Профоринтационные упражнения для старшеклассников
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Антоненкова Ирина

Тренинг професссионального самоопределения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Крокодил»

Играющие разбиваются на две команды. Одна из команд (загадывающая) совещается и загадывает слово или словосочетание (обычно не больше двух слов).

Например:

  • лопух
  • заварушка
  • песочное тесто
  • роковая женщина

Затем из противоположной (отгадывающей) команды выбирается «жертва», которой строго по секрету сообщается заветное слово.

Задача «жертвы» не используя предметов и слов показать своей команде то, что было загадано. Команда, соответственно, должна отгадать, что было показано и загадано.

Разрешается использовать определенные знаки:

  • число слов или частей слова – показать на пальцах;
  • ребром ладони разрубить воздух – слово состоит из частей;
  • перекрещенные руки – «не то»;
  • потереть ладони друг о друга – «близко, еще версию».

Тур длится до полного отгадывания или отгадывающая команда сдается. После этого команды меняются местами.

Загадывающей команде не возбраняется выдвигать шутливые предложения на то, что показывает «жертва».

Игра «Поступь профессионала»

Количество игроков: от 6-8 до 15-20 человек.

Дополнительно: бумага, ручки.

Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.

Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.

Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощи походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т.п. Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у Вас проассоциировалась его походка. Известно ведь, что по походке можно иногда узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.». Ведущий записывает в своем листочке, какой номер какую именно профессию хотел представить своей походкой. Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их.

При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию напротив первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой сам игрок. Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру и т.д.

Упражнение «Профессия – специальность»

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о разнообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6-8 до 15-20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15–20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия – группа родственных специальностей (например, профессия-учитель, специальность – учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности». Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т.е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу «пинг-понга» (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и совсем от него отказываться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: профессия – учебное заведение (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); профессия – медицинские противопоказания (для данной профессии); профессия – требуемые качества (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу»

Работа в малых группах. У каждого участника должно быть составленное им резюме и «имидж-картинка».

Ведущий. Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж-картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.

Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных качеств кандидата.

Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на вакантную должность.

Прошедшие отбор в малых группах продолжают конкурс между собой. Остальные участники на этом этапе игры представляют коллектив организации, которая набирает новых сотрудников.

Возможны различные варианты собеседования, например, выбирается «совет директоров», принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при выборе самого достойного из претендентов.

Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в соответствии со своими профессиональными предпочтениями. Поэтому в финале вполне могут соревноваться представители разных профессий, так как оценивается прежде всего психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно обосновать свой профессиональный выбор. В условиях игры отмечается, что «организация, принимающая сотрудников на работу, располагает вакансиями по различным профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено».

После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур.

Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодателя (ведущий, председатель совета директоров) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.

Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т.п.

Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении итогов был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное – сильные стороны прошедших собеседование претендентов.

В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий может стимулировать обсуждение – спрашивать о трудностях, с которыми столкнулись участники, о личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» – о своих.

Участие в психологическом практикуме открывает перед старшеклассниками возможности осознать свои профессиональные ожидания, отношение к профессиональной карьере, развить творческие способности, навыки общения; укрепляет веру в свои силы и закладывает основы психологически грамотного практического поведения.

Игра «Супербол» (профориентационный вариант)

Первоначально эта игра предназначалась для работы со спортсменами игровых видов спорта. Ее целью являлась выработка взаимодействия между игроками в ситуации соревновательной деятельности. Была разработана психологическая модель ситуации взаимодействия, которую мы превратили в коммуникативную игру. Так как в ней заложены черты сходства со многими спортивными играми с мячом, то и условное название техники стало похожим на название спортивных игр с мячом – «супербол» (СБ).

В момент разработки и апробирования «СБ» целью игры являлась выработка согласованных действий между партнерами, которым предстоит совместная деятельность, то есть выработка навыков взаимопонимания между членами группы. Для самих участников предлагалась цель – максимально проявить свои способности работать в команде и для команды. В дальнейшем мы увидели, что в этой игре имеется потенциал для развития умения вести переговоры, укрепления сплоченности команды, наконец, просто для иллюстрации групповых процессов. Также некоторые участники сообщали нам о своих ощущениях сильной тревожности в ситуации игры и, возможно, эта игровая процедура позволит выработать некоторую толерантность к стрессовым условиям групповой деятельности. Указанные возможности позволяют использовать эту игру и в профориентационных целях, особенно для будущих специалистов, работающих в профессиях типа «человек-человек».

Исходные идеи игры заключаются в следующем. В соревновательной ситуации в спортивной игре существует два момента: 1) разделение функций (одни игроки разыгрывают мяч, создают условия для успешной атаки, другие должны реализовать эти условия, т.е. завершить атаку точным ударом) и 2) неравенство игровой готовности спортсменов – одни игроки играют более удачно, другие – менее удачно, что, в принципе, является нормальным для спорта. Отсюда вытекают такой важные составляющие игры, как сюжет и роли ее участников.

В качестве сюжета, моделирующего реальную ситуацию, была выбрана ситуация соревнования – одна команда, проводя условный розыгрыш, «нападает», другая «защищается», стремясь помешать соперникам.

Набор ролей также диктуется указанными признаками – во-первых, есть «разыгрывающий» («игрок с мячом») и «завершающий атаку» («снайпер»), во-вторых, есть «успешный» игрок («снайпер»), «менее успешный» («игрок - не снайпер») и «неуспешный игрок» («теряющий мяч»). В отличие от реальной соревновательной ситуации в нашей игре каждый участник может получить любую роль. Это очень важный момент – мы создаем таким образом необходимость каждый раз использовать другую модель поведения, таким образом стимулируется гибкость реакции на ситуацию. Профессионально для спортсменов-игровиков необходимо проявлять «тактическую гибкость», как говорят в спорте. Но и для специалистов различных профессий это свойство является важным.

Две команды из 4-6 человек (обязательно равное число участников) располагаются за игровыми столами – каждая команда за своим столом. Для проведения игры необходимы игровые столы и набор карточек (костяшек домино). Сюжет игры повторяет сюжет спортивных состязаний – две команды в борьбе с соперниками добывают очки. Побеждает команда, которая первой наберет определенное количество очков.

