Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска
презентация к уроку на тему

Бабкина Анна Евгеньевна

«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия с семьей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_babkina_doklad_na_gmo.docx70.45 КБ
Файл prezentatsiya_babkina_gmo_4.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Жар-птица»

«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни

в процессе взаимодействия с семьей»

Подготовила: А.Е. Бабкина,

инструктор по физической культуре

1 квалификационной категории

Нижневартовск - 2016

1 слайд

«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни

в процессе взаимодействия с семьей»

Подготовила: А.Е. Бабкина,

инструктор по физической культуре

1 квалификационной категории

МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

2 слайд

«Забота о здоровье  – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

На  сегодняшний  день  в  соответствии  с  Федеральным государственным   образовательным стандартом дошкольного образования  образовательная область  «Физическое  развитие», предусматривающая приобретение детьми дошкольного возраста опыта в таких видах деятельности как «Физическая культура», «Приобщение к здоровому образу жизни» занимает  ведущее  место  в  образовательном  процессе дошкольного учреждения. И это не случайно.

3 слайд

Последние   статистические данные  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации свидетельствуют  о том,  что XXI  век  начался  в  России  с  резкого  ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника.

На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На  1,5% - возросла  численность  детей  3  группы  здоровья  с  выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Педагог-новатор  в  дошкольном  образовании  по  проблемам  здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя  много  лет  в  практике  дошкольного  образования  проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена».

4 слайд

Наше будущее – это наши дети. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Именно поэтому деятельность по приобщению детей к здоровому образу жизни прочно заняла приоритетные позиции в образовательном процессе нашего дошкольного учреждения.

Физическое развитие охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для гармоничного развития ребенка, становления его двигательной сферы. Оно решает  целый комплекс оздоровительных, образовательных и развивающих задач. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания создает методологическую установку: укреплять, улучшать, совершенствовать здоровье. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей привычки, а затем потребности в здоровом образе жизни. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении.

Мы считаем, что комплексных подход к формированию основ здорового образа жизни дошкольников повышает качество образовательного процесса, формирует интерес ребенка к физической культуре, потребность в двигательной активности.

5 слайд

В соответствии с образовательной программой, реализуемой в нашем дошкольном учреждении, психолого-педагогическая работа с детьми по приобщению к здоровому образу жизни начинается с самого раннего возраста и проводится в рамках реализации образовательной области «Физическое развитие». Конечный результат работы – формирование у воспитанников начальных представлений о здоровом образе жизни.

Осваивая образовательный материал, дети постепенно приобретают знания о своем теле, о значение разных органов для нормальной жизнедеятельности человека, различают и называют органы чувств, имеют представление о вредной и полезной пище, о пользе витаминов. У детей формируется умение устанавливать связь между действием и состоянием организма, умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при плохом самочувствии и другие навыки здоровьесбережения.

Научно обоснованное и правильно организованное физическое воспитание благотворно влияет на растущий организм: способствует гармоничному физическому и психическому развитию; расширяет двигательные возможности; повышает защитно-приспособительные реакции и усиливает устойчивость организма к простудным заболеваниям.

6 слайд        

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.

К ним относятся:

  1. Непосредственно образовательная деятельность (физкультурные занятия).
  2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня:

- утренняя гимнастика;

- физкультминутки;

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- закаливающие мероприятия.

3.    Активный отдых:

- физкультурные досуги и праздники;

- дни здоровья;

- прогулки, походы;

 - самостоятельная двигательная деятельность детей.

4.     Закрепление знаний, умений и навыков детей в домашних условиях.

5.  Индивидуальная работа по развитию физических качеств (с детьми, имеющими проблемы в физическом и двигательном развитии);

6.     Секционно-кружковые занятия.

7 слайд        

Сегодня мы рассмотрим организацию непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по физической культуре. Рассмотрим специфику организации разных видов НОД, их отличительные особенности, особенности организации основных частей.

