«Дополнительное образование как путь интеграции и социализации детей с ОВЗ в окружающем обществе»
материал на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

За каждым ребёнком признаётся право на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития. Это обуславливает важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.обучения и воспитания.Перемещение ребенка из специального учреждения в массовое общеобразовательное должно быть целесообразным, обоснованным и эффективным для всех участников образовательного процесса. Важное значение в ходе организации инклюзивного образования имеет психолого-педагогическое сопровождение, а также развитие способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коммуникации и взаимодействию со сверстниками и толерантное отношение последних к одноклассникам с ОВЗ.

 Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pihienko_o.yu_._pedagog_1.docx85.12 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение   передового  педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДОД» ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Пихиенко Ольги Юрьевны

«Дополнительное образование как путь интеграции и социализации детей с  ОВЗ в окружающем обществе»  

«Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства.

Большое счастье – быть свидетелем детского восторга от собственных достижений, который ты и сам ещё не забыл».

                                                                                                                            Л. С. Выготский.

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

       Очень часто мы, педагоги, задаем себе вопрос: «Как правильно и гармонично развивать детей?» Насколько мы уверены в том, что все наши усилия не пропадут даром и наши маленькие воспитанники, когда повзрослеют, станут успешным в жизни? Мы всегда получаем то, во что верим. Верим не на словах, а в душе. Мы получаем то, что чувствуем, что знаем в глубине своего сердца.

       За каждым ребёнком признаётся право на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития. Это обуславливает важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.

    В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов Министерства образовании  и науки Российской Федерации.

    Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Одним из направлений модернизации образования выступает инклюзивное образование. Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия, особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2, п. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.

Перемещение ребенка из специального учреждения в массовое общеобразовательное должно быть целесообразным, обоснованным и эффективным для всех участников образовательного процесса. Важное значение в ходе организации инклюзивного образования имеет психолого-педагогическое сопровождение, а также развитие способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коммуникации и взаимодействию со сверстниками и толерантное отношение последних к одноклассникам с ОВЗ.

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

       Поэтому, работая в системе дополнительного образования в должности педагогом дополнительного образования, я выбрала для обобщения опыта тему: «Дополнительное образование как путь интеграции и социализации детей с  ОВЗ в окружающем обществе»  

     Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со здоровыми  детьми и их родителями  помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

   Необходимым и решающим условием успешной социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с освоением им академических знаний является создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии.

   Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. Важнейшая потребность ребёнка – быть принятым, понятым, признанным. Дети подсознательно надеются на то, что их поймут и примут всякими: в любом состоянии, в каждом своём проявлении. Конечно, легко и просто принять воспитанника, когда достоинства превалируют над некоторыми недостатками. Гораздо сложнее принять особого ребёнка. В основе успеха коррекционно-развивающей работы с особыми детьми – принятие, а в основе принятия – безусловная любовь к детям. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток.

   Дети должны иметь возможность и содержательное основание полностью доверять педагогу. Они уверены в том, что педагог никогда не ошибается. Так оно и должно быть. Нельзя лишать их такой возможности. И какая большая радость для педагога – завоевать доверие Маленького Человека! Профессиональная обязанность педагога – самому возвращаться в детство и заново переживать эти прекрасные моменты!

   Социально-позитивная деятельность  обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в  равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий или организации средового пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

    Для детей,  которые по состоянию здоровья, не могут посещать ДОУ и  обучаться в общеобразовательных учреждениях и спец. учреждениях,  (т.к. отсутствует на территории  нашего района)  на базе ЦДОД «ЮНИТЭР» с согласования с зам. главного врача по детству и родовспоможению Рузаевской ЦРБ,   была создана группа  детей кратковременного пребывания с ограниченными возможностями здоровья и развития «Надежда, которой руководят педагоги Центра Пихиенко Ольга Юрьевна и Живайкина Наталья Васильевна Прием осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня и в присуствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников. Группа  осуществляет свою деятельность на основе плана работы, утвержденного директором Центра.

