гендерный подход в педагогике
статья на тему

васильева екатерина валериевна

В настоящее время в педагогике основным направлением является индивидуальный поход к каждому ребенку,что не возможно без учета его гендерных возможностей. В статье раскрываются особенности обучения фигурному катанию на коньках детей с учетом их гендерных возможностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendarnoe_vospitanie.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты развития   девочек различаются по скорости и по содержанию;

Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях более внушаемы, лучше справляют с простыми, рутинными задачами. На девочек больше влияет наследственность. У девочек больше развито слуховое. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.  Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. Так же  важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. На занятиях по фигурному катанию на коньках важно создавать условия для того, чтобы девочки могли бы выразить то, что для каждой  из них интересно или эмоционально значимо.

Ведь Фигурное катание — один из самых красивых видов спорта. Фигурное катание - это совершенно особое явление, стоящее на грани спорта и искусства. Занятия фигурным катанием развивают грацию, пластичность, способствуют формированию красивой, гармоничной фигуры, но, прежде всего, весь комплекс упражнений направлен на укрепление здоровья. Можно смело утверждать, что фигурное катание — это составная часть спорта, в основе которой лежат систематические тренировки и участие в соревнованиях с целью достижения девочками наивысших показателей.  При занятиях фигурным катанием формируется гармонично развитая фигура. Этому способствует программа обучения, которая включает физические нагрузки, хореографию и ледовые тренировки . Само по себе катание укрепляет те мышцы ног. Фигурное катание развивает у воспитанниц чувство ритма и музыкальность. Музыка сопровождает большинство занятий девочек ( ледовые тренировки). При подготовке к выступлениям тренером и учеником выбирается музыкальное сопровождение для программы. При этом тренер учитывает темперамент, внешний вид, характер и музыкальные пристрастия фигуриста.

Фигурное катание раскрывает артистические способности воспитанниц. Как правило, выступления фигуристов оцениваются двумя оценками: первая — за технику исполнения, вторая — за артистичность. Как раз вторую оценку фигурист получает за свое умение мимикой, жестами, пластикой движений донести до зрителя задуманный образ. Чтобы это стало возможным, задача тренера — развить заложенные в ребенке артистические способности.

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ = СПОРТ + КРАСОТА

Такова формула фигурного катания, польза от которого известна всем.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности девочек (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед  девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов в фигурном катании на коньках   с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждой  воспитанницы .Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: заботы, сочувствия, ласки — у девочек. Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Гендерный подход, на наш взгляд, таит в себе широчайшие возможности для проведения оригинальных исследований в области литературы с целью выявления проблематики произведения и определения  авторс...

Проект "Гендерный подход в образовании"

Создание системы учебно – воспитательного процесса, основанной на гендерном подходе в профильном обучении...

НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД) НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.Цел...

Гендерный подход в сексуально- гигиеническом просвещении учащихся 5-11 классов.

Программа нравственно-полового воспитания учащихся  среднего звена...

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Практико-ориентированный проект на тему: «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В РОССИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД».

Министерство образования и науки РФМинистерство образования Московской области ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» Факультет повышения квалиф...