В ходе игры игрокам команды, которая в данный момент «нападает», предлагается наугад («вслепую») взять карточки (костяшки домино), с обозначенными на них ролями игрока с мячом, игрока-снайпера (100% попаданий), игрока-снайпера (50% попаданий), теряющего мяч игрока, игрока – не снайпера.

После того, как играющие ознакомились с карточкой, ведущий дает команду: «Внимание, жест!» По этой команде игроки показывают статичный жест, смысл которого заключается в том, чтобы товарищи по команде поняли, какую роль (карточку) имеет их партнер, при этом не разрешается произносить ни одного слова, звука, использовать пантомимику, динамичные жесты.

Затем после команде ведущего «Игра!» играющий с ролью игрока с мячом за 5 секунд должен сделать передачу – отдать свою карточку любому из игроков своей команды. Результат передачи оценивается следующим образом:

Если передача была сделана: а) снайперу (100%) команда получает 2 очка; б) снайперу (50%) команда либо получает 1 очко, либо идет на жребий, в случае успешного выпадения которого команда получает 2 очка, в случае неудачи – 0 очков; в) игроку – не снайперу право повторного розыгрыша; г) теряющему мяч игроку, команда получает 0 очков.

Перед началом розыгрыша члены команды могут договариваться между собой о том, какие жесты будут использоваться в игре, но они должны учитывать, что им противостоят защитники соперников. «Защитник» может «накрыть» любого игрока в нападающей команде. Он должен это сделать после команды «Внимание, жест!» в течение 10 секунд. «Накрытый игрок» выключается из игры, то есть снайперы уже не могут принести очки, а владеющий мячом отдавать передачу. Если защите удалось накрыть игрока с мячом – защищающаяся команда получает 1 очко, а право розыгрыша также переходит к ней.

Игра ведется до 15 очков или до двух побед подряд в одном раунде (раунд – 10 очков). Возможны варианты проведения, например, игра на определенное количество розыгрышей, на время. Вместо жеста можно использовать мимику (без жестов) и их сочетание.

В процессе игры важно тщательно следить за соблюдением правил, так как игра быстро вызывает дух соревнования, стремления обыграть соперников любыми средствами. За нарушение правил игры – использование звуков, слов, динамичных жестов, явных подсказок (особенно после команды «Игра!») могут назначаться «штрафные броски» в виде жребия (подбрасывание монетки). Удача в жребии приносит соперникам провинившейся команды 1 очко (всего 2 броска).

Важным в организации игры является введение правил. Не следует сразу заявлять о всех правилах, так как это приводит к сложностям в понимании процесса игры, вызывает утомление у участников. С другой стороны, ведущий сразу должен заявлять о тех или иных правилах, когда возникает такая необходимость, чтобы исключить случаи достижения преимущества над соперниками способами, разрушающими игру.

Основные правила состоят в следующем. Команда не может нападать более 2 раз подряд, поэтому вторая передача к игроку – не снайперу приводит к потере мяча. Защитникам запрещается подсматривать, когда нападающие знакомятся со своими карточками-доминошками, им нельзя слишком близко подходить к нападающим, прикасаться к ним и другими способами пытаться узнать содержание карточек. За нарушения такого рода могут назначаться и штрафные броски, и право дополнительного розыгрыша. В свою очередь, нападающим также следует самим позаботиться о том, чтобы защитникам не было видно содержание их ролей (поэтому костяшки домино и предпочтительнее карточек в данной игре). Если игроки нападения допустят ошибку – сделают передачу до того, как защитники сделали накрывание, или была сделана передача накрытому – переход хода. Запрещается не использовать жест (мимику), скрывать жест, закрывать лицо руками, ложиться на стол, соприкасаться друг с другом. Жест следует держать до тех пор, пока защита не произведет накрывание.

Участникам необходимо выработать собственную систему условных жестов и запомнить ее, адекватно прореагировать в ситуации получения карточек, а также «перехитрить» «защитников». Все это создает достаточно сильную психологическую нагрузку, с которой справляются не все игроки. В обсуждении игры стоит рассмотреть причины, которые мешали или помогали успешным действиям каждого.

Ведущему следует учитывать, что игра требует определенного уровня сплоченности группы. В коллективах, для которых характерна повышенная конфликтность, участие в данной процедуре является весьма тягостным и неприятным и может стать поводом к очередному столкновению.

Как правило, сначала успеха добивается команда, игроки которой быстрее разработали и запомнили систему жестов, вводящую в заблуждение соперников и приносящую успех. Здесь очень важным оказывается поведение «игрока с мячом». От него в максимальной степени зависит результат игры, именно он несет основную нагрузку в розыгрыше и после него – ему достаются все упреки в случае проигрыша. В обсуждении также стоит подробнее остановиться на том, что чувствовали те, кому доставалась эта роль, как они справлялись с ней, что помогало им справиться с ролью, что мешало и т.п. В дальнейшем более успешной оказывалась более гибкая команда, которая могла найти несколько вариантов завершения атаки.

Наиболее благоприятный вариант проведения игры – с двумя ведущими. В то время, как один является «судьей», другой может осуществлять наблюдение за участниками, проводить видеосъемку, вести протокол игры, наконец, он находится «вне игры», что ограждает его от нападок игроков. Кроме того, это предоставляет «судье» возможность варьировать свое поведение и даже вызвать агрессию на себя участников тренинга. Конечно, последнее целесообразнее использовать лишь в условиях специального тренинга, направленного на решение задач сплочения группы.

Очень важным также является такой фактор как психологическая устойчивость ведущего. Часто игроки самыми разными способами пытаются оказать давление на «судью», найти способы получения преимущества, связанные с нарушением правил. В этом случае ведущему следует вовремя упредить подобное поведение с помощью «штрафных бросков». Иначе может произойти полный срыв игрового процесса, причем, как и в спорте, взаимные перепалки между командами по поводу соблюдения правил заканчиваются обструкцией «судьи».

Перед ведущим игры стоят задачи, связанные не только с объяснением правил игры и поддержанием ее динамики, но и с наблюдением за отдельными участниками и командами в целом для организации на этой основе содержательного обсуждения.

Обсуждение игры дает возможность ведущему отследить групповую динамику. «Супербол» создает ситуацию раскола в тренинговой группе. Победа одной команды означает поражение другой. Обсуждение игры лучше проводить после небольшого перерыва, чтобы улеглись эмоции, в противном случае игроки либо говорят, что виноват судья, либо – случай, либо указывают виновника поражения, что ведет к взаимным обвинениям. Практически постоянно мы наблюдаем сильное выражение эмоций и у проигравших, и у победителей.