Занятия осуществляется по расписанию, утвержденному директором Центра. Начало учебного года - 1 сентября. Окончание учебного года - 31 мая.

Занятия проходят на основе авторской  Комплексной дополнительной общеобразовательой программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и педагог  дополнительного образования -  Пихиенко О.Ю.

Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей  программы)  «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от меня, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.

Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

  Задачи:

- обеспечить индивидуальный  подход к воспитанию  и  обучению  ребенка  с отклонением в  развитии  с  учетом  особенностей  конкретных  нарушений,  в соответствии с  рекомендациями  специалистов;

- коррекция нарушенных функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

-  создание ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей чувство удовлетворенности, уверенности в себе  и радости обучающегося;

- стимулирования познавательного интереса многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями

     Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.

    В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии. Также обеспечивается психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца  о. Григорием  (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

     Реализация образовательной программы в группе предполагает использование следующих приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:

- игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом);

- физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, коррегировать физическое развитие и двигательный аппарат);

- изобразительная деятельность (лепка, аппликация);

- психогимнастика и релаксация (позволяющих снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук).

- формирование элементарных математических представлений (дочисловой период)

      В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.

3.Теоретическая база опыта.

Программа  разработана в соответствии с нормативными документами: 

    - Федеральный закон  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  - Примерные требования  к программам ДОД (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844)

 - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);

- Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима  работы  образовательных организаций дополнительного образования детей;

 -Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,  утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

 - "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13.

      Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая  программа)  «Надежда» составлена  на основании программ:  Дмитриева Т.П., Сабельниквоа  С.И., Хотылева Т.Ю. «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в начальной школе»,  Москва, 2012 г., «Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ»,  Хабаровский МР, 2013 г., «Индивидуально  ориентировочная коррекционно-развивающая программа  обучения на дому «Особый ребенок», автор – педагог-психолог МОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №1» Темниковского муниципального района  Бондарчук С.В., «Человек и его здоровье» О. Ю. Пихиенко; программа по дошкольному воспитанию кафедры коррекционной педагогики и специальных методик МГПИ им. М. Е. Евсевьева.  

4. Технология опыта.  Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

       Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка,  мною разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

      Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

     Работа с ребенком строится  не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

     Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, ввожу новые для ребенка виды и объекты деятельности.

     Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.

Индивидуальное занятие строится  следующим образом:

I. Разминка: психологический настрой на занятие.

II. Пальчиковая гимнастика: работа с орехами, карандашами, пуговицами, зернами, пальчиковые игры.

III. Дыхательная гимнастика: надувание мыльных пузырей, мини-этюды «Насос и шар» и т. д.

IV. Индивидуальная работа.

V. Прощание.

    Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно.

Формы  методы проведения занятий:

Формы:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение специальной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие физиологические опыты;
  • моделирование;
  • самостоятельное наблюдение;
  • викторины,
  • творческая и практическая деятельность.

 Методы:

  • педагогическое наблюдение;
  • оценка образовательно-творческой деятельности воспитанников;
  • беседы, опросы;
  • привлечение родителей к совместной работе с детьми.

     Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

     На каждом возрастном этапе  педагоги  решают  разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних  случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других  педагог создаю специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организую его познавательно- исследовательскую деятельность.

     Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая  программа)  «Надежда»  связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,  «Познание», «Художественное  творчество»

     Методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности.

Принципы и подходы к формированию программы.

 -  Принцип гуманизма – признания самоценности личности.

 - Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

 -Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

 - Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).

 -  Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение  детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям,   интересам и творческому потенциалу.

 - Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

 - Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.

 - Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

 - Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

      Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, проводятся  игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

     Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено.  Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

     При общении с детьми, имеющими трудности в обучении,  особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких  и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

5.Анализ результативности.

     Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная  общеразвивающая  программа)  «Надежда» апробирована на базе МБОУ «ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»  Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 4-х лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения   ребенка  по данной программе наблюдается значительная  положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.

      Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению обучающимися с дефектами способами речевого общения, развитию понимания речи, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи. Следует также проводить специальную работу по коррекции недостатков произношения, нарушений голоса.

       В ходе реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей  программы)  «Надежда» создаются  условия  для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптации к жизни, интеграции в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

    Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей  программы)  «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели нашей эффективной работы.  

Приведу несколько примеров:

Обучающиеся с ОВЗ - Фомкин Влад, Голдобин Даниил, Маврин Андрей, Акимова Виктория, Изосимов Максим, Ефимов Илья   активно участвуют в мероприятиях и награждены дипломами  Международного детского экологического форума  «Зеленая планета», дипломами 8 Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», дипломами  международного  фестиваля детского творчества «Звезды нового века», являются призерами  Республиканского  конкурса «Защитим лес», победителями Республиканского конкурса «Подари улыбку», победителями муниципальных  конкурсов «Вторая жизнь отходов» и  «Дорога безопасности».

     За 4 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение  МБОУ Рузаевки и Рузаевского района-16 обучающимся «Надежды, двум - решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей  с детьми с  ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались  в обществе сверстников.

      В Центре с детьми проводятся различные мероприятия, праздники: «Откуда к нам приходит хлеб»,  «Зимующие птицы», «Праздник Светлой Пасхи», «Секреты правильного питания» и др. Конспект одного из таких мероприятий приведен в наглядном приложении п.8. Эти мероприятия способствуют сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов, а также социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.

     Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели эффективной работы педагогов. 

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения: уникальный калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребёнка, его отношение к окружающему миру. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень важно вовремя быть принятыми, понятыми, увиденными, услышанными. В рамках инклюзивного подхода к образованию особых детей решающее значение отводится именно доступности этого образования. Для каждого малыша достижение, прежде всего, состоит в том, что он может делать, чем в том, чего он не может. Основные проблемы возникают при попытке преодолеть барьер между ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, членами его семьи и обществом, лишенным конкретного недуга. Система школьного образования при этом является более жесткой системой, так как сама организация школьного обучения предполагает следования обязательному ряду правил, помогающих педагогу выстроить отношения по принципу «учитель – класс». Но процесс объединения одноклассников, в числе которых находятся дети с ОВЗ в единую, цельную общность детей происходит иначе. Дети остро и непосредственно реагируют на «непохожесть» другого, и при малейшем изменении отношения взрослого к такому ребенку, начинается изоляция и отторжение «гадкого утенка». В системе внешкольной работы эта проблема решается двумя способами. Во - первых, сама организация дополнительного образования предполагает иное, индивидуальное взаимодействие педагога и воспитанника. Во-вторых, в процессе занятий допускается и активно приветствуется присутствие любого из членов семьи детей с ОВЗ. Ощущая реальную поддержку взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх. Это в большей степени способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, так как преодолевать барьер социализации в процессе занятий уже не требуется.

    На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.      Цель педагога – оказать своевременную всестороннюю помощь особому ребёнку, которая даёт возможность проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта.

Свой материал я разместила на сайтах:

http://nsportal.ru/pikhienko-olga-yurevna 

www.schoolrm.ru/ schools _ruz/uniterruz

8.Наглядное приложение.

                                                                                                       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Конспект интегрированного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Секреты правильного  питания»

Подготовила и провела      

Пихиенко  О. Ю.-

педагог дополнительного образования  

МБОУ  ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

                                                                     Рузаевского муниципального района

 

Рузаевка, 2015

Тема: «Секреты правильного  питания».

Девиз: «Правильное питание - залог здоровья».

Цель:

-дать обучающимся представление о роли правильного здорового питания в жизни человека.

