Информационные и коммуникационные технологии на уроках истории и обществознания
статья на тему

Попкова Тамара Александровна

Информационные и коммуникационные технологии на уроках  истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Информационные и коммуникационные технологии на уроках

                             истории и обществознания

      Компьютерные технологии  являются частью образовательной культуры, и внедрение этих технологий в школе является требованием времени.  ИКТ — информационные и коммуникационные технологии -  это современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, методы  их применения. ИКТ-компетентность учебная - это умение, способность и готовность ученика решать учебные задачи, используя средства ИКТ.  ИКТ-компетентность профессиональная  - это умение, способность и готовность учителя решать профессиональные задачи, используя средства ИКТ. Информационная деятельность — это поиск, запись, сбор, анализ, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком.

     Педагогами накоплен значительный опыт работы с компьютерными технологиями обучения. Существуют десятки разнообразных учебных программ, размещенных на ПК, CD или в Интернете, которые позволяют оптимизировать процесс обучения истории, обществознания. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс. Компьютерные технологии представляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру. Используя ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности,  ученики получают возможность научиться:

 осуществлять поиск исторической информации в учебной и допол- нительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;

 применять элементы анализа при работе с историческими источниками ;

 применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края.

 проводить работу по поиску и оформлению материалов по истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.;

  критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернет;

  выражать и обосновывать собственную позицию, например, по актуальным проблемам молодёжи, молодежной культуры и т.д.

     Как можно развивать информационно-коммуникативную компетентность учащихся? Применение в учебном процессе программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и других могут с успехом использоваться учителями истории и обществознания. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащихся. Программа Power Point обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. И учитель, и учащиеся могут самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые.

      В Интернете можно найти коллекции готовых учебных презентаций по предмету история и обществознание (например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования: http://center.fio.ru/som/). Составляя проекты, работая с исследованиями, учащиеся используют данную программу для презентации своего интеллектуального продукта. Текстовый редактор Microsoft Word служит примером простейшего использования офисных приложений. Материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Ученики с помощью редактора Word создают собственный электронный продукт.

      Основные программно-педагогические средства (ППС), предназначенные для изучения истории и обществознания:

 Энциклопедии 

       Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие, можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга», «Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Содержат познавательную информацию по историческим периодам, персоналиям, по истории искусства: CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр».

 Энциклопедические словари и справочники

        Являются электронной версией «бумажных» изданий: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия» . Электронные библиотеки представляют собой в большинстве случаев электронные версии полиграфических изданий. Они снабжены удобными поисковыми системами. В серии CD «Классика. История России» имеются собрания сочинений Н.М. Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского.

Программы-репетиторы

     Данные обучающие программы ориентированы на подготовку к экзамену. Например, тестирующая программа для школьников и абитуриентов на CD «Репетитор по истории, обществознанию».

 Задачники

      ППС это вида позволяют организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Обучающие программы этого типа напоминают игры, но содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса»,  «Библейский компьютерный справочник» и др..

 Электронные учебники 

   Являются основным инструментом для систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по истории- CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой по истории. На сайте издательства http://www.history.ru/ можно скачать обновление к данной программе и методические рекомендации по ее использованию. Позже появились виртуальные учебники «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917».

 Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты образовательных учреждений и органов управления образования. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории и обществознания в режиме on-line.

       Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/). На сайте имеется библиотека электронных ресурсов, база статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX в., аннотации книг. На этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы.

       В глобальной сети имеются уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: сайт по истории Древней Месопотамии (http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/), сайт о Древнеримской цивилизации (http://rome.webzone.ru/) и Древнеегипетской цивилизации (http://www.kemet.ru). На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые предоставляют большие возможности по их использованию в педагогическом процессе. При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции», на котором открыты для доступа про- изведения руководителей «красного» и «белого» движения.

      Важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» (http://www.1september.ru/ru/) и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. (http://his.1september.ru/index.php), и сайт «Я иду на урок истории» (http://his.1september.ru/urok/). На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др. Интересные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории (http://www.altai.fio.ru/,  созданном Алтайским отделением Федерации интернет-образования. Учитель истории может найти много полезной информации на сайте http://center.fio.ru (Сетевое объединение методистов).

 Сайт « Хронос – всемирная история в Интернете» (http://www.hronos.km.ru/) -  содержит систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных странах мира. Авторы исторических сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт» (http://www.history.ru) и на сайте исторического факультета МГУ.