Игра «Супербол» проводилась в различных условиях (учебные занятия, внеклассные мероприятия, социально-психологический тренинг, школьный оздоровительный лагерь, сборы спортивной команды), с различными целями. Как правило, игра вызывала интерес, надолго запоминалась.

Использование данной игры в профориентационных целях имеет свою специфику. В частности, в начале игры стоит сделать акцент на важности коммуникативной составляющей будущей профессии. В обсуждении ведущий может попросить участников оценить степень своей готовности к профессиям, требующим интенсивного эмоционального контакта, а также умения вести переговоры, руководить группой, оказывать эмоциональную поддержку.

Игра позволяет проиллюстрировать динамику группового процесса, особенно в тех случаях, когда члены команд незнакомы друг с другом. В ходе игры в полной мере проявляются такие психологические феномены, как сплоченность группы, межличностные отношения, межгрупповой и внутригрупповой конфликт. Ведущему нужно быть готовым к тому, что могут начаться поиск виноватого в поражении, апелляции к действиям ведущего или заявления об отказе от игры как психологическая защита, обязательно заострив внимание участников на эти факты в анализе игры.

В целом стоит подчеркнуть, что коммуникативные игры в большей степени позволяют решать задачи профориентации в комплексе с другими методиками для иллюстрации процесса профессиональной деятельности специалиста или объективных трудностей профессии, а также для приблизительной оценки профессионально важных качеств.

Упражнение «Объявление»

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист.

Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.

Игра «Самая – самая»

Количество игроков: от 6-8 до 10-15.

Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?».

Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.

Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.

Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: «самая зеленая профессия», «самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия», «самая неприличная профессия», «самая детская профессия», «самая смешная профессия» и т.д.

Упражнение «Звездный час»

Количество игроков: любое.

Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный стереотип (или социальный стереотип) они будут обсуждать. К примеру, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного «бармена».

Далее ведущий даст участникам следующее задание: «cейчас каждый из нас попробует представить, какие самые приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои предположения, после чего обсудим, чьи же представления оказались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют счастью большинства барменов...»

Участники по очереди говорят о своих представлениях, о «звездном часе» бармена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления.

Далее организуется обсуждение, чьи же представления о самом большом счастье для бармена оказались наиболее характерными и правдивыми.

Игра «Ветеран» – «Бездельник»

Цель игры: формирование у школьников готовности к более качественному построению личного профессионального плана, выделение гражданских, нравственных позиций профессионального самоопределения.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на работу с классом, или с небольшой группой (10-15 человек) учащихся 8-9 и более старших классов.

Время на игру – 20-30 минут.

Для главных участников желательно заготовить инструкции.

Процедура проведения игры.

1 этап. До объявления названия игры выбрать двух учащихся на главные роли. Желательно, чтобы эти учащиеся были остроумными, веселыми, отчаянными (эмоциональными лидерами класса). Объявив название игры, ведущий предлагает выбранным школьникам распределить роли: «Ветеран» и «Бездельник».

2 этап. Класс знакомится с общей инструкцией: Инструкция: «Представьте, что все мы находимся в 2050 году. Вы – ученики, я – ваш классный руководитель. Сейчас к нам в гости придут два очень интересных человека, проживших длинную жизнь и много повидавших на своем веку. Один – «Ветеран труда», заслуженный человек.

Другой – выдающийся «Бездельник». В наше время мы должны знать, что существуют разные судьбы. Наша задача – научиться правильно оценивать эти судьбы. Итак, «Ветеран» и «Бездельник» сейчас продумают свою жизнь; потом каждый кратко расскажет о своей судьбе и ответит на ваши вопросы, ребята.

3 этап. «Ветеран» и «Бездельник» отправляются на 3-5 минут в коридор, чтобы продумать свой короткий рассказ и подготовиться к вопросам учащихся. Ведущий дает «Ветерану» и «Бездельнику» вспомогательные письменные инструкции. Пока они готовятся, ведущий предлагает учащимся в классе придумать для них интересные вопросы, связанные с их счастьем, личной жизнью, самыми значительными воспоминаниями, их любимыми занятиями, как именно они выбирали себе профессию, повторили бы они свою жизнь и т.д. Ведущий обращает внимание на то, что к гостям следует относиться уважительно, а все свои вопросы надо задавать вежливо, подняв руку. Как активизирующий момент можно предложить тем школьникам, которые уже придумали вопрос, поднять руку и не продолжать игру, пока большинство не придумает хотя бы по одному вопросу.

4 этап. Ведущий приглашает «Ветерана» и «Бездельника». Класс приветствует их (можно вставанием, а можно даже аплодисментами). Каждый из них кратко рассказывает о своей жизни, при этом ведущий не должен стоять перед классом, чтобы не смущать игроков, а отойти в сторону или сесть на свободное место в классе.

5 этап. Ведущий занимает свое место перед классом и предлагает школьникам задавать вопросы гостям. Если все вопросы будут обращены к одному из гостей, ведущий сам может задавать вопросы тому, кому вопросов задают мало, тем самым повысив внимание к этому игроку. Допускается, что и сами гости могут задавать друг другу вопросы.

6 этап. Заканчивая игру следует обязательно поблагодарить гостей за «откровенность».

Обсуждение игры. Нередко обсуждение фактически начинается в ходе вопросов-ответов т.е. в самой игре. Если рассказ или ответы кого-либо из «гостей» противоречивы, путаны, явно не правдоподобны, учащиеся могут в классе сказать им об этом и даже начать спорить. Более строгий порядок обсуждения предполагает опору на схему личного профессионального плана, когда выясняется, каким образом достигались разные этапы профессиональной судьбы «Ветераном» или из-за невыполнения каких позиций личного профессионального плана «Бездельником».

