Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Смирновой Светланы Георгиевны
учебно-методический материал

Смирнова Светлана Георгиевна

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как «активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний». Вопросы формирования познавательной активности учащихся средней и старшей школы относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. К одному из качественных решений сложившейся проблемы можно отнести применение в своей работе системно-деятельностного подхода, который приобрел в педагогической практике  особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. К одному из таких видов деятельности относится проектно-исследовательская работа школьников на различных этапах урока и в рамках внеурочной, внеклассной формы работы.

Предмет «физика» является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя физики

МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск

Смирновой Светланы Георгиевны

 

 

ТЕМА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики как эффективный способ повышения познавательной активности»

 

  1. Актуальность и перспективность опыта

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как «активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний». Вопросы формирования познавательной активности учащихся средней и старшей школы относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. К одному из качественных решений сложившейся проблемы можно отнести применение в своей работе системно-деятельностного подхода, который приобрел в педагогической практике  особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. К одному из таких видов деятельности относится проектно-исследовательская работа школьников на различных этапах урока и в рамках внеурочной, внеклассной формы работы.

Предмет «физика» является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования.

  1. Гипотеза 

Использование на современном уроке физики элементов проектно-исследовательской деятельности способствует повышению познавательной активности школьников.

  1. Теоретическая база опыта

В фундаментальных исследованиях психологов и методистов показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой являются исследования, играет важную роль в развитии учащегося.

А.Н. Леонтьев называет деятельностью «процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. «мотивом»». По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами». Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.

Виды исследовательской деятельности

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

По мнению В. И. Андреева, специфика учебной исследовательской деятельности, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы.

И.Я. Лернер выделяет эти элементы в виде этапов учебного исследования:

определение или осознание цели исследования;

  • установление объекта изучения;
  • изучение известного об объекте, его элементах и связях между ними;
  • постановка проблемы, принимаемой к решению, или осознание ее;
  • определение предмета исследования;
  • выдвижение гипотезы;
  • построение плана исследования;
  • осуществление намеченного плана, корректируемого по ходу исследования;
  • проверка гипотезы, в том числе экспериментальная, если это необходимо;
  • определение значения найденного решения избранной проблемы для понимания объекта в целом; определение сфер и границ применения найденного решения.

Я разделяю позицию В. Я. Синенко, который рассматривает учебную исследовательскую деятельность как интеграцию двух важнейших подходов к обучению физике – принципа цикличности и концепции формирования физических понятий. Принцип цикличности в учебном поиске позволяет отразить в нем научное творчество исследователя, ориентирует учителя и учащихся на объективные этапы исследования. Концепция формирования научных понятий в сочетании с использованием различных видов самостоятельных работ наполняет принцип цикличности дидактическим содержанием, а деятельность учителей по организации учебного исследования делает более целенаправленной.

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.     

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно.

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

Важно научить учащихся: ставить цель; составлять план исследований; подбирать необходимые приборы и материалы; собирать необходимые установки; проводить исследования и формулировать выводы. А также: познакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки: теоретическое предвидение – разработка рабочей гипотезы – наблюдения – эксперимент – анализ экспериментальных фактов и выводы из них – проверка выводов на практике.   

Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований. Например:                              

  • Почему жужжит пчела?
  • Что поднимает в воздух самолёт?
  • В чём причина полярных сияний?
  • Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?

Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу на пустом месте. Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:

  • при изучении физической теории;
  • при решении задач;
  • при проведении демонстрационного эксперимента;
  • при выполнении лабораторных работ.

Кроме того, в своей работе я стараюсь использовать:

  • исследования в рассказах;
  • исследования практических вопросов;
  • исследования с помощью самодельных приборов;
  • исследования дома и на улице;
  • проектную исследовательскую деятельность учащихся.

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни.  Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем. В соответствии с этой тенденцией в стандарте второго поколения сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи. В результате исследовательская и проектная деятельность учащихся необратимо станет одной из важнейших форм современного образования.  

