Беседа "Настоящий мужчина"
методическая разработка по теме

Куулар Чечен-оол Чаш-оолович

Беседа "Настоящий мужчина" проведена для воспитанников ДЮСШ Сут-Хольского кожууна РТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа "Настоящий мужчина"39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Настоящий мужчина»

Цель:

- воспитывать мужские качества (трудолюбие, настойчивость, волю, физические качества и т.д.)

- воспитывать уважение, толерантность друг к другу; культуру речи.

Аудитория: 12-14 лет

Методическое обеспечение: 

- материал беседы

- вырезки из газет и журналов,

- раздаточный материал

Литература:

- интернет-ресурсы

- «Калейдоскоп школьных дел», Москва-Псков,  «Сфера», 2000 г.

План классного часа:

  1. Вступление

    II. Экскурс в историю.

    III. Беседа-обсуждение «Настоящий мужчина»

  1. Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).
  2. Настоящий мальчишка, какой он? (рассуждения, выступления воспитанников с сообщениями)
  3. Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость? (практические советы)
  4. Игра «Познай самого себя»

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

Содержание классного часа

  1. Вступление

Воспитатель: тема нашего классного часа «Настоящий мужчина». 

Я зачитаю вам очень хорошие слова: «Есть одно важное качество мальчишеского “я”, которое искупает всех их недостатки – это мужество! С колыбели мальчик должен формировать свой характер, воспитывать в себе благородство, твердость духа, решительность, честность, трудолюбие, уважение к женщине, силу, здоровье, выносливость и снисходительность к слабому…

Это и есть главные качества НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ»

II. Экскурс в историю.

Воспитатель: Идеал настоящего мужчины с течением времени менялся и оттачивался.    

Состязания мужчин в первобытном обществе проходили ежегодно, на них определяли, соответствует ли мальчик, достигший определённого возраста, предъявляемым требованиям: быть выносливым, зорким, сильным, хитрым, способным оставлять плодовитое потомство.

 В Афинах растили мужчин-воинов, которые должны были защищать отчизну. Счастливыми считались родители тех, кто погиб на поле боя. Мальчиков обучали в городских школах, где их учили грамматике, музыке, гимнастике, красноречию. Греческий мужчина должен был быть хорошим охотником, красноречивым, сильным, выносливым.

 Китайские мальчики были далеки от Европы, и их воспитание имело специфический характер. Основополагающим началом в их обучении и воспитании была гимнастика Цигун. Эта методика тренирует не только тело, но и разум, делает стройным тело и мысли. Китайский мальчик и мужчина должен был быть сосредоточенным, красноречивым, но лаконичным, хорошо владеющим своим телом, выносливым, чистым, здоровым, жестоким, хитрым.

 Средневековье поставило на первое место душу, а заботу о теле отодвинуло на последнее место, но несмотря на это, мужчины тренировались, и свои турниры посвящали прекрасным дамам. Иногда рыцарский турнир состоял не только из демонстрации боевой подготовки, но и из литературных состязаний: чтения поэм, од, стихов, посвященных даме. Средневековый мужчина должен был быть сильным, мужественным, красноречивым, смелым, играющим на нескольких музыкальных инструментах.

 Эпоха средневековья сменилась эпохой Возрождения. Мужчины снова начали заботиться о красоте тела, но не забывали и о душе. Мужчины Ренессанса одевались по нескольку часов, наравне с дамами пользовались парфюмерией, шили немыслимые наряды, ходили к парикмахеру. Кстати, чулки были вначале мужским атрибутом, как и обувь с каблуками. Мужчины этого времени должны были отвечать следующим требованиям: быть сильными, владеть оружием, быть хитрыми, обладать художественными умениями.

Вопрос к аудитории: а какими качествами по вашему мнению должен быть наделён современный мужчина? Каким он должен быть, чтобы о нём можно было сказать: «Это настоящий мужчина!»?

