Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"
проект (9 класс) на тему

Хворова Ольга Владимировна

       Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний, способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie.docx89.56 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №  33

«Как разрабатывать методы педагогической поддержки школьников для преодоления коммуникативных проблем? Предложите проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений».

Выполнил:

Хворова Ольга Владимировна

                                                                         (ФИО)

Учитель русского языка и литературы

(должность)

МБОУ «СШ №17»

(место работы)

Пояснительная записка

       «Язык есть кусочек жизни людей», – заметил однажды известный русский лингвист Л. В. Щерба. Однако как трудно иногда складываются у человека  отношения с языком, как непросто выстраивается общение с другими людьми. Наверное, правы те, кто утверждает, что нет ничего проще и вместе с тем сложнее, чем человеческое общение. С этим непростым делом – общением с другими людьми – связана жизнь каждого, кто живет в обществе.

     У кого-то круг общения шире, у кого-то – уже. По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, представитель делового мира произносит за день 30 тысяч слов. Конечно, не на всех лежит такое тяжелое бремя, но уметь говорить, уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты, уметь преподносить себя, делать саморекламу – чрезвычайно важные в наше время умения.

     Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла  ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений детей.

       Как показывает практика, учащиеся, обладающие хорошими званиями русской орфографии и пунктуации, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умения завязать знакомство, поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Такие учащиеся, как правило, отвергают экзамен в форме собеседования, предпочитая ему традиционную форму испытания в виде ответа на вопросы билета;  избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. Именно поэтому так важно помочь ребенку приобрести умения, необходимые для жизни в обществе. 

     Поэтому актуальность формирования коммуникативной компетенции становится бесспорной, а вот пути ее формирования – основная проблема для педагога (для учителя русского языка и литературы, в первую очередь).  «Как соединить теорию и практику, какие методы педагогической поддержки для преодоления коммуникативных проблем использовать, как помочь ученику стать успешным?»  – вот  главный вопрос.  

      Особенности данной ситуации делают актуальной необходимость решения проблемы формирования коммуникативной компетентности современных школьников путем открытого психолого-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон (ученик – учитель - классный руководитель - психолог).

       Исходя из вышеизложенного, считаю, что тема аттестационного задания –  «Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений» – актуальна.    

Основная часть

Программа проведения тренинга

по развитию коммуникативных навыков и умений

  Так что же такое тренинг? Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно, в частности:

как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, тренаж, т.е. закрепление определённой реакции, действия, способа, умения посредством повторения, упражнений;

как способ профессионального и личностного развития;

как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью;

как процесс создания новых функциональных образований, управляющих поведением;

как комплекс интенсивных методов преобразующего воздействия на личность и др.;

как практика психолого-социально-педагогического воздействия на личности и группы;

как форма обучения (в определённых границах) и т.д.

     Для понимания этого понятия и дальнейшей работы с ним необходимо дать общее определение:  тренинг — это групповое занятие психологической тематики под руководством ведущего, направленное на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя и других.    

       Исходя из выше изложенного, определены особенности классификационных параметров  тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений:

  • Уровень и характер применения: тренинг представляет микротехнологию, имеет ярко выраженный интраактивный характер.
  • Методологический подход: диагностический + коммуникативный.
  • Ведущие факторы развития: психогенные.
  • Тип управления учебно-воспитательным процессом: «консультант».
  • Организационные формы: закрытые.
  • Преобладающие средства: вербальные + визуальные + технические.
  • Направление модернизации: психологизация учебно-воспитательного процесса.
  • Категория объектов: обучающиеся старших классов.

Классификация  тренинга:

  • вид тренинга  —  групповой;
  • по временным масштабам — короткий; 
  • по области смежности наук— психолого-педагогический;
  • по методическим формам: тренинги-игры, групповые дискуссии, упражнения,  тест, метод «Дерево ожиданий»;
  • по методическому подходу:  гуманистический,  рефлексивный;
  • по социальной направленности: коммуникативный.

           Данный тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность. Цель тренинга  состоит в том, чтобы помочь учащимся приобрести коммуникативные навыки и умения, необходимые в обществе сегодня.  

