яблонь собрали 67 кг яблок, причем с одной собрали на 19 кг больше, чем с другой. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони? 1 яблоня I_________________I ___________ I х кг 19кг 67 кг 2 яблоня I ________________ _ I х кг Уравнение: Х + ( Х + 19) = 67.

Слайд 13

Комбинированное моделирование (таблица, уравнение) Задача № 1546 ( Математика 6 класс, И.Я. Виленкин и др .) На одной полке было в 3 раза больше книг, чем на другой. Когда с одной полки сняли 8 книг, а на другую поставили 32 книги, то на полках стало книг поровну. Сколько книг было на каждой полке первоначально? Уравнение: 3Х - 8 = Х + 32. Было Стало поровну 1 полка 3Х 3Х - 8 2 полка Х Х + 32

Слайд 14

Базарова Раиса Николаевна учитель математики МБОУ Гимназии № 3 г. о. Самара г. Самара, 2013г