Обобщение опыта.
материал на тему
Одним из механизмов создания благоприятной атмосферы в учебном заведении является игра. Сегодня уже никому не надо доказывать, что игра – необходимый атрибут социализации личности ребенка, что в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости, что игра – не только средства отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 497.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района
Обобщение опыта на тему:
«Развитие творческих способностей посредством игры КВН»
Разработал: Калашникова Юлия Валерьевна,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей
2014 г.
В течение 10 лет ребенок живет в маленьком замкнутом мире детей и взрослых, где существуют свои законы. Он постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и проживая ситуации реальной жизни. Та социальная и психологическая «аура», которая создается в этом мире, в значительной степени определяется развитие его как человека, социально направленной личности, творческой индивидуальности.
По значимости для подростка получение знаний в учебном заведении – это скорее необходимость, т.е. вторичность, на первое место поставлено общение со сверстниками.
Одним из механизмов создания благоприятной атмосферы в учебном заведении является игра. Сегодня уже никому не надо доказывать, что игра – необходимый атрибут социализации личности ребенка, что в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости, что игра – не только средства отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Примером этому может служить игра «КВН», основными функциями которой являются:
- обучающая функция – сочинение сценариев, упражнения для дикции, сценическое движение, музыкальные и танцевальные занятия, этюды по построению мизансцен, пантомима, жесты и мимика, искусство диалога и перевоплощения, искусство экспромта;
- просветительная функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
- развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятий в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;
- коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества с другими коллективами;
- релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой с помощью игры;
- развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств при подготовке выступления, расширение кругозора подростков, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
- воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях, жизненных ситуаций.
Важным системообразующим элементом игры «КВН» является коллективный творческий процесс, на основе которого построен годовой круг традиционных выступлений, занятий, репетиций. В процессе деятельности формируется коллектив. В результате работы подростки становятся способными самостоятельно ставить перед собой цели, и регулировать свою деятельность. Подростки в процессе занятий учатся взаимодействию, дисциплине, ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний. Игра стимулирует их к активности и раскрывает творческие способности, и создает ситуацию успеха, предоставляет возможность отдохнуть и пообщаться, игра становится важным социально-педагогическим инструментом и работает на будущее. Участвуя в КВНовской деятельности, общаясь друг с другом и другими командами, обмениваясь опытом, КВНщики больше, чем их сверстники, готовы найти себя во взрослой жизни, стать социально активными людьми. Таким образом, КВН – это уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга подростков и молодежи, но не только участников команд, но и болельщиков. КВН – это механизм формирования молодежных объединений, действующих на принципах самоорганизации, самореализации, самодеятельности и самоуправлению.
Руководитель команды КВН
КВН – это единственный в своем роде органический сплав искусства и спорта. Если педагог планирует достичь каких-либо результатов, дети команды станут родными детьми, домом - репетиционный зал. Помните, что КВН - это игра, а значит должен быть победитель и побежденный. Собрать детей желающих поиграть в КВН, не составляет большого труда, гораздо труднее сделать команду. Прежде всего, это серьезный труд, похлеще учебы, веселиться, часто не придется. КВН - это дело добровольное, когда видишь цель – идти гораздо легче. Педагогу придется стать актером и соавтором, режиссером и хореографом, вокалистом и музыкантом.
Один из особенностей КВН – родительский фактор. Ребятам и педагогу рано или поздно предстоит серьезный разговор с родителями, так что будьте всегда готовы. Надо отпрашивать ребят с уроков, говорить с преподавателями, которые не всегда поддерживают желание детей заниматься КВНом. Вторая особенность – за 2-3 года состав команды практически обновится полностью. Придут другие, и проблем не уменьшится, зато придется все начать сначала. Так стоит ли вообще напрягаться?! Все-таки стоит, даже если год, даже если месяц. Всегда стоит учить, давать что-то новое. А ребята никогда не забудут школу жизни, школу труда, умственного напряжения, пройденную в игре КВН.
Команды КВН
Являюсь руководителем юношеской команды КВН нашего небольшого поселка. Свою КВНовскую деятельность я начала в студенческие беззаботные годы, в 2007 году. В начале своего пути, будучи подростком, не понимала всю серьезность происходящего. Что в КВНе есть свои законы и правила, шутки над которыми зритель смеется, чистота своего материала. Думала, что это в своем роде каламбур, где ты оделся смешно, показал зрителю разные гримасы, и он доволен. Это совсем не так. Уже давно большой КВН сформировался как жанр. Классические конкурсы: визитка (приветствие), музыкально-домашнее задание, СТЭМ, БРИЗ, конкурс одной песни, разминка, капитанский конкурс. Импровизации в КВНе почти не осталось. И зрителю нравится больше шоу. Начальный путь в играх КВН дал мне большой опыт. Окружные школы КВН с тренингами и мастер-классами по актерскому мастерству, сценическому движению, хореографии, вокалу, сценической речи. Честно сказать у моей команды не было больших результатов, но через несколько лет, набравшись опыта, начало получаться. В 2010 году я стала руководителем моей первой юношеской команды «Та самая», где мы с командой решили внести в КВН что-то новое и выступали в литературном стиле, где дети особо актерски не выкладывались, а шутили тонко текстовыми репризами.
