Публичное представление инновационного опыта
статья по теме

Лоскутова Ольга Александровна

В документе представлен собственный инновационный педагогический опыт по теме: " Обучение школьников интерпретации драматического произведения на основе использования инновационных технологий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_innovatsionnogo_opyta.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного    инновационного педагогического опыта

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности.

Лоскутова Ольга Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22»  

г. о. Саранск

Ленинского района

Республики Мордовия,

430007 г. Саранск,

ул. П.Морозова, 11

Учитель русского языка и литературы

3 года

II.Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

     Обучение школьников интерпретации драматического произведения на основе использования инновационных технологий.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Изменения и коррективы, которые происходят в системе образования, требуют переосмысления всех факторов, от которых зависит качество обучения. Современная концепция литературного образования создана на принципах личностно-ориентированного обучения, в рамках которой учащийся становится уже не объектом обучения, а его субъектом, что ведет за собой необходимость переосмысления целей и задач современного образовательного процесса. Поэтому современная система образования предъявляет к ученику и выпускнику школы новые требования, более практикоориентированные, по сравнению с предыдущей эпохой. Это главным образом комплекс ключевых компетенций, предполагающих не только сумму усвоенных знаний, но и умения и навыки их применения на практике, в профессиональной сфере и повседневной жизни, в том числе знаний, умений и навыков по литературе. Речь идет прежде всего о читательских компетенциях (воспитание грамотного читателя) и литературоведческих компетенциях, позволяющих учащемуся грамотно оценивать литературное произведение на различных уровнях его художественной структуры. Однако основой правильного разбора художественного текста является его верное понимание, истолкование, адекватное авторскому замыслу, формированию умений и навыков которого способствует систематичное упражнение учеников в интерпретации литературных произведений. В результате изучение литературы становится нацеленным на привлечение школьника к процессу субъективизации знаний, на познание окружающего мира и самого себя в процессе обучения. Равноправный диалог, плюрализм взглядов всех участников учебного процесса становятся приоритетными принципами развития читательской деятельности в школе, которые способствуют рождению в сознании учащегося своего «собственного текста», обогащенного личностным «Я».

В особенной степени применение данного подхода необходимо при изучении такого наиболее «проблемного» и сложного для ученического восприятия рода литературы, как драма.  Драма как род литературы, интегрирующий в себе элементы и словесного, и сценического искусства, характеризуется воссозданием событийного ряда при отсутствии повествовательно-описательного изображения. Авторская речь здесь эпизодична, а основной текст драмы составляют высказывания персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени. В отличие от лирики, драма не дает такого глубокого проникновения во внутренний мир героя, в отличие от эпики она не способна на панорамное изображение действительности. Вместе с тем ориентируясь не только на словесное, но одновременно и сценическое искусство, драма характеризуется пристальным вниманием к внешней пластике и прочим эффектам подачи изображаемого, что нередко обусловливает гиперболичность, броскость, театральность образов. Поэтому драматические образы сложно понять учащимся. А такая специфическая черта, как достраивание текста драматического произведения в своих сценических воплощениях, предполагает наличие высокого уровня развития у учащихся зрительной культуры в постижении произведений искусства, а также продуктивного и репродуктивного воображения, аналитического мышления. По мнению большинства отечественных исследователей (методистов и литературоведов – Н. О. Корст,          З. Я. Рез, Я. Г. Нестурх, Б. С. Найденов, О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана  и др.), указанные черты драмы, как правило, не воспринимаются учащимися, которые в результате остаются довольно поверхностными читателями драматического произведения.  

Сделать восприятие драматического текста с учетом его основных особенностей более глубоким и в то же время адекватным авторскому замыслу как раз и помогает упражнение учащихся в интерпретировании прочитанных ими пьес, причем на двух уровнях одновременно: репродуктивном, при освоении режиссерских интерпретаций того или иного текста; продуктивном, при создании собственных интерпретаций на аналитической основе. Весьма эффективными в данном случае выступают инновационные технологии, прежде всего ориентированные на использование тех мультимедийных «новинок», которые стали неотъемлемой частью жизни современного школьника, а, следовательно, вызывающие с его стороны устойчивый и неподдельный интерес, а также педагогических технологий, рассчитанных на активизацию и интенсификацию обучения в целом, в центре которого находится личность современного ученика ˗ думающего, мыслящего, эрудированного, самостоятельного в осуществлении научных поисков.

