Портфолио
учебно-методический материал на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

Портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx387 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолиоhttp://cs303902.vk.me/v303902823/42d9/LgLipGlX_qU.jpg

Гончар Татьяна Анатольевна

        1971 года рождения

        

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №19» г. Ухта

учитель русского языка и литературы

Образование

Высшее, 1994г., Черкасский государственный педагогический институт

Специальность        

«Русский язык и литература»

Квалификация

«Учитель русского языка и литературы»

Общий трудовой стаж

21 год

В данном учреждении

20 лет

Ученое звание

Нет

Почетное звание

Нет

Награды

Почетная грамота  Муниципального учреждения «Управления Образования» Администрации МОГО «Ухта», 2013 г.

Почетная грамота  Муниципального учреждения «Управления Образования» Администрации МОГО «Ухта», 2011 г.

Благодарность начальника Муниципального учреждения «Управления Образования» Администрации МОГО «Ухта», 2013 г.

Благодарственное письмо  министра образования Республики Коми, 2013 г.

Благодарственное письмо  министра образования Республики Коми, 2014 г.

Заявленная квалификационная категория

Высшая

Результат самооценки в баллах

52

ОГЛАВЛЕНИЕ

Страница

1

Лист самооценки                                              

7-8

2

   Самооценка результатов педагогической деятельности

   в форме информационно-аналитической справки  

9 - 52

  Приложения

53

Приложение №1

Приложение 1.1

Приложение 1.1.1

Приложение 1.1.2

Приложение 1.2.1

Приложение 1.2.2

Приложение 1.2.3

Приложение 1.2.4

Приложение 1.2.5

Приложение 1.2.6

Приложение 1.2.7

Приложение 1.2.8

Приложение 1.2.9.

Приложение 1.2.10

Приложение 1.3.1

Приложение 1.3.2

Приложение 1.3.3

Приложение 1.3.4

Приложение 1.3.5

Приложение 1.3.6

Приложение 1.3.7

Приложение 1.3.8

Приложение №2

Приложение 2.1

Приложение 2.1.1

Приложение 2.1.2

Приложение 2.1.3

Приложение 2.1.4

Приложение 2.1.5

Приложение 2.1.6

Приложение 2.1.7

Приложение 2.1.8

Приложение 2.1.9

Приложение 2.1.10

Приложение 2.2.1

Приложение 2.2.2

Приложение 2.2.3

Приложение 2.2.4

Приложение 2.2.5

Приложение 2.2.6

Приложение 2.2.7

Приложение 2.2.8

Приложение 2.2.9

Приложение 2.2.10

Приложение 2.2.11

Приложение 2.2.12

Приложение 2.2.13

Приложение 2.2.14

Приложение 2.3.1

Приложение 2.3.2

Приложение 2.3.3

Приложение 2.3.4

Приложение 2.3.5

Приложение 2.3.6

Приложение 2.3.7

Приложение 2.3.8

Приложение 2.3.9

Приложение 2.3.10

Приложение 2.3.11

Приложение 2.3.12

Приложение 2.3.13

Приложение 2.3.14

Приложение 2.3.15

Приложение 2.3.16

Приложение 2.3.17

Приложение 2.3.18

Приложение 2.3.19

Приложение 2.3.20

Приложение 2.3.21

Приложение 2.3.22

Приложение 2.3.23

Приложение 2.3.24

Приложение 2.3.25

Приложение 2.3.26

Приложение 2.3.27

Приложение 2.3.28

Приложение 2.3.29

Приложение 2.3.30

Приложение 2.3.31

Приложение 2.3.32

Приложение 2.3.33

Приложение 2.3.34

Приложение 2.3.35

Приложение 2.3.36

Приложение 2.3.37

Приложение 2.3.38

Приложение 2.3.39

Приложение 2.3.40

Приложение 2.3.41

Приложение 2.3.42

Приложение 2.3.43

Приложение 2.3.44

Приложение 2.3.45

Приложение 2.3.46

Приложение №3

Приложение 3.1.1

Приложение 3.1.2

Приложение 3.1.3

Приложение 3.1.4

Приложение 3.1.5

Приложение 3.1.6

Приложение 3.1.7

Приложение 3.1.8

Приложение 3.1.9

Приложение 3.1.10

Приложение 3.1.11

Приложение 3.1.12

Приложение 3.2.1

Приложение 3.2.2

Приложение 3.3.1

Приложение 3.3.2

Приложение №4

Приложение 4.1.1.

Приложение 4.1.2

Приложение 4.1.3

Приложение 4.1.4

Приложение 4.1.5

Приложение 4.1.6

Приложение 4.1.7

Приложение 4.1.8

Приложение 4.1.9

Приложение 4.1.10

Приложение 4.2.1

Приложение 4.2.2

Приложение 4.2.3

Приложение 4.2.4

Приложение 4.2.5

Приложение 4.2.6

Приложение 4.2.8

Приложение 4.2.9

Приложение 4.2.10

Приложение 4.2.11

Приложение 4.2.12

Приложение 4.2.13

Приложение 4.3.1

Приложение 4.3.2

Приложение 4.3.3

Приложение 4.3.4

Приложение 4.3.5

Приложение 4.3.6

Приложение 4.3.7

Приложение 4.3.8

Приложение 4.3.9

Приложение 4.3.10

Приложение 4.3.11

Приложение 4.5.1

Приложение 4.5.2

Приложение 4.5.3

Приложение 4.5.4

Приложение №5

Приложение 5.1

Приложение 5.2

Приложение 5.3

Приложение 5.4

Приложение 5.5

Приложение 5.6

Приложение 5.7

Приложение 5.8

Приложение 5.9

Приложение 5.10

Приложение 5.11

Приложение 5.12

Приложение 5.13

Приложение 5.14

Приложение №6

Приложение 6.1

Приложение 6.2

Приложение 6.3

Приложение 6.4

Приложение 6.5

Приложение 6.6

Приложение 6.7

Приложение 6.8

Приложение 6.9

Приложение 6.10

Приложение 6.11

Приложение 6.12

Приложение 6.13

Приложение 6.14

Приложение 6.15

Приложение 6.16

Приложение 6.17

Приложение 6.18

Приложение 6.19

Приложение 6.20

Приложение 6.21

Приложение 6.22

Приложение 6.23

Приложение 6.24

Приложение 6.25


Лист самооценки

Критерий

Показатели

Оценка в баллах

1. Образовательные достижения учащихся

1.1. Обученность учащихся  в динамике  

3 балла

1.2. Качество знаний всех учащихся по предмету  

3 балла

1.3. Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению  предмета

3 балла

2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету  

2.1. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету  

3 балла

2.2. Систематичность внеурочной деятельности по предмету

3 балла

2.3. Наличие особых достижений учащихся по предмету.

2 балла

3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных  

3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

3 балла

3.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

3 балла

3.3 Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета

3 балла

4. Профессиональное развитие учителя

 

4.1 Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки

3 балла

4.2. Результаты методической работы

2 балла+1 балл

4.3.Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта

3 балла +1 балл

4.4. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта

3 балла+1 балл

4.5. Участие в конкурсах профессионального мастерства

3 балла+1 балл

5.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

3 балла+1 балл

6.

