Комплексы упражнений для развития мелкой моторики
методическая разработка на тему

Гавриленко Екатерина Евгеньевна

Для успешной работы по развитию речи дошкольников особую роль отводят развитию мелкой моторики. Для работы в данном направалении педагоги используют разнообрзаные упражнения на развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_uprazhneniy_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений

для развития мелкой моторики

Комплекс 1.

1. «Ладони на столе». На счет «раз, два» - пальцы врозь – вместе.

2. «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» о соединяются пальцы обеих рук – большой с большим, указательный с указательным.

3. «Ладошки – кулачок – ребро». На счет «раз, два, три» - поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.

4. «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки «бегают» по столу.

5. «Дети бегут наперегонки». Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

6. Инсценирование потешки «Пальчик – мальчик, где ты был?».

7. «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.

8. «Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.

9. «Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

10. «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

11. Инсценирование потешки «Этот пальчик – дедушка».

Комплекс 2.

1. «Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

2. «Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

3. «Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

4. «Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

5. «Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

6. «Игра потешка» «Этот пальчик хочет спать».

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

7.Инсценирование потешки.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.

Комплекс 3.

1. «Замок». На счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются в «замок».

2. «Лиса и заяц». «Лиса крадется» - всеми пальцами медленно «шагать» по столу вперед, «заяц убегает» - передирая пальцами, быстро двигаться назад.

3. «Паук». Согнутыми пальцами, медленно передвигаться по столу.

4. «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе («бабочка машет крыльями»).

5. «Счет до четырех». Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.

6. «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепестками красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь – вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Комплекс 4.

1. «Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

2. «Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.

3. Сжимание – разжимание кистей рук на счет «раз – два».

4. Потешка «Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой» цветка.

Наши алые цвети                                                Наши алые цветки

Распускают лепестки,                                        Закрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит,                                        Тихо засыпают,

Лепестки колышет.                                        Головой качают.

Комплекс 5.

1. «Улитка с усиками». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

2. «Раковина улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

3. «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

4. «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

5. «Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Комплекс 6.

1. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируя стрижку ножницами.

2. «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

3. «Дом» - ладони соединить под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх – это «труба».

4. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

5. «Пожарные». Упражнение с предметом: используется лучше игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

6. Потешка «Прятки». «Прятать» пальцы, по одному зажимая их в кулачок.

Комплекс 7.

1. «Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх –вниз.

2. «Птица, высиживающая птенцов». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.

3. «Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

4. «Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

Комплекс 8.

1. «Зайчики». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

2. «Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних назад.

3. «Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.

4. «Дама с собачкой». Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянут вверх, локоть двигается вперед – бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.

5. Игра – потешка «Ну-ка, братцы, за работу!».

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, сжатой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

Комплекс 9.

1. «Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.

2. «Корень растения». Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опушены вниз.

3. «Прорасти, растение». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца.

4. «Елка». Пальцы обеих рук скрещены.

5. «Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены –«дерево». Два пальца левой руки «взбираются» вверх по предплечью.

Комплекс 10.

1. «Пунктиры». Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад – вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

2. «Пила». Лева рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх – вниз. То же для другой руки.

3. «Утюжок». Исходное положение (И.п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. «Каток». И.п. то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх –вниз по левой ладони, разминая ее. То же для другой руки.

5. «Буравчик». И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

6. «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

7. «Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиральные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию мелкой моторики

примеры упражнений, которые способствуют развитию у детей мелкой моторики пальцев рук....

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Эти занятия и упражнения помогут родителям занять ребенка дома полезным и нужным делом, а также подготовить руку к письму в игровой занимательной форме. ...

Упражнения для развития мелкой моторики

Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук.Поэтому очень полезно делать ребёнку массаж кистей рук, а позже пальчиковые игры и ...

Памятка для родителей по теме: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»

Памятка для родителей по теме:«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук» ...

Упражнения для развития мелкой моторики

Специальные упражнения,которые можно выполнять с ребёнком,для развития и уккрепления моторики рук .Упражнения для развития мелкой моторикиЭтот вид работы выполняется тоже ежедневно по одному вид...

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.

  Данные статистики убедительно свидетельствуют о неуклонном росте числа речевых нарушений у детей. В связи с этим возрастает необходимость повышения эффективности взаимодействия различных...