Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Ухановой Раисы Михайловны
статья на тему

Тема инновационного педагогического опыта:
«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_gotovoe.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

PAGE  

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск

Ухановой Раисы Михайловны

 

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы».

Актуальность и перспективность опыта

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку и литературе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Для того чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся было интересно работать на уроках литературы, нужно выбирать различные формы и приёмы организации этих уроков, использовать занимательный материал, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку и литературы, что способствует повышению качества знаний по предметам.

Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся. Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы является проектно-исследовательская работа обучающихся. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода можно направлять деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.

Гипотеза

Применение в процессе обучения русскому языку и литературе элементов проектно-исследовательской деятельности способствует формированию познавательного интереса и повышению качества учащихся к предмету.

Практическая значимость

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием? Поставленной цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение учащихся, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов. Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным можно считать создание проблемной ситуации через самостоятельную деятельность по реализации проектов или исследовательских работ.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

Сегодня учителя все чаще в практике работы используют нестандартные уроки с элементами проектно-исследовательской деятельности. Необычность таких уроков активизирует деятельность учащихся, развивает интерес к предмету, усиливает мотивацию обучения, воспитывает творческую личность. В своей работе я постаралась раскрыть сущность применения данной технологии на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене.

Наличие теоретической базы опыта

Проблема активизации познавательного интереса учащихся «стара как мир», но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету», по мнению М.М. Поташника, – ключ к учению, познанию.

Формирование познавательных интересов начинается задолго до школы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у ребенка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т.п.

В начальной школе познавательные интересы углубляются. Формируется сознание жизненной значимости учения. С течением времени познавательные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим – чтение и т.п. Большой интерес проявляется у детей к процессу труда, особенно если он совершается в коллективе.

Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Действительно, при переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержанию. Учение и другие виды познания вступают в конфликт, так как новые интересы школьников недостаточно удовлетворяется в школе. Разбросанность и неустойчивость интересов учащихся объясняется и тем, что они «нащупывают» свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробуют себя в разных областях.

Когда интересы и склонности школьников, наконец-то, определяются, то у них начинают формироваться и ярко проявляться способности.

В старшем школьном возрасте развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению определяют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими познавательными процессами, подчиняют их организацию определенным задачам жизни и деятельности.

Учение по-прежнему остаётся основным видом деятельности для старшего школьника. И от того, как учится ребёнок, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.

Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения школьников к учению, как показали исследования, играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Старший школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростка, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что – то новое, чему – либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально как взрослые. Это стимулирует школьников к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

Ведущая педагогическая идея

Итак, развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели, а самое главное – с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. В подростковом возрасте ведущая деятельность – «общественно-полезная». Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется «личность». Главным для школьников является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность школьников так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу данного направления работы, направленной на повышение познавательного интереса учащихся II и III ступени средствами проектно-исследовательских технологий.

Описание системы работы

Работа по методу проектной деятельности является достаточно сложной. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов взаимодействия во время учебного процесса по схеме «учитель – ученик», то в момент работы над проектом предполагается постоянное сотрудничество учеников. На мой взгляд, наиболее значимым принципом метода проекта является восприятие мира с учетом детской психики, поэтому я стараюсь задавать направление развития ученика, показывать и рассказывать о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогать фантазии ученика раскрыться в полной мере.

Метод проектно-исследовательской деятельности на моих уроках способствует решению следующих задач:

  • развитие познавательных навыков учащихся;
  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического и творческого мышления.

При реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо наличие значимой проблемы. Дальнейшая работа над проектом – это решение данной проблемы.

Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектно-исследовательской технологии – поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы. В урочной практике я использую в основном краткосрочные проекты из-за ограниченности во времени.

Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:

  • актуальность. В центре технологии – ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель – ученик, ученик – ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками – всё это повышает мотивацию обучения.

Типология проектов:

  • Исследовательские проекты.
  • Творческие проекты.
  • Ролевые, игровые проекты.
  • Информационные проекты.
  • Практико-ориентированные проекты.

Ход работы над проектом я определяю через следующие этапы:

  1. Подготовка к работе над проектом:
  • определение темы и целей проекта;
  • формирование групп для работы над проектом;
  • планирование этапов работы.
  1. Работа над проектом в группах:
  • планирование работы;
  • исследование;
  • оформление выводов и результатов.
  1. Представление – защита проекта.
  2. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
  • самооценка;
  • оценка других групп;
  • оценка учителя;
  • оценка специально созданной группы экспертов.
  1. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
  • Что мы  делали?
  • Как мы делали?
  • Каковы результаты?
  • Каков мой личный вклад в решение проблемы?

К примеру,  на уроках русского языка  мы с учащимися изучали тему «Имя прилагательное как части речи», а на уроках литературы «Эпитет как выразительное средство языка». Изучаемые темы достаточно значимы и объемны, поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над проектом «Изобразительные возможности имен прилагательных».

Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает свое задание:

  • «Морфологические признаки имени прилагательного»,  
  • «Грамматическая природа кратких прилагательных», 
  • «Прилагательные-эпитеты»,                                                                 
  • «Прилагательные в переносном значении»,
  • «Прилагательные-синонимы», 
  • «Прилагательные-антонимы»,
  • «Употребление прилагательных в именной части сказуемого».

В течение 10-14 дней ученики подбирают материал в соответствии со своими заданиями.

Группы имеют «Листок контроля и учета». В него вписываются этапы и результаты работы группы, итог которой они представят на заключительном этапе проекта.

На первом этапе – погружение в проект – я стараюсь пробудить интерес учащихся к проекту. В результате работы над проблемой я вместе с учащимися определяю цель и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.

На втором этапе я организую школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При этом необходимо учитывать характер задания, используя индивидуальный подход. В этом проявляется личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

Третий этап – осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации по теме. Я постоянно контролирую ход самостоятельной работы учащихся, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

Четвертый этап – презентация проекта – одна из целей проектной деятельности обязателен, потому что именно на заключительном этапе проекта появляется ощущение завершенности.

Продуктом проектной деятельности учащихся стали доклады, статьи рефератного характера, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения, исследовательские работы. Конечным продуктом также выступили мультимедийная презентация, которая успешно используется на уроках русского языка и литературы.

Одним из таких видов деятельности стал групповой проект по литературе в 7 классе под названием «Воздвигнут я тобою. Образ матери в литературе, живописи, скульптуре»; по русскому языку в 6 классе – «Пословицы и поговорки на каждый день». Учащиеся защищали их в период проведения школьной научно-практической конференции.

Метод  проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.

Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.

Результативность опыта

        В процессе применения на уроках русского языка и литературы элементов проектно-исследовательской деятельности у учащихся наблюдается развитие познавательного интереса к данным предметам и способствует повышению качества знаний.

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Возможность тиражирования опыта

 Опытом работы я делюсь со своими коллегами на заседаниях кафедры гуманитарных наук, на семинарах учителей русского языка и литературы, на педагогическом совете.

 Материалы из опыта работы размещены на сайте:  http://nsportal.ru/kovyreva-svetlana-fedorovna-2  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Центр образования» городского округа «город Якутск» Паршинцевой Анастасии Анатольев

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Центр образования&ra...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....