 Вовлечение родителей в образовательный процесс

3 балла+1 балл

Общее количество баллов –  52  балла


Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки

Критерий 1. Образовательные достижения учащихся

1.1. Обученность учащихся в динамике

Уровень обученности учащихся – это важнейший показатель деятельности учебного заведения и учителя в том числе. Учить и научить всех учащихся – это показатель профессионализма педагога. Для меня эта задача является одной из главных, результаты ее решения представлены в таблице, из которой следует, что за последние три года   освоение государственных программ по преподаваемым предметам составляет 100 % (Приложение 1.1.).

Таблица 1

Динамика уровня обученности учащихся за последние три года (в %)  

Учебный год

Класс

Процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по русскому языку и литературе

2011-2012

100%

2012-2013

100%

2013-2014

100%

Диаграмма 1

Уровень обученности учащихся по русскому языку и литературе

Об уровне обученности учащихся свидетельствует Государственная итоговая аттестация в  9 и 11 классах. С 2009 по 20014 год  мною было подготовлено к ЕГЭ, ОГЭ, ОВЭ по русскому языку 185 учащихся (19 – 11 класс, 166 – 9 класс). Результаты, представленные в таблицах 2 и 3, показывают 100% успеваемость выпускников.

Таблица 2

Результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся  11 классов  по предмету «Русский язык» (2011-2012 уч. г.)

Предмет

Год

Кол-во выпускников

Форма итоговой аттестации

Процент обученности

Русский язык

2011-2012

19

ЕГЭ

100%

(Приложение 1.1.1.)

Диаграмма 2

 Обученность выпускников на экзамене по русскому языку

2011-2012

Таблица 3

Результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся  9 классов по предмету «Русский язык» (2009-2010, 2012-2013, 2013-2014 уч. г.)

Предмет

Год

Кол.-во учащихся

Форма итоговой аттестации

ОПУ учителя (ОПУ по Ухте)

Русский язык

2009-2010

55

ОГЭ

100%

(93,1)

2012-2013

25

ОГЭ

100%

(97,6%)

2013-2014

72

ОГЭ

100%

(97,5%)

2013-2014

14

ГВЭ

100%

(100%)

(Приложение 1.1.2.)  

Диаграмма 3

ОПУ девятиклассников, ОПУ по Ухте

Такие результаты достигнуты благодаря применению мною современных педагогических технологий, в том числе личностно-ориентированных  и информационно-коммуникативных.

1.2. Качество знаний всех учащихся по предмету

Основной задачей общеобразовательного учреждения является обеспечение государственного стандарта для всех учащихся, а качество образования - главное конкурентное преимущество.  Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений ученика и оценку качества образовательного процесса. Оно во многом зависит от того, как учитель формирует ключевые компетенции учащихся и как учащиеся овладевают ими. Позитивная динамика качества знания по предметам «Русский язык», «Литература»  представлена в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Сравнительный анализ качества знаний учащихся  

по предмету «Русский язык»

Учебный год

Класс

Число     учащихся

% качества

Средний балл

2011-2012

27

56 %

3,56

2012-2013

29

58%

3,58

2013-2014

27

60%

3,60

(Приложение 1.1.)  

        

Диаграмма 4

 Качество знаний учащихся по русскому языку

Диаграмма 5

Средний балл

Таблица 5

Сравнительный анализ качества знаний учащихся  

по предмету «Литература»

Учебный год

Класс

Число учащихся

% качества

Средний балл

2011-2012

26

67%

3,76

2012-2013

27

69%

3,79

2013-2014

26

73%

3,87

(Приложение 1.1.)  

Диаграмма 6

 Качество знаний учащихся по литературе

Диаграмма 7

Средний балл

В 2012 году во  время итоговой государственной аттестации учащиеся 11 класса, в котором я преподавала предмет «Русский язык»,  показали результаты выше результатов по республике Коми и России. Средний балл обученности моих учеников составил 61, 7 (что на 3,17 больше, чем по РК,  и на 0,2 балла больше,  чем по России). Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся  11 классов  по предмету «Русский язык»

 (2011-2012 уч. г.)

Предмет

Год

Форма итоговой аттестации

Минимальный балл

Средний балл учителя

Средний балл по Ухте

Средний балл по РК

Средний балл по России

Русский язык

2011-2012

ЕГЭ

36

61,7

63,05

58,53

61, 5

(Приложения 1.1.1,  1.2.1.)

Диаграмма 8

Средний балл учителя, по Ухте, по РК, по России

        Качество знаний учащихся 9-х классов, сдававших экзамен в формах ОГЭ и ГВЭ,  представлено в таблице 7. Высокие показатели у учащихся, сдававших экзамен по русскому языку в 2013 и 2014 году. Среди других образовательных учреждений города мои учащиеся по результатам государственной (итоговой) аттестации занимают 4 место (Приложение  1.2.5.).

Таблица 7

 Результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся  9 классов по предмету «Русский язык»

(2009-2010, 2012-2013, 2013-2014 уч. г.)

Предмет

Год

Количество учащихся

Форма итоговой

аттестации

Качество

знаний учителя

(качество знаний по Ухте)

Средний

балл учителя

(средний балл по Ухте)

Русский язык

2009-2010

55

ОГЭ

45,4%

(48%)

3,5

(3)

2012-2013

25

ОГЭ

96%

(96%)

4,4

(4,1)

2013-2014

72

ОГЭ

97,5%

(77,8%)

4,5

(4)

2013-2014

14

ГВЭ

92,8%

(65%)

4,2

(4)

(Приложения 1.1.2., 1.2.2., 1.2.3, 1.2.4., 1.2.5.,1.2.6.)  

Диаграмма 9

  Качество знаний учителя,  качество по Ухте

Диаграмма 10

Средний балл учителя, средний балл по Ухте

За добросовестный труд, достигнутые успехи в  обучении и воспитании подрастающего поколения награждена Почетной грамотой  Муниципального учреждения «Управления Образования» Администрации МОГО «Ухта», 2013 г. Приказ №05-14/87 от 15.12.2011г.

Почетной  грамотой  Муниципального учреждения «Управления Образования» Администрации МОГО «Ухта», 2011 г. Приказ №05-08/140 от 30/09/2013г.

За высокое качество подготовки выпускников в государственной (итоговой) аттестации награждена школьными почетными грамотами (Приложения 1.2.7, 1.2.8, 1.2.9, 1.2.10.).

1.3.Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета

         Применение различных форм работы на уроке: индивидуальной, коллективной, групповой, использование ИКТ, проектной деятельности, мультимедийных презентаций, вовлечения детей во внеурочную деятельность способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предметам, любознательности, активности школьников на уроках,  повышению качества знаний.

      О количестве учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета «Русский язык», говорят результаты исследования школьного психолога. Ежегодно психолог нашей школы проводит  мониторинг предметных предпочтений. В период исследования с 2011 по 2014 год он показал,  что учащиеся проявляют большой интерес к предмету «Русский язык». Анкетирование показало, что более 90% ученикам нравятся уроки русского языка, причём наблюдается интерес учащихся к предмету. Надо отметить, что в процессе обучения детьми осознаётся важность предмета. Подавляющее большинство учащихся устраивает их учитель русского языка. Все ответы показывают положительную динамику в течение трех лет обучения.