НОД по физической культуре - это ведущая форма организованного в определенных временных рамках систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Это основная форма образовательной работы с детьми, которая служит своеобразной базой, фундаментом образовательного процесса. В процессе НОД решаются обучающие, развивающие и оздоровительные задачи.

Базовая цель НОД любого вида – накопление двигательного опыта, развитие интереса к физической культуре и спорту. Эффективность НОД во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить основную цель, задачи, проектировать содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 

8 слайд        

Процесс обучения движениям, развития физических качеств состоит из следующих этапов: обучение (первоначальное разучивание), закрепление (углубленное разучивание) и совершенствование навыка. А эффективность обучения во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

На первом этапе - обучения или первоначального разучивания — ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. Показ педагога должен быть технически правильным, красивым, доступным и образным. А объяснение — четким, кратким, выразительным. Вследствие этого у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

Задача второго этапа — упражнение, развитие двигательных навыков. У ребенка необходимо создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение его четко выполнять. На этом этапе значительное место отводится имитации, зрительным и звуковым ориентирам. Словесные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются в виде коротких указаний и сопровождаются показом, что помогает педагогу уточнить технику выполнения движений. Процесс развития двигательных умений и навыков организуется совместно воспитателем с инструктором по физической культуре с обязательным участием родителей.

8 слайд        

 Например, работа по закреплению подвижных игр проводится как вовремя непрерывной образовательной деятельности, так и в режиме дня, во время прогулок и в промежуточные интервалы между образовательной деятельностью, обязательно включаются во все виды деятельности. Педагогам, родителями предлагается перспективное планирование игр, специальные картотеки подвижных, спортивных игр для организации двигательной активности детей в образовательной деятельности и домашних условиях.

На третьем этапе продолжается совершенствование техники движений посредством подвижных игр, вариативного использования одних и тех же движений, разнообразного инвентаря.

Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, имеющими проблемы в освоении программного материала, выявленные по результатам педагогической диагностики проводим с привлечением узких специалистов, родителей. Вся работа направлена на закрепление имеющихся у детей знаний и умений через их применение в новых условиях, на стимулирование проявления ребенком активности, самостоятельности и творчества. Это позволяет «запускать» самостоятельную деятельность детей. Именно в самостоятельной деятельности происходит закрепление приобретенного умения, перевод его в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях.

10 слайд

Для поддержания постоянного интереса детей к физкультурным занятиям применяются разнообразные варианты их проведения. Рассмотрим варианты организации НОД  по физической культуре.

Варианты организации НОД  по физической культуре

(по Шебеко, Шишкиной, Ермак).

11 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Традиционное

  1. Строевые упражнения, ходьба и бег.
  2. Упражнения на внимание, на формирование стопы и осанки, подскоки; могут быть упражнения в равновесии.
  3. Завершается перестроением на выполнение комплекса ОРУ.

1. Комплекс ОРУ

(охват всех групп мышц)

2. ОВД

(они должны быть новыми и знакомыми;

сначала даются упражнения, требующие большой чёткости, сосредоточенности внимания, а затем—упражнения большой физической нагрузки)

3. Подвижная игра

(должна требовать большой подвижности и активности; в игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети).

  1. Ходьба в спокойном темпе с дыхательным упражнением.
  2. Ходьба может быть заменена игрой малой подвижности.
  3. Подведение итогов занятия.
  4. Упражнения на расслабление.

НОД по традиционной схеме подчинено общей цели – вызывать усиленное действие физиологических функций организма ребенка, способствовать развитию физических качеств, формированию движений и правильной осанки, улучшению ориентировки в пространстве, слаженности действий в коллективе. Эта общая цель достигается последовательным выполнением конкретных задач каждой части НОД, которые, естественно, переходят одна в другую. 

Первая часть может быть разной в зависимости от поставленных задач и содержания упражнений в основной части.

В основной части — вначале намечаются задачи по обучению детей общеразвивающим упражнениям, а затем основным видам движений и воспитанию физических качеств; в другом случае — по упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления.
После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.