Можно также предложить классу оценить, чья роль лучше удалась. Ведущий должен иметь в виду, что роль «Бездельника» сложнее, т.к. трудно представить чистого «Бездельника». Можно оценить, кому удалось доказать, что он прожил счастливую жизнь. Наконец, можно попытаться определить, чем принципиально отличается человек труда от бездельника. Один из важных критериев здесь: способность человека полноценно реализовать себя, не растрачивать свои силы впустую, не обманывать самого себя. Например, если человек выбирает из двух путей более легкий (и менее интересный), как бы экономя свои силы, он «бездельничает» по отношению к своему счастью. Не желая полноценно строить свои личные профессиональные планы человек «бездельничает» по отношению к своему будущему. Смысл безделья – мог что-то сделать, но не сделал.

Диагностические возможности игры. Ведущий может оценить способность учащихся использовать схему личного профессионального плана как при построении своих планов (главные игроки), так и при анализе трудовых «судеб» (учащиеся класса). Игра позволяет также определить отношение учащихся к такой ценности как труд.

Типичные трудности. Учащиеся в классе могут высказывать иронические замечания в адрес своих товарищей в непривычных для них ролях «Ветерана» и «Бездельника». Ведущий в роли «классного руководителя» может делать «строгие» замечания: «Будьте уважительнее к пожилым людям», «Посмотрим, какими вы будете в их возрасте» и т.д. Нежелательны замечания типа: «Перестаньте, ведь это же игра», т.к. тогда нарушается условность игровой ситуации. Если окажется, что «Бездельник» явно интереснее и убедительнее «Ветерана», ведущий не должен явно помогать «Ветерану». При обсуждении важно выяснить, в чем был слаб «Ветеран», а «Бездельнику» заметить, что с его способностями он за «свои» 75 лет мог бы прожить еще более интересную жизнь, будь он тружеником.

Перспективы развития игры. «Ветеран» и «Бездельник» могут использовать при подготовке своих рассказов «конкретные судьбы», заготовленных в виде более развернутых инструкций. Перед обсуждением учащимся в классе можно предложить написать краткие письма отдельно «Ветерану» и отдельно «Бездельнику», где они высказали бы свое отношение к их выступлениям. Эти письма можно было бы зачитать вслух. А «Ветерана» и «Бездельника» попросить написать, что дала им игра – это может быть хорошей обратной связью для ведущего. Данную игру можно разделить на две самостоятельные игры: «Ветеран» и «Бездельник». Эти игры проводятся по той же схеме. При этом главный игрок окажется в трудной роли (один на один с классом), что потребует от ведущего более тактичного ведения игры, а в трудных случаях и поддержки.

Приложение 1.

Игровая инструкция «Ветерану» Дело происходит в 2050 г. Вам уже более 75 лет. Как ветерана труда, старого уважаемого человека Вас пригласили к школьникам. Главная Ваша задача – показать, что счастье – в честном труде (на примере своей трудовой жизни). Кратко расскажите детям:

  • с чего начинался Ваш трудовой путь;
  • основные этапы Вашего пути;
  • какие были радости, трудности;
  • Ваши трудовые награды (за что?).

Постарайтесь, чтобы Ваш рассказ выглядел достоверно (чтобы было похоже на правду).

Очень большая просьба – говорите кратко (на весь рассказ Вам дается 3-4 минуты).

После рассказа будьте готовы ответить на любой вопрос учащихся.

Дополнительно можно попросить «ветерана» рассказать о своих реальных профессиональных планах, но настаивать на этом не следует.

Приложение 2.

Игровая инструкция «бездельнику». Дело происходит в 2050 г. Вам уже более 75 лет. Вас, как редкого (для 2050 г.), оригинального человека пригласили в школу для показа учащимся. Как человек гордый, Вы не намерены выглядеть «экспонатом» и хотите доказать всем, что прожили счастливую жизнь (не хуже других). Расскажите, пожалуйста, детям:

  • как Вы учились;
  • с чего началась Ваша взрослая жизнь;
  • основные этапы в жизни (наиболее важные для Вас);
  • главные трудности и радости;
  • чего Вы достигли.

Очень большая просьба – говорите кратко (на весь рассказ дается 3-4 минуты). После рассказа будьте готовы ответить на любые вопросы школьников.

Игра «Открытие фирмы»

Цель: профориентация старшеклассников, знакомство учащихся с новыми, но уже ставшими популярными профессиями: менеджер, брокер, коммивояжер и другие. Количество участников может колебаться от 40 до 150 человек.

Для игры необходимы: бумага, краски, фломастеры, клей, жетоны трех цветов для работы жюри, конверты с заданиями, призы для награждения участников. Хорошо если есть какие-нибудь музыкальные инструменты (гитара, фортепиано).

Игра проводится в небольшом зале. Дополнительно необходимы несколько уютных помещений для работы групп.

Этапы проведения игры:

  1. Подготовительный этап (знакомство с профессиями рыночной экономики).
  2. Вступительное слово ведущего (знакомство, цель и ход игры).
  3. Работа «филиалов фирмы».
  4. Реклама филиалов (представление групп).
  5. Предвыборная кампания президента фирмы.
  6. Подведение итогов, награждение победителей.

I. Подготовительный этап

За несколько дней до игры на одном из занятий учащихся знакомят с новыми профессиями рыночной экономики. Им выдается также список наиболее распространенных профессий.

Участники игры выбирают себе одну профессию (в соответствии со своими предпочтениями) для более глубокого самостоятельного знакомства, чтобы потом на игре представить ее по следующей схеме:

  1. Чем занимается специалист данной профессии.
  2. Какие знания и образование ему необходимы.
  3. Какие профессионально важные качества требуются для успешной работы.
  4. Где он может работать.

В этом участникам игры могут помочь заранее составленные карточки с краткой характеристикой профессий.

II. Начало игры. Вступительное слово

Игра начинается со вступительного слова ведущего, который вводит участников в игровую ситуацию, и знакомит с условиями игры. Примерный текст вводного слова: Дорогие друзья, сообщаем интересную для вас информацию. Всемирно известная фирма по рекламе «Арго» расширяется.

Аналитики по маркетингу, изучив ситуацию в конкурирующих фирмах, составили долгосрочный проект по открытию филиалов в разных странах. Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей специалистов для работы во вновь открывающихся филиалах.

Президент фирмы – деловой энергичный человек, для него работа, бизнес – превыше всего, он не теряет понапрасну ни минуты времени. И для работы в фирме требуются творческие, инициативные, квалифицированные специалисты, способные принести фирме дальнейшее процветание.