Таблица 8

Результаты изучения психологической комфортности

учащихся на уроках русского языка

Результат в %

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Испытывают желание посещать предмет «Русский язык»

94%

97%

98%

Нравится стиль преподавания учителя, творческий подход

96%

98%

100%

Довольны учителем русского языка, доверяют ему

93%

100%%

100%

(Приложение 1.3.1.)

Итоги проверки состояния преподавания предмета «Русский язык» в 10 классе показали, что испытывают желание посещать данный предмет – 78% учащихся, испытывают интерес – 69%, эмоционально близки к учителю русского языка – 70%  (Приложение 1.3.2.).

О повышенном интересе к предмету свидетельствует и рост  числа учащихся, участвующих во внеурочной деятельности по предмету. Анализ участия во Всероссийской предметной олимпиаде школьников в 2012-2013 учебном году показал максимальное количество учащихся (96%), принявших участие в олимпиаде по русскому языку и литературе, в 2013-2014 - 97% учащихся (Приложения 1.3.3., 1.3.4.).

         Положительная динамика участия прослеживается в данных  таблицы 9:

Таблица 9

Результаты    школьного  тура  Всероссийской олимпиады

                по русскому языку и литературе

Год

Классы

Количество участников

2011-2012

7-Б, В, Г, 11 Б

87

2012-2013

8- Б, В, Г, 9 В

90

2013-2014

9-Б, В, Г, 10 А

107

(Приложение 1.3.5.).

Диаграмма 11

Количество участников олимпиады по русскому языку и литературе

Критерий 2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету

2.1 Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету

           С целью развития у учащихся познавательного интереса к изучению предмета, расширения и углубления знаний, полученных на уроках, организуется внеурочная деятельность по предметам: конкурсы, проектная деятельность, творческие работы учащихся. Организация внеурочной деятельности дает возможность школьникам раскрыться, попробовать свои силы в разных областях творчества  (Приложение 2.1.).

          В таблице 10 представлено количество  учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность по годам.                                                  

   

        Таблица 10

Количество учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность

Мероприятия

Параллель

классов

Год

% от общего кол-ва учащихся в параллели

Брейн-ринг знатоков русского языка

5

2011-2012

100%

Лингвистический поединок

7

85%

Конкурс проектов «Фразеологизмы в нашей речи»

7

50%

Конкурс сочинений «Письмо водителю»

7

45%

Конкурс сочинений «Учитель, которому я благодарен»

8

100%

Конкурс сочинений «Самый интересный урок»

7

100%

Веселая викторина

7

100%

Конкурс проектов «Мы за здоровый образ жизни»

11

50%

Курс внеурочной деятельности «Азбука журналистики»

7-11

45%

Спецвыпуск  школьной газеты «Время перемен» (к декаде русского языка и литературы)

7-9

45%

Проект «Что в имени тебе моем?»

11

50%

Конкурс творческих работ (мини-сочинения)

11

95%

Интеллектуальный марафон

5-9

75%

Турнир эрудитов по русскому языку

8

2012-2013

75%%

Игра «Эти многоликие и нужные второстепенные члены предложения»

8

75%

Конкурс проектов-газет о литературе

8

90%

Конкурс проектов-газет о русском языке

8

90%

Конкурс чтецов «Живая классика. Истории славные страницы»

5-11

50%

Конкурс «Лучшее оформление высказывания о русском языке»

8

75%

Фестиваль исследовательских работ

9

45%

Курс внеурочной деятельности «Азбука журналистики»

7-11

45%

Интеллектуальный марафон»

7-11

75%

Проект «Счастье одинокого человека"

9

50%

Конкурс рисунков «Мы читаем и рисуем»

6-9

85%

Ролевая игра «Суд над Обломовым»

10

2013-2014

100%

Конкурс сочинений «Светлая радость Рождества Христова»

10

50%

Защита проектов «Такой известный неизвестный А.С.Пушкин

9

70%

Проект «Мистика в творчестве Гоголя»

9

100%

Конкурс чтецов «Любовью дорожить умейте»

9

100%

Диспут «На русском, о русском, по-русски»

9

55%

Пушкинская викторина

9-10

50%

Конкурс сочинений о ВОВ

9-10

75%

Интеллектуальный марафон

9-10

75%

Проект «Тема любви в творчестве Тютчева и Фета»

10

100%

Проект «Нет, я не Чехов, я другой»

10

100%

Лингвистическое путешествие

9

50%

(Приложения 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3.,2.1.4, 2.1.5.,2.1.6, 2.1.7, 2.1.8., 2.1.9.,2.1.10.).

2.2.Систематичность внеурочной деятельности по предмету

   Внеурочная деятельность по предмету направлена не просто на развитие интереса к предметам «Русский язык» и «Литература», углубление материала и получение дополнительных сведений, но и на развитие личности школьников, воспитание гражданина и патриота своей страны.

 Система внеурочной деятельности просматривается через реализацию направлений:

-элективные курсы, курсы по выбору, курсы внеурочной деятельности;

- проведение внеклассных мероприятий;

- конкурсы, олимпиады, игры, конференции;

- организация исследовательской и проектной деятельности.

 Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Во внеурочной деятельности использую разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, театрализованные постановки, сказки  (Приложение  2.2.1.).

 С 2011 по 2014 уч.г. я вела элективные курсы: «Тексты вокруг нас», «Деловое письмо», «Общение становится профессией», «Искусство общения». Таблица 11 показывает охват учащихся внеурочной деятельностью (элективы, курсы по выбору, курс внеурочной деятельности).

Таблица 11

Охват учащихся внеурочной деятельностью по предмету

Учебный год

Название элективного курса, курса по выбору, курса внеурочной деятельности

Класс

Кол.-во учащихся

2011-2012

курс «Тексты вокруг нас»

курс «Деловое письмо»

курс внеурочной деятельности «Азбука журналистики»

9

11

7-11

30

21

15

2012-2013

курс «Общение становится профессией»

курс внеурочной деятельности «Азбука журналистики»

8

7-11

30

15

2013-2014

курс «Общение становится профессией»

курс по выбору «Искусство общения»

курс «Основы делового общения»

9

9

10

13

13

30

(Приложения 2.2.2.).

С 2011 по 2013 год  вела курс внеклассной деятельности «Азбука журналистики», который предназначен для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы  (Приложение 2.2.3.).  Программа направлена на знакомство с профессией журналиста, а также предусматривает углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку. На занятиях по данной программе применяются следующие методы: анализ литературы и источников, дискуссии, имитации или анализ конкретных ситуаций и т.д. Используются следующие организационные формы: лекции, практические занятия, семинарские занятия.  Форма итогового контроля - защита проекта или портфолио. Составным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона и работа по орфоэпии) (Приложение 2.2.4.). Итоговым продуктом занятий  является создание  проекта  школьной газеты «Время перемен»  (Приложения 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8.,2.2.9.). Все номера газеты опубликованы на школьном сайте http://mou-sosh19.ucoz.ru/index/shkolnaja_gazeta/0-41. В 2012 году наша школьная газета была участником республиканского конкурса «Лучшая газета образовательного учреждения» в рамках 2 Открытого Фестиваля «Традиции и новации»  (Приложение 2.2.10.).  Материалы газеты «Время перемен» были опубликованы в республиканском журнале «Радуга» №18 (434)  (Приложение 2.2.11.).