Заключительная часть включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным замедлением, способствующую снижению общей возбужденности и приведению пульса к норме.

Наличие трехчастной формы (вводная часть, основная, заключительная) позволяет педагогу рационально распределить учебный материал и обеспечить постепенный подъем и снижение физической нагрузки.

12 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Учебно-тренировочного характера

  1. Разные виды ходьбы.
  2. Строевые упражнения; на ориентировку в  

Пространстве.

  1. Различный бег
  1. Общеразвивающие

упражнения.

  1. Основные виды

движений.

  1. Подвижная игра.
  1. Успокоительная ходьба.
  2. Малоподвижная игра.
  3. Дыхательные упражнения.

Основная цель  НОД учебно-тренировочного характера – закрепление определенных видов движений. Обеспечивает возможность многократного повторения движения, тренировки в технике его выполнения. Как вариант  может строиться на одном движении. Например, для упражнения в основных движениях отбирается только один из его видов (например, лазание) и дети упражняются в его разных видах (ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д.).

13 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Сюжетное

Все части построены на любых физических упражнениях, органично сочетаемые с сюжетом (младший возраст «Петрушка в гостях у детей», средний «Осень в лесу», старший «Морское путешествие» и т.д.)

Сюжетные НОД способствуют воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, что очень ценно для работы с детьми с общим недоразвитием речи.

14 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Игровое

(построенное на подвижных играх)

Игра средней подвижности

(разминка)

2-3 игры с разными видами движений (последняя высокой подвижности)

Малоподвижная игра

Данный вариант НОД целесообразно использовать для снятия повышенного умственного напряжения после НОД с повышенной интеллектуальной нагрузкой; для закрепления движений в новых условиях, для получения детьми положительных эмоций. Вводная часть может быть короткой, так как подготовку организма к нагрузкам продолжит игра средней подвижности. В основную часть включаются игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть обеспечивает снижение нагрузки.

15 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Интегрированные

С элементами развития речи, ФЭМП, конструирования и т.д.  По типу занятий традиционных,  но с включением дополнительной задачи из других образовательных областей, которая решается через развитие двигательных навыков.

В соответствии с ФГОС ДО, обязательным условием организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении, в том числе по физической культуре, выступает принцип интеграции образовательных областей. Актуальность интеграции обусловлена тем, что проблемы интеллектуального и коммуникативного развития ребенка-дошкольника часто становятся факторами, тормозящими его развитие, социальную адаптацию.

Интегрированные НОД дают педагогу возможность решить посредством физической культуры задачи других образовательных областей (например, образовательных областей Познавательное и Речевое развитие). Форма проведения занятий нестандартнаинтересна для детей. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что повышает его эффективность, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти ребенка.

16 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Построенные на музыкально-ритмических композициях

Разные виды ходьбы и бега под музыку с включением элементов танцевальных движений

Музыкально-ритмическая разминка

  •  1. Спокойная ходьба
  •  2. Расслабляющие

     упражнения

НОД, построенная на музыкально-ритмических композициях очень нравится детям и успешно применяется для создания у детей положительного эмоционального настроя, желания  активно двигаться, а также позволяет решать задачи развития музыкально-ритмических способностей. Этот вариант НОД обязательно проектируется совместно с музыкальным руководителем. Вводная часть, как правило, состоит из разного  вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общие развивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После нее целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

17 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Круговая тренировка

Организуется с детьми старшего дошкольного возраста. Содержит несколько видов упражнений со спортивным инвентарем, разделенным на несколько групп (в зависимости от количества детей), расположенным по кругу в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц.

Круговая тренировка – это не что иное, как постоянная смена одного вида физической нагрузки на другой. В результате использования нескольких видов физической нагрузки и повторения их в одном и том же порядке много раз круг замыкается, и получается круговой метод тренировки.

