ДОКЛАД "Использование личностно -ориентированной современной образовательной технологии на тренировке по волейболу"
презентация к уроку ( класс) на тему

Поволяко Светлана Викторовна

Педагогическая технология - этот описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад31.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТКСКО- ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЭЛЕКТРОН»

ДОКЛАД

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРЕНИРОВКЕ ПО ВОЛЕЙБОЛУ.

Подготовила тренер-преподаватель

по волейболу ДЮСШ «Электрон»

С.В.Поволяко

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1.Формы внедрения  современных образовательных технологий в  ДЮСШ.

 2. Современные  образовательные технологии,  применяемые при работе на отделении волейбол  ДЮСШ «Электрон».

3.Критерии оценки результатов  использования образовательных технологий в  ДЮСШ.

4.Условия для внедрения в учебно-тренировочный процесс     новых образовательных технологий.

5.Теоретические основы личностно-ориентированного подхода.

6..Актуальность данной технологии. 

7.Цели технологии личностно-ориентированного обучения.

8.Способы внедрения технологии.

9.Результаты использования технологии.

10.Практические рекомендации.

11. Заключение.

12. Список литературы.

Введение.

   В современном мире в педагогический лексикон прочно вошло понятие - современная образовательная технология, но при этом в его понимании и употреблении существуют большие расхождения.

    В толковом словаре Ожегова технология определяется как совокупность приемов, применяемая в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

    Вот несколько различных определений, которые дают современные ученые понятию образовательная технология:

   - Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

  - Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

  - Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

  - Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

  Образовательной технологией можно назвать комплекс, в который входят следующие составляющие:

  - представление планируемых результатов учебно-тренировочных занятий;
 - средства диагностики текущего состояния учащихся;
 - набор способов и средств, применяемых на учебно-тренировочных занятиях;
 - критерий выбора оптимальной модели занятий для данных конкретных условий.

1.Формы внедрения  современных образовательных технологий в  ДЮСШ.

- Проведение массовых соревнований для юных спортсменов ДЮСШ и учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе и по общей физической подготовке.

- Организация лекториев для воспитанников,  их родителей, учителей физической культуры ОУ.

- Организация и проведение всевозможных конкурсов, стимулирующих деятельность тренеров и воспитанников

- Организация и проведение совместной спортивной деятельности молодых специалистов и «наставников».

- Профориентация воспитанников  старшего возраста.

- Самопрезентации, показательные выступления, декады по видам спорта, спортивные фестивали и праздники.

- Открытые занятия и «мастер-классы».

-Организация спортивно-оздоровительных групп (СОГ) по видам спота для детей, имеющих слабое физическое развитие, желающих заниматься физкультурой и спортом.

- Планирование учебно-тренировочного процесса с учетом возрастных особенностей и способностей воспитанников.

- Определения физического развития воспитанников на каждом этапе обучения.

   2. Современные  образовательные технологии,  применяемые при работе на отделении волейбол  ДЮСШ «Электрон».

2.1. Технология личностно-ориентированного обучения:

-  ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности;

- благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса.

2.2. Здоровьесберегающая технология:

- способствует вероятности получения травм во время учебно-тренировочных занятий;

- благодаря данной технологии у воспитанников формируются знания о зависимости укрепления здоровья от систематичности занятий спортом.

2.3. Технология  проблемного обучения:

- позволяет повысить сопротивляемость воспитанников к условиям, которые могут возникать во время соревновательной деятельности;

- благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность проводить психологическую работу с воспитанниками,, направленную на преодоление сложных ситуаций.

2.4. Игровая образовательная технология:    

- способствует созданию дружеской атмосферы в спортивном коллективе;

- благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность сохранить элемент конкуренции внутри группы учащихся.

2.5. Технология разноуровнего обучения: 

- способствует достижению воспитанниками наивысших спортивных результатов;

- благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность свободно планировать проведение учебно-тренировочный процесс на всех этапах подготовки спортсменов.

 3.Критерии оценки результатов  использования образовательных технологий в  ДЮСШ.

3.1.Основным результатом деятельности учреждения дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта является создание условий для привлечения как можно большего количества детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, и как следствие этого – выявление наиболее  способных воспитанников и воспитание спортсменов  высокой квалификации .

3.2.В соответствии с основной целью работы необходимо оценивать и результаты работы  тренера-преподавателя, в том числе и результаты применения тренером-преподавателем новых образовательных технологий.

3.3.Одной из основных целей работы учреждений дополнительного образования является воспитание в каждом ребенке  гармонично развитой личности.

3.4.Одним из критериев оценки результатов использования тренером-преподавателем новых образовательных технологий  является оценка не только физического, но и духовно-нравственного воспитания детей.

3.5.Способами оценки физического состояния воспитанников могут служить тесты и нормативы по общей физической, специальной физической и технико – тактической подготовке.

3.6.Для оценки состояния развития воспитанников в других сферах жизнедеятельности может применятся тестирование.