Это: менеджеры, коммивояжеры, агенты по рекламе, исследователи маркетинга, фотомодели, секретари-референты, специалисты по компьютерам и другие.

Вы все хотите устроиться на работу в эту фирму. У нас будут работать комиссии по приему на работу (куда будете входить и вы). Составьте для себя легенду и «устраиваясь на работу», расскажите, почему вы хотите работать в этой фирме, где вы работали ранее, что вы умеете делать. Сформулируйте также идею, которой вы могли бы заинтересовать фирму.

Постарайтесь убедить членов комиссии в ценности для фирмы вашей кандидатуры.

Для работы мы разобьемся на группы (филиалы фирмы). Глава фирмы хочет в деле проверить способности потенциальных сотрудников. Каждая команда должна будет выполнить несколько заданий:

  • подготовить проект создания филиала (придумать его название, основной принцип или девиз);
  • придумать рекламу отечественных товаров (каких – покажет жребий), максимально проявляя свое творчество. Это может быть продукт в виде рекламного ролика, театрализованного представления, сказки и т.д. с использованием рисунков, костюмов, стихов, песен и, конечно, юмора;
  • предложить достойную кандидатуру менеджера на должность исполнительного директора фирмы.

В конце игры мы проведем предвыборную пресс-конференцию кандидатов на эту ответственную должность. Об этом вам подробно расскажут консультанты в группах. С ними же вы подготовите речь для вашего кандидата и вопросы для его конкурентов из остальных филиалов.

Затем все участники игры делятся на группы по 10-15 человек (групп может быть от 3-х до 6-8). Ведущий представляет консультантов групп, проводится жеребьевка заданий по рекламе для филиалов фирмы. Для этого приглашаются по одному представителю от каждой группы, которые вытягивают конверт с заданием. Группы расходятся по аудиториям.

III. Работа групп «Филиалов фирмы»

Работу в каждой группе организует консультант. Он уточняет задание для групп и помогает учащимся быстро и эффективно построить свою работу.

Порядок работы филиала фирмы:

1. Заполнить вакансии специалистов филиала.

Для этого:

  • ведущий называет вакантное место /по предварительно составленному списку профессий, с которыми знакомились учащиеся/:менеджер, референт, гл.бухгалтер и т.д.;
  • учащийся, готовивший информацию об этой профессии, рассказывает о ней. Ведущий может дополнить представленную информацию так, чтобы у учащихся создалось ясное представление о содержании труда и необходимых качествах;
  • ведущий выясняет количество претендентов на эту вакансию в филиале (все желающие могут принимать участие в конкурсе);
  • претенденты по очереди представляют себя как специалиста, составив о себе легенду (время представления 1 минута);
  • оценка кандидатов: – если кандидатов на вакансию немного (2-3 человека), то им всем дается возможность представить себя, после чего группа оценивает каждого по 3-балльной системе, – если кандидатов много (5 и более),то после каждого представления все участники группы по кругу оценивают претендента.

Ведущий подсчитывает и ранжирует результаты и объявляет победителя, набравшего наибольшее число баллов. Победитель и принимается на свободную вакансию.

2. После комплектования штата филиала группа выбирает себе название и девиз, под которым они собираются работать.

3. Основное задание группы – реклама выпускаемой продукции.

Группе дается 30 минут, в течение которых она должна подготовить текст, плакат, клип, сказку или что-то еще, что будет рекламировать продукцию данного филиала. На этом этапе работу группы организует выбранный менеджер /или президент филиала/.

4. Группа выбирает своего кандидата на должность исполнительного директора фирмы, который будет участвовать в общем конкурсе, где он должен представить себя, ответить на различные вопросы, подготовленные другими группами.

5. В конце работы группа готовит по несколько каверзных вопросов для пресс-конференции кандидатов (по одному для каждого кандидата от других групп).

Задания в группе выполняются либо последовательно /всеми участниками группы/,либо группа разбивается, и каждая подгруппа выполняет свое задание.

IV. Реклама филиалов (Представление групп)

Все группы собираются в общем зале, где будет проходить конкурс рекламы и выборы исполнительного директора фирмы.

  1. Объявляется состав жюри: консультанты групп, учителя и по одному человеку от каждой команды. Работа жюри может строиться по любому принципу, например, оценка рекламы групп по 3-балльной системе разноцветных жетонов: отлично, хорошо, плохо.
  2. Определяется порядок выступления групп (проводится жеребьевка).
  3. Представление рекламы групп.

V. Предвыборная кампания президента фирмы

Все претенденты на должность исполнительного директора фирмы приглашаются на сцену, садятся на приготовленные места. Затем по очереди каждый участвующий в предвыборной кампании представляет себя (знакомя со своей легендой), отвечает на вопросы, подготовленные другими группами. Жюри оценивает кандидатов.

VI. Подведение итогов и награждение победителей

Подводятся итоги работы жюри и называются победители. Награждаются лучший филиал за рекламу своей продукции и вновь избранный исполнительный директор фирмы, которому вручаются символические ключи от фирмы.

Жюри может также вручить и другие призы: например, самому обаятельному участнику, самому активному болельщику, приз зрительских симпатий, за волю к победе и т.д. Приблизительный регламент игры:

  1. вступительное слово и начало игры – 20 мин.
  2. работа в группах – 90-120 мин.
  3. представление групп (реклама филиалов) – 45 мин.
  4. предвыборная кампания – 45 мин.
  5. итоги, награждение – 10 мин.

Приложение

Примерный список профессий

  1. Главнй бухгалтер
  2. Референт
  3. Менеджер
  4. Брокер
  5. Коммивояжер
  6. Программист
  7. Фотомодель
  8. Дизайнер
  9. Художник
  10. Секретарь-машинистка
  11. Экономист
  12. Дилер
  13. Специалист по рекламе
  14. Маркетолог
  15. Торговый агент
  16. Торговый консультант
  17. Инженер по сбыту
  18. Юрисконсульт
  19. Переводчик
  20. Аудитор
  21. Психолог
  22. Электронщик
  23. Технический редактор

Аудитор – (от латинского «auditor» – слушатель), подобно врачу, прослушивающему больного, аудитор не только исследует финансовый организм предприятия, отыскивая болевые точки, но и делает заключение о его состоянии. Аудитор помогает также правильно составить договор, привести в порядок бухгалтерскую документацию, избежать сомнительной сделки, проверить надежность партнера.