III. Беседа-обсуждение «Настоящий мужчина»

  1. Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).

Воспитатель: Я предлагаю вам поработать в группах (группы формируются по желанию) и определить, какими мужскими качествами должны обладать настоящие мужчины. В помощь вы получите карточки. Одна из групп карточку не получает, пробует сформулировать качества самостоятельно.

Раздаточный материал на карточках (одинаковый для групп):

Сильный            Мужественный    Жизнерадостный Целеустремленный Ленивый        

Трудолюбивый  Скупой Волевой  Выносливый        

Уважительно относиться к женщинам  Благородный Честный  Вспыльчивый        

Отзывчивый  Творческий        Порядочный Хитрый        Доверчивый  Злобный        

Самостоятельный Снисходительный к слабым Заботится о своем здоровье

Грубый        Уважающий старших и заботящийся о младших Преданный

Другие __________________________

В течение 4-5 минут группа отмечает те качества, которыми должен обладать настоящий мужчина. Затем  заслушиваются высказывания воспитанников. Беседа продолжается.

Воспитатель: можете ли назвать тех мужчин, которые обладают какими либо из названных вами качеств (ваши отцы, дедушки, может быть это ваш дядя или учитель). Расскажите о поступках этих людей, которые характеризуют эти качества (рассказы воспитанников)

     Воспитатель: Я хочу отметить три важных качества, которые, на мой взгляд, должны быть присущи настоящим мужчинам:

1. Мужчина – защитник. Защитник Отечества, защитник младшего, защитник женщины. Защитник должен быть сильным и смелым, только тогда он способен защитить.  Если ты хочешь быть настоящим мужчиной – стань сильным и смелым. Сильным не только физически, но и морально. Воспитывай  в себе силу тела и силу духа!

2. Мужчина-помощник. Без трудолюбия нет настоящего мужчины! Настоящий мужчина не чурается никакой работы, даже той, которую принято называть «чисто женской». Настоящий мужчина любит всякий труд, в том числе и домашний. Учитесь трудиться!

3. Мужчина – тот, кто спешит делать добрые дела и не требует за это никакого вознаграждения. У настоящего мужчины – добрые, умелые, трудолюбивые руки. Будьте добрыми и милосердными, мальчишки!

  1. Настоящий мальчишка, какой он?

Воспитатель: Вы, мальчишки! Великое, беспокойное, громкоголосое племя. Вы несете на плечах будущее. Все, что случится в нашем большом и сложном мире завтра, и послезавтра, непременно будет делом ваших рук, вашего таланта, вашего упорства и вдохновения.

И прежде чем вы займете свое место в жизни, вам нужно пройти нелегкую школу мальчишества. И от ваших нынешних успехов зависит очень многое.

Если мальчишка быстрее всех заканчивает стометровку, это, разумеется, великолепно! Но если он норовит перед самым финишем подставить подножку сопернику и победить таким образом, тогда -худо.

Если мальчишка научился не просто махать кулаками, а знает десяток приемов бокса- отлично! Но если он показывает искусство не в честном бою, а преимущественно на тех, кто слабее и беззащитнее его – такое не вызывает симпатии.

«Если» и «но» – этими двумя коротенькими словечками можно было бы начать очень длинный перечень размышлений о настоящих мальчишках.

Да, ненастоящие мальчишки тоже живут на свете. И тут уж ничего не изменишь. Можно носить модную одежду, быть постриженным по-мужски, можно мастерски боксировать, но… при этом не быть настоящим мальчишкой.

 И снова совершим экскурс в историю. Русь всегда славилась богатырями: так неужели в сегодняшний день мы будем сдавать позиции?!

