Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.
учебно-методический материал на тему

Самойлова Екатерина Анатольевна

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ребенка какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать их познавательные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_vliyayushchie_na_motivatsiyu_shkolnikov.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

1. Содержание учебного материала.

Так как само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ребенка  какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать их познавательные процессы.

Для этого необходимы:

  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения (аналитический, деловой, необычный);
  2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания (важность отдельных частей, новизна, познавательность материала, открытие нового в известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, противоречия, парадоксы);
  3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;
  4. Показ значимости знаний, умений (общественной, личностной, межпредметной связи).

На формирование положительной мотивации к учебной деятельности влияет:

2. Стиль общения учителя и учащегося.

Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога наиболее эффективен и оптимален, он способствует именно внутренней мотивации школьников, широкий контакт с ними, проявление доверия и уважения к детям, а либеральный (попустительский) характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности учащихся.

Итак, в процессе общения учителя с учащимися очень важны:

  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности учащегося, проявление доверия к его силам и возможностям. Даже самого слабого ученика нужно обязательно похвалить, это пробуждает веру в собственные силы , укрепляет их волю. ... Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники (я часто за хорошо выполненную работу, записываю в тетрадях слово – молодец!)
  2. Проявление личного отношения учителя к ученику, к классу, высказывание собственного мнения;
  3. Проявление учителем собственных качеств (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.)  и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Ученики безошибочно чувствуют, любит ли учитель тот предмет, который он им преподает. И, если учитель требует с учеников, например, не опаздывать на урок, не пользоваться на уроке мобильным телефоном, не жевать жвачку, то он сам должен соблюдать эти требования. Потому что у детей сразу возникает вопрос, а почему вам можно, а нам нельзя?
  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

На формирование положительной мотивации к учебной деятельности влияет:

3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

1 этап – мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит из 3 учебных действий:

  • Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы.
  • Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача для учащихся является целью их деятельности на данном уроке.
  • Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

2 этап – операционально-познавательный. Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать. Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Недаром иногда мы удивляемся тому, насколько отличается отношение к учёбе и поведение одного и того же ученика на разных предметах. Чтобы на уроке биологии ситуация успеха стала нормой, я стараюсь создавать ситуации интеллектуального, игрового и эмоционального характера.

Создание проблемы при изучении темы: «Фотосинтез» в 6 классе.

Было принято считать, что растение получает питательные вещества для роста и развития из почвы. Голландский ученый Ян Ван-Гельмонт провел следующий опыт: посадил ветку ивы массой 2 кг в кадку, содержащую 80 кг почвы. В течение 5 лет он ничего не вносил в почву и только поливал ее, а затем снова взвесил и почву, и ветку ивы. Масса ивы стала равна  60 кг, а масса почвы уменьшилась на 0,57 кг. Выскажите свое предположение, каким образом растение получило питательные вещества, если не поглощало их из почвы.

Тема: «Решение задач на группы крови» в 10 классе.

Женщина: Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с гражданина Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребенок полностью на него похож, ну точная копия своего отца. Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.

Судья: Скажите, пожалуйста, какая группа крови у гражданина Иванова?

Женщина: Первая.

Судья: Итак, у Иванова А.П. 1 группа крови, а у вас какая?

Женщина: Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, и у ребенка тоже 4 группа.

Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.

Какое же решение вынесет суд?

Дискуссия. Ее можно использовать, например, при изучении темы  «Происхождение человека».

Существуют три основных теории происхождения человека. Какой теории придерживаетесь вы, привести убедительные аргументы.

Именно так, по мнению американских ученых, будет выглядеть человек через 2000 лет. Ученые назвали его - Homo futuries, что в переводе означает Человек будущего. Согласны ли вы с этим. Приведите аргументы. 

При изучении темы: «Теории развития жизни на Земле» и т.д.

Противоречие.

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Пример: Природа снабдила полярных медведей белым мехом. С одной стороны это хорошо: позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой, очень неудобно: в полярных областях солнце еле греет. А чтобы полноценнее использовать солнечное тепло, медведю нужно иметь черную шкуру, поглощающую солнечные лучи.

Противоречие: Шкура медведя должна быть белой, чтобы маскироваться во льдах и снегах, и должна быть черной, чтобы поглощать солнечные лучи.

Примеры ситуаций игрового характера.  Тема: «Гормоны».

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием,  и к вам обращаются за помощью больные люди.  Определите диагноз и предложите методы лечения.

3 этап – рефлексивно-оценочный. Связан с анализом проделанной работы, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового, что приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

  • Адекватная похвала.
  • Метод поощрения и порицания.
  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, и т. п.
  • Создание ярких наглядно-образных представлений
  • Создание ситуации успеха
  • Свободный выбор задания

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

  • Опора на жизненный опыт.
  • Прогнозирование будущей деятельности.
  • «Мозговая атака».
  • Побуждение ребенка к поиску альтернативных решений».
  • Выполнение творческих заданий
  • Развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

Ученики с удовольствием выполняют проекты по биологии. В прошлом учебном году учащимися были созданы проекты по следующим темам: «До чего довел прогресс», «Жевательная резинка», «Аскорбиновая кислота», «Генномодифицированные продукты», «Сиамские близнецы». Проекты были сделаны в интеграции с химией.


3. ВОЛЕВЫЕ

  • Предъявление учебных требований
  • Информирование об обязательных результатах обучения
  • Формирование ответственного отношения к учению
  • Познавательные затруднения
  • Самооценка деятельности и коррекции
  • Рефлексия поведения
  • Прогнозирование будущей деятельности

4. СОЦИАЛЬНЫЕ

  • Интерес к достижениям и делам учащегося. Формирует у него желание достигать успеха.
  • Опора на авторитет учителя.
  • Развитие желания быть полезным обществу
  • Побуждение подражать сильной личности
  • Создание ситуации взаимопомощи
  • Поиск контактов и сотрудничества
  • Заинтересованность в результатах коллективной работы
  • Взаимопроверка

Система развития мотивации учения

Уровень

Приемы мотивации

Низкий

Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе

Критический

Учитель объясняет необходимость выполнения заданий

Удовлетворительный

Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных факторов

Хороший

Использование творческой задачи с интересным содержанием

Высокий

Использование системы творческих заданий с интересным содержанием

Оптимальный

Организация поиска и решения исследовательской задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...

«Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях»

      Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается...

Условия формирования мотивации учебной деятельности школьников

В статье рассматриваются условия формирования мотивации учебной деятельности и влияние педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Приводятся советы американского профессора Г.О...

Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения

    В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов  различной профильной направленности по-новому встают вопросы о це­лях, содержании, формах и ме...

Творческий отчет по методической проблеме «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики»

Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотива­ции, которую способны создавать различные формы организации обучения.«Формировать мотива­цию, - пишет А. К. Марков...

Формирование мотивов учебной деятельности: практический аспект

В статье рассматриваются важнейшие факторы, входящие в сферу учительской компетенции и влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности:содержание учебного материала;организация уч...