Брокер – торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке, а обеспечивает установление контакта между продавцом и покупателем. Действует на основе разовых поручений, строго в пределах инструкций клиента, получая от него специальное вознаграждение.

Дилер – биржевой посредник, осуществляющий операции купли-продажи только для себя и за свой счет (в отличие от брокера). Доход дилера формируется за счет разницы в ценах продавца и покупателя.

Менеджер – профессионал самой высокой квалификации в сфере управления экономикой, отлично разбирающийся в правовых и хозяйственных проблемах, способный находить стратегически точные управленческие решения в самой сложной обстановке. Должен владеть также методами и средствами управления коллективом.

Торговый агент по продаже товаров массового спроса. Сбывает широкий круг товаров, работая на посредника или оптовика. Основой его деятельности является использование каталогов, нередко большого формата и объема. От агента требуется умение «подать» себя и свою фирму а также оказать дополнительные услуги, так как основной предлагаемый им товар часто тот же, что и конкурентов.

Художник рекламного отдела (агентства) создает макеты объявлений, печатной рекламы, упаковки, макеты телевизионных рекламных роликов, товарные знаки и эмблемы. Он определяет характер и размеры шрифтов, располагает текстовой материал на полосе и компонует все элементы рекламного объявления таким образом, чтобы его смогли воспроизвести граверы и печатники.

Коммивояжер-разъездной – разъездной представитель крупных торговых фирм, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам. Основные функции: поиск и оценка потенциальных покупателей; предварительная подготовка к визиту, подход к клиенту; презентация и демонстрация товара; преодоление возражений; заключение сделки. Особенность профессии – необходимость принимать множество решений.

Исследователи маркетинга (рыночной деятельности) проводят анализ спроса и конкуренции. В их функции входят составление проектов исследований, включая разработку анкет и формирование выборок, анализ собранных в ходе исследования данных, подготовка отчетов и представление руководству результатов и рекомендаций. Наиболее типичные решаемые задачи:

  • изучение рынка;
  • замеры потенциальных возможностей рынка;
  • исследование мотивов поведения потребителей;
  • изучение конкурентов и уровня конкуренции;
  • прогнозирование;
  • анализ цен.

Задания по рекламе для филиалов фирмы

Придумать рекламу продукции в различных странах:

  1. Обувь фабрики «Североход» в Италии
  2. Грузинский чай в Индии
  3. Клюква в Бразилии
  4. Шерсть в Австралии
  5. Фарфор в Китае
  6. Макароны в Италии
  7. Компьютеры «Агат» в Японии
  8. Лимонад «Буратино» в Финляндии
  9. Косметика фирмы «Северное Сияние» во Франции
  10. Русский квас в Америке
  11. Автомобили «Запорожец» в Америке
  12. Пошехонский сыр в Швейцарии

Упражнение «Кем быть?»

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.

Порядок исследования. Ребятам предлагается:

  • нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись;
  • написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»;
  • написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.

Упражнение «В детстве я хотел быть...»

Цель: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

Время проведения: 15-30 мин.

Ход упражнения: Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать на анонимной карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен «вжиться» в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли это желание сейчас, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.

Игра «Приемная комиссия»

Цель игры – знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу.

Условия проведения игры.

Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов, а также на абитуриентов.

В игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Для игры необходимо иметь конкретную справочную литературу («Справочник для поступающих в Вузы, ССУЗы, ПУ и ПЛ»), а ведущий должен знать особенности поступления (учебы или работы) в конкретное учебное заведение или на предприятие.

Процедура проведения игры.

1 этап. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией.

Инструкция: «Все вы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, Вузы, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять.

В нашей игре будет приемная комиссия и поступающие. Посмотрим, многим ли удастся поступить?».

2 этап. Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек ( в зависимости от количества учащихся) и решается вопрос, какое учебное заведение будет представлено в игре. Ведущий может в обязательном порядке предложить наиболее престижное учебное заведение или наименее престижное предприятие), сказав, что в следующих проигрываниях будут другие учебные заведения.

3 этап. Подготовка к игре. Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (читают рекламные проспекты, профессиограммы основных профессий, заранее подготовленных ведущим) и вырабатывают главные критерии отбора, например:

  • знание будущей профессии,
  • желание учиться в данном учебном заведении,
  • способности к обучению,
  • поведению,
  • воспитанность и т.п.

Ведущий предлагает остальным учащимся подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.

4 этап. Учащиеся по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числа играющих.

5 этап. Обсуждение игры.

Оценивается правильность действия членов приемной комиссии.

Ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступление в данное учебное заведение.

Диагностические возможности игры.

Выявляются знания об условиях поступления, обучения, возможностях работы после окончания того или иного учебного заведения или при устройстве на работу.

Типичные трудности.

Учащимся гораздо интереснее попробовать «поступить» в престижный ВУЗ, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора в трудное и престижное учебное заведение.

Игра «Защити свой выбор»

Цель игры – научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям и т.д.).

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов. В игре участвует группа из 2-3 человек. Время на игру 15-20 минут.

Процедура проведения игры:

1 этап. Между школьниками распределяются роли: «учащийся» (играет самого себя), его «родители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).

2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию.

Инструкция: «Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается).

Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить.

Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие – признак слабости аргументов».

3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру.

Диагностические возможности игры.

Поскольку школьники могут проецировать поведение своих родителей в аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию о позициях реальных родителей данных учеников. Однако относиться к этой информации следует с определенной осторожностью, т.к. школьники могут имитировать и чужих родителей.

Типичные трудности.

Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и забыть о главной цели игры. В крайнем случае, ведущий может взять себе роль «прадедушки» и через эту роль вернуть игру в деловое русло, а если учащемуся будет слишком трудно, стать его союзником, но не решать за него все проблемы.

Игра «Профконсультация»

Цель игры: познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов, а также научить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам.

Условия игры: Игра рассчитана на учащихся 7-10 классов. В игре участвует группа школьников (3-4 человека). Для игры необходимо отдельное помещение.

Время на первое проигрывание - 30-50 минут, на последующие – от 15 до 40 минут. Общее время игры не должно превышать 1,5-2 часов.