  Князю Святославу было 4 года, когда его мать, княгиня Ольга, взяла его в поход. Она надела на мальчика шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок!». «Я не боюсь, мама!» - ответил сынок-князь. Святослав с малых леи упражнялся в верховной езде, учился владеть мечом…

   Царевич Петр в 15 лет с «потешным» отрядом проходил солдатское дело. Сын был совершенно счастлив, когда мать в ознаменование его успехов в военном деле подарила ему сержантский мундир. Он стал великим, могучим преобразователем, определившим путь России на столетия.

    Полководец Александр Суворов. Нареченный в честь Александра Невского, он был слаб и худ, но он стал прилежен в учебе и молитве. Он регулярно обливался холодной водой… За долгую жизнь Суворов прошел все ступени высшей службы снизу доверху. Самая главная его победа, самая убедительная – победа над собственной слабостью.

  Мы знаем достаточно примеров мужества юных  героев-защитников Отечества в трудные  минуты испытаний.

Один из таких юных героев Аркадий Каманин. 14-летний мальчишка Аркадий Каманин во время войны стал летчиком. Он брал пример со своего отца, Героя Советского Союза летчика Николая Каманина и его друга – летчика Михаила Водопьянова. Отец не пускал его в воздух, говорил, что нужно подрасти. В начале войны Аркадий работал на авиазаводе. Потом на аэродроме. Опытные пилоты иногда брали его в полет и даже доверяли управлять самолетом. Однажды ему удалось посадить самолет, когда летчика   ослепила вражеская пуля. После этого Аркадий стал всерьез учиться летному делу и летать самостоятельно.

        Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился. Он вытащил из горящего самолета летчика, раненного в голову. Пилот попросил его снять с самолета фотокамеру (это был самолет-разведчик) и сообщить в часть, что задание выполнено. Аркадий перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. И таких драматических эпизодов в боевой жизни Аркадия – множество. Закончил он войну в 16 лет кавалером трех боевых орденов.

 Конечно, воин живет в каждом мальчике. Он просто дремлет до той минуты, когда наступит грозный час. Что же давало силу нашим мальчишкам встать против любого сильного врага? (ответы воспитанников: мужество, смелость, любовь к Отчизне…)

    Воспитатель: Мужчина должен быть мужчиной. Ведь и в семье мужчина – голова. Поговорим о нашем времени, времени непростом.

    Говорят, что женщины- слабый пол, а мужчины- сильный. К сожалению, той половине человечества, которая прежде была защищаемой мужчиной, все чаще приходится защищаться от тех, кто раньше защищал ее… Времена рыцарей, готовых ради дамы на все, безвозвратно ушли.  

     Я очень хочу, чтобы вы, мальчишки, сумели защитить слабого, встать на защиту женщины, старика или даже беззащитного котенка. Тогда можно считать, что такой мальчишка станет настоящим мужчиной.

    Знаете ли вы мальчишек – героев,  ваших современников? Расскажите о них. (рассказывают воспитанники, их выступления заранее подготовлены)

  1. Майкл 7 лет, США, вместе с отцом Джастином ехали на грузовом автомобиле домой на свою ферму, когда лопнула шина и автомобиль перевернулся. Когда через несколько минут отец очнулся, оказалось, что его нога заблокирована в кабине, и он не может самостоятельно выбраться и позвать на помощь. Майкл смог выбраться через разбитое лобовое стекло и попытался освободить отца с помощью монтировки, но ему не хватило силы. После он добрался до рации, но она не работала из-за обрыва цепи питания. С помощью указаний отца мальчик подсоединил необходимые провода к рации, подключил питание и вызвал службу спасения.
  2.  Коди из США,   5 лет, просто спас своего младшего трехлетнего брата от гибели, вытащив его из горящего трейлера, где тот спал. Мать к тому времени не могла добраться до детской спальни с другого конца дома из-за разгоревшегося в коридоре пламени. Если бы не пятилетний старший брат, ребенок скорее всего задохнулся бы в дыму.
  3. Чарли Симпсон, 7 лет. Мальчик получил ранение в лицо, когда попытался спасти свою мать от взбесившегося наркомана с ножом. Натан прыгнул на спину Хью Кларка, который собирался убивать его мать Эну. Кларк отвлекся на досадное недоразумение в виде маленького мальчика и стукнул его ножом в лицо, сильно напугав. Но даже в таком состоянии Натан смог выбежать из дома через запасной выход и позвать на помощь соседей. Как оказалось позже, матери мальчика было нанесено восемь ударов ножом, но к счастью она выжила, не в последнюю очередь благодаря своему сыну.
  4. Героический поступок совершил шестнадцатилетний паренек Коля Пилюгин из поселка Новорудный! Его смелость, умение быстро принимать решения и навыки в спасении утопающих помогли остаться в живых десятилетнему мальчику Диме Филлипову.