Данный вариант НОД рекомендован для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Принцип организации достаточно прост: во время, отведенное для основных видов движений организуется круговая тренировка. Для этого необходимо подготовить несколько групп предметов со спортивным инвентарем в каждой (например, скакалки, мячи, гимнастическая лестница, скамейки, обручи) и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц.  Так, для группы из 20 человек целесообразно подготовить 5 групп предметов. Время упражнения  1 ребенка на каком-либо пособии – 2-3 минуты, затем по сигналу педагога дети переходят к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. Во время круговой тренировки могут быть использованы детские тренажеры.

18 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

На свежем воздухе

(по Хухлаевой Н.Н.)

  1. Построение: в теплое время года ходьба и бег в холодное время года.
  2. Разные виды ходьбы.
  3. 3-5 дыхательных упражнений.
  4. Медленный бег

(1,5-3 мин. в зависимости от возрастных особенностей).

  1. Ходьба обычная

с перестроением на

выполнение ОРУ.

  1. ОРУ или бессюжетная подвижная игра.
  2. Бег со средней скоростью

(от 40 сек. до 2 мин.).

  1. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения ОВД или для освоения спортивных упражнений.
  2. Основное движение (новое или более трудное по координации)

или спортивное упражнение

(элементы спортивных игр).

  1. Бег со средней скоростью

(1-1,5 минуты).

  1. Основное движение (знакомое).
  2. Медленный бег или пробежка

в среднем темпе.

  1. Сюжетная подвижная игра

или игра-эстафета.

  1. Медленный бег.
  2. Ходьба с дыхательными

упражнениями.

Для  решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей.

Одна из особенностей НОД на свежем воздухе заключается в том, что общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях занятия: в вводно-подготовительной во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками на одной и двух ногах, в основной части – даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным, что особенно важно в холодный период года.

Другой особенностью НОД на улице является обучение детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам, скольжению, метанию и др. Кроме того, во время занятий на свежем воздухе дети закрепляют основные движения, которые они разучивали на предыдущих физкультурных занятиях в зале.

19 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Прогулка-поход

Организуется с детьми старшего дошкольного возраста. Может содержать:

  1. Наблюдение в природе и сбор природного материала.
  2. Беседу о тех объектах природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей.
  3. Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых).
  4. Подвижные и дидактические игры.
  5. Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений; 
  6. Упражнения на дыхание, игры на внимание.
  7. Самостоятельные игры детей.

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.

Под прогулкой понимается непродолжительный по времени групповой  выход с активным способом передвижения по территории образовательного учреждения или в его окрестностях в целях отдыха и познания.

Поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, активного отдыха.

Территория нашего учреждения достаточно большая и позволяет организовывать данную форму НОД с целью решения задач физического воспитания и оздоровления детей. Оздоровительный эффект походов, прогулок  заключается в сочетании выполнения разнообразных движений с длительным пребыванием детей на свежем воздухе.

В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Малые архитектурные формы, оборудование спортивной площадки, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Характер приключения, ожидания результата (например, нахождение клада с ориентировкой по карте-схеме) стимулирует детей к многократному, без усталости и снижения интереса выполнению разнообразных двигательных действий в естественных условиях.

20 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Построенные

на играх-эстафетах, соревнованиях

Обход по залу с различными видами ходьбы и бега

Непосредственно соревнования в форме игр-эстафет

Подведение итогов

Гармоничному физическому развитию, воспитанию таких физических качеств как ловкость, быстрота, глазомер, способствует проведение НОД, построенных на  играх-эстафетах, соревнованиях. Для их проведения можно выделить каждую четвертую неделю месяца. Данный вариант практикуется в работе с детьми старшего дошкольного возраста и создает условия для  развития таких важных качеств личности ребенка как выдержка, настойчивость, решительность, смелость, организованность, умение работать в команде, планировать свою деятельность. Кроме того, организация эстафет с элементами спортивных игр (например, баскетбола: ведение мяча, броски мяча в корзину, работа в парах по передаче мяча) составит основу для дальнейших занятий спортом в начальной школе.