     Основными задачами тренинга являются: 

- развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

- формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

Ожидаемые результаты: у участников повысится самооценка и появится уверенность в себе, участники овладеют  некоторыми навыками коммуникации. 

Методика оценки эффективности тренинга:

  • Анкета И. Головатенко;

Программа тренинга целостна и отвечает возрастным особенностям учащихся. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы, закладывает этические и эстетические основы практического поведения. Самое важное — ученик не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.  В ходе тренинга происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания, и появляется определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом, эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности.

В работе  тренинга используются традиционные принципы групповых тренингов, способствующие включению детей в работу  и развитию их коммуникативных навыков.

1. Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятии в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для подростков, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

2. Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность участников давать обратную связь другим участникам и ведущему, а также принимать ее.

3. Принцип самопознания. В содержании занятия предусматриваются упражнения, помогающие самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений подросток имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.

4. Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом создаются условия для равноправного межличностного общения участников на занятиях.

При организации тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений мы учитываем следующие особенности. Тренинговая группа — это небольшое временное объединение школьников, имеющее назначенного руководителя  (тренера-консультанта), общую цель, формируется в составе 10-15 человек. В ходе тренинга активно взаимодействуют с учащимися классный руководитель, педагог-психолог. Т-группа работает наиболее продуктивно, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников, тогда в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников.

В помещении для занятия должны быть созданы условия свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 2- 5 человек, а также для уединения. Это возможно лишь в том случае, когда мебель, используемая для тренинга, может легко перемещаться, а помещение достаточно просторно. Немаловажным условием успешности работы является оборудованность занятия техническими средствами (диапроектор, компьютер), игрушками, красками, бумагой, хорошей учебной доской и цветным мелом (либо фломастерами) для индивидуальных и групповых упражнений.

 Продолжительность тренинга:  80 минут (сдвоенные школьные уроки).

В ходе тренинга различаются три этапа: 1) подготовительный; 2) основной (собственно тренинг), 3) рефлексивный.

Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также мотивацию учащихся на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущий предупреждает о возможных неудачах, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе...»). Необходимо снять все физические и психологические зажимы, обеспечить психологическую раскованность всех участников занятия. На подготовительном этапе тренинга более активен учитель (экстраактивный режим). Работа строится в форме беседы, диалога. Хорошо, если в речи учителя будут звучать визуальные, аудиальные, кинестетические фразы, это сделает речь ясной, звучащей, живой, позволит достичь взаимопонимания, вызовет интерес к теме.

На основном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к школьникам (возрастает интерактивность). Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности её содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз. 

Первая фаза направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, переживаниях, мыслях, привычных способах поведения. 

Вторая фаза направлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (одноклассниками, педагогом-психологом, классным руководителем и т.д.). Роль ведущего на этой фазе — направляющая, поддерживающая, корректирующая. Он наблюдает за самостоятельной работой ребят, анализирует успехи и неудачи в их общении, оказывает поддержку. При работе учащихся в паре возможны микроконфликты, которые могут отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность группы.

Третья фаза ориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этой фазе основной упор делается на отработку умений самоанализа своей деятельности, а также на способы высвобождения своего творческого потенциала. 

На заключительном этапе (этапе рефлексии, интраактивности) учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы. Интраактивные процессы самоанализа, рефлексии, самовосприятия личности осуществляются в тренинге следующим образом: восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком; восприятие себя через восприятие себя другими людьми.


Содержание программы тренинга

I этап. Знакомство с  группой.

Организационный момент: Участники под музыкальное сопровождение («Песня о русском языке» в исполнении Григория Гладкова) входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Вступительное слово тренера (целеполагание)  (Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? У кого из вас есть опыт работы в тренинговой группе? С какой целью каждый из вас пришел на тренинг?). Ведущий объясняет участникам основные принципы и особенности тренинговой работы. Участники тренинга приступают к обсуждению правил работы в группе. По итогам обсуждения определяются правила, которые принимают все участники группы.

Упражнение 1.«Знакомство».

Цель упражнения: создание благоприятной установки на сотрудничество.

Описание упражнения: участники  образуют круг, каждому из участников предлагается задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. Необходимо попробовать найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. К примеру: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива...» и т.д.. По кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление.