Задачи:

-познакомить с секретами здорового питания;

-продолжить формирование навыка получения информации обучающимися с помощью различных источников, в том числе и компьютеров;

-создать содержательные и организационные условия для развития у воспитанников высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности активизировать информацию с помощью логики.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные, проектные, инновационные (контрольно-измерительные материалы), проблемное обучение.

Оборудование:

  • программированные карточки-задания, предназначенные для организации самостоятельной работы обучающихся совместно с родителями и для выявления уровня усвоения учебного материала;
  • рабочие листы;
  • тесты;
  • компьютер с мультимедийным программным обеспечением;
  • CD-диск.

Демонстрационный материал:

-выставка рисунков о здоровой пище;

-учебный плакат «Пирамида здорового питания»;

-свежие и мороженые фрукты, ягоды и овощи;

-кисломолочные продукты.

Занятие проводиться совместно с родителями обучающихся с ОВЗ,  творческого объединения «Надежда».


  1. Вступительное слово.

Педагог:

Здоровый образ жизни - это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще питание, потому что «мы - это то, что мы едим». Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму, то человек всегда будет здоров. Проблемы излишнего веса, нервных заболеваний, различных кожных высыпаний, заболеваний желудочно-кишечного тракта возникают только у тех, кто питается неправильно. Наше занятие будет проходить поэтапно.

II. Основная часть.

I этап «Секреты правильного питания».

Педагог:

Правильное питание - это условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Очень хорошо говорили древние: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

Если говорить о разнообразии пищи, ни один продукт не дает всех питательных веществ, необходимых для поддержания здоровья. Одни продукты дают нашему организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его еще более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи - фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые е помогают организму, расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).Чтобы понять, что разрушает здоровье, а что укрепляет, проведем игру. У каждой команде на столе по 16 одинаковых карточек. Первой команде нужно выбрать 8 полезных продуктов, второй - 8 неполезных продуктов.

Полезные продукты        Неполезные продукты

Рыба        Чипсы

Кефир        Пепси

Геркулес        Фанта

Подсолнечное масло        Жирное мясо

Морковь        Торты

Лук        «Сникерс»
Капуста                                                               Шоколадные конфеты

Яблоки, груши        Сало


Вот и подошли к этапу занятия: составление пирамиды здорового питания. Выясним, какие продукты составляют основу правильного питания.

II        этап. «Информационный блок».

Педагог:

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от социальных условий, на 15% - от факторов, связанных с наследственностью, на 8% - от условий медицинского обслуживания, на 7% - от климатических условий и на 60%) здоровье человека зависит от его образа жизни, поэтому так важно самим заботиться о своем здоровье, правильно питаться, покупать продукты в магазинах.

III        этап  «Деловая игра».

Обучающимся предлагается выбрать магазин, в котором они хотели бы работать: «Наши друзья - овощи», «Молочные берега».

Попробуйте рассказать о своих товарах так, чтобы ни один человек не ушел без покупки. {Каждая группа совместно с родителями представляет свой проект такого магазина).

IV        этап  «Анкетирование».

Педагог:

Следующий этап работы тестирование. Попробуем о себе узнать по-больше: правильно ли мы питаемся?

У вас на столе лежат опросники. Вам нужно на них ответить. Родители помогают детям, зачитывают тесты, и совместно отвечают на вопросы.

1.        Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

а)        Всегда, круглый год -5 баллов.

б)        Иногда, когда заставляют -2 балла.

в)        Никогда - 0 баллов.

2.        Сколько раз в день вы едите?

а)        4-6 раз - 5 баллов.

б)        3 раза - 3 балла.
в) 2 раза - 0 баллов.

г)        8-7 раз, когда захочу - 0 баллов.

3.        Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

а)        Ежедневно, несколько раз - 5 баллов.

б)        2-3 раза в неделю - 3 балла.

в)        Очень редко - 1 балл.

г)        Никогда - 0 баллов.

4.        Когда и что вы едите на ночь?