             В 2009-2013 г.  являлась руководителем секции «Филология» школьного научного общества «Гелиос» (Приложение 2.2.12.).  Цель данного направления работы: приобщение учащихся к исследовательской деятельности; пропаганда научных знаний; создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся (Приложения 2.2.13, 2.2.14.). Проектная деятельность способствует не только выявлению одаренных детей, но и дальнейшему их развитию, способности к самостоятельной и групповой деятельности, активной жизненной позиции, помогает учащимся в формировании самооценки. В процессе деятельности научного общества учащиеся,  являвшиеся членами «Гелиос», принимали участие в школьных, муниципальных во всероссийских конкурсах (Приложения 2.3.14.,2.3.26..,2.3.41.,3.1.11.).

2.3. Наличие особых достижений учащихся по предмету

Помимо победителей в школьных олимпиадах (Приложение 1.3.5.), интеллектуальных марафонах (Приложение 2.1.7.), общешкольных  научно-исследовательских конференциях (Приложения  2.3.1., 2.3.2.), конкурсах школьного уровня (Приложения 2.3.3, 2.3.4., 2.3.5., 2.3.6.), мои ученики участвуют и побеждают в конкурсах и олимпиадах муниципального, республиканского и всероссийского уровня.

 В 2013 году   ученица  8-В класса Иванова Маргарита  заняла 1 место в республиканском конкурсе  сочинений «Рациональное питание-залог здоровья».

В 2014 году ученица 9-В класса  Шерснева Инна  заняла 2 место в республиканской  олимпиаде по литературе Коми.

         Учащиеся 8 и 9 классов в 2013 и 2014 г. Поспелов Артем, Владыцкая Валентина, Баракшина Валерия, Смирнов Павел заняли призовые места во всероссийской олимпиаде по русскому языку «Олимпус».

         Балогланова Эльмира, ученица 9-В класса,  стала  лауреатом всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».

Таблица 12

Наличие особых достижений  учащихся по предмету

Год

Мероприятие

Фамилия, имя

класс

Уровень

Результат

2010-2011

 Конкурс чтецов, посвященный году учителя

Морозова Анна

Шерснева Инна

10-А

6-А

Муниципальный

3 место,

номинация

Конкурс чтецов, посвященный

 С. Есенину

Морозова Анна

10-А

Муниципальный

номинация

VII литературный конкурс творческих работ

Конюхова Мария

8-В

Муниципальный

1 место

Конкурс «Лучшая газета образовательного учреждения» в рамках 2 Открытого Фестиваля «Традиции и новации»

Стесикова Элина

Бугоркова Виктория

Попов Сергей

7-Б

9-В

11-А

Республиканский

участие

Конкурс на лучшую экологическую сказку

Иванова Маргарита

Владыцкая Валентина

Шерснева Инна

7-В

7-В

7-В

Республиканский

участие

Творческий конкурс «Что я и моя семья готовы сделать, чтобы мой город стал лучше: письмо меру»

Касимова Айгуль

8-А

Муниципальный

1 место

3 городской конкурс литературных миниатюр «Распахнет свои врата страна детей»

Якущенко Екатерина

11-А

Муниципальный

2 место

2011-2012

Конкурс презентаций «Мы за здоровый образ жизни»

Маркова Ксения

11-Б

Республиканский

участие

Конкурс чтецов, посвященный году ребенка

Морозова Анна

Шерснева Инна

11-А

7-В

Муниципальный

участие

Конкурс исследовательских работ «Интеграция»

Клеценко Сергей

11-Б

Муниципальный

участие

2012-2013

8 городской конкурс произведений собственного сочинения

Конюхова Мария

9-В

Муниципальный

3 место

Конкурс чтецов «Истории славные страницы»

Павленко Александр

9-В

Муниципальный

номинация

Конкурс  сочинений «Рациональное питание-залог здоровья»

Иванова Маргарита

8-В

Муниципальный

1 место

Конкурс сочинений «Рациональное питание-залог здоровья»

Иванова Маргарита

8-В

Республиканский

1 место

Литература, историческое краеведение, фольклор

Иванова Маргарита

8-В

Муниципальный

3 место

Конкурс стихотворений собственного сочинения «Жизнь леса»

Конюхова Мария

9-В

Республиканский

участие

Конкурс исследовательских работ«Творчество. Сотрудничество. Поиск».

Чупрова Елена

9-В

Муниципальный

призер

Олимпиада по русскому языку «Олимпус»

Смирнов Павел

Поспелов

Артем

Владыцкая Валентина

8-Б

8-Г

8-В

Всероссийский

призеры

2013-2014

Конкурс чтецов «Друзья Людмилы и Руслана»

Баранов Евгений

10-А

Муниципальный

дипломант

Конкурс чтецов «Белеет парус одинокий»

Баранов Евгений

11-А

Муниципальный

дипломант

Конкурс сочинений «Светлая радость Рождества Христова»

Конюхова Мария

10-А

Муниципальный

1 место

Творческий конкурс «Герои Великой Отечественной войны глазами потомков»

Иванова Маргарита

9-В

Муниципальный

2 место

Олимпиада по литературе Коми

Шерснева Инна

9-В

Муниципальный

1 место

Олимпиада по литературе Коми

Шерснева Инна

9-В

Республиканский

2 место

Олимпиада по русскому языку «Олимпус»

Смирнов Павел

Баракшина Валерия

9-Б

9-Г

Всероссийский

призеры

Республиканская интернет олимпиада по русскому языку

Поповцева Эльмира

10-А

Республиканский

участие

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»

Балогланова Эльмира

9-В

Всероссийский

лауреат

(Приложения2.3.7.,2.3.8.,2.3.9.,2.3.10.,2.3.11.,2.3.12.,2.3.13.,2.3.14.,2.3.15.,2.3.16.,2.3.17.,2.3.18.,2.3.19.,2.3.20.,2.2.10.,2.3.21.,2.3.22.,2.3.23.,2.3.24.,2.3.25.,2.3.26.,2.3.27.,2.3.28.,2.3.29.,2.3.30.,2.3.31.,2.3.32.,2.3.32.,2.3.33.,2.3.34.,2.3.35.,2.3.36.,2.3.37.,2.3.38.,2.3.39.,2.3.40.,2.3.41.).

За особые достижения учащихся была награждена дипломами за организацию сверхпрограммной  общероссийской предметной олимпиады «Олимпус. Зимняя сессия», апрель 2013г., май 2014г.(3605); благодарностью от начальника МУ «Управления образования администрации МОГО «Ухта» за подготовку призера  муниципальной научно-практической конференции «Творчество. Сотрудничество. Поиск.», 2013г.; благодарственным письмом за подготовку победителя республиканского конкурса творческих работ по пропаганде здорового питания среди образовательных учреждений всех типов и видов «Рациональное питание - залог здоровья», приказ Министерства образования Республики Коми.№169 от 1.07.2013г.; грамотой начальника МУ «Управление культуры администрации МОГО «Ухта», приказ №110 от 6 декабря 2013 года; благодарственным письмом за подготовку победителя республиканской олимпиады школьников по предмету «Литература Республики Коми», приказ Министерства образования №141 от 08.05.2014г. (Приложения 2.3.42.,2.3.43.,2.3.26.,2.3.44.,2.3.45.,2.3.46.).

