ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья на тему

Кульпина Надежда Вячеславовна

Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУЛЬПИНА НАДЕЖДА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска», учитель английского языка высшей квалификационной категории.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

                     В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.

                   Однако полиэтническую среду не следует рассматривать как "плавильный котел", в котором все этносы "переплавляются" в один. Человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам.

                 Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. В докладе международной комиссии по образованию для ХХI века подчеркивается, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

                В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Среди множества учебных дисциплин предмет «иностранный язык» занимает особое место.   Это своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения обучаемые приобретают не знания основ науки, а формируют умение и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации, что предусматривается современными стандартами образования. В государственном стандарте уровня обученности по иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными и  страноведческими знаниями. Без знания социокультурного фона сформировать коммуникативную компетенцию невозможно.

           Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения. Изучение языка невозможно без изучения культуры носителей языка, что дает возможность расширить кругозор, в том числе и в сфере этнокультурных ценностей различных народов, сравнивать, анализировать их. Это способствует развитию толерантного отношения к представителям других этносов. Практика обучения иностранному языку показывает, что эффективность обучения во многом зависит от умения учителя создать на занятии и вне его ситуации общения, сотрудничества, межличностного взаимодействия на языке (т.е. согласовать мотив учения и мотив общения). Коммуникативная компетенция - это способность вступать в коммуникацию, общение. Учет этнокультурного аспекта на занятиях иностранного языка позволяет организовать учебный процесс таким образом, что формирование грамматического материала происходит параллельно с систематическим усвоением информации этнокультурного характера и повышает эффективность работы по развитию иноязычной речи. В настоящее время в программу по иностранному языку наряду с лингвострановедческим аспектом включен и этнический, с тем, чтобы учащиеся могли рассказать о культуре, географии, политическом положении страны изучаемого языка и своей родной страны. В результате учащиеся смогут средствами иностранного языка описывать факты и явления, связанные с родной региональной культурой. Следовательно, в процессе реальной коммуникации способны транслировать ее своеобразие и сделать ее достоянием мировой культуры. Учебники, которыми мы пользуемся на занятиях, не всегда содержат необходимую этническую информацию или не могут полно отразить актуальный материал ввиду того, что он быстро устаревает. Возникает необходимость привлечения дополнительного материала, связанного с окружающей нас действительностью, отражающего события в нашей стране и за рубежом, а также местный краеведческий материал. Привлечение материала, отражающего связь с реально происходящими событиями, способствует тому, что общение приобретает коммуникативно-мотивированный характер, так как обучаемые охотно и с интересом говорят о том, что им близко и понятно, испытывают удовлетворение о того, что могут говорить на иностранном языке о событиях, которые их волнуют, о которых они хорошо осведомлены. Обращение к материалам этнического характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. Традиционно полезными в плане формирования как коммуникативной, так и этнокультурной компетентностей обучающихся  являются материалы, связанные с историческими, экономическими, социальными фактами. Значимость материалов такой направленности очень высока для становления личности, формирования мировоззрения, выработки социальной позиции. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся научиться:

  • устанавливать и применять различные межъязыковые и межпредметные связи, с опорой на  свои знания и опыт;
  • переходить от простого усвоения учебного материала к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.

В данном случае наиболее эффективен метод проектов, которые позволяют обучаемым выразить свои идеи в удобной для них форме. Если позволяет уровень языковой подготовки учащихся, то для формирования этнокультурных ценностей представляется возможным использовать элементы тренинговой работы. Можно переложить на иностранный язык упражнения, используемые социологами и психологами, направленные на осознание и актуализацию этнической идентичности, такие как: «Кто я?», «Цветок», «Музей родной культуры», «Моя визитка», «Групповая визитка», «Мое любимое место», интервью, незаконченные предложения. Они могут послужить основой для дальнейшей дискуссии и способствовать развитию как речевых навыков и умений, так и осознанию важности этнокультурных ценностей.  При этом содержание же основных психологических терминов (например, этническая идентичность) можно и не раскрывать, вводя при этом такие, вполне понятные для каждого, преставления как:

  • народ и осознание связи с ним;
  • история народа;
  • семья и семейные традиции.

           Таким образом, можно сделать вывод, что, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, ее мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через различные формы работы. В процессе воспитания этнокультурные ценности могут явиться фундаментом не только для этнического самоопределения личности, вызывать чувство гордости и удовлетворения от сознания принадлежности к тому или иному народу, но и способствовать формированию позитивного межэтнического взаимодействия, что приобретает особую актуальность в современной действительности.

Список литературы

1.    Блонский П. П . Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1979.

2.     Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Изд-во ОмГТУ, Омск, 2007.

3.     Морозова А.Н. Музейная педагогика. Творческий центр «Сфера», Москва,

    2006 – 5-8 с.

4.   Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Издательство «Учитель»,

    Волгоград, 2006 – 3-5 с.

5.   Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности. М.,2010

 

6. Степанов П. В . Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л. И. Новиковой. М., 2003.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД средствами иностранного языка

Личностные универсальные учебные действия посредством предмета иностранный язык....

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.

Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.Показателями её сформированности является готовность к осуществлению професс...

Статья Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации обучающихся средствами иностранного языка.

В обстановке обострения национальных противоречий во многих регионах России актуальным является предупреждение межнациональных конфликтов, выявление причин и условий, вызывающих конфликт ...

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при проведении ...

Программа семинара по проблеме «Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка»

Программа районного семинара по проблеме  «Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка» в рамках единой методической недели учителей  иностранного языка...