В качестве примера организации проектно-исследовательской деятельности рассмотрим урок в 8 классе по теме: "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”. Эта тема изучается после темы "Работа и мощность тока”, то есть учащиеся уже знакомы с этими величинами. При традиционной технологии расчет электроэнергии бытовыми приборами осуществляется на примере решения стандартных задач из сборника задач по физике. При получении результата проводится небольшой сравнительный анализ и делается вывод о том, какие приборы потребляют большее количество электроэнергии и дороже обходятся. Исследовать нечего, весь творческий поиск сводится к нахождению расчетной формулы и выполнению математических действий. Развивающий потенциал такого подхода практически стремится к нулю. Факторы для поиска проблем и целей исследования необходимо искать в анализе явлений, процессов, ситуаций. Для создания таких факторов на данном уроке я рекомендую в календарно-тематическом плане несколько изменить последовательность изложения материала. Разделить урок "Работа тока” и "Мощность тока”. На предыдущем уроке необходимо ввести формулу нахождения стоимости электроэнергии и понятие тарифа. Данный урок станет основанием для введения величины "Мощность тока”. Следующим уроком будет урок отработки навыков решения задач, при этом будут серьезные основания и аналитические данные для оценки полученных результатов задач. Необходимо обеспечить потребность в знаниях или умениях, которым посвящается урок, сформировать мотив к обучению, то есть желание изучать данный материал. Познавательный мотив – один из главных, он связан с интересом заранее, в котором акцентируется внимание зрителей на том, как мы привыкли использовать электроэнергию: одновременно работают несколько электроприборов, многие из них переходят в режим ожидания, в помещениях горит свет, не смотря на светлое время суток. После просмотра видео – ролика ученикам предлагается выделить проблему не рационального использования электроэнергии, которую предстоит решить на уроке. Учитель наводящими вопросами уточняет, а в чем же проблема лично для нас, для общества и государства? Формулируется проблема: Нерациональное использование электроэнергии приводит к высокой ее стоимости, загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов. Ставится цель урока: рассчитать стоимость электроэнергии бытовых электроприборов. Выяснить, почему нерациональное использование электроэнергии влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов. Разработать рекомендации по экономии использования электроэнергии. После постановки целей, важно повторить изученные величины, такие как работа тока, стоимость электроэнергии, тариф. Для перехода к этапу формулирования гипотезы важно показать практическое применение физических характеристик, связанных с работой тока. Например, каждой паре учащихся предложить в технических паспортах электрических приборов определить параметры эксплуатации, такие как рабочая мощность, напряжение, частота тока. Записать на доске. Сравнить полученные результаты и попробовать выдвинуть гипотезу о том, как будет зависеть работа тока и стоимость представленных устройств от приведенных характеристик. Учащиеся обнаруживают, что расхождения в характеристиках устройств, сводятся к различной мощности. Значит, делается вывод, что работа тока будет зависеть от мощности, а как? При просмотре видео-ролика, вы, наверное, обратили внимание на то, что некоторые устройства переходили в режим ожидания, т.е. само устройство не работало, но полностью отключено от сети не было, об этом сигнализировала маленькая красная лампочка (плойка). Как вы думаете, расходуется ли электроэнергия на работу устройства в режиме ожидания? Много ли расходуется энергии? Выдвигаются гипотезы учащимися и фиксируются на доске. Следующий важный вопрос: а откуда берется электроэнергия? Предложить подумать, а не наносит ли вред окружающей среде выработка электроэнергии для работы указанных устройств? Почему в последнее время так актуален вопрос о переходе на люминесцентные лампы? Может быть существуют устройства, которые дают тот же результат, но не наносят такого вреда окружающей среде и позволяют сэкономить бюджет. Все выдвинутые гипотезы необходимо зафиксировать на доске или на слайде презентации. Ставятся задачи урока: 1) исследовать, от чего зависит стоимость электроприборов 2) исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии, 3) изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии, 4) выяснить, какие источники электроэнергии существуют, каковы их преимущества и недостатки 5) рассмотреть способы экономии электроэнергии.

Для решения поставленных задач используем коммуникативный мотив. Коммуникативный мотив – связан с необходимостью общения, делового сотрудничества, взаимодействия. Для этого класс делится на группы. Классу предлагается совместное выполнение поставленных задач при условии, что каждая группа будет делать свою часть исследования. В этом случае каждый член команды оказывается участником созидательного процесса, проходит под руководством учителя все этапы творческой деятельности. Такая работа способствует развитию исследовательских навыков у всех членов команды. Даже слабые школьники "заражаются” творчеством и делают свои небольшие открытия. Под дифференцированном подходом принято понимать обеспечение различных условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся при усвоении предметного содержания. Интегративно-дифференцированный подход представляет собой соединение этих, казалось бы, исключающих друг друга подходов и может обеспечить как достижение целостности восприятия мира, так и личностную ориентацию обучения. При этом создаются условия для формирования ключевых компетентностей личности, имеющих надпредметное содержание, а также личностной компетентности для самоопределения, саморазвития и самораскрытия потенций” к узнаванию нового. Вызвать познавательный мотив на данном уроке, можно показав видеоролик отснятый.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и формирует познавательную активность, обеспечивает современное качество образования, повышает качество преподавания предмета.