21 слайд

Вид НОД по физической культуре

Специфика содержания по частям НОД

Вводная

Основная

Заключительная

Контрольно-диагностические

Может быть укорочена 1 и 3 часть занятия; увеличено время на основные движения; убраны ОРУ.

Проводятся в начале, середине и конце учебного года –  для проведения педагогической диагностики по определению уровня сформированности основных видов движений и развития физических качеств

22 слайд

Успешное решение задачи формирования навыков здорового образа жизни дошкольников невозможно без активного участия семьи. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная система не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество ПЕДАГОГИ-ДЕТИ-РОДИТЕЛИ, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Работа с родителями начинается еще до поступления в детский сад. Она заключается в создании информационного поля, которое дает им возможность получить исчерпывающую информацию по всем волнующим их вопросам, познакомиться с работой учреждения, например на официальном сайте, где освещаются все мероприятия, происходящие в образовательном учреждении и получить всю необходимую информацию.

С первых дней знакомства с родителями поступающих детей, мы показываем и рассказываем всё, что будет окружать ребенка в нашем учреждении, акцентируя особое внимание на вопросах, связанных со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы и рекомендации относительно питания, сна, одежды ребёнка. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа — это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Не зря гласит народная пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

В учреждении создана открытая образовательная среда, благодаря которой родители не только  присутствуют, но и принимают участие в оздоровительных и физкультурных мероприятиях. Для приобщения ребенка и семьи к здоровому образу жизни мы активно применяем современные, интерактивные формы образовательной деятельности, такие как открытые просмотры занятий, досугов, гимнастик, развлечений с участием родителей и детей, проведение Дней здоровья, которые стали доброй традицией в нашем учреждении и проводятся ежегодно.

23 слайд

Одной из наиболее ярких и любимых, как детьми, так и взрослыми формой физкультурно-оздоровительной работы являются спортивные праздники и развлечения. Приоритетной задачей таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. В нашем дошкольном учреждении самыми популярными в последнее время стали праздники «А ну-ка, мамочки», «Мы морские пехотинцы», «Папы и мальчишки» с приглашением ветеранов, «Морских котиков». Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям. Это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.

Убеждаемся на практике, что непосредственное участие родителей в занятиях способствует установлению партнерских отношений родителя и педагогов, гармонизируют отношения ребенка и родителей. Родитель становится  активным исследователем собственного родительского поведения, получает опыт эффективных способов педагогического воздействия на ребёнка не только по вопросам формирования потребности в здоровом образе жизни, но и в других образовательных областях и видах детской деятельности.

24 слайд

Используемые нами формы образовательной работы с семьей позволяют убедить родителей в важности и необходимости находить возможности для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, как в учреждении, так и дома, чтобы наши дети росли физически здоровыми, крепкими.

Для этого в учреждении создана специальная здоровьсберегающая образовательная среда, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие;

2) обеспечивает наличие развивающей, предметно-пространственной среды  как неотъемлемой части образовательной среды, представленной специально организованным пространством (музыкальным, физкультурным залами, физкультурными уголками в группах, медицинским кабинетом, спортивной и игровыми площадками для всех возрастных групп), современным физкультурным оборудованием, инвентарем и игровым материалом для организации образовательной деятельности, стимулирующим проявление детьми самостоятельности и творчества во всех видах двигательной активности, развитие интереса к физкультуре и спорту, потребность в здоровом образе жизни  

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников в вопросах эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы на каждой ступени дошкольного детства;

4) обеспечивает открытость дошкольного учреждения для семьи;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в жизнедеятельности образовательного учреждения.

25 слайд

Анализ деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни позволил сделать вывод о  том, что в нашем учреждении выстроена система физкультурно-оздоровительной работы, одним из звеньев которой является образовательная деятельность по физической культуре, как эффективное средство приобщения ребенка и семьи к здоровому образу жизни.