Процедура проведения игры: Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами личного профессионального плана (с «тремя китами» выбора профессии: «хочу», «могу», «надо»). На подготовительном этапе важно удобно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах.

1 этап. Ведущий знакомит участников с условиями.

Инструкция: «Большое значение имеет правильный выбор профессии и построение профессиональной карьеры. В этом могут Вам помочь специалисты службы профориентации.

К специалистам-профконсультантам приходят школьники с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии.

Цель нашего занятия – научиться правильно оказывать помощь товарищам в выборе профессии и тем самым научиться лучше решать и свои собственные проблемы. Давайте распределим роли: "профконсультанта"(лучше двух), "учащегося" и его "родителей".

Профконсультанты и родители должны держаться серьезно, как взрослые, а учащийся пусть будет самим собой. Вам предстоит разыграть сценку, в которой профконсультант оказывает помощь школьнику и его родителям. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться (при этом ведущий немного отсаживается от играющих)».

2 этап. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит в стороне и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру, ведущий должен иметь в виду следующие моменты:

а) На первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Ведущий не должен им мешать.

б) При попытках «с ходу» решить возникшие проблемы школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Ведущий также не должен сразу давать подсказку, а предложить учащимся подумать. При этом после бурного начала игры, может возникнуть молчаливая пауза. Нередко школьники после такого обдумывания сами дают готовые решения, высказывают интересные предложения.

в) Если конструктивных предложений у учащихся нет и возникает опасность прекращения игры, ведущий может в очень кратком виде дать игрокам подсказку (четче сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы, возможности «учащегося», его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.)

г) Ведущий должен вмешиваться в следующих случаях:

  • игровой конфликт перерастает в межличностный;
  • кто-либо из участников (особенно «профконсультант») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие игроки с ним соглашаются;
  • игроки сами просят ведущего дать им чисто информационную справку (какой конкурс в то или иное учебное заведение; требуется ли обсуждаемая профессия на рынке труда и т.д.);
  • игроки увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;
  • одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово;
  • игроки начинают явно дурачиться.

Все вмешательства должны быть минимальными.

д) Кроме непосредственного вмешательства ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью одобрительных взглядов, жестов.

е) Не следует ожидать от «профконсультантов» идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, т.к. в игре важно лишь осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.

3 этап. Обсуждение игры (проигрывание).

При обсуждении ведущий может спросить у «учащегося» и его «родителей»:

- «Заслуживают ли профконсультанты вашей благодарности?» или
- «Помогла ли вам консультация и в чем именно?».

После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки профконсультантов, а также ошибочные высказывания учащихся и родителей и рассказать (или показать) как можно было бы действовать правильно.

При этом важно опираться на общую схему построения личного профессионального плана.

4 этап. После обсуждения школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание. Обычно следующие проигрывания проходят более динамично, с меньшим количеством ошибок.

Типичные трудности.

Поскольку школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.

Перспективы развития игры.

Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование специальных игровых протоколов для фиксации хода игры.

Профориентационная игра «Выпускник»

Цель: создание позитивного привлекательного образа выпускника школы.

Для проведения игры создаются 4 команды по 5 - 6 человек. Для каждой команды выделен отдельный стол, вокруг которого и располагаются ее члены. Игра состоит из нескольких этапов. Игру проводит психолог со своими помощниками.

  1. Введение. Участникам напоминается легенда о Пигмалионе, скульпторе, который создал статую, в которую влюбился, от чего она ожила. Предложив воспринимать легенду как метафору, школьников просят создать такой образ выпускника школы, который был бы столь привлекательным, что в него можно было бы влюбиться, и тогда мы без сомнения получим таких выпускников в реальности.
  2. «Волшебный магазин». «Представьте, что в вашу школу приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества, которые только можно представить. Каждому участнику игры можно приобрести по одному качеству, которое команда сможет использовать для того, чтобы "вылепить" свой образ выпускника».
  3. Команды некоторое время обсуждают, какими качествами должен обладать выпускник, чтобы достичь успеха в жизни, чтобы реализовать свои способности. А затем каждый участник «покупает» у волшебника необходимое качество. Ведущий пишет название качества на цветном картоне (у каждой команды свой цвет). Когда все участники игры «купили» для своей команды качество, каждая команда составляет характеристику выпускника, используя имеющиеся у нее качества. Получившаяся характеристика оглашается.
  4. Команды обмениваются мнениями о получившихся образах выпускника у других команд, о достоинствах и недостатках таких выпускников. Команда оценивает работу других команд, распределяя оценки 1, 2, 3 – чем больше нравится образ выпускника, тем меньше оценка (как места в соревнованиях). Для распределения мест можно выдавать жетоны с соответствующими цифрами.
  5. Каждую команду просят проранжировать (расположить в порядке убывания значимости) «купленные» ею качества и написать ранг (1, 2, 3, 4, 5, 6) на обратной стороне соответствующей картонной карточки.
  6. Каждая команда делегирует одного из своих членов для работы над общим для всех образе – характеристике выпускника школы. Четыре представителя от команд берут с собой карточки с качествами и их рангами и располагаются за отдельным столом. Их задача из всех качеств выбрать 8 или 12 (в 2 или в 3 раза больше чем число команд) для составления характеристики идеального выпускника.
  7. Оставшиеся члены команды рисуют символы для качеств, которые были «куплены» их командой. Если игра проходит со зрителями, то во время работы команд можно попросить некоторых зрителей высказать свое мнение о представленных образах (работа какой команды больше понравилась, почему, что можно было бы сделать иначе?).
  8. Группа представителей от команд оглашает получившуюся у них характеристику. Называют необходимые качества и чего можно достичь, обладая такими качествами. Картонные таблички с выбранными качествами вывешиваются для всеобщего обозрения. Там, скорее всего, окажутся таблички разного цвета (разных команд) и разного ранга (цифра на обороте).
  9. Каждая команда предлагает способы воспитания у себя таких качеств, что надо делать, чтобы стать таким выпускником. Команды выбирают для этого «свои» качества, качества, написанные на табличках командного цвета.
  10. Рядом с выставленными табличками – качествами располагают рисунки-символы, соответствующие этим качествам и объявляется конкурс на лучшую эмблему (герб) выпускников нашей школы. В эмблеме рекомендуется использовать созданные символы.
  11. Каждый участник игры на отдельном листочке пишет свои личные впечатления об игре, о том, какие качества лично он считает важными для выпускника школы, нравится ли ему получившийся образ выпускника.
  12. Подводятся итоги игры. Возможно формальное выявление команды – победительницы. Для этого надо сложить рейтинги на карточках одного цвета. А к ним прибавить места, полученные на этапе 4. Команда, цвет которой получил наименьшую сумму, может быть объявлена победительницей.