   Сам Коля уверенно плавать научился совсем недавно, но это его не остановило,  когда он увидел тонущего малыша. Когда Коля подплыл к тонущему ребенку, его на поверхности воды, уже не было. Подросток стал нырять и шарить по дну руками. Кое – как нащупав тело ребенка, он подхватил его и поплыл к берегу. И на берегу, юный спасатель не растерялся. Откачав воду из легких, он сделал ребенку искусственное дыхание. К моменту прихода врачей маленький утопленник был в полном порядке (не считая стресса).

О своем героическом поступке Коля и его родители никому не        рассказывали.  О нем случайно от своих подчиненных узнал Евгений Самиянович, он то и сообщил в администрацию района о самоотверженном поступке подростка.

 Первые знания по спасению Коля получил в школе на уроке ОБЖ, а летом применил их на практике. За свой героический поступок Николай Пилюгин представлен к награде.

  1. В Иглинском районе пятилетний мальчик вынес из огня свою двухлетнюю сестренку. Хозяева одного дома по улице Дубинина в селе Тавтиманово вернулись домой с ночной смены.  Перед тем как лечь спать, взрослые включили обогреватели.

     В половине шестого, когда начался пожар, в доме не спали лишь дети супругов – пятилетний сын и двухлетняя дочка. Почувствовав запах дыма, мальчик вошел в комнату родителей и увидел, что рядом с кроватью горит мебель. Он начал будить родителей, но те не просыпались. Тогда малыш взял на руки сестренку и понес ее к бабушке.

     К тому времени дым увидели соседи. Они и вызвали пожарных. К несчастью, спасти взрослых было невозможно: они отравились угарным газом.

  1. Однажды 8летний мальчик смог спасти троих еще совсем маленьких ребятишек. Они провалились под лед, а он их вытащил. Вот как он сам рассказывает об этом случае…

« Когда я увидел, что санки под лед ухнули, я сразу решил –надо лезть, а то… Ну, вы понимаете… Рядом все-равно никого не было.

Только просто так я не мог лезть, лед-то тонкий и я бы провалился. Я взял на берегу доску, бросил на лед и пополз с доской. Когда я их вытащил –они все замерзшие были, дрожали. Я сказал им: бегите! А они не бегут. Тогда я схватил хворостину и давай их стегать. Они испугались и побежали»

Так мальчик спас три детские жизни.

  1. (воспитатель) Герои живут и среди нас.

Руководитель Московской области Андрей Воробьёв в воскресенье 1 сентября  принял участие в открытии памятника 7-летнему кавалеру Ордена Мужества Жене Табакову. Памятник второкласснику в подмосковном Дуброво был установлен по инициативе властей Московской области, коллектива «Первого канала» и сотрудников Следственного комитета РФ. Семилетний Женя Табаков погиб 28 ноября 2008 года защищая честь и достоинство своей сестры от посягательств преступника.  Женя – самый молодой гражданин России, удостоенный высокой государственной награды.