Критерий 3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных

3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

Исследовательская деятельность является основным методом обучения для любого учителя на сегодняшний день. В своей профессиональной деятельности я использую проектные и исследовательские технологии (Приложение 3.1.1.).  Выполненные учениками учебные проекты или исследования  -  это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность,  которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Процесс обучения самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся стремлюсь выстраивать в виде целенаправленной систематической работы         с учётом возрастной специфики, т.к. на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому проектную или исследовательскую деятельность организую преимущественно в групповых формах, при этом не лишаю ученика возможности выбора индивидуальной формы работы. Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится на отдельных уроках русского языка и литературы (мини-исследования, мини-проекты), а также при изучении целой темы (Приложения 3.1.2.,3.1.3.).

Темы детских работ выбираем из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

        Презентацию результатов проектирования или исследования провожу на обобщающих уроках, на внеклассных мероприятиях, на занятиях элективных курсов, курса внеклассной деятельности «Азбука журналистики», на школьной конференции научного общества «Гелиос» (Приложения 2.2.8.,3.1.3.,3.1.4.,3.1.5.,3.1.10.).

        Проектные технологии используются при создании школьной газеты, при создании обучающих таблиц по русскому языку, опорных конспектов, при оформлении стенда для кабинета (Приложения 2.2.5.,2.2.6.,2.2.7.,2.2.8.,3.1.6.).

 Активизировать познавательный интерес школьников помогает   разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, подготовленные вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

  В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы, на электронных носителях и готовятся к презентации своего проекта.   На уроках  учащиеся под моим руководством работают над мини-проектами «Лингвистические сказки», «Как писать сочинение?», «Диктанты на засыпку» и др.

       Повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала, включается  в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся. Проект «Счастье одинокого человека» был опубликован в электронном СМИ. Учащиеся участвуют в конкурсах проектов и исследований на муниципальном и всероссийском уровнях (Приложения 2.3.15., 2.3.26., 2.2.8., 3.1.7., 3.1.8.,3.1.9.,3.1.10.,3.1.11.,3.1.12.).

3.2.  Использование ИКТ в образовательном процессе

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Это культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы «Русский язык» и «Литература» не являются исключением. Возможности ИКТ по хранению и передаче информации позволяют решить следующие задачи:

  1. повысить информационную насыщенность урока;
  2. выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. 

Для себя я поставила следующие задачи:

1.совершенствование и развитие навыков использования ПК, локальных и глобальных сетей;

2.ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а так же с возможностями их использования в учебном процессе;

3.ознакомление и овладение методиками преподавания гуманитарных предметов с использованием ИКТ;

4.усовершенствование навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.)

Для подготовки к урокам и на уроках русского языка и литературы  я использую следующие программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,  Adobe Photoshop. Спектр применения этих  программ в учебном процессе  велик. Они  используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint  обладает большим потенциалом  экранизации художественных произведений. Я составляю презентации сама либо пользуюсь готовыми (Приложение 3.1.2.). В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по русскому языку и литературе:

http://center.fio.ru/som/,

http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/,
http://www.rusedu.ru/russkij-jazyk-i-literatura/list_..
,
http://ruppt.ru/8-klass/
,

http://prezented.ru/literatura/

Пользуясь сетью Интернет, мои ученики используют поисковые системы Yandex,  Google и др. для поиска необходимого материала, для написания рефератов, сообщений, при изучении творчества поэтов и писателей, при подготовке к проектным и исследовательским работам. Ученики свободно ориентируются в информационном пространстве: создают школьные проекты с использованием ИКТ, используют для представления своих работ самостоятельно выполненные компьютерные презентации (Приложения 2.2.8, 3.1.10.), выполняют учебные и творческие задания, тренировочные экзаменационные тесты (Приложение 3.1.2.).

В своей работе использую следующие цифровые порталы: www.pedsovet.org,

www.naurok,  

www.uchportal,

www.pedgaseta,

www.metodisty,

www.procholu.ru,  

www.beginschool,

http://www.1september.ru/ru/.

Интернет я рассматриваю как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В Интернете можно найти сайт  управления образования Ухты, ознакомиться с информацией по различным конкурсам, итогам олимпиад и т.д.  Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов. Поэтому с  учащимися работаю дистанционно. В  своей работе использую электронную почту (tatyanochka1971@mail.ru), социальную сеть «В контакте», страницу 5-А http://vk.com/public76996412, скайп, свой сайт (http://nsportal.ru/gonchar-tatyana-anatolevna) и личную страницу на сайте МОУ «СОШ №19» http://mou-sosh19.ucoz.ru/index/gonchar_tatjana_anatolevna/0-219 . Ученики получают домашние задания и индивидуальные поручения (Приложение 3.2.1.).

    Работая с детьми дистанционно, использую элементы кейс-технологии (синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов) (Приложение 3.2.2.). Использование разных форм кейс-технологии позволяет ученикам работать с дополнительными материалами, дает возможность осваивать современные информационные технологии, самому готовиться к аттестации.  Учителю помогает организовать  учебный процесс, сокращает затраты времени на подготовку к урокам.

Итоги использования компьютерных технологий таковы: 
- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке); 
- осуществление индивидуального подхода в обучении;
- расширение объема предъявляемой учебной информации; 
- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы); 
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); 
- повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы; 
- включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах; 
- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя; 
- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика. 

Использование ИКТ позволяет формировать культурные, учебные, коммуникативные,  исследовательские, проектировочные, рефлексивные, интеллектуальные и другие   компетентности учащихся.

3.3. Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета

В своей педагогической деятельности я использую разные педагогические технологии. Такие современные технологии, как исследовательская и проектная,  технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемно-диалогическое обучение, информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности (Приложение 3.1.1.).

Проектная технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. 

Исследовательская технология помогает организовать поисковую, познавательную деятельность учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Уроки-исследования очень эффективны при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. 

          Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет  создать  условия  для  усвоения  темы, развивает готовность  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развивает  мыслительные операции  школьников,  навыки самоконтроля, схематичного  мышления, адекватной  самооценки. Кроме этого, данная технология помогает развивать у учащихся коммуникативные УУД, создает благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.  На уроках коллективный способ обучения, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают, сочиняют (Приложения 3.3.1., 3.3.2.,3.1.2.).

Проблемно-диалогическая технология   обеспечивает  творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного мною диалога.  Сначала в подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока,  вопрос для исследования, тем самым вызываю у школьников интерес к новому материалу, формирую познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего  диалога  организую поиск решения знания (Приложение 4.1.9.).

         Считаю необходимым применение на уроках русского языка и литературы информационных технологий, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок (Приложения 2.2.8., 3.1.2.,3.1.3.).