    Таким образом, в результате систематического обращения к интерпретации учащимися драматических произведений, которая должна осуществляться непременно на аналитической основе и после знакомства с режиссерскими интерпретациями, что значительно расширит интерпретационный опыт учащихся, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание художественного текста, формировать способность в усвоении всех его глубинных смыслов с учетом художественных особенностей драматического повествования.

В связи с этим мною сформулирована цель педагогического проекта - разработка методического сопровождения обучения школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний при чтении и понимании драматического текста. Как ничто другое способствует глубокому прочтению текста, пониманию всех его смыслов адекватно авторскому замыслу и с учетом художественных особенностей драматического изложения. Все это постепенно формируется на основе собственного опыта, его постоянного обогащения, в том числе и в ходе знакомства с режиссерскими интерпретациями того или иного произведения.

Гипотеза – обучение школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий способствует формированию и совершенствованию читательских и литературоведческих компетенций при изучении такого сложного для ученического восприятия рода литературы, как драма, интенсификации литературного образования в целом.

   Цель и гипотеза позволяют сформулировать следующие задачи:

  • обучение методике и способам самостоятельного интерпретирования прочитанного, воспитание привычки исследовать текст, вдумываться, «вживаться» в него;
  • развитие интереса и потребностей в чтении, в том числе драматических произведений;
  • использование творческого и интеллектуального потенциала учащихся для решения актуальных познавательных задач, возникающих при освоении драмы на уроках литературы в школе;
  • повышение уровня читательской культуры учеников, расширение их культурного кругозора в целом.

Педагогическая проблема: «Методическое сопровождение обучения школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий».

Суть проблемы: Программа по литературе дает возможность познакомить учащихся с различными жанрами, и самым трудным является изучение драматических произведений, поскольку настоящей жизнью пьеса живет только на сцене. Его информативная «недостаточность» не воспринимается неопытными читателями как возможность «дофантазировать» предложенный автором материал, что обусловлено и отсутствием высокого уровня развития продуктивного воображения, и специальных навыков работы с подобными текстами. Поэтому «нередко учителю приходится на уроках по изучению драмы воспитывать не только читателя, но и зрителя», – справедливо отмечает по этому поводу Б. С. Найденов. Этим обусловлена необходимость поиска новых форм и приемов изучения драматических произведений в школе, в том числе и инновационных. Применение инноваций в рамках обучения школьников интерпретации драмы – весьма перспективно. Знакомясь с различными режиссерскими интерпретациями драматического произведения, сценической историей отдельных образов, учащиеся не только «зримее» воспринимают текст пьесы, но и «погружаются» в ту историко-культурную ситуацию, в которую она и была создана. В то же личностно центрированный анализ ситуаций, описанных в драматическом тексте, позволяет глубже оценить идейную основу произведения, пропуская ее «через себя», пытаясь искать выход из них «параллельно» с героями. Возможность осмыслить идею драматурга с разных точек зрения его современников и не только, стать соавтором пьесы и ее режиссером способствует более полному раскрытию ее идейной глубины, усвоением учащимися той системы ценностей, которую провозглашал художник слова, и большим подспорьем во всем этом являются компьютерные технологии, которые благодаря своей мультимедийности способны реализовать сценичность драматического текста, дополнить изложение таким необходимым при восприятии драмы зрительным планом. В результате интерпретирующая деятельность учащихся при изучении драматических произведений становится важной составляющей их филологического образования, развивающей навыки вдумчивого чтения и понимания текста на основе аналитической и критической деятельности. При этом интерпретация может носить поверхностный, «упрощенный» характер и усложняться (до научной или творчески-образной) по мере освоения школьниками различных аспектов произведения во всей его сложности, многомерности и художественной исключительности. Развитие навыков интерпретирования прочитанного драматического текста в результате будет способствовать совершенствованию не только читательских компетенций учащихся, но и их продуктивного воображения, творческих способностей, эмпатии, важной для формирования грамотного читателя, в целом.  

