Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий".
проект на тему

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор проекта: учитель математики

Маклакова Ирина Васильевна

2015 г.


 

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

  Условия возникновения и становления опыта

Село и школа находятся в некотором удалении от районного центра Лихославльского района Тверской области. В классах учатся дети из семей со средним достатком, из малообеспеченных семей. Они не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в изучении математики, считая,  что она не нужена для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они сталкиваются со значительными трудностями  и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению предмета, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема  невостребованности полноценных знаний математики, значительно снижающая мотивацию у  школьников при изучении предмета. Всё вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.

Противоречия:

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объёмом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.

      Как «замотивировать» школьников на изучение математики? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя математики.

         Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению математики в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.

Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ.

Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике будет эффективным, если:

  • определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • разработана методика развития позитивной мотивации к обучению математике через использование ИКТ;
  • обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ;
  • процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике.
  • Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
  • Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики.
  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы.

Научная новизна исследования состоит:

  • в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
  • в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
  • в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;

Исследование проводилось в период с 2011 г. по 2014 г. и состояло из нескольких этапов:

Первый этап (2011 - 2012 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.

Второй этап (2012 - 2013 гг.) - практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ.

Третий этап (2013 - 2014 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Прогнозируемые риски и методы их коррекции:

  • Ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования информации от компьютеров. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала;
  • Вред здоровью при невыполнении требований САнПиН. Коррекция:

1.  Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).
2. Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.
3. Грамотное построение уроков с использованием компьютера.
4. Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.
5. Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.

  •   Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Перед учителем встает задача профессионального экспертирования полученной информации в силу того, что Интернет сегодня является в значительной степени неконтролируемым с точки зрения достоверности информационным пространством.

Ресурсное обеспечение процесса обучения математике в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:

  • кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература;
  • имеется компьютер, электронные пособия по математике, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет, кабинет информатики с интерактивной доской, библиотека с выходом в Интернет.

Предполагаемый результат:

  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
  • социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  перспективы, резервы ее развития. Первое, с чего я начинаю -  это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.

Для анализа использую различные методы:

1.   Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.

2.  Анкетирование.

3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.

4. Анализ результатов внешней экспертизы.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах.

Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, проведение минуток для релаксации, тематических игр.

Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.  Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках математики, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  

Использование ИКТ на уроках математики позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.

Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point и применение интерактивной доски. Я пришла к выводу, что при помощи этих программ можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Вначале появляется общая идея урока, а формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить. Каждое задание будет помогать учащимся  выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность.

Использование данной технологии позволило мне:
1. Значительно сэкономить время на уроке;
2.  Повысить уровень наглядности в ходе обучения;
3.  Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению математики (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

5.  Выполнить все поставленные задачи.

Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность. 

В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса (на конец исследования эти дети обучались в 7 классе).

1. Результаты анкетирования, направлены на определение мотивации изучения математики на начало и конец исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2. Уровень обученности  учащихся за последние 3 года (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

1. Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении математики в целях более успешного образования и трудоустройства. Это осознают родители, но в начале эксперимента дети разделяли их установки только из послушания. Благодаря использованию ИКТ на уроках математики уровень мотивации учащихся достаточно изменился.

2. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к предмету, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации.

3. Изучение мотивации при обучении математике позволило повысить качество знаний и интереса к предмету.

Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (программа презентаций Power Point);

 2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы);

5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов;

7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

В процессе работы я пришла к выводу, что ИКТ помогают:

·    привлекать пассивных слушателей;

·    делать занятия более наглядными;

·    обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

•    приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

•    обеспечивать моментальную обратную связь;

•    повышать интенсивность учебного процесса;

•    активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;

•    объективно оценивать действия учащихся;

•    накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

•    реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы;

•    дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

   Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, наличие игр).

2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.

3.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами.

  Таким образом, использование ИКТ на уроках математики, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение ИКТ для повышения мотивации при обучении математике обосновано. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты анкетирования, направленные на определение мотивации изучения математики на начало и конец исследования дали следующие результаты (обучающиеся отвечали на вопросы):  

  1. Нравятся уроки?
  2. Радуются, если уроки отменяют?
  3. Предпочли бы пойти на урок или …
  4. Хочу, чтобы урок не отменяли.
  5. Хотели бы получать домашнее задание?
  6. Заставляют ли вас родители учить математику?

 

 

По результатам диагностики отчетливо видно, что прерогативы учащихся на начало и конец  эксперимента изменились. Повышение уровня мотивации особенно заметно по вопросам 2 и 6.

Рейтинг мотивов изучения математики на начало, и конец эксперимента  представлен в следующей диаграмме:

  1. Хочу больше знать.
  2. Найти в будущем престижную работу.
  3. Не опозорить класс.
  4. Доставить радость родителям.
  5. Доставить радость учителю.
  6. Не отставать от друзей.

 

      По результатам диагностики на начало и конец эксперимента практически для всех учащихся главным мотивом изучения математики стало желание больше знать.

      Вторым мотивом, все учащиеся выбирали доставить радость родителям». Довольно часто учащиеся выбирали мотив «не отставать от друзей».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Список литературы

  1.  «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г. - С. 18-22

2.            Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994

3.             Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. - с. 8-10

4.           Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное   пособие для студентов высших  педагогических учебных заведений. - М., 2003

 

5.         Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006

6.        Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. - 2007. - № 5. - с. 16-17

7.         Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39

8.        Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36

9.       Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205

10.      Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые   педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001

11.       Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды// Школа. - 2006. - №2. - с. 49-59

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ"

Работа содержит теоретическое обоснование применения ИКТ в обучении истории и обществознанию...