Содержание образовательного процесса обогащено посредством использования активных форм образовательной деятельности с детьми и родителями,  что позволило повысить качество образования в целом и достичь определенных положительных результатов в решении задач приобщения ребенка и семьи к здоровому образу жизни:

  1. По итогам педагогической диагностики 78% детей имеют высокий уровень сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни.
  2. Анкетирование родителей показывает увеличение на 37% доли семей, активно применяющих полученные в процессе участия в различных формах физкультурно-оздоровительнойдеятельности знаний и навыков в семейном воспитании, формирование более осознанного, ответственного отношения к здоровью детей и своему здоровью.
  3. Произошел постепенный переход родителей с позиции наблюдателей к позиции активных участников в жизни дошкольного учреждения. На сегодняшний день родители наших воспитанников являются полноценными партнерами с конструктивным подходом в нашем общем деле здоровьесбережения.
  4. Обеспечена положительная динамика по улучшению состояния здоровья детей в целом. Произошло увеличение индекса здоровья на 2,4% (2013-20,2; 2014-21,2; 2015-22,6), снижение количества дней по болезни на 1 ребенка на 6,2 случая (16,2 – 2012г., 11,38 – 2013г., 10,74 – 2014г., 10 – 2015г.), отсутствуют случаи травматизма (0 – 2012г., 0 – 2013г., 0 – 2014г.,0 – 2015г.) что является очень важным и большим достижением педагогического коллектива.

26 слайд

Значимость здоровья для человека, общества и государства переоценить невозможно. Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». В заключении хочется всем сказать: «Будьте здоровы!».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия с семьей» Подготовила: А.Е. Бабкина, инструктор по физической культуре, I квалификационной категории МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

Слайд 2

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Данные Минобрнауки Российской Федерации снизилось число здоровых детей увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии возросла численность детей 3 группы здоровья

Слайд 5

Работа с детьми по приобщению к здоровому образу жизни в рамках реализации образовательной области «Физическое развитие» Дети 2 - 4 лет: формируется представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; знакомятся с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; получают представление о необходимости закаливания. Дети 4-5 лет: осознают важное значение физических упражнений для организма человека; продолжают знакомиться с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. Дети 5-7 лет: знакомятся с возможностями здорового человека, с доступными сведениями из истории олимпийского движения; с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. формируют представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем; представления об активном отдыхе.

Слайд 6

Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий с дошкольниками Непосредственно образовательная деятельность (физкультурные занятия) Физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня : - утренняя гимнастика; - физкультминутки; - подвижные игры и физические упражнения на прогулке; - закаливающие мероприятия. Активный отдых: - физкультурные досуги и праздники; - дни здоровья; - прогулки, походы; - самостоятельная двигательная деятельность детей. Закрепление знаний, умений и навыков детей в домашних условиях Индивидуальная работа по развитию физических качеств (с детьми, имеющими проблемы в физическом и двигательном развитии); Секционно-кружковые занятия

Слайд 8

Этапы обучения движениям, развития физических качеств дошкольников

Слайд 9

Закрепление подвижных игр

Слайд 10

Варианты НОД по физической культуре (по Шебеко , Шишкиной, Ермак)

Слайд 11

Традиционное Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Строевые упражнения, ходьба и бег. Упражнения на внимание, на формирование стопы и осанки, подскоки; могут быть упражнения в равновесии. Завершается перестроением на выполнение комплекса ОРУ. 1. Комплекс ОРУ (охват всех групп мышц) 2. ОВД (они должны быть новыми и знакомыми; сначала даются упражнения, требующие большой чёткости, сосредоточенности внимания, а затем—упражнения большой физической нагрузки) 3. Подвижная игра (должна требовать большой подвижности и активности; в игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети). Ходьба в спокойном темпе с дыхательным упражнением. Ходьба может быть заменена игрой малой подвижности. Подведение итогов занятия. Упражнения на расслабление.

Слайд 12

Учебно-тренировочного характера Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Разные виды ходьбы. Строевые упражнения; упражнения на ориентировку в пространстве . Разные виды бега Общеразвивающиеупражнения . Основные виды движений. 3. Подвижная игра. Успокоительная ходьба. Малоподвижная игра. Дыхательные упражнения.