Мои уроки  и внеклассную деятельность отличает атмосфера сотрудничества, сотворчества учителя и учеников. Технология сотрудничества положена в основу взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Использование современных методов и приемов служат формированию компетентностей школьников, их личностному развитию.  Результативность использования мною данных педагогических технологий выражается в самореализации учащихся, в их уровне воспитанности и занятости во внеурочной деятельности.  Занятия, в которых преобладают перечисленные технологии, дают мне возможность как педагогу максимально приблизить обучение к реальной жизни и связать теоретический материал с практической деятельностью.

Критерий 4. Профессиональное развитие учителя

Эффективность урочной и внеурочной деятельности может быть достигнута при условии обеспечения высокой компетентности и профессионального мастерства учителя. Поэтому главная цель методической работы – это непрерывное совершенствование компетенций педагога через курсы повышения квалификации, самообразование и участие в конкурсах профессионального мастерства.

4.1. Освоение программ  повышение квалификации или профессиональной переподготовки

Повышение квалификации является важным условием для профессионального роста педагога.  Участие в семинарах, конференциях муниципального, всероссийского уровня, обучение на  педагогических курсах носят системный характер и  позволяют мне, как учителю и классному воспитателю, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Таблица 13

Семинары, конференции, форумы

Год

Название семинаров, конференций

Организатор

2012

Тренинг-семинар «Игровая модель муниципальной молодежной политики «Ухта молодая»».

Всероссийская видеоконференция «Школьные СМИ»

УГТУ, г.Ухта

УТЛ, г.Ухта

2013

 Научно-практический семинар «Проблемы содержательного и методического обеспечения ФГОС по русскому языку»

ГПЛ, г.Ухта

2014

Тренинг-семинар «Игровая модель муниципальной молодежной политики «Ухта молодая»».

Методический форум «К достижению новых образовательных результатов через реализацию содержания Стандарта второго поколения и освоения современных образовательных технологий»

Всероссийская педагогическая  видеоконференция «Процесс-фолио предметного и профессионального самоопределения ученика»

Всероссийская педагогическая видеоконференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя»

УГТУ, г.Ухта

МУ «Управление образования» МОГО «Ухта»

Завуч. инфо

Завуч. инфо

(Приложения 4.1.1.,4.1.2.,4.1.3.,4.1.4.,4.1.5.,4.1.6.)        

Таблица 14

Курсы повышения квалификации

Год

Название курсов повышения квалификации

Количество часов

Организатор

2012

 «Игровая модель организации работы с молодежью в муниципальном образовании»,

        

72

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет», г.Ухта

2014

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы»,

108

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования», г. Сыктывкар

(Приложения 4.1.7.,4.1.8.)

        Прохождение курсов, участие в конференциях, семинарах, форумах  помогло мне не только узнать много нового, но и применить теоретические знания на практике. Знания, полученные на курсах, семинарах, позволили мне внедрить в педагогическую практику различные современные формы и методы подачи материала на уроках и во внеурочной деятельности. У меня появилось  желание создавать презентации уроков, использовать видеофрагменты, участвовать в конкурсах педагогического мастерства. Полученные знания  использую в своей практической деятельности, что позволяет мне планировать и организовывать учебный процесс с использованием  разных образовательных технологий. (Приложения 3.1.2.,4.1.9.,4.1.10.). Подтверждением высокого качества организации учебного процесса являются положительные показатели уровня качества знаний учащихся, высокий процент учащихся,  испытывающих интерес к изучению предмета,  результаты учащихся на ЕГЭ, ОГЭ, в  олимпиадах муниципального и республиканского уровней.

4.2. Методическая работа по предмету

        Теоретические знания, полученные на курсах повышения квалификации, проблемы, выявленные в ходе подготовки проектов, исследований, пробных тестирований  в  форме и по материалам ЕГЭ, стали отправной точкой для выбора темы самообразования («Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5-9 классов на уроках русского языка), над которой я работаю с 2010  по 2015г. (Приложение 4.2.1.).

В период с 2008 года по настоящее время (2014г.) являюсь руководителем   школьного методического объединения учителей русского языка и литературы (Приложения 4.2.2.,4.2.3.). Повышая свой профессиональный уровень, активно участвую в работе школьного и городского методического объединения учителей русского языка и литературы, в педагогических советах, семинарах, выступаю по различным темам с докладами, отчетами, представляю свой педагогический опыт, провожу открытые уроки и мероприятия, организую работу по самообразованию учителей  (Приложение 3.1.2.).

Под моим руководством методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы занимает высокие позиции в рейтинге  методических объединений г.Ухты.

Таблица 15

Рейтинг методических объединений учителей русского языка и литературы г.Ухты

Год

Количество МОУ

Место МО учителей русского языка и литературы школы №19 в рейтинге МОУ г.Ухты

2009-2010

20

7

2010-2011

22

6

2012-2013

17

5

(Приложения 4.2.4.,4.2.5.,4.2.6.,4.2.7.)

Диаграмма 12

В период с 2009 по 2012 г. являлась руководителем секции «Филология» школьного научного общества «Гелиос» (Приложение 2.2.12.).

В течение всего аттестационного периода  принимала участие в составлении заданий и проверке школьных олимпиад по русскому языку, литературе, участвовала в работе жюри по проверке проектно-исследовательских работ школьной научно-практической конференции, интеллектуального марафона (Приложения 2.1.9.,2.1.10.,4.2.8.,4.2.9.,4.2.10.). 

Являлась экспертом ГИА на муниципальном уровне, участвовала в проведении и проверке Тотального диктанта (Приложения 4.2.11.,4.2.12.,4.2.13.).

4.3.Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме: конспект,  методическая разработка,  публикация и т.д., в т.ч. через Интернет

        Мой педагогический опыт обобщен на школьном, муниципальном, республиканском и федеральном уровнях на своем сайте в Интернете (http://nsportal.ru/gonchar-tatyana-anatolevna), на страницах СМИ «Завуч.Инфо», «Первое сентября» (Приложения 4.3.1.,4.3.2., 4.3.3.).

Таблица 16

Систематическая работа по обобщению педагогического опыта

Год

Тема выступления

Название мероприятия

2009-2010

«Работа с одаренными детьми»

«Подготовка учащихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

«Выделение запятыми деепричастий  и  деепричастного оборота»

 Педсовет

ШМО

 

Открытый урок

2010-2011

 «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»

«Моделирование урока русского языка»

 

Литературная композиция «Поговорим о любви»

 Педсовет

ШМО

Открытое мероприятие в рамках декады русского языка и литературы

2011-2012

«Использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности»

«Лингвистический поединок»

ШМО

Открытое мероприятие в рамках декады русского языка и литературы

2012-2013

«Здоровьесбережение  учащихся при применении ИКТ»  

 «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

ШМО

Открытый урок

2013-2014

«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5-9 классов на уроках русского языка»

Ролевая игра «Суд над Обломовым»

«Правописание н, нн в суффиксах  прилагательных и  причастий»

Методическая разработка курса внеурочной деятельности «Азбука журналистики»;

Методическая разработка курса «Общение становится профессией»

Статья «Здоровьесбережение в школе»;

«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5-9 классов на уроках русского языка»

Внеклассное мероприятие «Лингвистический поединок»

«Портфолио ученика»

 

  «Проект урока русского языка и литературы в требованиях системно-деятельностного подхода»

Методическая разработка урока «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы»

        

ШМО

Открытое мероприятие в рамках декады русского языка и литературы

Открытый урок

Публикации в Интернете на сайте nsportal

Публикация в Интернете на страницах СМИ «Завуч. Инфо»

Публикация в Интернете «Первое сентября»

Публикация КРИРО и ПК

Муниципальный конкурс

(Приложения 4.3.4.,4.3.5.,4.3.6.,4.3.7.,4.3.8.,4.3.9.,4.3.10.).