Упражнение-игра 2. «Презентация». 

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, развитие партнерских взаимоотношений.

Описание упражнения: группа делится на пары, каждая из которых, выбрав удобное спокойное место, в течение 10 минут (5+5) проводит взаимное интервью. Затем пары возвращаются в круг, и каждый представляет своего партнера. После презентации можно спросить у представляемого, хочет ли он добавить что-либо к сказанному и корректно ли прозвучал рассказ о нем.

Упражнение 3. «Выяснение ожиданий участников группы» (метод «Дерево ожиданий»).

Цель упражнения: участники самостоятельно формулируют свои ожидания от тренинга, узнают об ожиданиях других участников.

Описание упражнения: для упражнения необходимы следующие материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч. Ведущий заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от тренинга, по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед.

II этап. Коммуникативные навыки.

Беседа: «Что значит коммуникация и коммуникативные навыки?»

Цель: расширить представление о коммуникативных навыках.

На каждом этапе важны определённые коммуникативные навыки. Давайте рассмотрим с вами какие это навыки, над которыми мы сможем начать работать уже сегодня.

http://infomania.ru/images/his/psih_pic/comm.JPG

Первый этап: начало коммуникации. Проявляем инициативу начала диалога или выступления. Формируем доверие к себе собеседника или слушателей. Формируем положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.

Второй этап: информационный обмен. Управляем ходом диалога или выступления.  Наблюдаем за чувствами и настроением собеседника или аудитории.

Третий этап: конец коммуникации. Заканчиваем диалог или выступление в нужный момент.

Упражнение 1. «Подарок».

Цель упражнения: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия, создание атмосферы раскованности и свободы общения.

Описание упражнения: сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Упражнение 2. «Моль».

Цель упражнения: направлено на снятие  психологических барьеров, поднятие настроения, движение.

Описание упражнения: необходимо всем встать и ловить «моль».

Упражнение 3. «Я тебя понимаю».

Цель упражнения: снятие коммуникативных барьеров. Развитие эмпатических способностей участников группы, понимания мимики, жестов, языка телодвижений.

Описание упражнения: каждый член группы выбирает себе партнёра и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чьё состояние описывает партнёр, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их. Оба партнёра вправе комментировать высказывания друг друга.

Упражнение-игра 4. «Потерпевшие кораблекрушение».

Цель упражнения: формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе, обучение анализу сильных и слабых сторон личности участника, направленность на групповое принятие решений

Описание упражнения: каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана.  В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов,  но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 14 предметов (приложение 1), которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот. Ваша задача - классифицировать 14 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1  у самого важного предмета, цифру 2 – у 2-го по значению и так далее до 14-го, наименее важного для вас».

После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 15  минут для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения.  Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать быточ ,акт все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

После того как группа закончила свою работу, ее необходимо познакомить с мнением экспертов.

Экспертами выступают классный руководитель, педагог-психолог. Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение:если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

После того, как группа познакомится со списком, составленным экспертами (приложение 1), можно начать обсуждение линии поведения отдельных участников. Обсудить, что помогло, а что мешало процессу достижения согласия? Кто проявил себя лидером? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние?

Упражнение 5. «Разведчики». 

Цель упражнения: снять напряжение, расслабиться, получить эмоциональный заряд. Описание упражнения: ребята встают в колонну по одному. Первый водящий – главный разведчик. Ребята идут за ним, точь-в-точь повторяя все движения, которые он делает во время ходьбы.

Упражнение 6. Мандала «Символ бесконечности» (приложение 2).

Цель упражнения: трансформировать страхи и сомнения в веру и решительность

Описание упражнения: раскрасьте мандалу поэтапно. Сначала сами дорожки нитей и только потом центр мандалы. Сосредоточьтесь на этой работе. Позвольте себе следовать за нитью и цветом, который вы выберете. Данная мандала помогает трансформировать страхи и сомнения в веру и решительность.

III этап. Рефлексия.

Упражнение 1. «Метод пяти пальцев».

Цель упражнения: подведение итогов на уровне «себя», восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком; развитие обобщенной рефлексии методом пяти пальцев.

Описание упражнения: М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня  получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Упражнение 2. «Спасибо за приятное занятие».