Реприза – текстовая шутка должна содержать два начала – парадокс и второй план, например: «Девочка с тихим голосом неделю проездила в маршрутке». Для получения репризы нужно приложить усилия и для этого существует мозговой штурм. Существует много методов проведения штурма, один из них: команду необходимо поделить на несколько авторских групп. При абсолютной тишине. Один из команды (как правило, руководитель) начинает рассказ последних громких событий страны, города, новости шоу-бизнеса, политики и на тему игры (заряжает авторскую группу). Каждому участнику штурма руководитель дает подачу, т.е. первую часть будущей шутки (начинающие КВНщики не смогут самостоятельно написать репризу). Подача должна быть интересной, конфликтной, например: «Как не проспать в школу». Подачей может быть не только вопрос, но или ситуация, например: «У нас на Севере поставили памятник комару». Подачи пишутся 5-10 минут. По команде руководителя листы передаются соседу слева. Получив листок, каждый участник парадоксально добивает написанную подачу. Главное помнить, что в КВНе есть запретные темы: войны, трагедии с гибелью людей, межнациональные конфликты, физические недостатки людей, Великая Отечественная война. На сцене не допускается грубость по отношению к залу и соперникам.
Подготовив выступление, моя команда выступила на отборочном фестивале окружных игр КВН, где в ее рамках так же проходит школа КВН. Из 30-ти команд, приехавших со всего округа, мои ребята удачно выступили и прошли в финал окружных игр, где приняло участие 12 команд. Призового места в финале дети не получили, но опыт приобретённый на большой сцене, прием зрителя, это дорого стоит и пригодится учащимся в будущем. Потом ребята играли в районных играх КВН, где занимали призовые места.
Сама я не забросила играть в КВН, у нас образовалась «Сборная Пуровского района», работающая молодежь, где я тоже являлась руководителем. Для взрослых КВНщиков игры проводятся по той же схеме, что и у юниоров. Районные, межмуниципальные, окружные игры, где наша сборная была на призовых местах. Далее мы принялись покорять центральную северную лигу КВН, где были победителями на фестивале северной лиги КВН, пройдя в 1/8 финала, потом следовала ¼ финала, но до полуфинала не добрались.
Сейчас я продолжаю заниматься с ребятами команды КВН «Та самая», мы удачно выступаем в сезоне межмуниципальной лиги, где ребята играют по накопительной системе баллов, и к финалу они ведут на 0,6 балла. Предстоит финальный рывок, ребята усиленно готовятся.
Репетиции
Если в театре режиссер объясняет актеру характер героя и актер вживается в роль, КВНщики подбирают отыгрыш на репризу сами, но начинающим КВНщикам придется показывать руководителю команды как играть ту или иную роль в движениях и жестах, а потом закреплять найденную игру многочисленными репетициями. Полностью имитируйте работу микрофона на каждой репетиции, в том количестве, в котором они будут на игре, с ширмами, и придерживаясь размеров на сцене. Не секрет, что КВН – это также сложный технический жанр. Конечно, это не прямой эфир и все-таки ошибаться нельзя – переиграть или смонтировать не получиться. Можно сделать только с первого раза, вживую. И насколько сложено сработает одновременно команда, реквизит, звук – от этого, в конечном счете, зависит успех выступления.
Разминка
Для победы домашних заготовок для КВНовской игры в виде приветствия и музыкально-домашнего задания недостаточно, главным серьезным конкурсом в игре является разминка, где обычно она решает исход игры. Цена репризы в разминке во много раз выше, в чем любом другом конкурсе. Иногда достаточно одного «ломового» ответа к разминке, чтобы оторваться от соперников на балл. Для разминки подходит далеко не всякая реприза, вполне пригодная для игровых конкурсов. Шутка должна «играть сама по себе». Разговор о конкурсе «Разминка» может быть бесконечным, берется во внимание то, что учащиеся увереннее отвечают на вопросы так сказать «дома», находясь на сцене, и в рамках 30-ти секунд, детей охватывает паника, что они не успеют, боятся выходить отвечать, боятся, что их ответ будет не оценен зрителем. Для этого проводим разминку перед каждым занятием, и перед каждой репетицией, что помогает детям.
Большой КВН, как сказал один из его отцов А.Ю. Аксельрод, – это единственный в своем роде органический сплав искусства со спортом, где всегда есть победитель и побежденный.
Поэтому всякий раз приходится принимать решение: выступать или не выступать. Месяцы упорного труда могут потрачены для того, чтобы потом в один час проиграть. Но это время не потрачено даром, и проигрыш – вовсе не пятно на репутации и добром имени команды. Главное, сам процесс игры в КВН является мощным воспитательным и развивающим действием. Оставайтесь лучшим другом КВН!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/07/picture-3051.jpg)
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/20/picture-6339.jpg)
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
обобщение опыта работы
Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-245649-1423238322.jpg)
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...