  1. Анализ результативности опыта

Опытно-экспериментальная работа по направлению «Организация проектно-исследо-вательской деятельности учащихся на уроках физики как эффективный способ повышения познавательной активности» на данном этапе моей педагогической деятельности не завершена, находится в процессе, но уже сейчас имеет стабильные позитивные промежуточные результаты, позволяющие предположить правильность выдвинутой на подготовительном этапе гипотезы. Судить о том, что использование на современном уроке физики элементов проектно-исследовательской деятельности способствует повышению познавательной активности школьников, позволяют стабильные результаты освоения учащимися образовательных стандартов, положительная динамика качества знаний от четверти к четверти и рост количества учащихся, проявляющих желание принимать участие во Всероссийской предметной олимпиаде по физике и показывающих достойные результаты:

Учебный год

Предмет

Участники

Победители и призеры

Муниципальный уровень

2012-2013

физика

Дворников Н.

Митрошин А.

Иванова К.

Дворников Н.

2013-2014

физика

Цыпкайкина Н.

Дворников Н.

Цыпкайкина Н.

2014-2015

физика

Мадякина К.

Самсонов К.

Халиков К.

Кулыгин М.

Дворников Н.

Бубнов М.

2014-2015

астрономия

Халиков К.

Халиков К.

Республиканский уровень

2014-2015

физика

Бубнов М.

Мадякина К.

Бубнов М.

Мадякина К.

Не менее результативным компонентом выступает участие школьников в конкурсах учебно-исследовательских и проектных работ в заочных и очных этапах муниципального, республиканского и всероссийского уровня:

Учебный год

Уровень

Конкурс

Участники

Результат

2011-2012

Российский

«Юность. Наука. Культура»

Кривошеев Н.

Лауреат II степени

2014-2015

Муниципальный

Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «Школьник города-науке 21 века»

Халиков К.

Призер

2014-2015

Муниципальный

Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «Школьник города-науке 21 века»

Дворников Н.

Призер

  1. Возможность тиражирования опыта и наглядные приложения

Накопленным опытом работы я делюсь со своими коллегами: на заседаниях кафедры естественно-научного цикла и педагогических советов при МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск; на проблемно-ориентированных семинарах учителей-предметников, студентов физико-математического факультета при ФГБОУ ВПО «МордГПИ им. М.Е. Евсевьева», НИ МГУ им. Н.П. Огарёва; научно-практических конференциях различного уровня. Мои методические разработки уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий, в основу которых положен метод исследовательского проекта («Строение атома. Опыт Резерфорда», «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов», «Электрический ток. Источники электрического тока», «Действие жидкости на погруженное в неё тело», «Тепловые двигатели», «Что? Где? Когда?») получили положительную оценку у сотрудников редакции и членов редколлегии и были запланированы для публикации в одном из ближайших номеров журнала «Народное образование Республики Мордовии». Кроме того материалы этих работ были опубликованы мною в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru на персональном сайте: http://nsportal.ru/svetlana-georgievna-smirnova. В конце февраля 2014-2015 учебного года была создана видеозапись открытого урока-исследования «Сила трения», которая позволила наглядно продемонстрировать технологию организации индивидуальной и групповой опытно-экспериментальной, исследовательской работы школьников на разных этапах урока.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта

Передовой педагогический опыт может быть представлен на заседании творческих групп, проблемных семинаров, школ передового опыта, методическом объединении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ: «Методический семинар» В РАМКАХ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА «Учитель года – 2019!» Смирнова Светлана Георгиевна, учитель физики МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск

Слайд 2

Лучший способ изучить что - либо - это открыть самому. Д. Пойа

Слайд 3

В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен обладать следующими характеристиками : Мобильность Готовность к переменам Самостоятельность в принятии решений Способность к нестандартным трудовым действиям

Слайд 4

Профессиональная компетентность включает в себя Ценностно-смысловые компетенции Учебно-познавательные компетенции Общепедагогические компетенции Предметные компетенции

Слайд 5

Интерес к профессиональной компетенции своего профиля, т.е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук . Профессиональная компетентность учителя физики включает: Систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики; Профессиональные умения и навыки Опыт Наличие устойчивой потребности в совершенствовании

Слайд 6

Методическая проблема : Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики как эффективный способ повышения познавательной активности

Слайд 7

Проектно - исследовательская деятельность Проектный метод обучения Исследовательский метод обучения Оба метода выступают в совокупности, что повышает эффективность их использования

Слайд 8

Основу метода проектов и метода исследований составляют:

Слайд 9

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают :

Слайд 10

Методы исследования

Слайд 11

Постановка проблемы, выдвижение гипотезы; Составление плана работы; Анализ литературы и теоретическое решение проблемы; Опытная проверка решений проблем (опыты, имитационные игры, дискуссия, выполнение практических работ); Формулировка выводов. Алгоритм выполнения исследовательского задания:

Слайд 15

«Влияние неионизирующего электромагнитного излучения на организм подростка» Всероссийский конкурс «Мое научное открытие» в номинации «Физика» г. Саранск, 2018 г.