    Со словами благодарности и поддержки обратился Воробьёв к матери героя Галине Табаковой. «В нашей жизни, в жизни каждого человека все определяют поступки и наши дела. Давайте быть похожими на наших героев, на людей, с которых нужно брать пример. Женя один из таких героев… Вы должны знать, что подвиг вашего сына сохранится не только в вашем сердце, но и в сердцах миллионов людей», – сказал Воробьёв.

     Николай Табунов, суворовец нашего взвода, 23 мая 2012 года награжден  медалью «За спасение погибающих» за то, что в феврале месяце 2011 года в лютую метель пытался спасти свою маму и брата от неминуемой гибели. Маму, к сожалению, спасти не удалось. Брат Николая также учится в нашем училище. Мы гордимся нашим героем!

     Воспитатель: эти дети, живущие в России, совершили благородные поступки, и правительство России наградило их за подвиг. А всегда ли смелый поступок совершается ради награды? (ответы воспитанников)

     Думали ли эти герои, когда бросались в горящий дом или в ледяную воду, что их будут чувствовать? Как вы думаете? Для того чтобы совершать такие поступки, надо иметь доброе, благородное сердце. Воспитывать в себе силу воли. Наверно, страшно было им в огне, в воде, но они думали не о себе, а о необходимости прийти на выручку, подать руку помощи. Вы хотели быть такими, мальчишками?  (ответы воспитанников)

  1. Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?

    Воспитатель:  Все хотят быть сильными и смелыми. Смелыми не родятся, смелыми становятся. Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?

Первое направление.

Всегда, даже в самую трудных случаях жизни, отстаивай правду. Ту правду, в которую ты веришь, которой предан. На этом пути расцветает смелость души и ума человека.

Второе направление.

Будь крепким и здоровым. Возьми спорт в свои союзники. На этом пути расцветает смелость тела.

С чего же начинать?

  1. Каждый день зарядка! И даже дома на каникулах!
  2. После зарядки следует обливаться холодной водой или принимать душ (хотя бы умываться холодной водой)
  3. Больше бывать на свежем воздухе.
  4. Тренировать силу рук и ног (отжимания, подтягивания, силовые упражнения)
  5. Заведи дома простейший спортинвентарь (экспандер, мяч, перекладину, мяч для рук) и занимайся даже на каникулах!
  6. Ходи в спортивную секцию, которая по душе.

Не каждый станет выдающимся спортсменом, но спорт нужен любому человеку прежде всего для него самого- для развития и здоровья. А настоящему мальчишке для того, чтоб развивать силу, выносливость, ловкость, смелость.

  1. Соблюдай режим дня. Таким образом ты воспитываешь силу воли и внутреннюю дисциплину. Тебе проще будет успевать делать то, что ты хочешь и то, что тебе нужно сделать.
  2. Ты согласишься, что ведешь в основном сидячий образ жизни. Именно поэтому тебе необходимо научиться правильно сочетать умственную нагрузку и физическую. Поэтому когда есть возможность – позанимайся спортом. Или сделай несколько простых  физических упражнений.
  3. Сон – это то, что надо! Сон – один из самых эффективнейших способов устранения умственной и физической усталости. В вашем возрасте оптимальное время для сна и ночного отдыха -9 часов. Посчитай: отбой в 22.00, подъем –в 7.00. Все верно? Тебе следует выработать привычку, условный         рефлекс – вовремя ложиться и вовремя вставать.
  4.  Некоторые люди очень долго отходят ото сна. Советую несколько несложных упражнений. 1. «Потягунчики» -лежа на спине, вытягиваешь ноги, пытаясь достать кончикам пальцев до края кровати. Руки вытягиваешь над головой и  напрягаешь тело, затем полностью расслабляешься. 2. Попеременное сгибание ног в коленях. При этом продолжать лежать на спине, руки вытянуть вдоль тела. Делать по 10 раз на каждую ногу. 3. Лежа на спине, поднимать ноги вверх, стараясь их не сгибать. Повторить 5 раз. 4. Перевернуться на живот и голову повернуть в правую сторону. Руки плотно прижаты к телу. Приподнимать ноги, голову и плечи и поворачивать голову налево-направо. Затем расслабиться и уткнуться в подушку.
  5. Соблюдай гигиену. Это является и залогом здоровья, и качеством настоящего мужчины

  1. Игра «Познай самого себя»

Воспитанники пишут на листе свою фамилию  (внизу листка). Затем листы перемешиваются и раздаются по одному.