Актуальность опыта:  современная школа, как показывает практика, больше ориентируется на создание условий для возможности последующего практического применения накопленных учащимися знаний и сформированных умений, отсюда практикоориентированный подход в изучении в том числе и литературы, формирование и совершенствование читательских и литературоведческих компетенций учащихся. Ценность обучения интерпретации драматического текста как наиболее сложного для ученического восприятия заключается в том, что школьники получают возможность сначала посмотреть на текст с разных сторон, с точки зрения различных его интерпретаторов, а затем и создать собственную «версию», адекватную авторскому замыслу, что способствует формированию читательских и литературоведческих компетенций учеников, воспитанию грамотного читателя в целом.

   Практическая значимость опыта, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом: главным результатом интерпретационной деятельности учащихся при постижении и изучении ими драматических произведений должна стать их читательская грамотность, самостоятельность в оценивании художественного текста с опорой на анализ различных сторон его художественной структуры и, как следствие, его правильное и глубокое понимание, адекватное авторскому замыслу.

  Новизна опыта заключается в разработке методической системы обучения школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий в совокупности с традиционными, хорошо себя зарекомендовавшими методами и приемами работы над художественным текстом, что предполагает разноуровневую интеграцию различных дисциплин, во многом объясняемую синкретичной природой драматического текста.

Теоретическое значение заключается в том, что детально разрабатывается само понятие «интерпретация художественного текста», анализируются уровни интерпретации литературного произведения применительно к школьному изучению литературы; осуществляется обобщение и расширение педагогического опыта по проблеме интерпретации учащимися драматического текста с использованием традиционных и инновационных педагогических технологий.

Практическое значение заключается в том, что основные утверждения и методические рекомендации можно использовать в учебно-воспитательном процессе как средство формирования базовых компетенций  учащихся.

 3.Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея: Обучение интерпретации при изучении драматического произведения на основе использования инновационных технологий является весьма перспективным подходом к освоению столь сложного для ученического восприятия рода литературы, как драма. Использование здесь целого комплекса инновационных технологий делает работу с драмой для современного ученика максимально увлекательной, интенсифицируя познавательные процессы в целом.
Обучение учащихся интерпретации драматических  произведений на основе использования инновационных технологий способствует формированию таких ведущих в литературном образовании компетентностей, как читательская и литературоведческаякомпетенции, а также совершенствованию информационной, коммуникативной, социальной компетенций, включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик представляет собственное видение произведения и проблем, в нем заявленных, обращаясь к уже ранее представленным в научных источниках трактовках текста с целью аргументации собственной позиции.

4. Оптимальность и эффективность средств

Обращение на уроках литературы к использованию инновационных технологий стало магистральным направлением в развитии современной методики изучения данного предмета. В особенной степени сочетание традиций и инноваций необходимо при рассмотрении так называемых «проблемных зон» школьной программы по данному предмету, в частности при изучении драматических произведений ввиду синкретичной природы данного рода литературы. Среди основных инновационных методов и приемов работы с драматическим текстом наиболее часто я использую:

- кейс-метод (ситуационный метод);

- технологию интерактивного обучения (обсуждение различных точек зрения по поводу того или иного произведения);

- компьютерные технологии благодаря такому их свойству, как мультимедийность (знакомство с различными режиссерскими интерпретациями драмы, фрагменты которых могут быть или оформлены в виде мультимедийной презентации, или показаны в качестве иллюстративного комментария к некоторым центральным образам произведения, создание рекламных роликов к произведению, запись мини-спектаклей и т. д.).

5.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Результативность: ежегодно принимаю участие в различных конкурсах педагогической и методической направленности:

1. Всероссийский конкурс «Методическая разработка XXI века»

(22.03.2014 — 30.06.2014);

2. Международный фестиваль педагогического мастерства №Педагогика. Воспитание. Инновации» (22.03.2014 — 30.06.2014);

3. Всероссийский конкурс методических разработок «Методическая разработка XXI века» (22.03.2014 — 30.06.2014, г.Москва) — диплом 3 степени;

4. Общероссийский конкурс «Лучшее из моей методической копилки» - диплом 3 степени;

5.  Общероссийский конкурс «Век живи — век учись. Лучшее в опыте преподавания литературы» - диплом 3 степени;

6. Общероссийский конкурс «Век живи — век учись. Лучшее в опыте преподавания русского языка» - диплом 3 степени;

7. Общероссийский конкурс «Опыт мастерства на моем уроке» - диплом 3 степени;

8. Имею удостоверение ассоциированного члена Международной фундации педагогических новаций.