4.Условия для внедрения в учебно-тренировочный процесс     новых образовательных технологий:

- педагогическая компетентность тренера-преподавателя ;

- наличие материально-технической базы;

- создание родительских и попечительских советов;

- контакты с родителями по вопросу воспитания ребенка;

- устранение вредных привычек и антисоциальных поступков воспитанников;

- воспитание спортсменов (чувство патриотизма, коллективизма, ответственности, эмоциональное развитие);

- внедрение в учебный процесс элементарных знаний по анатомии, гигиене, здоровому образу жизни;

- повышение ресурса двигательной активности воспитанников;

- залогом успеха в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие тренера-педагога и воспитанника в контакте с родителями и школой. При этом большое значение имеет само образовательное учреждение (ДЮСШ) с его традициями, уровнем организации тренировочного процесса и досуга, а также педагогическим коллективом, который постоянно повышает свое образование и находится в поиске инновационных технологий  в спорте.

   В данном докладе рассмотрим одну из технологий- технология личностно-ориентированного обучения.

5. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода.

    В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

  Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

 

6.Актуальность данной технологии обусловлена целью формирования физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, в связи с чем традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся.

    Оптимальным условием в достижении требований Государственного стандарта является личностно-ориентированный подход в обучении, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать  процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

   Современная тренировка и повышение её эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование к тренировке - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

  Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области занятий по волейболу. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на тренировке, рассчитанном на среднего ученика.

7.Цели технологии личностно-ориентированного обучения:

- признать в каждом учащемся неповторимую личность;

- создать условия, позволяющие самостоятельно принимать решения и использовать полученные знания;

- сформировать знания о необходимости систематических занятий физической культурой и спортом;

- обучить учащихся навыкам и умениям в волейболе;

- сформировать у учащихся стремление к достижению поставленных целей не только спортивных, но и жизненных;

- сформировать у учащихся социально-значимые качества (воспитательная работа);

- создание благоприятных условий для каждого учащегося.

8.Способы внедрения технологии:

    Основой содержания личностно-ориентированного обучения является:

-  формирование у учащихся двигательных умения и навыков, на базе которых строится учебно-тренировочный процесс;

- личностно-ориентированное обучение учащихся в учреждениях спортивной направленности – это целенаправленное формирование личности учащегося посредством его физического развития с учетом его способностей;

- определение уровня физического развития каждого учащегося с помощью тестов и нормативов;

- определение состояния здоровья каждого учащегося во время проведения обязательных (2 раза в год) медицинских осмотров.

9.Результаты использования технологии:

  Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует учащегося на развитие своей индивидуальности. При применении данной технологии у тренера-преподавателя появляется возможность работы с каждым учащимся индивидуально, при этом индивидуальная работа ведется в рамках работы со всей  учебно-тренировочной группой.

Благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность систематизировать и учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса.

10.Практические рекомендации

  10.1. В процессе личностно-ориентированного обучения волейболу преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка: личностные, познавательные, физиологические. Активно воздействуя на познавательные способности ребенка, тренер - преподаватель способствует повышению качества обучения и сократит его сроки. Личностно-ориентированный характер обучения в отличие от традиционных форм в большей степени отвечает требованиям физического воспитания школьников.

  10.2. В учебном процессе в содержание занятия следует вводить упражнения и игры, направленные на развитие внимания, памяти и двигательных способностей. Это позволит повысить мотивацию детей к обучению, а также будет способствовать общему познавательному развитию.

 10. 3. Для создания положительного эмоционального фона на занятиях следует, как можно шире использовать специфические методы, в частности, игровой метод обучения. Данный метод приобретает большое значение для воспитания чувства коллективизма, активности, инициативности, настойчивости, смелости, выдержки и сознательной дисциплинированности.

 10. 4. Для создания психологически комфортных условий на занятиях следует использовать приемы, методы и техники педагогической поддержки. Они включают в себя релаксацию с использованием функциональной музыки (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения) и концентрацию (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях).

11. Заключение.

    Результативность применения всех новых образовательных технологий зависит от личных качеств тренера-преподавателя, его компетентности, уровня его образования, преданности профессии, а самое главное его любви к детям.

Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие тренера-преподавателя и воспитанника в контакте с родителями и школой.

Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в достижении поставленных перед тренером – преподавателем  целей.

12.Список используемой литературы.

 

1. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М., 1990.

2. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. - СПб., 1996.

3. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.

4. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

5. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006 
6. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002

7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: Экспермент, 1995.

8. Кларин М.В. Инновации в обучении. – М.: Наука, 1997.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Народное образование, 1998.

10. Хуторской А.В. Практикум по педагогике и современным методикам обучения. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Личностно – ориентированное обучение

презентация:актуальность личностно-ориентированного обучения: Современная школа ставит своей целью не. только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, нап...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Статья "Современные образовательные технологии. Личностно – ориентированное обучение"

Модернизация образования предполагает ориентацию образования не  только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных...

Современные образовательные технологии. Личностно ориентированное обучение.

В презентации дано определение ЛОО , формулируются цели ЛОО,  приводятся сравнительные характеристики ЛОО....

Современные образовательные технологии. Личностно ориентированное обучение

В презентации рассматривается ЛОО, его цели, даются сравнительные характеристики традиционного, развивающего и личностно ориентированного обучения....