Задание: написать на листке  сверху ассоциации на товарища, чья фамилия написана внизу. Первая ассоциация – сравнение с каким-либо спортом, в котором этот человек лучше всего бы проявил себя. Вторая- с животным, на какого похож этот человек.

Если вам попадется листок с вашей фамилией- пишите ассоциацию на самого себя. После того, как вы напишите ассоциацию – загибаете листок и передаете по часовой стрелке и так до тех пор, пока все листки не будут заполнены. Круг завершился – каждый получает свой листок, читает (кто пожелает- вслух) и видит  как по-разному воспринимают тебя люди. Есть сходство, но есть и различия. Почему? Поразмышляй над этим.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

Воспитатель: мы говорили сегодня о качествах настоящего мужчины, которые уже сейчас вы должны воспитывать в себе.

Сложилось ли у вас понятие о настоящем мужчине? Какое? Назови одним словом? (воспитанники по одному называют качества мужчины.)

Воспитатель: что нового вы узнали сегодня на классном часе? (ответы)

Понравился ли вам классный час?  А что не понравилось? (ответы)

Какие из практических советов вы считаете нужными применить, почему? Как они могут вам помочь? (ответы)

Воспитатель: возьмите еще раз листочки с ассоциациями о себе. Напишите «Задание самому себе» хотя бы на предстоящую неделю.

Воспитатель: в заключение нашего «Разговора о настоящем мужчине» послушайте стихотворение Расула Гамзатова.

   Кто бездумно и беспечно

Хохотать способен вечно,

Разве тот мужчина?

   Кто не гнулся под мечами

И всю жизнь не знал печали,

Разве тот мужчина?

   Кто в заздравном даже слове

Умудрялся хмурить брови,

Разве тот мужчина?

   Кто смертельно не влюблялся,

Ни с одной не целовался,

Разве тот мужчина?

   Кто любую звал голубкой,

И за каждой бегал юбкой,

Разве тот мужчина?

   Кто готов подать нам стремя

И предать нас в то же время,

Разве тот мужчина?

   Кто хоть век в дороге будет,

Дом отцовский позабудет,

Разве тот мужчина?

   Кто исполненный усердья

Судит нас без милосердья,

Разве тот мужчина?

   Кто даст слово, что булатно,

Но возьмет его обратно,

Разве тот мужчина?

     Воспитатель: классный час завершен. Спасибо за внимание.

Примечание: данный классный час ввиду большого объема материала может быть рассчитан на 2 академических часа. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Мужчин, посвященный 23 февраля

Сценарий праздника, в котором принимают участие 2 командв: мальчиков и их пап....

Положение о проведении соревнований по силовому двоеборью среди мужчин и женщин г. Оха

Положение, правила, протоколы соревнований по силовому двоеборью среди мужчин и женщин....

Конспект урока "Планета женщин, планета мужчин"

Конспект открытого урока  "Основы психологии семейной жизни" 11 кл. Обобщающий с элементами тренинга."Планета женщин, планета мужчин"...

Презентация ко Дню мужчин

Данная презентация подготовлена ко Дню мужчин, который празднуется в  ноябре...

классный час для 7 класса "День настоящих мужчин"

Классный час для 7 класса "День настоящих мужчин"....

"Мужчины нашего дома"

Лекторий для отцов....

Продолжительность жизни мужчин в Туве. Кодекс чести мужчин Тувы.

Основные проблемы и причины короткой продолжительности жизни у мужчин в Туве....