Дебаты как педагогическая технология
статья на тему

Попкова Тамара Александровна

В работе представлены дидактические аспекты использования интеллектуальной игры на уроках истории и обществознания,обозначены темы дискуссионных  занятий, дана методика подготовки к дебатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл debaty_kak_pedtehnologiya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

                            Дебаты как педагогическая технология

      В современном обществе дебаты – часть привычной жизненной среды, окружающей каждого человека. Как эффективная педагогическая технология личностно-ориентированного обучения, дебаты являются разновидностью дискуссии и успешно применяются на уроках истории и обществознания в старших классах, допустимы в среднем звене и актуальны во внеклассной работе. Дидактическое значение данной технологии заключается в том, что она позволяет решать личностные, метапредметные и предметные задачи.

      В дебатах, которые являются интеллектуальной игрой, одно и то же событие, явление, факт рассматриваются с противоположных позиций, что позволяет всесторонне исследовать проблему. В процессе дебатов ученики отстаивают свою точку зрения на основе имеющихся у них знаний и жизненного опыта, ведут полемику, конкурируют со сверстниками, проявляют лидерские качества, учатся работать в команде. В этом заключается социализирующая роль данной технологии. Дебаты развивают память, критическое мышление, реакцию, способность анализировать информацию.

     Учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, учатся оценивать различные мнения и версии, развиваются их коммуникативные способности: умение слушать и слышать собеседника, точно выражать свои мысли, взаимодействовать друг с другом в группе. Данную технологию можно использовать как форму урока и в качестве его элемента. Различают следующие виды учебных дебатов:

  1. Проблемные

     Этот вид дебатов предполагает, что учащиеся не ограничиваются фактами  какой-либо одной темы, а используют достаточно обширный материал, привлекают все известные  источники информации, в которых поднимается общественно важная проблема.  Данная форма дискуссии требует длительной подготовки, ее хорошо использовать на повторительно-обобщающих уроках истории и обществознания, когда есть необходимость систематизировать большой объём знаний. К примеру, можно предложить следующие темы: «Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства», «Опричнина породила Смутное время», «XX съезд КПСС – звездный час Н.С.Хрущева» и др.

  1. Экспресс-дебаты (или мини-дебаты)

   Чаще всего это элемент урока, когда подготовка осуществляется непосредственно на занятии по материалам учебника, специально подготовленным документам или по лекции учителя. Данный вид дебатов используется в качестве активизации познавательной деятельности учащихся или для закрепления нового материала, актуализации знаний. Так, например, на уроке по теме «Реформы Петра I»  можно предложить следующие тезисы для мини-дебатов:

 - «Реформы способствовали экономическому развитию России»;

 - «В результате реформ Россия стала сильной военно- морской державой»;

  - «Реформы Петра были благом для России.

       Дебаты позволяют сделать выводы о неоднозначности политики того или иного исторического деятеля. Разобраться в этом ученикам помогают  высказывания историков, которые по-разному оценивали, например, деятельность Петра I. Для мини-дебатов достаточно участия одной пары «спикеров», которые защищают противоположные точки зрения.

      Изучая тему «Исторические пути развития российской цивилизации», учащиеся получают задание выступить от имени одного из западников или славянофилов по следующим утвердительным тезисам:

      1 «Пути развития России и Запада различны»;

      2. « Россия имеет преимущества перед западной цивилизацией»;

      3. « Пётр I нарушил самобытный путь развития  России».

    3. Вариантом мини-дебатов являются дискуссии на тему « Что было бы, если…». Известно, что история не терпит сослагательного наклонения, однако школьники должны понимать, что история предоставляет возможность выбора, и анализ несостоявшихся вариантов исторического развития, в частности России, может быть достаточно интересен детям. Примером могут служить следующие темы: « Что  было бы, если …»

Центром России стал Новгород Великий;

-  В 1825 году декабристы одержали победу;

- Столыпину удалось осуществить все свои реформы;

- Николай II не отрёкся от престола;

- СССР был сохранен в 1991 году.

4. В форме дебатов уместно проводить обобщающие уроки, например, «Петровские реформы – прогрессивное явление в истории России», «НЭП – «всерьез и надолго», «Реформы Н.С. Хрущева: волюнтаризм или веление времени?» и др.

5. Модифицированные дебаты

     В них используются отдельные элементы данной технологии, увеличивается или уменьшается количество спикеров, меняется регламент игры, осуществляется ролевая игра и т.д.

                                Правила ведения   дебатов

   Дебаты – это не только интеллектуальная игра, но и  формализованная дискуссия на заданную тему, которая ведется по определенным правилам. Формируются две команды из трех человек – спикеров. Они обсуждают проблему с разных позиций: одна утверждает тезис (утверждающая команда), другая отрицает (отрицающая команда). Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который всегда носит утвердительный характер. Например, «В гражданской войне правы были красные». За соблюдением регламента следит таймкипер. Судьи заполняют судейский протокол, фиксируя аргументы и контраргументы спикеров. В конце игры судьи оглашают результаты. Желательно, чтобы в качестве судей побывало как можно больше ребят.

                                Подготовка к дебатам

  1. Учитель формулирует тему дебатов; 
  2. Оказывает помощь в подготовке команд;
  3. Участники дебатов готовят заранее цитаты, фактический материал, статистические данные, чтобы аргументировать свои высказывания;
  4. Аргументы должны соответствовать аспекту, аспект – теме.
  5. На уроках отрабатывается навык конструирования аргументов и контраргументов. Например: « Я согласен с точкой зрения: во-первых.., во-вторых.., в-третьих…). «Я не согласен с точкой зрения: во-первых.., во-вторых.., в-третьих…).

Успешно проходят мини-дебаты на уроках обществознания, в частности, при обсуждении следующих проблем:

- «Перед законом все равны»;

-  «Эвтаназию можно оправдать»;

  - «ЕГЭ следует отменить»;

- «Обучение в российских школах должно быть раздельным» и др.

     Уже ряд лет команда учащихся нашей школы принимает активное участие в муниципальной игре старшеклассников «Дебаты», в которой поднимаются важные для юношества проблемы. Интеллектуальная игра пользуется успехом, потому что в ней оттачивается полемическое мастерство, проявляется широта кругозора, учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия со своими сверстниками из других школ района. Дебаты как педагогическая технология имеет свое будущее.

Список литературы:

1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М: Владос-пресс, 2008 г.

2. Курицина С.И. Технология проведения дебатов. Лекции. Курсы повышения квалификации.-Углич, 2007 г.

3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 2001.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: 2003 г.

5. Полынина Л.В.Дискуссионные формы обучения в преподавании истории и обществознания.//Преподавание истории в школе, № 6, 2007.)

6. Резчикова Е.А.Дискуссия как метод личностно-ориентированного обучения. //Преподавание истории в школе, 2006, № 8

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Педагогическая технология "Дебаты"как продуманная модель совместной педагогической деятельности .

Суть технологии:формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)....

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».

Аудитория: педагоги образовательных организаций  ООО и СОО.Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностра...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Статья "Дебаты как современная технология образования"

В статье рассмотрена технолгия образования - дебаты. Их плюсы и минусы....