      В моём учебном кабинете имеется компьютер, принтер, сканер и видеопроектор. Это позволяет  использовать информационные технологии на уроках истории, обществознания, уроков ОРКСЭ, во внеурочной деятельности, которые я использую в следующих вариантах:

 1.Мультимедийные презентации. Разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также  мультимедийные презентации. В учебном процессе и во внеурочной деятельности применяются презентации, созданные обучающимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции. Назову некоторые, на мой взгляд, качественные презентации, сделанные моими воспитанниками к исследовательским работам: «Слово о Стефане» (автор – Е.Денисова), «Сказ о тульском самоваре» (автор – Д.Сельков), «Две судьбы» (автор – А.Жукова), «Иди путем апостольским…Всё претерпи» (автор – П.Попова) и многие другие. По обществознанию и истории ученики создают учебные презентации: например, «Мода галантного века», «Терроризм», «Глобальные проблемы современности» и др.

 2. Флеш-фильмы. Этот ресурс незаменим на уроках истории (использую ЭОР). Очень нравятся ученикам 9-11 классов д/ф из серии «История России. XX век» (81 серия). В 7 классе с успехом использую  серии флеш – фильмов ТВЦ «История государства Российского»» по Н.М.Карамзину (500 серий). При изучении темы «Великая Отечественная война» используется д/ф «Неизвестная война. 1941-1942 гг» и др.

 3. Тесты. Этот ресурс позволяет организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке, а также проверить свои знания и степень усвоения материала дома. Для этого использую СД «Уроки отечественной истории» Кирилла и Мефодия. Издательство «Планета». История России:10-11, 6 классы. Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы.

4.Тренажеры. Одной из основных задач в старших классах является каче- ственная подготовка обучающихся к ЕГЭ. Для достижения этой цели ис- пользуются задания, приближенные к реальным вариантам заданий ГИА и ЕГЭ. Использую сайт ФИПИ, «Одиннадцатиклассник» и СД «ЕГЭ «Обществознание. Подготовка к экзамену»

   5. Компьютерные учебники.  В процессе обучения истории и обществознанию  использую цифровые образовательные ресурсы, в частности,

  1. Всеобщая История, учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс). 2. Всеобщая История, учебное электронное издание. История Средних веков (VI класс). 3. Всеобщая История, учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы) 4. История России XVII - XVIII века 5. История России XX век. 6. «Неизвестная война».

        Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями ( фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом.

      Важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым  работаем. Темы учебника совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по  предмету. Удобно изучать, повторять и закреплять материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов. На уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран.

       Во внеклассной работе  использую различные формы применения ИКТ. Например, игра по праву для обучающихся 8-10-х классов, проведенная в рамках предметной декады. Использование ИКТ применимо в тематических акциях. Ученики 10 класса самостоятельно провели акцию «Свеча на окне», посвящённую Дню памяти жертв политических репрессий, общешкольную линейку «20-летию Российской конституции посвящается»и др. Прекрасным дополнением к выступлению учащихся стал видеофильм из серии видеоуроков электронной продукции «Инфоурок»

       Итоги анкетирования учащихся 8 -11 классов по использованию ИКТ на уроках истории и  обществознания показали следующие результаты:  

   

  • у 75% имеются дома компьютеры, подключенные к Интернету;

        чаще всего дети через поисковые системы ищут информацию;

  • общаются  в социальных сетях -  85%»
  • используют Интернет для выполнения домашнего задания -78  %;
  • 80% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ инте- ресны, тема урока усваивается легче;
  • 70% респондентов ответили, что уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к разработке презентаций и проектов.

     Результаты диагностики показали, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать информационно-коммуникативные компетенции обучающихся, делает для них урок более привлекательным и учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ-компетентности. Свои проекты и исследования дети представляют на конкурсах разного уровня: научно – практических конференциях школьного, муниципального, республиканского и российского уровней:  на конкурсах «Север в судьбах моих земляков», «Семейная реликвия», конференции «Отечество – Земля Коми», в конкурсе краеведческих исследовательских работ «Отечество»  и т.д.

     Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволило изменить форму традиционных уроков, что способствовало развитию информационной компетенции обучающихся и преподавателя.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку...

Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащ...

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Данный материал содержит план урока по теме: "Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий."...

Информационные и коммуникационные технологии в работе учителя

ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения, когда ученик осваивает технологии, работая над достижением определенного результата. ИКТ также можно использовать как дополнение к ...

Программа курса «Информационные и коммуникационные технологии на уроках физики»

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Данный предпрофильный курс рекомендуется проводить во втором полугодии, когда все основные теоретические сведен...