        Работая с 2010 года над темой самообразования «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5-9 классов на уроках русского языка (Приложение 4.2.1.), я собираю теоретический, практический материал, с которым знакомлю коллег в школе и в городском методическом объединении.

Результатом методической работы учителя являются подготовленные им дидактические материалы, рекомендации, пособия. Мною  разработаны:

  1. сборник текстов для учащихся «Изложения. 9 класс. ГИА»;
  2. дидактические материалы для учащихся «Тематические тесты для учащихся 11 классов»;
  3. пособие для учителя «Технология обучения сжатому изложению»;
  4. видеотека по литературе для учащихся «Экранизация художественных произведений (10-11 кл.)»;
  5. методическое пособие для учителей «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы» (Приложение 4.3.11.).

4.4. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта

С обобщением личного педагогического опыта я выступала на Всероссийских   видеоконференциях «Школьные СМИ», «Процесс-фолио предметного и профессионального самоопределения ученика»,

 «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя», участвовала в муниципальном педагогическом форуме ««К достижению новых образовательных результатов через реализацию содержания Стандарта второго поколения и освоения современных образовательных технологий», в  семинаре ««Проблемы содержательного и методического обеспечения ФГОС по русскому языку» (Приложения 4.1.1.,4.1.2.,4.1.3.,4.1.4..4.1.5.).

            Не менее важными для профессионального роста педагога я считаю подготовку и проведение открытых уроков,  мероприятий на школьном, муниципальном, республиканском уровнях (См. таблицу 14, приложения 4.3.4.,4.3.5.,4.3.6.,4.3.7.,4.3.8.,4.3.9.,4.3.10.).

            Обобщенный личный педагогический опыт представлен на федеральном уровне на  сайте в Интернете (http://nsportal.ru/gonchar-tatyana-anatolevna), на страницах СМИ «Завуч.Инфо», «Первое сентября» (Приложения 4.3.1.,4.3.2., 4.3.3.).

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

В 2013-2014 учебном году я участвовала в профессиональных конкурсах муниципального, республиканского, федерального, международного уровней

Таблица 17

Участие в профессиональных конкурсах

Название конкурса

Уровень

Результат

Конкурс методических разработок  «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы»

Муниципальный

3 место

Творческий конкурс «Лучший педагогический проект»

Республиканский

участие

Конкурс «Лучший современный  урок (занятие) 2013-2014 г.»

Общероссийский

2 место

Конкурс «Учебный проект»

Общероссийский

лауреат

Конкурс «Лучшая методическая разработка-2013»

Всероссийский

участие

Конкурс для педагогов «Внеклассное мероприятие»

Международный

участие

(Приложения 4.5.1., 4.3.10., 4.5.2.,4.5.3.,4.5.4.,4.3.3.).

Критерий 5. Здоровьесбережение в образовательном процессе

Основная цель образования – развитие и обучение ребенка при сохранении здоровья. Как учитель и классный руководитель я поставила перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него  знания, умения в повседневной жизни. В достижении этой цели мне помогает использование в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий (Приложение 3.1.1.).

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

В учебно-воспитательном процессе я применяю следующие  здоровьесберегающие технологии:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии.

  При организации учебной деятельности

 - проветриваю кабинет (утвержден график проветривания кабинета) (Приложение 5.1.), контролирую освещенность кабинета;

- особое внимание уделяю  оформлению кабинета.   Внешний  вид кабинета должен настраивать  на рабочий лад, создавать  ощущение комфорта. С этой целью слежу за  санитарным состоянием кабинета (чистотой пола, мебели) класса,  занимаюсь озеленением кабинета, на стенах и стеллажах в кабинете стараюсь выкладывать качественные и эстетичные наглядные пособия, дидактический материал (Приложение 5.2.). Оформлен «Уголок здоровья», в котором даны  рекомендации  для родителей и учащихся по сохранению физического, психического здоровья (Приложение 5.3.);

- рассаживаю учащихся с учетом медицинских показаний;

- использую разные виды учебной деятельности:  опрос, лекция, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание, списывание и т. д.;

- чередую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа;

- учитываю возрастные особенности развития психики школьника: виды памяти, мышления, внимания;

- мои уроки содержат оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Очень часто    физкультминутки проводят  сами  дети. Моя задача - научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации не только на уроке в школе, но и дома (Приложение 5.4.);

- стараюсь построить содержательную часть урока таким образом, чтобы она содержала вопросы, связанные со здоровьем, здоровым образом жизни;

- мотивирую деятельность учащихся на уроке с помощью  оценки, похвалы, поддержки, использую соревновательный момент;

- использую  методы,  способствующие  активизации         учащихся (например, ученик выступает в роли учителя, исследователя, деловая игра  «Суд над..», дискуссия по  поставленной  проблеме, дидактические игры «Поле чудес», «В гостях у сказки», «Найди лишнее»,  коммуникативные игры-упражнения.  Использую в своей работе нестандартные уроки: уроки-сказки, уроки-соревнования, уроки-экскурсии) (Приложения 5.5.,5.6.);

-контролирую время использования ТСО (в соответствии с санитарными нормами);

- создаю положительный эмоциональный климат на уроке. С  целью разрядки использую поговорки, известные высказывания, отрывки стихотворений, юмористические или поучительные картинки, истории, музыкальные минутки.

Большую работу по сохранению здоровья детей провожу и во внеурочной деятельности: классные часы, внеклассные  мероприятия. Ученики моего класса ежегодно участвуют в общешкольном Дне Здоровья, проводят анкетирование среди учащихся школы, в соответствии  с полученными результатами оформляют выставку-стенд «Не делай этого!» (Приложения 5.7., 5.8.,5.9.,5.10.,5.11.). Дети с удовольствием участвуют в конкурсе презентаций «Мы за здоровый образ жизни», в конкурсе  сочинений «Рациональное питание-залог здоровья» (Приложения 2.3.14.,2.3.21.,2.3.22.,2.3.23.).