Слайд 16

«Математическая модель и действующий макет электростатического двигателя» Победитель конкурса «Мое научное открытие» в номинации «Физика» г. Саранск, 2018 г.

Слайд 17

«Исследование колебаний диэлектрика в постоянном электрическом поле»

Слайд 18

«Электростатический двигатель и его математическая модель» X VI конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Школьники города-науке XXI века» г. Саранск, 2016 г.

Слайд 19

« Исследование мобильного робота на платформе ScratchDuino » XX конкурс учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся «Школьники города-науке XXI века » г. Киров, 2018 г.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Публичное представление опыта в рамках городского конкурса «Учитель года – 2019!»  Форум педагогического мастерства.

В настоящее время обществу нужны люди оригинально мыслящие, самостоятельные, умеющие принять инициативные решения. Мы понимаем, вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Чтобы воспитать такую личность нам (учителям-предметникам) необходимо искать нестандартные пути. Сегодня школа находится в непростых условиях, когда в одном классном коллективе обучаются дети одаренные, дети слабомотивированные и дети с ограниченными возможностями здоровья. И все они должны быть вовлечены в учебно - познавательную деятельность, позволяющую им испытать ситуацию успеха.

 В современных условиях изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Сегодня необходимо выстроить учебный процесс так, чтобы  вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствующую профессиональному и творческому росту  самого учителя.

Ведущее место для построения современного образовательного пространства, я считаю, принадлежит сегодня проектно - исследовательской деятельности. В ее основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой  проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Итогом исследовательской и проектной учебной деятельности, на мой взгляд, следует считать не столько предметные результаты сколько интеллектуальное,  личностное развитие учеников, рост их компетентности в выбранной ими для проекта сферы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Она открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно.

Главный вопрос, который возникает при подготовке к уроку,  как сделать его  продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одаренные дети не скучали, а слабо мотивированные дети стали активными участниками учебного процесса. Для этого  обычно использую различные формы организации урочных занятий:

- урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок - защита исследовательских мини-проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;

- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

При изучении раздела "Электричество", я предлагаю детям мини-исследование по теме: "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”. На уроках  в 7-ых  классах  при изучении темы «Сила трения», ставлю перед  обучающимися проблемную ситуацию:" Зависит ли сила трения от качества поверхности?", где дети самостоятельно ищут ответ на вопрос, сравнивают силы трения; покоя, скольжения, качения и делают выводы в конце урока; в старших классах практикую проведение  уроков-семинаров, например: в 10 классе  по теме «Основные положения молекулярно - кинетической теории» обучающиеся изучают положение о строении вещества и их опытное обоснование,  а в 11 классе обучающиеся сравнивают различные способы производства  электрической энергии, их преимущества и недостатки.

При проведении практических и лабораторных работ, я предлагаю в 7 классе проблемную ситуацию "Как измерить толщину нитки?", где ребята выбирают измерительные инструменты для решения этого вопроса, в 9 классе, исследуют зависимость периода и частоты колебания математического маятника от его длины.

Одним из главных принципов исследовательской деятельности обучающихся является принцип самодеятельности. Обучающийся может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. В моей практике я предлагаю детям смоделировать физические приборы, например в 7 классе "Сообщающиеся сосуды", в 11 классе "Дифракционная решетка" и другие.  

Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. Об урочной деятельности я уже говорила, теперь – о внеурочной.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

- исследовательская практика обучающихся;

- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах

Своими находками дети делятся на различных конкурсах и конференциях.  Наши ученики  неоднократно представляли свои работы и занимали призовые места.

Именно проектно - исследовательская деятельность предоставляет ученику более широкую свободу мыслительной деятельности, например, при создании и программировании роботов.

 Учитель и ученик, мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у учителя – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем надо убедить ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. Даже неудачно выполненный проект или исследование также имеет большое положительное педагогическое значение. Даже учащиеся с низкой мотивацией к изучению физики испытают радость от самых простых исследований, таких как с помощью лимона и двух проводов получить электрический ток, и возможно это станет отправной точкой их дальнейшего увлекательного путешествия по необозримым просторам физики.

 Безусловно, вся эта деятельность – достаточно большая дополнительная нагрузка для учителя. Однако и отдача огромная. Я получаю, поверьте,  удовольствие от результатов работы с учениками, искренне радуюсь открытиям и достижениям своих учеников.

Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников! Вас ждет успех, признание и любовь. И к вам, и, конечно, к вашему предмету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Котиной Светланы Анатольевны

  Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное об...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики Бойтуновой А.В.

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Проектно-исследовательская деятельность по физике"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития обр...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.

На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....


 

Комментарии