Со своими учащимися принимаем активное участие в проведении технологических декад в школе, участвуем в проведении  городских олимпиад, Всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах проекта «Инфоурок», принимаем участие в традиционной  ежегодной  научно-практической конференции «Школьники города - науке XXI века» и « Ярмарка идей», в республиканском конкурсе «Интеллектуальное будущее Мордовии».

  Ученики не раз занимали призовые места:  Щанкина Алеся — 2 место во Всероссийском конкурсе творческих работ «Мой дом — Россия», Синицин Илья — призер конкурса «Ярмарка идей» в секции «Литературоведение» и победитель конференции «Школьники города — науке XXI века» в секции «Национальная культура», Синицин Илья — 2 место в VI Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность».

По теме педагогического исследования мною написан ряд статей, опубликованных в журналах городского, республиканского и всероссийского уровней:

1. Технологии интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах / О.А.Зайцева // Научно-методический журнал «Гуманитарные науки и образование. - Саранск, 2012, №3.

2. Роль компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы / О.А.Зайцева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - Пятигорск, 2012, №3.

3. Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе /О.А.Зайцева // Психология. Социология. Педагогика. Научно-практический журнал. - Москва, 2013, №1.

4. Обучение старшеклассников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий /О.А.Зайцева // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. -  Арзамас, АГПИ, 2012.

5. Обучение школьников интерпретации драмы с использованием компьютерных технологий (на примере пьесы А.Н.Островского «Гроза») /Литературная классика в современном мире: проблема общечеловеческих ценностей и поиска идеала: материалы Всерос.науч.семинара/под ред.Т.А.Наумовой; Мордов.гос.пед.ин-т. - Саранск, 2011.

6. Задачи формирования теоретико-литературных понятий у современных старшеклассников при изучении драмы / Теория и практика современной науки: материалы X Международной научно-практической конференции, г.Москва, 27-28 июня 2013 г.

7. Методические рекомендации по развитию умений и навыков интерпретации современной драмы (на примере пьесы Л.С.Петрушевской «Три девушки в голубом) / Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. - Киров: Изд-во ВатГГУ, 2013.

8. Углубление представлений школьников о художественном конфликте в драме (на материале пьесы Мгорького «На дне») /Диалог литературы и культуры: интеграционные связи: материалы Всерос.научно-практ.конф. С междунар.участием «Надькинские чтения» (28-29 апреля 2010 г.) /под ред. Т.А.Наумовой;  Мордов.гос.пед.ин-т. - Саранск, 2010.

9. Со времен Даля до наших дней (об изменениях в семантической структуре наименований блюд русской кухни) /Морозова Е.Н., Зайцева О.А. / Язык — Система. Культура — Личность.: межвузовский сборник научных трудов (материалы  Всерос. Научно-практ. Конф. «Мордовская филология в контексте культуры») /Отв.редактор С.М.Колесникова. - М.: МГОУ, 2006.

10. Формирование у школьников представления о традициях и новаторстве (на основе интерпретации пьесы А.В.Вампилова «Утиная охота») / «Язык и литература в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты», Всероссийская научно-практическая конференция «46-е Евсевьевские чтения», посвящ.Году учителя, 19-20 мая 2010 г. -  Мордов.гос.пед.ин-т. - Саранск, 2010.

11. Задачи и пути формирования теоретико-литературных понятий в процессе освоения старшеклассниками драматических произведений / Современная филология: теория и практика: материалы XII международной научно-практической конференции, г.Москва, 29 июня 2013 г. / Москва: Изд-во «Спецкнига», 2013.

12. К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе / Фэн-НАУКА. Периодический журнал научных трудов. - Республика Татарстан, г. Бугульма. №2, 2011 г.

13. К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе. / Вестник гуманитарного научного образования. Научно-практический журнал. - №10, 2011 .

14. Инновационное обучение как перспективное в освоении драмы современными школьниками / Вестник гуманитарного научного образования. Научно-практический журнал. - №10, 2011 .

