Статья. Формирование коммуникативной компетенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.
статья по теме

Кривоногова Светлана Алексеевна

Формирование коммуникативной компитенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции

путем привлечения подростков к сценическому искусству.

Кривоногова Светлана Алексеевна

Воспитатель, МКУОШИ Панаевская школа-интернат

Среднего (полного) общего образования.

ЯНАО, Ямальский район, с. Панаевск

Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения,  проявляемых как способность и готовность  личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно – практических задач.

Поэтому современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы школьник умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Особое внимание формированию коммуникативной компетенции уделяется в подростковом и молодежном возрасте.

         Коммуникативная компетенция, влияет на учебную успешность. Простой пример: если обучающийся теряется или стесняется отвечать у доски, испытывает при этом  тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

Коммуникативная компетентность учащихся должна рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Однако мы убеждены, что формирование базовых компетенций в урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система коллективных творческих дел. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

 В нашей школе-интернат в течении 3 лет действует стажировочная инновационная площадка по теме внедрение ФГОС второго поколения в образовательный процесс. В рамках стажировочной  площадки ведутся различные программы внеурочной деятельности.  Мы считаем, что проводить работу по  формированию коммуникативной компетенции подростков через сценическое искусство в школе наиболее приоритетно. Многие ошибочно считают, что сценическое искусство это только театральная деятельность, а ведь существует очень много форм сценического искусства. Рассмотрим, какие есть формы сценического искусства:

1. Театральное искусство (англ. Performing arts) — вид искусства, особенностью которого является художественное отображение жизни с помощью сценического действия актёров или кукла-актёров перед зрителями.

2. Соли́ст (от лат. solus  один, только) — это личность, лидирующая в каком либо коллективе.

3. Дивертисме́нт (от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение»  итал. divertimento), — так называются:  ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту.

4. Репетиция (от лат. repetitio  — повторение) — тренировка театрального или иного (например, музыкального) представления, как правило, без зрителей. Осуществляется для того, чтобы отточить профессиональные навыки.

5. Драг-квин (англ. Drag queen, сленг) — исполнители, которые переодеваются в одежды противоположного пола, целью переодевания служит развлечение зрителя.

6. Фольклорное искусство: Обрядовый и не обрядовый фольклор, малые формы фольклора.

         К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки) Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций.

К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии).

Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и не сказочную.

К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот.

К не сказочной прозе относятся: предание, легенда, былина, мифологический рассказ, рассказ о сне.

К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие.

К малой форме фольклора относятся – игры, потешки, загадки, скороговорки, частушки и т.д.  

Поэтому целью работы с детьми в школе является - раскрыть творческую индивидуальность и обогатить внутренний мир детей. Актерский тренинг предполагает развитие воображения и внимания, освобождение от зажимов. Кроме того, дети учатся управлять личным самочувствием. Одна из целей понять себя через чужую логику и пластику, открыв новые и неожиданные возможности своего голоса, тела и эмоциональной природы. А так же дети постигают секреты актерского мастерства через работу над одиночными этюдами. Необходимо учить детей тому, что при выступлении на глазах у зрителя они играют простую сцену из жизни, в которой происходит событие. Здесь самое главное непосредственность, искренняя интонация, ощущение правды и, конечно же, проявления индивидуальности, собственного «Я». При обучении на репетициях особое внимание уделяется работе с речью. Работа над дыханием и выразительным голосом, работа с дикцией. Работа над монологом и стихотворением. Если это все учитывать, то это и есть секреты успешного публичного выступления. Например, предлагается произнести с разной интонацией самые простые слова, привлекая внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического упражнения. Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, и другие)

В работе с партнером дети учатся понимать людей и выражать свои мысли так, чтобы они доходили до сознания и чувства человека.

Поэтому мы считаем, что именно сценическое искусство помогает в формировании коммуникативной компетенции подростков,  ведь занятия сценическим искусством — лучшее средство для общения детей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств, для раскрепощения, саморазвития. Детскому рассудку всегда удается срыть от вас их истинный разум, возвышенный и творческий.

Литература:

  1. Новикова Т.В. Театральная деятельность как один из способов социализации личности младшего школьника. Пособие для учителя. – М.: «Астрель», 2003.
  2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис-пресс, 2003.

Для электронных ресурсов:

  1. Категория: Сценическое искусство — Википедия
  2. Программа факультативного курса для учащихся 5-ых классов 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8-9 классов в процессе изучения английского языка".

Статья "Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8-9 классов в процессе изучения английского языка" напечатана в сборнике"Человек в современном социуме:научный поиск молодых": материалы II Ре...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

[Статья] Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов

Статья Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики в коррекционной школе"

Задачей педагогики и вообще процесса школьного развития и обучения является разностороннее развитие личности. А главной задачей, стоящей перед коррекционной школой, является задача воспитания социальн...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"

Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"...