Слайд 13

Сюжетное Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Все части построены на любых физических упражнениях, органично сочетаемых с сюжетом (младший возраст «Петрушка в гостях у детей», средний «Осень в лесу», старший «Морское путешествие» и т.д.)

Слайд 14

Игровое (построенное на подвижных играх) Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Игра средней подвижности (разминка) 2-3 игры с разными видами движений (последняя высокой подвижности) Малоподвижная игра

Слайд 15

Интегрированное Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная С элементами развития речи, ФЭМП, конструирования и т.д. По типу традиционных занятий, но с включением дополнительной задачи из других образовательных областей, которая решается через развитие двигательных навыков.

Слайд 16

Построенное на музыкально-ритмических композициях Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Разные виды ходьбы и бега под музыку с включением элементов танцевальных движений Музыкально-ритмическая разминка 1. Спокойная ходьба 2 . Расслабляющие упражнения

Слайд 17

Круговая тренировка Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Организуется с детьми старшего дошкольного возраста. Содержит несколько видов упражнений со спортивным инвентарем, разделенным на несколько групп (в зависимости от количества детей), расположенным по кругу в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц.

Слайд 18

На свежем воздухе Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Построение: в теплое время года ходьба и бег в холодное время года. Разные виды ходьбы. 3-5 дыхательных упражнений. Медленный бег (1,5-3 мин. в зависимости от возрастных особенностей). Ходьба обычная с перестроением на выполнение ОРУ. ОРУ или бессюжетная подвижная игра. Бег со средней скоростью Ходьба и перестроение для выполнения ОВД или для освоения спортивных упражнений. Основное движение Бег со средней скоростью . Основное движение Медленный бег или пробежка в среднем темпе . Сюжетная подвижная игра или игра-эстафета . Медленный бег . Ходьба с дыхательными упражнениями .

Слайд 19

Прогулка-поход Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Организуется с детьми старшего дошкольного возраста. Может содержать: Наблюдение в природе и сбор природного материала. Беседу о тех объектах природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей. Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых). Подвижные и дидактические игры. Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений; Упражнения на дыхание, игры на внимание. Самостоятельные игры детей.

Слайд 20

Построенное на играх-эстафетах, соревнованиях Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Обход по залу с различными видами ходьбы и бега Непосредственно соревнования в форме игр-эстафет Подведение итогов

Слайд 21

Контрольно-диагностические Специфика содержания по частям НОД Вводная Основная Заключительная Может быть укорочена 1 и 3 часть занятия; увеличено время на основные движения; убраны ОРУ. Проводятся в начале, середине и конце учебного года– для проведения педагогической диагностики по определению уровня сформированности основных видов движений и развития физических качеств

Слайд 22

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Слайд 23

Спортивные праздники и развлечения

Слайд 24

Здоровьесберегающая образовательная среда

Слайд 25

Результаты физкультурно-оздоровительной работы

Слайд 26

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол секционного заседания августовского совещания работников системы образования

Протокол секционного заседания августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска...

ПРОГРАММА секционных заседаний августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска

ПРОГРАММА секционных заседаний августовского совещанияработников системы образования города Нижневартовска...

ПРОГРАММА секционных заседаний августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2017 года

ПРОГРАММА секционных заседаний августовского совещанияработников системы образования города Нижневартовска...

Сценарий городского августовского совещания работников системы образования, 2021 г.

Традиционное августовское совещание города знаменует начало нового учебного марафона, дает старт к креативному творческому поиску инновационных педагогических идей. В разработке представлен сценарий...

Сценарий городского августовского совещания работников системы образования города, 2022 г.

Августовское совещание – это встреча единомышленников, праздник мастерства, таланта и опыта, определяющее актуальные стратегии и ориентиры развития системы образования на новый учебный год. В ма...

Выступление на августовском совещании работников образования «Пути повышения эффективности физкультурного образования обучающихся в условиях внедрения ВФСК ГТО

В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей ст...