Цель упражнения: подведение итогов группы совместно с учителем, восприятие себя через восприятие себя другими людьми.

Описание упражнения: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Тренер-учитель подводит общие итоги тренинга, используя выборочно методику оценки эффективности тренинга - анкета И. Головатенко (приложение 3).

Заключение. При разработке программы тренинга использовался анализ нормативно-правовой и психолого-педагогической литературы (приложение 4).  Изучены основные положения тренинговых технологий обучения и    воспитания,  классификация тренинговых технологий, этапы тренинга, применение технических средств в тренинговых технологиях, формы тренинговых процедур.

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения. Проведение тренинга коммуникативных умений по представленной программе способствует воспитанию активной, коммуникабельной, творческой, успешной личности.

Таким образом, предложенный проект программы проведения тренинга для учащихся старших классов отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность.

        

__________________________                                                                                 ____________________________

                         подпись                                                                                                             расшифровка подписи

                 

  «_____»_____________________20__г.

Приложение 1.

Список предметов для упражнения-игры 4

«Потерпевшие кораблекрушение»

  • Зеркало для бритья.
  • Пятигаллоновая канистра с водой.
  • Противомоскитная сетка.
  • Одна коробка с армейским рационом.
  • Карты Тихого океана.
  • Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).
  • Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.
  • Маленький транзисторный радиоприемник.
  • Репеллент, отпугивающий акул.
  • Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.
  • Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов.
  • Пятнадцать футов нейлонового каната.
  • Две коробки шоколада.
  • Рыболовная снасть.

Предметы следует расположить так:

  1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
  2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовой банкнотой и спичкой (естественно вне плота) и будет плыть по воде, привлекая спасателей.
  3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
  4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
  5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихий.
  6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
  7. Рыболовная снасть. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
  8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не уплыло за борт.
  9. Плавательная подушка. Если кто-то упадёт за борт, она может послужить спасательным средством.
  10. Реппелент, отпугивающий акул.
  11. Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов. Используется в качестве антисептика. В других случаях имеет малую ценность.
  12. Маленький транзисторный приёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
  13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов.
  14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.


Приложение 2.

Мандала «Символ бесконечности»

                                                                                      Приложение 3.

Анкета оценки эффективности тренинга (И. Головатенко)

1. Что Вы ожидали от тренинга?

2. Знали ли Вы, что такое тренинг?

3. Соответствовало ли то, что было на тренинге Вашим ожиданиям?

4. Что Вам понравилось на тренинге?

5. Что Вам не понравилось на тренинге?

6. Произошли ли какие-то изменения с Вами после участия в тренинге?

7. Если поменялось, то, что именно?

8. Кто еще из участников, с Вашей точки зрения поменялся в большей степени?

9. Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на Вас? На группу?

10. Было ли скучно в группе? Когда?

11. Было ли Вам страшно в группе? Когда?

12. Жалеете ли Вы о чем-то, что произошло за время тренинга? О чем?

13. Что из того, что Вы получили в группе, Вы можете использовать уже сейчас?

14. Легче ли Вам стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей?

15. Стали ли Вы лучше понимать себя и других?

16. Нужна ли Вам такая тренинговая группа?

17. Как Вы считаете, нужен ли Вашей группе еще один цикл тренингов?

18. Какие проблемы Вы хотели бы в связи с этим обсудить?

19. За кого в ходе тренинга Вы переживали особенно много?

20. Что Вам хотелось бы пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему?

21. Самое важное для Вас событие тренинга. Было ли оно? В чем оно заключалось?

  Приложение 4

Список источников

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. М., 2000

2. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.

3. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Состав. Ж.В. Пыжикова. Самара: Изд-во «Универсгрупп», 2005.

5. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Развитие коммуникативных навыков и умений. 9 класс

Развитие коммуникативных навыков и умений. 9 класс...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллекту...

Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".

Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"

Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.Основная задача трен...

Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков

Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков  и умений у подростков...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений для подростков 12-14 лет

Программа тренига направлена на развитие общительности, преодорлении коммуникативных барьеров и комплексов, повышении уверенностив себе и формировании умения сотрудничать у обучающихся подросткового в...