а)        Мясо с гарниром в 9 часов - 1 балл.

б)        Кашу молочную в 9 часов - 2 балла.

в)        Стакан кефира или молока в 9 часов - 5 баллов.

г)        Ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов - 0 баллов.

5.        Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп!

а)        Иногда петрушку и укроп в супе или в салате - 1 балл.

б)        Лук и чеснок не ем никогда - 0 баллов.

в)        Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве - 5 баллов.

г)        Ем иногда, или когда заставляют - 2 балла.
Дети на листочках пишут 1а, 26, Зв и т.д.

(Диспут с гостями и родителями  во время анкетирования).

V        этап  «Блок познания»

- Какой мудрости учат эти пословицы?

  • Хороший повар стоит доктора.
  • Ешь, да не жирей - будешь здоровей.

•        Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Викторина

  • Почему людям с пониженным уровнем зрения рекомендуют употреблять в пищу морковь?
  • Чем полезна облепиха?
  • Очень вкусные плоды И полезные они. Много жира, витаминов, Как питательны они! Ядра ели в шоколадке, Скорлупа - краситель яркий. Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей! (Орех)

•        Каким лекарственным действием обладают плоды ореха?

•        Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг. Помогут фитонциды От оспы и чумы. И вылечить простуду Им тоже можем мы. (Лук)

  • От каких болезней вы лечитесь соком лука?
  • Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали гирлянды, связки из лука и чеснока?
  • Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит. Быстро смывают веснушки, и  лысины нет на макушке. (Петрушка)
  • В бордовых корнеплодах лекарство от запоров. Давление понижает, и кровь оздоровляет. салат - от ожиренья. А сок - от воспаленья. (Свекла)

 Итоги анкетирования.

Педагог:

Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.

Если вы набрали 9-12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда придется и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто - то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.

0-9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.

VI  этап.  Игра « Меню».

( Воспитанник  читает стихотворение Б.Заходера « Повара».)

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:

Это раз - и готово!

(Если мама готовит обед).

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чем секрет!) -

Очень трудно готовить обед.

Педагог:

Приготовить обед - дело непростое и довольно хлопотное.

У каждого из вас на столе перечень блюд, обеспечивающих сбалансированный рацион питания. Каждая группа с помощью экспертов и родителей должна составить меню, включающее завтрак, обед, полдник и ужин. Помните о том, что это должно быть меню для ребёнка, включающее в себя продукты из разных стилей питания. Список продуктов:

  1. салат из капусты и моркови;        9) винегрет;
  2. пирожки;        10) вареный картофель;
  3. жареная рыба;        11) отварная говядина;
  4. борщ;        12) хлеб;
  5. блины;        13) сыр;
  6. чай;        14) колбаса;
  7. гречневая каша;        15) кисель.
  8. кисломолочные продукты;

Каждая группа составляет меню и вывешивает его на доску.

Педагог:

А сейчас эксперты оценят вашу работу и назовут оптимальный вариант рационального питания.

-Эксперты.

'

В целом меню составлено правильно. А это значит, что мы поработали сегодня не зря.

(Чтение и обсуждение учащимися стихотворения С.Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала».)

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

- Кушай, Варечка, скорей - будешь крепче, здоровей,

Вырастишь такая - умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.

- Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.

- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик - есть она не хочет.

- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое - это главная еда,

Остальное все продукты - ерунда!

Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,

Если будешь кушать Варя лишь конфеты и компот?

VII  этап. « Рекомендации врача».

Помощник санитарного врача.

Современная наука о питании придерживается следующих принципов рационального питания: умеренность, разнообразие, режим. Это и есть сбалансированное питание, способствующее нормальному развитию организма, развитию здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным факторам среды. Его основа - пищевой рацион, режим и условия приема пищи. Это означает количество, время приема пищи, распределение суточного рациона в течение дня, интервалы между едой и время, которое на нее затрачивается. Здоровому человеку надо есть 4 раза в сутки: завтрак, обед, полдник, ужин.