Я работаю с детьми, имеющими разные особенности в психологическом и физическом развитии. Ежегодно веду  занятия по русскому языку и литературе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, составляю рабочие программы для индивидуального обучения (Приложение 5.12.). В  2013-2014 учебном  году составила рабочую программу по русскому языку и программы курсов по выбору «Искусство становится профессией», «Искусство общения» для учащихся 9-Д класса с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 5.13.). Правильно организованная мною индивидуальная и дифференцированная работа, использование здоровьесберегающих технологий дают положительные результаты: в 2013-2014г. 14 учащихся с ограниченными возможностями здоровья успешно сдали ГВЭ по русскому  языку (100% успеваемость, 92,8% качество знаний (по г.Ухте - 65%), средний балл 4,2 (по  г.Ухте - 4)), продолжают обучение в 10 классе нашей школы и в профессиональных заведениях города (Приложения 1.1.2.,1.2.6.). Своим опытом по здоровьесбережению  делюсь с коллегами, выступала на заседаниях ШМО учителей русского языка и литературы по темам: «Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности», «Здоровьесбережение  учащихся при применении ИКТ» (Приложения 4.3.6.,5.14.).                  

Имею публикацию   в электронном СМИ по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе.  Статья  «Здоровьесбережение в школе» опубликована в социальной сети работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/gonchar-tatyana-anatolevna)

Критерий 6. Вовлечение родителей в образовательный процесс

У семьи и школы общие цели, единые задачи: реализация всех возможностей ребенка, формирование его личности. Поэтому  в одном звене находятся педагог-ребенок-родитель. Родители  моих учащихся принимают активное участие  в воспитательной работе школы, класса, которая строится по таким направлениям:

1. «Я  – гражданин»;

2. «Нравственность»;

3. «Учеба и труд»;

4. «Здоровье»;

5. «Природа и человек»;

6. «Культура»;

7. «Семья».

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает такие направления:

1. психолого-педагогическое просвещение (консультации, собрания);

 2. вовлечение родителей в воспитательный процесс (внеклассные мероприятия);

3. участие в управлении учебно-воспитательным процессом школы (участие в работе общешкольного родительского комитета).

В своей работе я стараюсь создавать условия для участия семьи в воспитательном процессе, привлекать родителей к участию в самоуправлении школой. На родительских собраниях совместно с родителями учащихся согласуется единая стратегия и тактика воспитательной работы. Из данных таблицы 17  можно сделать вывод о высоком уровне посещаемости родительских собраний. 

Таблица 18

Учебный год

Класс

Кол.-во родителей, посетивших родит.собрание

% от общего количества

Тема родительского собрания

2009-2010

9 - А

25

100%

  1. «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»

23

92%

  1. «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»

24

96%

  1. «Свободное время школьников»

25

100%

  1. «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»

2010-2011

10 - Б

22

100%

  1. «Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе»

20

95%

  1. «Ответственность,  самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?»

21

95%

  1. «Режим дня школьника»

22

100%

  1. «Уроки этики поведения для детей взрослых»

2011-2012

11 - Б

20

100%

  1. «Как помочь ребенку выбрать профессию»

19

95%

  1. «Возрастные особенности подростков и семья ребенка»

20

100%

  1. «Выбор дальнейшего пути: «за» и «против»

20

100%

  1. «Школа, до свидания! Итоги прошедшего учебного года»

(Приложение 6.1.).

        С целью повышения  педагогической культуры родителей, организации совместной деятельности школы и семьи по воспитанию  учащихся,  в нашей школе систематически проходят лектории для родителей. В 2011 году я проводила общешкольный лекторий  на тему «Конфликты в семье и школе. Пути преодоления  конфликтов», информация  которого, надеюсь, помогла многим родителям  преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье (Приложения 6.2.,6.3.).

Родители моих учеников часто принимают участие в организации и проведении  совместных классных часов (в дискуссионных формах:
дебаты,  дискуссия,  конференция, круглый стол,  вечер вопросов и ответов; в форме
 состязательного характера: конкурсы, викторины, путешествия, эстафеты полезных дел, презентации, турниры;  в творческих формах:  выставка,  устный журнал,  живая газета,  представление (проектов);  в игровых формах: ролевые, сюжетные, интеллектуальные игры). Именно совместно приготовленные и  проведенные классные часы содействуют взаимопониманию между детьми и их родителями, повышают интерес родителей к проблемам подростков (Приложения 6.4.,6.5.). 

Родители принимают активное участие в совместных с детьми мероприятиях. Традиционными стали походы  в конце учебного года, праздник «Новый Год», «С любовью к маме», «Веселые старты» (Приложения 6.6.,6.7.,6.8.,6.9.). Благодаря участию родителей в образовательном и воспитательном процессе, ученики моего класса участвуют и побеждают в различных конкурсах (Приложения 6.10.,6.11.,6.12.,6.13).

Ежегодно в школе проводится мониторинг удовлетворенности родителей работой школы по методике Е.Н.Степанова и мониторинг удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреевой.  По результатам мониторинга  уровень удовлетворенности высокий.

        Таблица 19

Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью,                     уровень удовлетворенности  родителей  работой школы

Название методик

2009-2010г.

2010-2011г.

2011-2012г.

Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(методика Андреева А.А.)

2,765

3.1233

3.405

Уровень удовлетворенности родителей работой школы

 (методика Степанова Е.Н.)

2.432

3,333

3,543

(Приложения 6.14.,6.15.,6.16.,6.17.,6.18.)

Диаграмма 13

Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью,

уровень удовлетворенности  родителей  работой школы

Я стараюсь  реализовать запросы родителей к содержанию и организации образовательного процесса. Учитывая пожелания родителей,

1.активно использую дистанционное обучение  (во время актированных дней, карантина, болезни учащихся  - tatyanochka1971@mail.ru,

 личная  страница  на сайте МОУ «СОШ №19»

http://mou-sosh19.ucoz.ru/index/gonchar_tatjana_anatolevna/0-219   содержит

информацию для учащихся по подготовке к зачетам, контрольным работам, экзаменам, социальная  сеть «В контакте»   http://vk.com/public76996412 используется для записи домашних заданий, объявлений);

2.приглашаю на родительские собрания, классные часы, внеклассные мероприятия  для выступлений специалистов (психолога, тренера спортивной школы, медика, инспектора ГИБДД, ОПДН), учителей-предметников,  выпускников прошлых лет;

3.выхожу с детьми на творческие выставки, беседы и лекции в библиотеку, центр патриотического воспитания, музеи,  на просмотр фильмов в кинотеатр;

4.организую  экскурсионные поездки с учащимися в другие города;

5.занимаюсь организацией принятия детьми кислородных коктейлей (2 раза в год);

6.провожу дополнительные занятия, консультации по предметам «Русский язык», «Литература»;

7.организую индивидуальные встречи-беседы родителей, их детей с учителями-предметниками;

8.разработала и вела курс внеурочной деятельности «Азбука журналистики» в 2011-2013 г. (Приложения  2.2.2.,2.2.3.,6.14.,6.15.,6.16.,6.17.,6.19.,6.20.,6.21.).

Для реализации запросов родителей в 2012 и 2014г.  участвовала в городском  тренинге-семинаре  по апробации совместного проекта Министерства образования Республики Коми, администрации МОГО «Ухта» и ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет» «Игровая модель муниципальной молодежной политики «Ухта молодая»». Знания, полученные на семинаре, относятся к разряду важнейших общегуманитарных компетенций гражданина и профессионала в любой сфере деятельности. Опыт, полученный вследствие участия в специально разработанной системе лекций, практикумов, тренингов, использую в своей работе с детьми и их родителями (Приложения 6.22.,6.23.,6.24.,6.25.).

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...