Игра «Аукцион ценностей»

Цель: работа с ценностными ориентациями молодежи, влияние на процесс становления ценностных ориентаций.

Правила проведения игры: Участниками игры становятся 4-8 человек. Слишком большое количество участников снижает динамичность игры.

Сюжет игры «Аукцион ценностей» соответствует названию: объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение.

В начале игры ведущий раздает бланки со списками жизненных ценностей. Участники должны оценить каждый пункт списка по следующей шкале: «+» – положительное отношение, «0» – безразличное отношение, «–» – отрицательное отношение к данной ценности. Затем ведущий собирает бланки и подсчитывает количество и стартовую стоимость каждой ценности, которая будет выставлена на аукционе. Правила подсчета составляются таким образом, что ценность, которая привлекательна для большего числа игроков, имеет большую игровую «стоимость» и, соответственно, представлена в меньшем количестве игровых «лотов».

Далее объясняется, что «валютой», за которую можно будет приобретать ценности, является количество очков, набранное в упражнении на ловкость (сбивание кеглей, метание мячей, дротиков и т.п.). На всю игру участникам дается ограниченное количество попыток для выполнения упражнения.

Перед началом аукциона участник выбирает пять наиболее важных ценностей, за которые он собирается бороться. Этот выбор фиксируется в «плане аукциона». При этом после первоначального составления плана, участники могут внести в него необходимые изменения, после того, как ведущий объявит стартовую цену каждого «лота».

Ведущий ориентирует участников на необходимость максимального выполнения составленного «плана». Затем начинается процесс аукциона. Ведущий объявляет игровой «лот»: наименование и стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота». Участник, получивший право на покупку, выполняет упражнение. Он может при этом использовать любое количество имеющихся в его распоряжении попыток. При этом все набранные очки можно не использовать на приобретение данного «лота». В том случае, если игрок отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков недостаточно, «лот» снова выставляется на продажу. Аукцион прекращается, когда все ценности были «проданы» или все игроки израсходовали отведенные им попытки.

Затем составляется список «достижений», в который входят все приобретенные участником ценности. При этом вместо «плановой» ценности, которую игрок не смог приобрести, в список вносится ее «противоположность», например, вместо ценности «Счастливая семейная жизнь» – «Неудачная семейная жизнь» и т.п.

На следующем этапе игры участники представляют свои списки «достижений», сопоставляя их с типичным жизненным путем представителя той или иной профессии. Формальным итогом игры может стать вручение «дипломов приверженца профессии».

В обсуждении важно обратить внимание участников на то, как менялось отношение к тем или иным ценностям по мере изменения их «цены», достижений игроков в процессе выполнения упражнения на ловкость. Ведущий также может проинформировать участников о результатах опроса, проведенного в начале игры. В ходе обсуждения ведущий может предложить каждому участнику назвать ту ценность, которую он считает основной, определяющей жизнь человека. Также может быть затронут вопрос о том, как конкретная профессия влияет на характер ценностных ориентаций.

Сложности проведения данной игры связаны с поддержанием динамики игрового действия, а именно переходов от выполнения упражнения на ловкость к аукциону, фиксацией достижений участников, а также с оформлением игровой «документации», поэтому желательно, чтобы ведущему помогал ассистент.

Упражнение «Выбор»

Ведущий. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования...

Необходимо письменно ответить на вопросы:

  • В каком городе или даже стране вы находитесь?
  • Какое у вас время года?
  • Что вы будете делать? Каковы ваши действия?
  • Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
  • Что будет потом?

В общем, устройте свою жизнь. Время работы 30 минут.

Ведущий. Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

Учащиеся, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии. Это упражнение ориентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание. От ведущего требуется максимум собранности. Участники задают много вопросов.

Ролевая игра «Cобеседование с работодателем»

Цель: выработка навыков эффективной самопрезентации.

Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Кто-либо из членов группы играет роль работодателя. Ведущий тренинга может дать установку на отказ «соискателю» или предъявление ему жестких требований. Это придаст игре более реалистичный и творческий характер.

Члены группы, не принимающие участие в собеседовании, являются наблюдателями, которые анализируют и оценивают по ее завершении, дают обратную связь «соискателю» относительно эффективности его самопрезентации и поведения на собеседовании.

Игра «Круг»

Цель: изучение учащимися своих склонностей, выявление предпочтений к определенным видам деятельности, формирование мотивов сознательного выбора профиля деятельности.

Ведущий. Станьте в круг. Вам необходимо по очереди называть лучшее качество человека, стоящего от вас слева. Первый называет качество; затем второй, повторяет это качество, а также называет качество третьего; третий за первым и вторым повторяет и называет качество четвертого и т.д. по принципу «снежного кома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физических упражнений в активизации умственной деятельности старшеклассников.

Роль физических упражнений в активизации умственной деятельности старшеклассников....

Презентация. Упражнения по развитию речи старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках письма.

Основным методическим вопросом  на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить детей с нарушением интеллекта использовать язык как средство общения. Речь тесно связана с про...

Практические упражнения в помощь старшеклассникам в период сдачи ЕГЭ, ОГЭ

Приемы психологической помощи учащимся, сдающим итоговые аттестации. Телесно-ориентированные упражнения. Образная логика....

Система упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредствам учебного блога

Система упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредствам учебного блога...

Упражнения для личностного роста старшеклассников. Обсуждение проекта "Память сквозь года"

Социально­психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возраст...

Развитие быстроты у старшеклассников в системе урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями

Одна из задач физического воспитания на уроках физической культуры в общеобразовательной школе - развитие двигательных качеств учащихся. Теме развития физических качеств школьников посвящены многочисл...

Ценность самостоятельных занятий физическими упражнениями старшеклассников общеобразовательных школ и студентов вузов

Ценность самостоятельных занятий физическими упражнениями старшеклассников общеобразовательных школ и студентов вузов...