(Реклама традиционного стиля питания.)

Ребята, мера нужна в еде,

Что не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час,

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо еще про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим,

Тогда от болезней мы убежим!

Плюшки, конфеты, печенье, торты -

В малых количествах детям нужны.

Запомни, ребенок, простой наш совет:

Здоровье одно, а второго-то нет.

VIII  этап. «Смак». Педагог: Сегодня играли и дети, и приглашенные. Настала игра для педагогов.

Цель передачи «Смак»: научить быстро и хорошо готовить.

Что у нас имеется для приготовления: овощи и фрукты.

  • Морковь - пурьхкя (на мордовском языке). «Глаза - зеркало души» (Л.Толстой) Улучшает зрение ( витамин А), придает коже гладкий и здоровый вид.
  • Свекла - якстерепс. Очищает организм, снимает усталость, улучшает работу кишечника, печени.
  • Капуста - капста. Ее рекомендуют есть ежедневно, для улучшения пищеварения, для работы желудка.
  • Редька - репс. Стимулирует работу желудка, печени.
  • Вареная курица - пал - . диетическое мясо. Содержит белки, жиры, много цинка, селена, витамины Bl, B6, В12.
  • Гранат влияет на состав крови. Назначают людям при малокровии. Профилактика авитаминоза.
  • Яблоко употребляют в свежем виде, мороженном, сушеном, компоты, варенье.

Заправить это блюдо можно маслом подсолнечным, оливковым, а так же малокалорийным майонезом. Очень полезно витаминами блюдо готово к употреблению. Давайте придумаем название приготовленному салату: «Витаминный», «Полезный», «Вулкан» (похож по внешнему виду), «Дружба» - «Ладяма» (на мордовском языке).

III  Заключение.

Педагог:

Питание - очень приятный процесс. Человек получает массу удовольствия от удовлетворения чувства голода и от вкусовых ощущений. Но строя свой рацион, нужно помнит о следующих правилах:

  • ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30-50 г) или сыр (5-10 г или 10-20 г через день);
  • ограничить употребление соли и заменить поваренную соль на йодированную;
  • сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др.) до 10-15г в день;
  • ограничить употребление сахара, конфет (особенно шоколадных), шоколада, жирных тортов и пирожных;
  • широко использовать в питании рыбу и морепродукты,
  • ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу (лучше нежирных сортов);
  • стремиться использовать в своем питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда их натурального мяса;
  • широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, а также соки;
  • стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров и других форм «фаст-фуда».

 Воспитанник.

Человеку нужно есть

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться.

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть.

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

В конце занятия участникам. родителям и гостям было предложено пройти в фитобар, где были приготовлены различные целебные напитки.

Планируемые результаты

    Занятие творческого объединения «Надежда» на тему: «Секреты правильного питания» предусматривает воспитательные, обучающие и оздоровительные задачи. Считаю, что воспитательный аспект очень важный. Его целью является воспитание в человеке привычки правильно питаться, так как правильное питание является основой здорового образа жизни. Для растущего организма очень важно рациональное питание. Оно должно обеспечивать поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, и возмещать энергетические траты организма, способствовать нормальному физическому и психическому развитию детей, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшать работоспособность.

Используемая литература:

  1. В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева, «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни», 2001г.
  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы)». Изд.2-е, испр. и доп.-М.: ВАКО,2005,208с.-(Мастерская учителя).

Т.Н. Захарова и др., «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». - Волгоград: Учитель,2007.-174 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект, как основа взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях интеграции

Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности для создания различных моделей взаимодействия о...

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

Занятия художественным творчеством, как условие успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.

Рекомендации по организации занятий художественным творчеством для детей с ОВЗ....

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...

Социализация детей с ОВЗ в общество.

Выступление на педсовете из опыта работы с детьми с ОВЗ....