15. Интерпретация драматического произведения на уроках литературы в старших классах как методическая проблема / Новый университет. Научный журнал. - №9, 2011.

16. Формирование у старшеклассников теоретико-литературных понятий в процессе изучения драматических произведений /Научно-методический журнал «Гуманитарные науки и образование. - Саранск, 2013, №1

17. Урок литературы по теме : «Традиции святочного рассказа в современной литературе». -18.12.2013 / infourok.ru/material.html?mid=22681

18. Урок по русскому языка для 11 класса по теме: «Сложные предложения с разными видами связи в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»: к вопросу о языковых особенностях произведения». -06.11.2013 / infourok.ru/material.html?mid=18897

19. Концепт "Еда" в лингвокультуре. Общая и сравнительная лингвистика

LAP LAMBERT Academic Publishing (2013-02-02) - ISBN-13: 978-3-659-33230-2

20. Методический комментарий к проведению урока литературы (или урока внеклассного чтения) на тему: «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л.С.Петрушевской «Три девушки в голубом» 20.02.2014 infourok.ru/material.html?mid=31560

21. Военная тема и особенности ее художественного воплощения в современной литературе (на материале романа З. Прилепина «Патологии») 20.02.2014 infourok.ru/material.html?mid=31557

22. «Затонувший ковчег» А Варламова: размышления о вечном.

04.04.2014 infourok.ru/material.html?mid=34510

23. Инновационные технологии в использовании интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах.

04.04.2014 infourok.ru/material.html?mid=121070

24. Иноязычные слова и их употребление в речи.

04.04.2014 infourok.ru/material.html?mid=34508

25. Методика использования творческих заданий и компьютерных технологий при изучении драматических произведений на уроках литературы в условиях современной школы.

04.04.2014 infourok.ru/material.html?mid=121071

26. Возможности ситуационного обучения в освоении драматических произведений на уроках литературы в старших классах.

04.04.2014 infourok.ru/material.html?mid=97825

27. Школьный жаргон: миф или реальность?!

04.04.2014 infourok.ru/material.html?mid=97838

28. Элективный курс по творчеству Н.П.Огарева.

04.04.2014 infourok.ru/material.html?mid=68690

6. Возможность тиражирования

 Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в учебном образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей, семинарах различного уровня.

Принимаю участие в городских семинарах для учителей русского языка и литературы. Но я не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации.

Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.

На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работы http://nsportal.ru/loskutova-olga-aleksandrovna

7. Наличие обоснованного числа  приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с обучающимися

Самообразование учителя:

Работа над методической проблемой «Методика обучения школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий».

Работа с собственным сайтом.

Внедрение компьютерной технологии.

Сотрудничество с МРИО: проведение открытого урока в рамках  республиканского семинара  для слушателей долгосрочных курсов повышения квалификации учителей иностранного языка «Новые тенденции в лингвистическом образовании в рамках введения ФГОС ОО» 27.11.2013 года.

Сотрудничество с МУ ИМЦ: проведение открытого урока в рамках городского семинара учителей русского языка и литературы муниципальных общеобразовательных учреждений г.о. Саранск «Метапредметное содержание филологического образования в условиях реализации ФГОС ООО» 26 ноября 2014 года.

Используемая литература:

1 Найденов, Б. С. Выразительное чтение пьесы /                           Б. С. Найденов // Литература в школе. – 1964. – № 1. – С. 56-58.

2. Якушина, Л. С. Изучение драматических произведений /               Л. С. Якушина // Проблемы анализа художественного произведения в школе / под ред. О. Ю. Богданова. – М.: Академия, 1996. – С. 56-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...

Публичное представление инновационного опыта.

Публичное представление инновационного опыта учителя биологии и химии по теме "Исследовательский подход в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочное время"...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

     Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...

Публичное представление инновационного опыта

https://yadi.sk/d/Hj76aLQnv2Kad  Ссылка на папку к аттестации(в папке размещены-инновационный опыт, видеофрагмент урока, портфолио педагога Касковой А. С.), ссылка на сайт инфоурок-https://...

Публичное представление инновационного опыта

Публичное представление инновационного опыта по теме "Учебное исследование как средство развития творческих способностей учащихся"...